Эксперт: результативность применения компьютера в учебном процессе крайне невелика

Источник материала:  
24.11.2011 12:11 — Новости Hi-Tech
Александр Николаевич Курбацкий – один из признанных экспертов в области информатизации и ИТ-образования в Беларуси. Он и заведующий кафедрой технологий программирования ФПМИ, и председатель Совета РОО "Информационное общество", и член научно-методического совета НАН Беларуси по информатизации, и председатель Экспертного совета Парка высоких технологий... – это далеко не все регалии специалиста. А.Н. Курбацкий согласился ответить на несколько вопросов об информатизации образования в Беларуси.

– Как вы оцениваете ход и состояние информатизации системы образования в республике? Каковы основные проблемы и перспективы этих процессов? – Наверное, в первую очередь стоит остановиться на информатизации школьного образования, так как именно этим вопросам уделялось наибольшее внимание со стороны республиканских и региональных органов власти. Важными результатами можно считать то, что в республике выполнен социальный стандарт по обеспечению учреждений образования компьютерами, практически все школы и гимназии подключены сегодня к сети Интернет, большинство учителей на базовом уровне владеют ИКТ.

В то же время главной проблемой, на мой взгляд, сегодня является то, что результативность применения компьютера в учебном процессе крайне невелика. В школе компьютерная техника используется учителями эпизодически и серьезного положительного влияния на качество обучения не имеет. Домашний компьютер школьника в учебном процессе практически не задействованы и остается для семьи дорогой игрушкой. Поэтому основная работа должна быть сегодня направлена не столько на оснащение компьютерной техникой, сколько на существенное расширение использование компьютеров во всех составляющих учебного процесса как в школе, так и дома.
 – Как Вы в этой связи прокомментируете нашумевший проект поставки белорусским школьникам специально адаптированных для системы образования нетбуков? Может быть, это и есть реальный способ повысить результативность информатизации образования?  – Мне кажется, что значимый эффект может быть достигнут, если персональное мобильное компьютерное устройство станет действительно персональным и мобильным для каждого ученика. Пока это не станет возможным решение нужно искать в несколько иной плоскости. Еще один компьютер может создать лишь ненужные проблемы. В школе на уроках учителя предпочитают использовать проекционное оборудование, к которому подключается компьютер. Имеются компьютерные классы. Но, что существенно, сегодня в большинстве белорусских семей есть дома компьютер, который вполне можно задействовать в учебном процессе.

Проблема сегодня не в компьютерных устройствах, а в доступных цифровых образовательных ресурсах, способных реально помочь школьникам и учителям. А также в сервисах для родителей, которые облегчат им контроль за успеваемостью и качеством знаний своих детей. При этом такие цифровые образовательные ресурсы должны обладать определенными характеристиками.

Во-первых, они должны быть доступны с любых устройств, которые сегодня появляются и изменяются с потрясающей скоростью. Во-вторых, они должны помогать школьникам решать учебные задачи быстрее и эффективнее, чем традиционные средства обучения. В-третьих, они должны быть предельно гибкими, чтобы их можно было легко подстраивать под конкретные особенности учебного процесса, методические приемы конкретного учителя.
 – А как получить такие цифровые образовательные ресурсы и оказываемые на их основе услуги? Кто их должен разработать, или, может быть, нам их нужно закупать за границей? – Насколько я знаю, подобных русскоязычных ресурсов сегодня немного, в том числе у наших соседей. В свое время, белорусские разработчики ближе подошли к правильному пониманию особенностей компьютерных программ для школьного рынка. Например, самыми продаваемыми обучающими программами на территории СНГ последние десять лет были программы серии "Семейный наставник" белорусской компании "Инис-Софт", права на которую еще десять лет назад были проданы российской компании "1С".

Значительные усилия по разработке электронных средств обучения прилагает Министерство образования, но… Поэтому одним из перспективных путей создания цифровых образовательных ресурсов является стимулирование и поддержка такой частной инициативы, которая обеспечит дополнение основного учебного процесса электронными образовательными сервисами. Так, например, перспективный, на мой взгляд, проект инициировала научно-технологическая "Инфопарк" при поддержке ЗАО "Технобанк" и белорусского портала TUT.BY. Я имею в виду проект интеллектуальных командных онлайн-турниров.

Очень важно, что проект предполагает массовое вовлечение школьников в интеллектуальные и учебные соревнования в сети Интернет. А при проведении турниров используется технология интенсивного онлайн-тренинга, позволяющая быстро добиваться впечатляющих учебных результатов. На мой взгляд, этот проект мог бы стать основой для создания целой серии Web-сервисов для учителей, школьников и их родителей. – Кстати об интересах родителей. Как Вы относитесь к инициативе по внедрению электронных дневников, доступных в сети Интернет? Такую инициативу два года назад озвучил президент России Дмитрий Медведев. Может быть, имеет смысл запустить такую инициативу и в Беларуси? – В стратегической перспективе такая инициатива безусловно имеет смысл. Но здесь не стоит перегибать палку, и пример России, кстати, это прекрасно показывает. В российских регионах этот проект удавалось запускать только под очень сильным административным давлением. Так как отказа от печатных классных журналов и дневников не произошло, нагрузка на учителей и администрацию школ существенно возросла.

Поэтому с их стороны инициатива поддержки не нашла. Да и с точки зрения родителей выигрыш не так очевиден. Например, меня, как родителя, интересовали не столько текущие оценки моего ребенка, сколько оценка, которую он получит в четверти и за год. И как мне трактовать, например, такие текущие оценки: 7, 7, 8, 9, 9, 10? При этом учитель может поставить за четверть и 7, если две 7 были по контрольным работам. И 8, и 9. Получается, что мне эта информация совсем не нужна. А вместо нее мне гораздо интереснее было бы в середине четверти знать, на какую четвертную оценку претендует мой ребенок в данный момент.

Вот такой сервис в интернете был бы мне очень интересен. Или, еще лучше, Web-сервис в сочетании с SMS-оповещением. Кстати, для сопровождения подобной информационной услуги нужны на порядок меньшие усилия со стороны школы, чем на сопровождение полноценного электронного дневника. Далее первые массово востребованные электронные сервисы можно развивать и дополнять и в итоге, в том числе, по мере решения организационно-правовых вопросов, прийти к полноценному необременительному для учителей и руководства школ электронному дневнику. 
←Amazon обвинили в нарушении двух патентов в устройстве Kindle Fire

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика