ЖЖ не будут превращать в социальную сеть
Новое руководство LiveJournal собрало блогеров, чтобы рассказать им о своих планах на следующий год. В ЖЖ намерены внести ряд важных изменений, но притом сохранить его дух образца 1999 года в неприкосновенности, не превращая ресурс в очередную социальную сеть.
За десятилетие с лишним существования «Живого журнала» ему так и не нашлось адекватной альтернативы. Но при этом LiveJournal, сделавший себе репутацию в начале 2000-х годов, так и остался в интернете десятилетней давности, пишет Lenta.ru.
Он довольно быстро проиграл борьбу за привлечение новых пользователей другим социальным сетям, а старые пользователи регулярно предъявляли руководству ресурса претензии за его неловкие попытки догнать конкурентов. Убрали инвайты? Ввели рекламу? Продали сервис «Супу»? Создали LjTimes? Разрешили отключать рекламу только владельцам платных аккаунтов? Едва ли не каждое очередное нововведение провозглашалось окончательным предвестием скорой и неизбежной смерти ЖЖ.
Действительно, менеджмент сервиса далеко не всегда действовал в интересах пользователей. Порой руководство LiveJournal не могло даже услышать пожелания своих клиентов. Так было и со Светланой Иванниковой, назвавшей блогеров, которым не понравился надоедливый LjTimes, нехорошим словом, и даже с Антоном Носиком, который как мог защищал решение компании отключить базовые аккаунты в 2008 году.
Владельцы LiveJournal после ухода Брэда Фицпатрика постоянно экспериментировали с его управлением. Добавлялись «пользовательские» наблюдательные советы, руководство разбивалось на «российское» и «американское», да и сам сервис переходил из рук в руки. В результате этого мало кто имел внятное понимание, как будет развиваться продукт: приходилось обслуживать сиюминутные интересы владельцев и акционеров.
Наконец, в руководстве сервиса произошла очередная рокировка, которая, по идее, направлена на то, чтобы решительно оживить ЖЖ.
Светлану Иванникову на посту руководителя LiveJournal сменил Илья Дронов, бывший директор по развитию продуктов компании. Кроме того, медиа-директором SUP Media (этой компании принадлежит LiveJournal) стал Антон Носик, ранее уже руководивший ее службой блогов.
С первых же дней Носик и Дронов пошли на контакт с прессой и блогосферой. Они успели дать интервью нескольким изданиям, выступить на радио и собрать конференцию для блогеров. Тем самым дали понять: решение о смене руководства не пришло внезапно, и новые менеджеры точно знают, каким будет сервис через год.
Самым заметным должно стать, пожалуй, изменение во внешнем виде сервиса. С одной стороны, он станет чище и «свежей», а с другой — ничего кардинально не изменится. Когда на встрече с блогерами Илья Дронов, новый глава LiveJournal Russia, продемонстрировал новый интерфейс, кто-то в зале не удержался и воскликнул: «Это было или стало?!». Понятно, что существующий внешний вид сервиса никуда не годится — это явно не уровень 2011 года. Но и подготовленные изменения (а внедряться новый интерфейс будет поэтапно весь следующий год) сделаны не ради самих изменений, как порой бывает, так что криков «Дронов, верни стену!» мы вряд ли дождемся. Примерное представление о том, как будет скоро выглядеть LiveJournal, можно получить уже сейчас: Артемий Лебедев, чья студия и занималась разработкой дизайна, опубликовал несколько скриншотов.
Важным элементом обновленного интерфейса станет повсеместное использование технологии AJAX. Для обычного пользователя это будет означать, что для совершения большинства действий — скажем, просмотра и написания комментариев — не будет необходимости перезагружать страницу (а это, в свою очередь, должно повысить скорость отклика LiveJournal на действия пользователей). Технология уже используется для подгрузки веток комментариев, и это уже привело к уменьшению просмотров (то есть, загрузок) страниц на 60 миллионов в месяц.
С другой стороны, для самого ЖЖ введение AJAX станет частью значительных внутренних изменений. Дронов заявил, что будет полностью переписана серверная часть сервиса. Нынешняя реализация не только морально устарела (она не менялась с 1999 года, когда Фицпатрик создал LiveJournal), она еще и затрудняет добавление новых функций. К тому же, увеличение производительности достигалось в последние годы простым увеличением парка серверов. Кстати, часть серверов будет перевезена из США в Европу ради повышения скорости работы сервиса в России.
При этом изменения в «программную» часть будут вводиться поэтапно: уже в начале следующего года разработчики планируют разобраться с самой «узкой» частью ЖЖ — его социальным графом. Социальный граф — это информация о том, кто кого добавил во «френды», кто в какое сообщество вступил и так далее.
После того как будет переработана система хранения социального графа, во «френдленту» будет интегрирован сервис FriendsTimes. Он рекомендует пользователю те записи, в которых проявили активность его «френды», при этом сам блогер на авторов этих записей может и не быть подписан. Сервис уже доступен в тестовом режиме, а для включения его необходимо вступить в соответствующее сообщество. Также в ЖЖ появится и система рекомендаций новых блогеров на основе интересов пользователя.
Еще одним заметным изменением в жизни LiveJournal станет отключение рекламы в дневниках пользователей. Она и сейчас, в принципе, вырезается специальными расширениями браузеров, но все же «официальный» отказ от нее не будет лишним. К тому же пользователям официально разрешат публиковать рекламные записи в своих журналах. При этом вполне возможно и добавление в дневник рекламных блоков от партнеров LiveJournal по согласованию с владельцем блога: в таком случае блогер будет получать прибыль от ее размещения.
Последним крупным нововведением станет изменение системы рейтинга блогеров. На смену измерению по количеству «зафрендивших» дневник пользователей придет сложная величина, названная «социальным капиталом». Она предполагает соотнесение ряда параметров — количества друзей, комментариев, «перепостов» и т.д. — которые на выходе дают некое значение авторитетности блогера. Так, к примеру, Сергей Доля окажется «авторитетнее» Алексея Навального, а Антон Носик и вовсе выйдет за пределы топ-10 пользователей. Некоторые пользователи уже выразили негодование в адрес новой системы, предсказывая очередной виток «писькомерства» или вовсе «убийство контента». Хотя «социальный капитал» как раз и направлен на борьбу с накрутками рейтингов. В идеале, по крайней мере.
При этом Антон Носик еще раз подчеркнул, а Илья Дронов подтвердил: они не собираются «переизобретать» сервис, как об этом поспешили сообщить некоторые СМИ, и уж точно не собираются превращать ЖЖ в Facebook или «ВКонтакте«. Все озвученные изменения нельзя назвать неожиданными, и тут в укор менеджменту LiveJournal можно поставить разве что затягивание с принятием решения. Все-таки, наверно, не стоило доводить блогеров до очередной истерики «ЖЖ' умирает!» и освежить сервис год-полтора назад.