Мнение. Ждет ли LTE в Беларуси коммерческий успех?
28.03.2012 10:55
—
Новости Hi-Tech
Разрешилась интрига со стоимостью услуг первого и пока единственного LTE/4G-оператора в Беларуси – компания Yota опубликовала тарифы. Они вступят в силу 1 апреля: после четырех месяцев "халявы" абонентам нужно будет платить оператору от 90 до 350 тыс. рублей за мобильный интернет по передовой технологии. Много это или мало? Каковы шансы Yota на коммерческий успех и какими могут быть сроки выхода на операционную безубыточность? Давайте посчитаем и порассуждаем.
Цены Итак, чтобы приобщиться к благам 4G (а сеть действительно работает очень шустро, демонстрируя десятки Мбит/с в реальных условиях), необходимо будет выложить от 90 тыс. (1 Мбит/с) до 350 тыс. (до 40 Мбит/с) белорусских рублей в месяц, не считая единоразовых 990 тыс. за модем. В статьях под рубрикой "Мнение" в порядке обсуждения публикуются материалы, отражающие личную точку зрения автора.
Кроме того, 3G поддерживают сотни и сотни различных устройств, от смартфонов до 3G/Wi-Fi роутеров, а в белорусской LTE-сети пока может работать один единственный девайс – Yota One LU150LTE. Безусловно, новые устройства постепенно будут появляться, но чтобы достичь разнообразия, как у 3G, понадобятся долгие годы. Но даже не это главное. Самой серьезной проблемой для пользователей LTE в Беларуси может стать покрытие. На данный момент "мобильным" интернет Yota можно назвать с большой натяжкой: у компании покрыта примерно треть-четверть Минска, 70% территории Гродно, и установлены тестовые зоны в областных центрах. А сотовая сеть той же МТС покрывает почти 98% территории всей страны, при этом быстрый мобильный интернет 3G доступен в большинстве крупных населенных пунктов (охват 91,5% населения). Безусловно, быстрый мобильный интернет остается прерогативой городов, однако практически в любой точке страны сотовые операторы обеспечивают хоть медленный, но интернет-коннект. В случае же с Yota связь за пределами покрытия LTE-сети просто обрывается, а значит, 4G-доступ этого оператора можно назвать лишь очень "ограниченно мобильным". Клиентская база Будет ли увеличиваться покрытие и какими темпами – зависит от пожеланий клиентов, и, судя по всему, от коммерческого успеха Yota на стартовом этапе. Пока платежеспособным интересом масс оператор похвастаться не может: за декабрь к сети подключились лишь 100 клиентов, в январе абонентская база удвоилась. К настоящему времени, можно предположить, услугами компании в Беларуси пользуются до полутысячи клиентов. Сколько из них положат модем на полку до лучших времен? Сколько выберут самые быстрые тарифы? Будет ли Yota усиливать маркетинговую активность или же продолжит точечные рекламные акции? На эти вопросы можно будет ответить не раньше апреля. А вот "портрет" потенциального клиента компании можно нарисовать уже сейчас.
Это, скорее, минчанин, чем житель Гродно (там сейчас сосредоточена лишь 1/6 абонентской базы), которому необходим доступ к Сети в центральной части города (с условием частых переездов). Возможно, это клиент, которому нужен стационарный или дублирующий канал в зоне покрытия оператора. Возможно, это клиент, которого не устраивает слишком низкая скорость ADSL на передачу (256 Кбит/с).
Возможно, это клиент, который по тем или иным причинам не может подключаться к Сети по стационарному каналу.
Возможно, это клиент, которому необходима максимальная скорость передачи данных при минимальных требованиях к мобильности. При этом вариант LTE хорошо подойдет для организации быстрого интернет-доступа для небольшого офиса. Рентабельность Понятно, что с сотовыми компаниями по массовости охвата Yota тягаться не сможет. Но всё-таки сколько абонентов нужно 4G-оператору, чтобы успешно вести бизнес? Попробуем заняться подсчетом денег в чужом кармане и оценим ежемесячные затраты компании. Каждый месяц Yota необходимо оплачивать труд своих сотрудников, интернет-канал и нести какие-то хозяйственные расходы (аренда офиса, поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии, маркетинг и т.п.). Попробуем оценить эти затраты. Проще всего разобраться с интернет-каналом: 200 Мбит/с по прейскуранту "Белтелекома" обходятся примерно в 4500 долларов США. Однако с ростом числа абонентов его придется значительно увеличивать и, скорее всего, ширина шлюза уже значительно превысила стартовую. Если у Yota хотя бы 20 сотрудников со средней з/п в 370 долларов, то мы получим еще 7400 долларов затрат. Это очень оптимистичноя-грубая оценка, не учитывающая реальные зарплаты в секторе, платежи в ФСЗН, налоги и так далее. Осталось оценить остальные расходы: вряд ли они меньше 5000 долларов в месяц. Итого ежемесячные затраты, по приблизительной оценке, составляют 4500+7400+5000 = 16 900 долларов ежемесячно. Чтобы при таких расходах выйти на операционную безубыточность, компания должна продавать около 400 "дорогих" тарифов или 1540 "дешевых" (разовый доход от продажи модемов не учитываем). В каждом из случаев придется одновременно расширять канал, что вновь приведет к значительному росту затрат на интернет, персонал и обслуживание. По моим прикидкам, точка операционной безубыточности для Yota выглядит вполне достижимой, но откуда при столь скромных доходах возьмутся серьезные суммы на расширение сети (это сотни тысяч долларов)? Внесет ли их материнская компания, отодвигая тем самым сроки окупаемости всего проекта? На все эти вопросы даст ответ лишь время. Итого На данный момент и в обозримом будущем 4G LTE-интернет от Yota останется в Беларуси сугубо нишевой услугой. Перспективы оператора всецело зависят от его готовности инвестировать в дальнейшее расширение покрытия и в продвижение собственных услуг. Несмотря на это, сеть Yota в Беларуси – самая быстрая сеть "ограниченно мобильного" интернета в стране с достаточно конкурентоспособными тарифами.
Цены Итак, чтобы приобщиться к благам 4G (а сеть действительно работает очень шустро, демонстрируя десятки Мбит/с в реальных условиях), необходимо будет выложить от 90 тыс. (1 Мбит/с) до 350 тыс. (до 40 Мбит/с) белорусских рублей в месяц, не считая единоразовых 990 тыс. за модем. В статьях под рубрикой "Мнение" в порядке обсуждения публикуются материалы, отражающие личную точку зрения автора.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.
Для конкуренции с фиксированным доступом – тарифы высоковаты. За эти же 90 тыс. byfly предлагает два мегабита, можно найти и более выгодные условия. Однако тариф Yota за 350 тыс. очень даже сравним с Ethernet-анлимом byfly на 20 Мбит/с за 313,5 тыс., притом что Ethernet-инфраструктура, как и LTE-покрытие, доступна далеко не везде. По сравнению с мобильным интернетом без ограничений по трафику у GSM-операторов – тарифы очень "вкусные": МТС-овский "Безлимит" (1 Мбит/с) после подорожаний стоит уже 150 тыс. Хотя у life:) выгодные пакеты с тарификацией по трафику, "анлимы" компании менее интересны: за 69 тыс. оператор предлагает доступ на скорости 128 Кбит/с (против 1 Мбит/с за 90 тыс. у Yota), а за 199 тыс. – на скорости 512 Кбит/с (против 3 Мбит/с за 190 тыс. у Yota). Аналогом Yota Месяц с неограниченной скоростью (до 40 Мбит/с) за 350 тыс. можно назвать лишь МТС Абсолют за 390 тыс. Однако скорость передачи данных на нём ограничена технологией (HSPA+), и в лучшем случае проигрыш составит разы, а скорее всего – десятки раз. Казалось бы, по ценам и скорости тарифы Yota затыкают конкурентов за пояс: особенно если припомнить ограничения с поражением в скорости на тарифах МТС и life:). Но, разумеется, не всё так просто. В первую очередь, для подключения к LTE-сети нужен специальный и не самый дешевый модем. А вот 3G-модемы, в простонародье – "свистки", раздаются мобильными операторами если не бесплатно, то по цене на порядок меньшей, чем модем Yota.Кроме того, 3G поддерживают сотни и сотни различных устройств, от смартфонов до 3G/Wi-Fi роутеров, а в белорусской LTE-сети пока может работать один единственный девайс – Yota One LU150LTE. Безусловно, новые устройства постепенно будут появляться, но чтобы достичь разнообразия, как у 3G, понадобятся долгие годы. Но даже не это главное. Самой серьезной проблемой для пользователей LTE в Беларуси может стать покрытие. На данный момент "мобильным" интернет Yota можно назвать с большой натяжкой: у компании покрыта примерно треть-четверть Минска, 70% территории Гродно, и установлены тестовые зоны в областных центрах. А сотовая сеть той же МТС покрывает почти 98% территории всей страны, при этом быстрый мобильный интернет 3G доступен в большинстве крупных населенных пунктов (охват 91,5% населения). Безусловно, быстрый мобильный интернет остается прерогативой городов, однако практически в любой точке страны сотовые операторы обеспечивают хоть медленный, но интернет-коннект. В случае же с Yota связь за пределами покрытия LTE-сети просто обрывается, а значит, 4G-доступ этого оператора можно назвать лишь очень "ограниченно мобильным". Клиентская база Будет ли увеличиваться покрытие и какими темпами – зависит от пожеланий клиентов, и, судя по всему, от коммерческого успеха Yota на стартовом этапе. Пока платежеспособным интересом масс оператор похвастаться не может: за декабрь к сети подключились лишь 100 клиентов, в январе абонентская база удвоилась. К настоящему времени, можно предположить, услугами компании в Беларуси пользуются до полутысячи клиентов. Сколько из них положат модем на полку до лучших времен? Сколько выберут самые быстрые тарифы? Будет ли Yota усиливать маркетинговую активность или же продолжит точечные рекламные акции? На эти вопросы можно будет ответить не раньше апреля. А вот "портрет" потенциального клиента компании можно нарисовать уже сейчас.
Это, скорее, минчанин, чем житель Гродно (там сейчас сосредоточена лишь 1/6 абонентской базы), которому необходим доступ к Сети в центральной части города (с условием частых переездов). Возможно, это клиент, которому нужен стационарный или дублирующий канал в зоне покрытия оператора. Возможно, это клиент, которого не устраивает слишком низкая скорость ADSL на передачу (256 Кбит/с).
Возможно, это клиент, который по тем или иным причинам не может подключаться к Сети по стационарному каналу.
Возможно, это клиент, которому необходима максимальная скорость передачи данных при минимальных требованиях к мобильности. При этом вариант LTE хорошо подойдет для организации быстрого интернет-доступа для небольшого офиса. Рентабельность Понятно, что с сотовыми компаниями по массовости охвата Yota тягаться не сможет. Но всё-таки сколько абонентов нужно 4G-оператору, чтобы успешно вести бизнес? Попробуем заняться подсчетом денег в чужом кармане и оценим ежемесячные затраты компании. Каждый месяц Yota необходимо оплачивать труд своих сотрудников, интернет-канал и нести какие-то хозяйственные расходы (аренда офиса, поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии, маркетинг и т.п.). Попробуем оценить эти затраты. Проще всего разобраться с интернет-каналом: 200 Мбит/с по прейскуранту "Белтелекома" обходятся примерно в 4500 долларов США. Однако с ростом числа абонентов его придется значительно увеличивать и, скорее всего, ширина шлюза уже значительно превысила стартовую. Если у Yota хотя бы 20 сотрудников со средней з/п в 370 долларов, то мы получим еще 7400 долларов затрат. Это очень оптимистичноя-грубая оценка, не учитывающая реальные зарплаты в секторе, платежи в ФСЗН, налоги и так далее. Осталось оценить остальные расходы: вряд ли они меньше 5000 долларов в месяц. Итого ежемесячные затраты, по приблизительной оценке, составляют 4500+7400+5000 = 16 900 долларов ежемесячно. Чтобы при таких расходах выйти на операционную безубыточность, компания должна продавать около 400 "дорогих" тарифов или 1540 "дешевых" (разовый доход от продажи модемов не учитываем). В каждом из случаев придется одновременно расширять канал, что вновь приведет к значительному росту затрат на интернет, персонал и обслуживание. По моим прикидкам, точка операционной безубыточности для Yota выглядит вполне достижимой, но откуда при столь скромных доходах возьмутся серьезные суммы на расширение сети (это сотни тысяч долларов)? Внесет ли их материнская компания, отодвигая тем самым сроки окупаемости всего проекта? На все эти вопросы даст ответ лишь время. Итого На данный момент и в обозримом будущем 4G LTE-интернет от Yota останется в Беларуси сугубо нишевой услугой. Перспективы оператора всецело зависят от его готовности инвестировать в дальнейшее расширение покрытия и в продвижение собственных услуг. Несмотря на это, сеть Yota в Беларуси – самая быстрая сеть "ограниченно мобильного" интернета в стране с достаточно конкурентоспособными тарифами.