Боязнь математики не отличается от других фобий
27.03.2012 14:32
—
Новости Hi-Tech
Психологический феномен боязни математики получил нейрофизиологическое подтверждение.
Боязнь математики, при всей своей распространенности, изучена на удивление недостаточно. Родители и учителя, понятное дело, вообще не слишком верят в то, что такая "боязнь" имеет место. "Просто ленится, двоечник, дать подзатыльник, поставить "двойку" — вот и весь разговор, авось к следующему разу и уравнение решит. Но даже ученые, которые просто обязаны всё исследовать и не доверять очевидным заключениям, в течение полувека с момента описания фобии ограничивались простой констатацией: да, вот есть такой загадочный феномен. Боязнь математики удостаивалась только чисто психологических исследований, которые всего лишь выявляли её новые особенности, но ничего внятного про неё не объясняли. Долгое время считалось, что она не имеет ничего общего с обычными фобиями вроде боязни пауков или змей.
В общем, исследователи из Стэнфорда (США) с полным правом могут назвать свою работу пионерской: они первыми попробовали описать нейробиологические характеристики боязни математики. В отличие от предыдущих штудий на эту тему, в которых участвовали взрослые добровольцы, на сей раз ученые имели дело с 7- и 9-летними детьми. Каждый должен был ответить на вопросы, фиксирующие психологическое отношение к математике.
Необходимо подчеркнуть, что все дети были примерно равны по IQ, способностям к чтению и запоминанию, а также к математике. Боязнь математики следует отличать от неспособности к ней: грубо говоря, человек с такой боязнью может прекрасно соображать, но боится это делать. Ему трудно выполнять контрольные или стоять у доски, но саму суть математических операций он понимает без труда.
Результаты психологического опроса совмещались с данными ФМРТ-сканирования, когда детей просили выполнить какое-нибудь арифметическое действие. У испытуемых с наибольшей боязнью математики в этот момент сильно активировалось миндалевидное тело (амигдала), центр формирования эмоций, в том числе и страха, а также часть гиппокампа, мозгового центра памяти. При этом сильно падала активность в тех участках мозга, которые отвечают за рабочую память и обработку числовой информации. У тех, кто боялся математики, эти два процесса были взаимосвязаны, кроме того, миндалевидное тело влияло также на другие эмоциональные центры мозга. Всё это отражалось на выполнении задания: если амигдала работала на максимуме, ребенок решал задачу медленно и с ошибками.
То есть, как пишут исследователи в журнале Psychological Science, боязнь математики имеет под собой тот же нейрофизиологический фундамент, что и другие фобии: в ответ на стимул происходит гиперактивация амигдалы, которая подавляет активность других зон мозга. Специфика лишь в том, какие зоны попадут под лавину страха; в случае с боязнью математики это те участки, с помощью которых мозг выполняет математические действия.
Полученные данные дают мощный инструмент для верной диагностики фобии: теперь можно полагаться не только на чисто психологические признаки, которые можно истолковать неверно, но и подкрепить их нейрофизиологическим анализом. Кроме того, учитывая школьный возраст участников эксперимента, исследователи надеются, что теперь смогут больше узнать о происхождении и развитии этой странной боязни.
Боязнь математики, при всей своей распространенности, изучена на удивление недостаточно. Родители и учителя, понятное дело, вообще не слишком верят в то, что такая "боязнь" имеет место. "Просто ленится, двоечник, дать подзатыльник, поставить "двойку" — вот и весь разговор, авось к следующему разу и уравнение решит. Но даже ученые, которые просто обязаны всё исследовать и не доверять очевидным заключениям, в течение полувека с момента описания фобии ограничивались простой констатацией: да, вот есть такой загадочный феномен. Боязнь математики удостаивалась только чисто психологических исследований, которые всего лишь выявляли её новые особенности, но ничего внятного про неё не объясняли. Долгое время считалось, что она не имеет ничего общего с обычными фобиями вроде боязни пауков или змей.
В общем, исследователи из Стэнфорда (США) с полным правом могут назвать свою работу пионерской: они первыми попробовали описать нейробиологические характеристики боязни математики. В отличие от предыдущих штудий на эту тему, в которых участвовали взрослые добровольцы, на сей раз ученые имели дело с 7- и 9-летними детьми. Каждый должен был ответить на вопросы, фиксирующие психологическое отношение к математике.
Необходимо подчеркнуть, что все дети были примерно равны по IQ, способностям к чтению и запоминанию, а также к математике. Боязнь математики следует отличать от неспособности к ней: грубо говоря, человек с такой боязнью может прекрасно соображать, но боится это делать. Ему трудно выполнять контрольные или стоять у доски, но саму суть математических операций он понимает без труда.
Результаты психологического опроса совмещались с данными ФМРТ-сканирования, когда детей просили выполнить какое-нибудь арифметическое действие. У испытуемых с наибольшей боязнью математики в этот момент сильно активировалось миндалевидное тело (амигдала), центр формирования эмоций, в том числе и страха, а также часть гиппокампа, мозгового центра памяти. При этом сильно падала активность в тех участках мозга, которые отвечают за рабочую память и обработку числовой информации. У тех, кто боялся математики, эти два процесса были взаимосвязаны, кроме того, миндалевидное тело влияло также на другие эмоциональные центры мозга. Всё это отражалось на выполнении задания: если амигдала работала на максимуме, ребенок решал задачу медленно и с ошибками.
То есть, как пишут исследователи в журнале Psychological Science, боязнь математики имеет под собой тот же нейрофизиологический фундамент, что и другие фобии: в ответ на стимул происходит гиперактивация амигдалы, которая подавляет активность других зон мозга. Специфика лишь в том, какие зоны попадут под лавину страха; в случае с боязнью математики это те участки, с помощью которых мозг выполняет математические действия.
Полученные данные дают мощный инструмент для верной диагностики фобии: теперь можно полагаться не только на чисто психологические признаки, которые можно истолковать неверно, но и подкрепить их нейрофизиологическим анализом. Кроме того, учитывая школьный возраст участников эксперимента, исследователи надеются, что теперь смогут больше узнать о происхождении и развитии этой странной боязни.