Интервью по понедельникам. Образовательный центр ПВТ
05.09.2011 16:00
—
Новости Hi-Tech
В этот понедельник в гостях у IT.TUT.BY – Елена Локтева, замдиректора Образовательного центра Парка высоких технологий. С ней мы обсудили, какие специалисты нужны рынку и варианты, которые предлагают желающим учебные центры.
Сколько стоят курсы? Как быстро окупаются? Чем заняться до поступления на курсы? Просто ли найти работу после выпуска? Каковы самые модные и перспективные направления? Все эти вопросы и тему ИТ-обучения в целом мы обсудили с Еленой Локтевой.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
Скачать аудио (20,25 МБ)
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
Скачать видео
– На взгляд специалиста, который готовит специалистов: каких кадров не хватает рынку? На какие направления вы делаете фокус? Наверняка, перед тем, как открывать свои курсы, вы исследовали рынок...
– Кадров не хватает разных. Если мы говорим об IT, то есть нехватка программистов по определенным платформам...
– Например?
– Java, .NET – очень востребованные направления, не хватает специалистов. Востребована профессия тестировщика программного обеспечения. Причем тестировщики требуются самые разные, с разными скиллами (навыками – прим. IT.TUT.BY), и их нигде специально не готовят. Есть потребность в бизнес-аналитиках. Причем потребность уже не просто в бизнес-аналитике как таковом, а в бизнес-аналитике, специализирующемся по финансам, медицине... Есть много проектов и заказов от разных компаний, и им нужен человек, который разговаривает с ними на понятном языке. Спектр очень широкий, и пока мы не можем весь его охватить. Тем не менее, у нас в планах охватить все, что требуется.
– Чего не хватает IT-ишникам, кроме технических знаний? Вы будете фокусироваться только на технических знаниях или планируете какие-то дополнительные спецкурсы? Например, "теорию переговоров", на которую могут прийти как программисты, которые хотят себя выгоднее продать, так и бизнес-аналитики, у которых это будет основным направлением...
– В описании должностей, которые мы получили от компаний-резидентов Парка, есть много дополнительных требований. Помимо технических навыков, там прописаны дополнительные знания: знание английского языка, умение работать в команде, умение вести переговоры по почте и не по почте. Понятно, что от младших специалистов требуется немного меньше, а людям, которые руководят командами, все это нужно на более глубоком уровне. Соответственно, есть проблема со знанием языка. Параллельно мы будем запускать курсы английского для IT-специалистов. Все модули будут построены таким образом, что человек будто бы будет участвовать в проекте и проходить все его стадии, но делать он это будет по-английски.
Немного позже будут разрабатываться несколько курсов по дополнительным скиллам, умению работать в команде. Будут проводиться тренинги, семинары, чтобы люди развивались. Преподаватели стараются отслеживать тех, кто приходит к нам на курсы. И они говорят, что приходят люди очень толковые, талантливые, способные, все схватывают, но совершенно не умеют общаться. А такой человек будет чувствовать себя на проекте некомфортно. Ему надо пройти тренинги личностного роста, и после этого его можно смело брать за руку и приводить в компанию, и у него все будет хорошо.
– "Берете ли вы своих выпускников за руку" и ведете ли вы их на собеседования?
– Уже был прецедент. Взяли одну выпускницу и отвели на собеседование. Она сейчас работает в Epam Systems.
– Чем Образовательный центр ПВТ отличается от всех остальных учреждений IT-образования? В принципе, IT-курсов в Минске много, и многие компании проводят курсы самостоятельно, а потом набирают себе этих людей. Есть ли смысл в ваших курсах?
– Смысл есть. Действительно, многие компании проводят свои курсы. Некоторым даже деньги платят за то, что они учатся. Платят, но не сразу.
– Но в худшем случае – это бесплатно!
– В лучшем случае те, кто проходят определенный этап и хорошо себя показали, могут получать стипендию. Но на эти курсы достаточно сложно попасть, потому что человека изначально рассматривают как соискателя, кандидата на место. Поэтому к нему предъявляется много требований. Если мы возьмем человека, который не владеет английским языком, и предложим ему подтянуть английский язык, то на курсы компании без английского языка он просто не попадет.
Более того, есть определенная группа людей, которая не охвачена внутренними курсами. На этих курсах приоритет имеют люди, у которых уже есть техническая подготовка, базовые знания и навыки. С такими людьми можно меньше возиться и сразу начинать более глубокие вещи. В нашем случае приходит много людей, которые не имеют никакой специальной подготовки. Девушка, которую я сегодня упоминала, училась в Нархозе и к программированию имела слабое отношение...
– Наверное, из нее получился бы хороший бизнес-аналитик...
– Из нее получился хороший тестировщик. Хотя на нее сразу свалилась большая нагрузка, но пока она всем довольна. Что касается других курсов, я думаю, отличий у нас с ними будет несколько. Во-первых, все наши программы и наработки самым тесным образом связаны с компаниями. Мы не берем абстрактную программу с потолка, не переписываем книжки в свои раздатки. Мы сразу пошли в компании, спросили, кто им нужен, что он должен уметь делать и обязались подготовить такого человека. Мы беремся его подготовить с нуля, берем на себя определенные обязательства, готовы возиться с ним, поддерживать его морально.
– Даже "прожженных гуманитариев"?!
– Хороший термин. По моему мнению, которое основывается на практическом опыте, – необучаемых нет. Просто есть люди, с которыми надо возиться больше, и есть люди, с которыми надо возиться меньше. Мы берем на себя труд при необходимости с кем-то возиться больше. Компании себе этого позволить не могут, потому что у них просто нет на это времени, они не готовы за свои деньги с кем-то возиться. Мы тесно связаны с потребностями бизнеса. Наверное, этого в первую очередь не хватает нашим вузам, потому что они не могут адаптировать свои программы под то, что необходимо, и не успевают менять программы.
Мы предлагаем самые разные формы обучения. Помимо очных тренингов, которые у нас уже работают, в ближайшее время мы будем запускать дистанционную форму. Это позволит учиться людям, которые не могут посещать вечерние, достаточно интенсивные курсы. К тому же готовится пакет бесплатных курсов в дистанционной форме. Тем, кто хочет получить базовую подготовку, можно будет…
– Скачать и пройти!
– Его даже не надо будет скачивать. У нас есть учебный портал, пока он работает в тестовом режиме. Человеку можно будет получать учетную запись на портале и через него заниматься, задавать учебные вопросы. Эти курсы будут поддерживаться нашими преподавателями, и можно будет получать консультацию.
– Преподаватели – это больная тема везде. В компаниях для внутренних тренингов приходится отрывать специалистов, которые нужны на проектах. В вузах тяжело, потому что зарплаты невысокие, и все уходят в компании. Кто преподает в вашем центре? Насколько ими довольны ученики? Обладают ли эти люди практическим опытом?
– В первую очередь мы делаем акцент на людей, которые имеют практический опыт. Если человек рассказывает про тестирование, он не понаслышке и не по книжкам знает, что это такое.
– Но хороший футболист не всегда – хороший тренер. Вы пытаетесь найти "и тех, и тех"?
– К счастью, у нас есть несколько человек, которые имеют за плечами хороший тренерский опыт и 7-10 лет работы в IT. У них есть наработанный материал, опыт работы с любой аудиторией и при этом они действительно владеют вопросом. Соответственно, с ними группа чувствует себя достаточно хорошо. Людям, которым не хватает преподавательского опыта, или он очень маленький, или у них нет хорошего набора разработанных программ, надо помочь раскрыться.
Преподавательскими навыками может обладать каждый второй. Дело в другом. Мы тратим достаточно много времени и усилий на наших преподавателей, которым нужна дополнительная поддержка. Мы проводим внутреннее обучение, отправляем их на тренинги. В Epam Systems есть внутренние тренинги, мы можем отправлять на них своих преподавателей. Там готовы обучать их на своих программах. Мы не скупимся ни временем, ни средствами, чтобы преподаватели, которым нужно вдохновение, получили его. Мы их поддерживаем и стараемся подбадривать.
– На зарплаты не жалуются?
– Мы стараемся держать зарплаты на уровне разработчиков IT-компаний в зависимости от того, насколько человек готов к определенным вещам.
– Вы как-то будете задействовать преподавателей, которые готовились Парком высоких технологий в Индии? Или это разные структуры? Имеет ли какое-то отношение индийский совместный учебный центр к вашему образовательному центру?
– Вообще это две разные структуры. Белорусско-индийский центр занимается другими вопросами.
– Мне кажется, он тоже должен готовить IT-специалистов...
– Он готовит не только IT-специалистов. Сейчас у них много правильных, нужных и своевременных программ. Они готовят преподавателей и учителей школ.
– То есть, их работа носит скорее социальный характер...
–Они приглашают из компаний IT-специалистов, которые рассказывают про последние веяния. Преподаватели не могут так быстро адаптировать свою учебную программу, но они могут переделать какие-то задания, организовать факультативы. Это очень нужно. Приходилось сталкиваться с преподавателями одного нашего технического вуза, которые толком не умеют пользоваться электронной почтой! Естественно, с этой ситуацией надо что-то делать. ПВТ регулярно собирает преподавателей с вузов, школ всей Беларуси. У него есть региональные классы, они могут выезжать в Брест, Гродно, собирать там людей и проводить конференции. Все эти классы соединены видеоконференцсвязью. Если даже у них нет возможности ездить по регионам, они могут проводить такие полезные мероприятия дистанционно.
– Вы говорили, что планируете привлекать в том числе и выпускников этого центра.
– В рамках белорусско-индийского проекта 8 наших специалистов ездили в Индии и проходили там стажировку в течение полугода. Они учились на разных направлениях и получили дипломы. Мы привлекаем их, некоторые работают у нас, некоторые подготовили программы, и мы планируем запускать их в ближайшее время. Они готовят разные программы, и я надеюсь, что с их помощью мы сможем охватить очень много важных и актуальных направлений.
– Возвращаясь к теме стоимости обучения: в компаниях его можно получить бесплатно с учетом дополнительных требований. У вас оно платное. Сколько в среднем стоит подготовка IT-специалиста, и как быстро она потом окупается? Отслеживаете ли вы процент трудоустройства своих выпускников?
– Цифры я привести не могу, потому что мы "стартанули" только в мае этого года. За это время у нас сейчас проходит обучение четвертая группа. Те, кто начал в мае, еще не прошли такой комплекс курсов, чтобы можно было рекомендовать их компаниям. Они должны пройти еще некоторые этапы. Некоторые начали только неделю назад. Их тем более еще рано рекомендовать. Поэтому я не могу сказать, что у нас идет повальное трудоустройство, и не могу предоставить вам красивую таблицу.
– Да, должен пройти хотя бы год.
– Девушка, которую мы упоминали, прошла два курса обучения, это полтора месяца, и потом оказалась в компании. У них была небольшая группа, всего 8 человек. Мы даже не стали огорчаться, что она такая маленькая, потому что лучше начинать с маленькой группы и сосредоточиться на ней. Сейчас эта группа заканчивает обучение по еще одному блоку.
Дело в том, что наша образовательная программа состоит из модулей. Если человеку нужно зайти на следующий блок, но ему не хватает каких-то знаний, он может перейти на соседнюю программу, взять оттуда дополнительный кусок, подтянуться и дальше идти по своей линии. Мы можем, как конструктор "Лего", собирать индивидуальные программы обучения и отслеживать прогресс.
Кому-то хватает двух курсов. Есть ребята с той же группы, которым не хватило двух курсов, но по окончании третьего с определенной долей уверенности им можно будет что-то гарантировать. Они серьезно относятся к вопросу, много занимаются, работают. Наши занятия не ограничиваются тем, что происходит в аудитории. Помимо нее есть домашние здания, работа на форуме, дополнительные индивидуальные консультации. Поэтому провести анализ я пока не могу. Если будет интересно, через полгода можем вернуться к этому вопросу.
В первую очередь мы заинтересованы в том, чтобы наши выпускники трудоустраивались в IT-компании, в Парк высоких технологий. Нас создавали для того, чтобы мы помогли подготовить кадры и закрыть огромное количество вакансий в этих компаниях, которые измеряются сотнями и стремительно растут.
– Сколько в среднем по рынку стоит "выучиться"?
– Я недавно зашла на пять сайтов образовательных центров и немного ужаснулась. Наши цены сейчас будут расти. Но цены, по которым мы продаем наши программы, может показаться, зашкаливают. Где-то в полтора раза больше, где-то – в два. Есть немыслимые цены: за курс 40 часов – 300 тыс. Я понимаю, откуда берется эта цена...
Мы привлекаем достаточно квалифицированных преподавателей, которые способны подготовить разработчика в такой компании, как Epam Systems. Соответственно, этот преподаватель не придет ко мне из любви к профессии. Ему нужно платить хорошую зарплату. Наша стоимость выше из-за того, что мы хотим мотивировать наших преподавателей на работу.
Требования, которые мы предъявляем преподавателям, очень высокие. Один наш очень квалифицированный преподаватель, который уже 6 лет работает внутренним тренером у Epam Systems и преподает еще в куче мест, говорит, что за две недели подготовки курса у нас сделал больше, чем за шесть работы в вузе. Сначала он думал, что у него все готово, и надо только чуть-чуть откорректировать. Но когда я вывалила список требований, что должно быть в материалах и как они должны выглядеть, оказалось, что все намного серьезнее. Проделывается серьезная работа, программы берутся не с потолка, а идут от требований. Для того чтобы гарантировать какой-то результат, я должна иметь возможность требовать с преподавателя достаточно много. Чем больше я с него требую, тем больше он хочет зарабатывать.
– По сути, вы позиционируете себя как премиум-бренд в IT-образовании?
– Мы будем стремиться стать лидерами в этой сфере.
– Сколько ориентировочно будущему Java-разработчику надо вложить денег в курс?
– Один модуль у нас длится 36 учебных часов. Это три недели по три раза в неделю. На самом деле – это очень интенсивный курс. Чтобы подготовиться по Java, надо пройти три таких модуля. Два с небольшим месяца. Один модуль в августе стоил от 540 тыс. до 630 тыс. в зависимости от уровня сложности. При этом есть система скидок. Тем, кто берет два и больше модулей, предоставляется скидка. Сейчас цены будут расти. Как они будут расти, я не скажу, потому что не хочу вводить в заблуждение. В общем-то, мы всегда ориентировались на стоимость 100 долларов и дальше. Это будет зависеть от уровня сложности. У нас есть курсы для людей с опытом, которым нужна более квалифицированная подготовка. Такая программа стоит дороже, потому что требует более глубокой проработки и серьезной подготовки преподавателей.
– Какие у вас доказательства того, что вы претендуете на образовательный центр премиум-класса? Какой сертификат вы выдаете? По окончании курсов вы даете гарантию, что выпускника пригласят на собеседование? Или вы просто потом фотографируетесь с ними и расстаетесь?
– Расскажу все как есть, не буду ничего приукрашивать. Мы открылись в мае, и мы не аккредитованы Министерством образования, поэтому мы не выдаем диплом или свидетельств государственного образца.
– Но нужны ли они в IT-компаниях?
– На самом деле там мало смотрят на то, какие печати у тебя стоят в документе. Человека все равно проверяют на собеседовании. Он может принести целый веер документов, но они могут ему не помочь.
– Но с веером все равно приятнее.
– С веером приятнее, но, как говорится, "бьют не по паспорту, а по морде". Одного модуля для начинающих мало, чтобы мы дали гарантию или рекомендацию. Одного модуля достаточно, чтобы мы поняли, что это – "наш человек", и мы должны уделять ему повышенное внимание, потому что у него есть потенциал. Пока человек не проявился, мы отмечаем это про себя и пробуем достать из него самое лучшее. После каждого модуля человек получает свидетельство о том, что он прослушал соответствующий курс.
– Все-таки ему есть с чем прийти!
– Мы нацелены работать так, чтобы это было не просто красивое свидетельство, а чтобы оно вызывало уважение. Для этого надо, чтобы прошло много времени. Нужно заработать право махать этим свидетельством на входе. Люди, которые проходят минимальный необходимый блок, соответствуют всем требованиям, предъявляемым джуниор-разработчику на Java. После этого будет выдаваться не свидетельство, а бумага, в которой будет указано, каким скилами человек обладает.
Стопроцентной гарантии трудоустройства мы не обещаем, потому что все зависит не только от нас. Это наполовину наш результат, и наполовину результат человека. Есть люди, которые платят деньги, а потом просто сидят на занятиях. Преподаватель распинается, мы беседуем, увещеваем, что надо учиться.
– Двоек не ставите?
– Не ставим, потому что мы учим взрослых людей, а не в кошки-мышки с ними играем. Все всё понимают. Но человек слушает, улыбается, говорит "хорошо" и дальше ничего не делает. Если этот человек говорит, что учеба – это одно, а "на работе он бы горы свернул", я знаю, что это – гнусный самообман, потому что точно так же, как он учится, он и будет работать. Я позориться не буду и никому его не порекомендую. В худшем случае этот человек потратит свое время и деньги. Нам с ним и ему с нами приятно пообщаться. Если он готов за это платить – ради бога.
Большинство тех, кто к нам приходят, относятся к этому серьезно и знают, зачем они пришли. Обычно это видно уже на входе, и в течение курса ты видишь, что это подтверждается. Когда люди нам только звонят, я все предельно подробно им объясняю. Человек знает, куда он идет, знает, что будут требования, знает, что надо будет работать не только на занятиях, и надо будет не только слушать. Все наши курсы построены таким образом, что лекций там, в общем-то, нет: ты садишься и сразу что-то делаешь.
– Программишь.
– Не всегда. Тестировщикам не всегда надо программить и не всегда надо работать за компьютером. Иногда они садятся в группы и работают в рабочих тетрадях, выполняют задания и решают кейсы. У нас все активно, динамично, темп очень интенсивный. Кто готов – он вернет эти деньги достаточно быстро, потому что зарплаты в IT-индустрии всегда были хорошие. Люди, которые там работают, даже в кризисной ситуации чувствуют себя достаточно уверенно. Если человек хочет влиться в эту среду и чувствовать себя уверенно и работать на перспективную отрасль, у него это получиться. Мы считаем, что три раза заплатить по 100 долларов за месяц обучения, чтобы в первую же зарплату забыть, как ты тратил такие смешные деньги – это немного.
– В общем-то, срок окупаемости – месяц-два...
– Я думаю, что при успешном трудоустройстве человек вернет себе эту сумму достаточно быстро.
– Планируете ли вы готовить специалистов к курсам крупных компаний (MSCE)? Я знаю, что такие курсы в Беларуси уже есть. Может, вы планируете готовить специалистов к сдаче профильных экзаменов?
– У нас есть такая затея, и крупные компании заинтересованы в том, чтобы к ним приходили хорошие специалисты. Мы начинаем переговоры с крупными компаниями, чтобы организовать сертифицированные курсы на базе нашего учебного центра. Мы ищем преподавателей, потому что от вендора мало получить разрешение. Может, мы подготовим своих преподавателей, чтобы они могли работать по программам вендоров. Не буду говорить о сроках, но мы к этому придем. Это одно из направлений, в котором мы собираемся работать.
– Что нового вы предложите в учебном сезоне? У вас сейчас есть программы по Java, по тестированию. Куда дальше будете расти?
– С сентября у нас запускается программа для подготовки .NET-разработчиков. C Sharp, PSP Net. Еще у нас планируется программа подготовки C++-разработчиков. Есть достаточно большой спрос на них не только у компаний, но и на рынке. Эти программы мы будем готовить в очном и очно-дистанционном формате. Очень много людей звонит из Бреста, Гомеля, Молодечно: они не могут три раза в неделю приезжать в Минск, но субботу и воскресение могли бы и с удовольствием учились бы в очно-дистанционной форме. Они ждут таких программ, и мы будем их запускать.
– А сейчас есть только очная форма?
– Группы, которые у нас сейчас занимаются, очные. Еще у нас готовится несколько курсов для новичков.
– "С какой стороны включать компьютер"?
– Нет. Программирование для начинающих, базы данных для начинающих, web-дизайн для начинающих... Например, в рамках подготовки Java-разработчика небольшое время надо уделить определенной теме. И такой же теме надо уделить другим специальностям. Растягивать программу по Java из-за этого блока и заставлять преподавателей тратить на это время не хочется. Но есть преподаватели, которые могут подготовить эти блоки и доставить их в поддержку разным программам. Это будут курсы-сателлиты, которые люди смогут пройти в дистанционном формате.
При этом они не останутся с материалом один на один. Предусмотрено много практических заданий, тестов для самопроверки, поддержка на форумах. Если что-то не получится, человек сможет проконсультироваться. Пройдя такие курсы, люди смогут увереннее чувствовать себя в более сложных программах.
– Очень модное сейчас направление – мобильные разработки. Планируете ли вы открыть такие курсы?
– Мы ищем эксперта, который готов прийти и поставить авторскую программу.
– Я могу вам порекомендовать одного.
– Буду рада. Нам нужен человек, который вдохновится самой идеей поставить программу. Он должен ее придумать. У нас есть лидер по программе по тестированию, он сам ее придумал, разработал. И другие преподаватели с ним вместе, но они ему в помощь и поддержку. Но идейный входновитель и отец этой программы этот человек. Нам нужен такой отец для программы по мобильной разработке.
На основе вашего опыта работы со студентами, которые учатся IT, что бы вы им посоветовали до того как они придут к вам или вашим конкурентам? Что желательно сделать до того, как приходить учиться? И нужно ли приходить учиться? В общем-то, книг навалом, интернет есть…
По поводу того, что "книг навалом", расскажу один случай о том, почему люди все-таки будут уходить на курсы. Когда-то ко мне на курсы по 3D Maх ко мне пришла одна студентка. Буквально на втором занятии я поняла, что некоторые вопросы, наоборот, я у нее должна спрашивать. Я потерпела еще два занятия, а потом, когда она в очередной раз проявила себя, я подошла к ней и спросила, зачем она пришла на курсы и чему я могу ее научить. Она сказала, что сидит дома, создает сложнейшие трехмерные модели самолетов, танков, кораблей. Кто занимается этим, понимает, что это не такая простая вещь. А я ей рассказываю, как кубики передвигать и прочее. Она говорит, что может заниматься этим дома (и так и делает), но "дома ее никто не похвалит". Я смеялась, что преподавателю и не надо быть докой в том, что он преподает: ему достаточно просто хвалить своих студентов. У меня были студенты, которые учились очно-дистанционно. Я видела их только на установочном занятии и на экзамене. Они меня не беспокоили, и мы практически не общались. Я спросила, почему они фактически самостоятельно взяли курс и не задали ни одного вопроса. Они ответили, что им не нужно, чтобы им отвечали на вопросы. Им нужно, чтобы был человек, к которому в любой момент можно обратиться. Они готовы прийти, чтобы знать, что кто-то есть за спиной и всегда поддержит, посоветует.
Я бы посоветовала немногое, но то, что помогло бы всем. Перед тем, как вы решите идти на курсы или заниматься IT в принципе, поспрашивайте у знакомых в IT-сфере, как им работается, чем они занимаются. В конце концов, можно залезть в интернет и почитать, что такое тестировщик, программист, какие сейчас существуют технологии, что значит работать на IT-проекте, что значит работать в команде IT-проекта. Бывает, люди хотят идти на тестировщика или на Java, но они не совсем понимают, куда идут, и что будет происходить с ними дальше. Это элементарные вещи.
Если человек уверен и понимает, что действительно хочет этому научиться, тогда пусть он приходит к нам, мы поговорим с ним, решим, что ему интересно и что ему подойдет. Мы сейчас подготавливает серьезную процедуру оценки на входе, чтобы по способностям человека подобрать ему оптимальную программу обучения и оптимальное развитие карьеры в дальнейшем. Мы со своей стороны будем работать для этого. От человека требуется немного: получить для себя информацию, чтобы понимать, куда он идет, и что мы можем ему предложить.
– Можете пожелать нашим слушателям, читателям и зрителям что-нибудь...
– Мне хочется пожелать, чтобы каждый нашел себя, свое место в жизни. Главное – найти то дело, которым вы действительно хотели бы заниматься. Ради этого дела всегда найдутся силы и желание, дополнительные ресурсы. В вашу жизнь будут приходить нужные люди, будут приходить деньги, чтобы вы могли заниматься тем, чем хотите. Если наш учебный центр сможет вам в этом помочь, мы всегда вам рады и всегда открыты. Мы готовы сделать со своей стороны все возможное, а пока желаю вам бодрости, оптимизма. Начинается учебный год, начинается зуд, хочется учиться, хочется чего-то нового. Желаю вам получить это новое, научиться чему-то и продвинуться в жизни вперед.
Елена Локтева
Заместитель директора Образовательного центра ПВТ.
Автор и руководитель e-learning.by. Занимается внедрением eLearning-проектов с 2006 года: организация и проведение программ обучения для eLearning-специалистов, консалтинг, разработка и адаптация учебного контента для дистанционных курсов. В прошлом Елена руководила Центром дистанционного образования ИБМТ БГУ и корпоративным учебным центром ГК "Армтек", а также принимала участие в разработке электронного учебного контента для нескольких систем дистанционного обучения (в вузах и международных компаниях) в качестве разработчика, сценариста и руководителя проектных команд. Занималась разработкой и проведением программ повышения квалификации и переподготовки кадров по Web-дизайну и компьютерной графике в ИПКиПК БНТУ, ИБМТ БГУ, Центре обучающих технологий Белхард.
Сколько стоят курсы? Как быстро окупаются? Чем заняться до поступления на курсы? Просто ли найти работу после выпуска? Каковы самые модные и перспективные направления? Все эти вопросы и тему ИТ-обучения в целом мы обсудили с Еленой Локтевой.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
Скачать аудио (20,25 МБ)
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
Скачать видео
– На взгляд специалиста, который готовит специалистов: каких кадров не хватает рынку? На какие направления вы делаете фокус? Наверняка, перед тем, как открывать свои курсы, вы исследовали рынок...
– Кадров не хватает разных. Если мы говорим об IT, то есть нехватка программистов по определенным платформам...
– Например?
– Java, .NET – очень востребованные направления, не хватает специалистов. Востребована профессия тестировщика программного обеспечения. Причем тестировщики требуются самые разные, с разными скиллами (навыками – прим. IT.TUT.BY), и их нигде специально не готовят. Есть потребность в бизнес-аналитиках. Причем потребность уже не просто в бизнес-аналитике как таковом, а в бизнес-аналитике, специализирующемся по финансам, медицине... Есть много проектов и заказов от разных компаний, и им нужен человек, который разговаривает с ними на понятном языке. Спектр очень широкий, и пока мы не можем весь его охватить. Тем не менее, у нас в планах охватить все, что требуется.
– Чего не хватает IT-ишникам, кроме технических знаний? Вы будете фокусироваться только на технических знаниях или планируете какие-то дополнительные спецкурсы? Например, "теорию переговоров", на которую могут прийти как программисты, которые хотят себя выгоднее продать, так и бизнес-аналитики, у которых это будет основным направлением...
– В описании должностей, которые мы получили от компаний-резидентов Парка, есть много дополнительных требований. Помимо технических навыков, там прописаны дополнительные знания: знание английского языка, умение работать в команде, умение вести переговоры по почте и не по почте. Понятно, что от младших специалистов требуется немного меньше, а людям, которые руководят командами, все это нужно на более глубоком уровне. Соответственно, есть проблема со знанием языка. Параллельно мы будем запускать курсы английского для IT-специалистов. Все модули будут построены таким образом, что человек будто бы будет участвовать в проекте и проходить все его стадии, но делать он это будет по-английски.
Немного позже будут разрабатываться несколько курсов по дополнительным скиллам, умению работать в команде. Будут проводиться тренинги, семинары, чтобы люди развивались. Преподаватели стараются отслеживать тех, кто приходит к нам на курсы. И они говорят, что приходят люди очень толковые, талантливые, способные, все схватывают, но совершенно не умеют общаться. А такой человек будет чувствовать себя на проекте некомфортно. Ему надо пройти тренинги личностного роста, и после этого его можно смело брать за руку и приводить в компанию, и у него все будет хорошо.
– "Берете ли вы своих выпускников за руку" и ведете ли вы их на собеседования?
– Уже был прецедент. Взяли одну выпускницу и отвели на собеседование. Она сейчас работает в Epam Systems.
– Чем Образовательный центр ПВТ отличается от всех остальных учреждений IT-образования? В принципе, IT-курсов в Минске много, и многие компании проводят курсы самостоятельно, а потом набирают себе этих людей. Есть ли смысл в ваших курсах?
– Смысл есть. Действительно, многие компании проводят свои курсы. Некоторым даже деньги платят за то, что они учатся. Платят, но не сразу.
– Но в худшем случае – это бесплатно!
– В лучшем случае те, кто проходят определенный этап и хорошо себя показали, могут получать стипендию. Но на эти курсы достаточно сложно попасть, потому что человека изначально рассматривают как соискателя, кандидата на место. Поэтому к нему предъявляется много требований. Если мы возьмем человека, который не владеет английским языком, и предложим ему подтянуть английский язык, то на курсы компании без английского языка он просто не попадет.
Более того, есть определенная группа людей, которая не охвачена внутренними курсами. На этих курсах приоритет имеют люди, у которых уже есть техническая подготовка, базовые знания и навыки. С такими людьми можно меньше возиться и сразу начинать более глубокие вещи. В нашем случае приходит много людей, которые не имеют никакой специальной подготовки. Девушка, которую я сегодня упоминала, училась в Нархозе и к программированию имела слабое отношение...
– Наверное, из нее получился бы хороший бизнес-аналитик...
– Из нее получился хороший тестировщик. Хотя на нее сразу свалилась большая нагрузка, но пока она всем довольна. Что касается других курсов, я думаю, отличий у нас с ними будет несколько. Во-первых, все наши программы и наработки самым тесным образом связаны с компаниями. Мы не берем абстрактную программу с потолка, не переписываем книжки в свои раздатки. Мы сразу пошли в компании, спросили, кто им нужен, что он должен уметь делать и обязались подготовить такого человека. Мы беремся его подготовить с нуля, берем на себя определенные обязательства, готовы возиться с ним, поддерживать его морально.
– Даже "прожженных гуманитариев"?!
– Хороший термин. По моему мнению, которое основывается на практическом опыте, – необучаемых нет. Просто есть люди, с которыми надо возиться больше, и есть люди, с которыми надо возиться меньше. Мы берем на себя труд при необходимости с кем-то возиться больше. Компании себе этого позволить не могут, потому что у них просто нет на это времени, они не готовы за свои деньги с кем-то возиться. Мы тесно связаны с потребностями бизнеса. Наверное, этого в первую очередь не хватает нашим вузам, потому что они не могут адаптировать свои программы под то, что необходимо, и не успевают менять программы.
Мы предлагаем самые разные формы обучения. Помимо очных тренингов, которые у нас уже работают, в ближайшее время мы будем запускать дистанционную форму. Это позволит учиться людям, которые не могут посещать вечерние, достаточно интенсивные курсы. К тому же готовится пакет бесплатных курсов в дистанционной форме. Тем, кто хочет получить базовую подготовку, можно будет…
– Скачать и пройти!
– Его даже не надо будет скачивать. У нас есть учебный портал, пока он работает в тестовом режиме. Человеку можно будет получать учетную запись на портале и через него заниматься, задавать учебные вопросы. Эти курсы будут поддерживаться нашими преподавателями, и можно будет получать консультацию.
– Преподаватели – это больная тема везде. В компаниях для внутренних тренингов приходится отрывать специалистов, которые нужны на проектах. В вузах тяжело, потому что зарплаты невысокие, и все уходят в компании. Кто преподает в вашем центре? Насколько ими довольны ученики? Обладают ли эти люди практическим опытом?
– В первую очередь мы делаем акцент на людей, которые имеют практический опыт. Если человек рассказывает про тестирование, он не понаслышке и не по книжкам знает, что это такое.
– Но хороший футболист не всегда – хороший тренер. Вы пытаетесь найти "и тех, и тех"?
– К счастью, у нас есть несколько человек, которые имеют за плечами хороший тренерский опыт и 7-10 лет работы в IT. У них есть наработанный материал, опыт работы с любой аудиторией и при этом они действительно владеют вопросом. Соответственно, с ними группа чувствует себя достаточно хорошо. Людям, которым не хватает преподавательского опыта, или он очень маленький, или у них нет хорошего набора разработанных программ, надо помочь раскрыться.
Преподавательскими навыками может обладать каждый второй. Дело в другом. Мы тратим достаточно много времени и усилий на наших преподавателей, которым нужна дополнительная поддержка. Мы проводим внутреннее обучение, отправляем их на тренинги. В Epam Systems есть внутренние тренинги, мы можем отправлять на них своих преподавателей. Там готовы обучать их на своих программах. Мы не скупимся ни временем, ни средствами, чтобы преподаватели, которым нужно вдохновение, получили его. Мы их поддерживаем и стараемся подбадривать.
– На зарплаты не жалуются?
– Мы стараемся держать зарплаты на уровне разработчиков IT-компаний в зависимости от того, насколько человек готов к определенным вещам.
– Вы как-то будете задействовать преподавателей, которые готовились Парком высоких технологий в Индии? Или это разные структуры? Имеет ли какое-то отношение индийский совместный учебный центр к вашему образовательному центру?
– Вообще это две разные структуры. Белорусско-индийский центр занимается другими вопросами.
– Мне кажется, он тоже должен готовить IT-специалистов...
– Он готовит не только IT-специалистов. Сейчас у них много правильных, нужных и своевременных программ. Они готовят преподавателей и учителей школ.
– То есть, их работа носит скорее социальный характер...
–Они приглашают из компаний IT-специалистов, которые рассказывают про последние веяния. Преподаватели не могут так быстро адаптировать свою учебную программу, но они могут переделать какие-то задания, организовать факультативы. Это очень нужно. Приходилось сталкиваться с преподавателями одного нашего технического вуза, которые толком не умеют пользоваться электронной почтой! Естественно, с этой ситуацией надо что-то делать. ПВТ регулярно собирает преподавателей с вузов, школ всей Беларуси. У него есть региональные классы, они могут выезжать в Брест, Гродно, собирать там людей и проводить конференции. Все эти классы соединены видеоконференцсвязью. Если даже у них нет возможности ездить по регионам, они могут проводить такие полезные мероприятия дистанционно.
– Вы говорили, что планируете привлекать в том числе и выпускников этого центра.
– В рамках белорусско-индийского проекта 8 наших специалистов ездили в Индии и проходили там стажировку в течение полугода. Они учились на разных направлениях и получили дипломы. Мы привлекаем их, некоторые работают у нас, некоторые подготовили программы, и мы планируем запускать их в ближайшее время. Они готовят разные программы, и я надеюсь, что с их помощью мы сможем охватить очень много важных и актуальных направлений.
– Возвращаясь к теме стоимости обучения: в компаниях его можно получить бесплатно с учетом дополнительных требований. У вас оно платное. Сколько в среднем стоит подготовка IT-специалиста, и как быстро она потом окупается? Отслеживаете ли вы процент трудоустройства своих выпускников?
– Цифры я привести не могу, потому что мы "стартанули" только в мае этого года. За это время у нас сейчас проходит обучение четвертая группа. Те, кто начал в мае, еще не прошли такой комплекс курсов, чтобы можно было рекомендовать их компаниям. Они должны пройти еще некоторые этапы. Некоторые начали только неделю назад. Их тем более еще рано рекомендовать. Поэтому я не могу сказать, что у нас идет повальное трудоустройство, и не могу предоставить вам красивую таблицу.
– Да, должен пройти хотя бы год.
– Девушка, которую мы упоминали, прошла два курса обучения, это полтора месяца, и потом оказалась в компании. У них была небольшая группа, всего 8 человек. Мы даже не стали огорчаться, что она такая маленькая, потому что лучше начинать с маленькой группы и сосредоточиться на ней. Сейчас эта группа заканчивает обучение по еще одному блоку.
Дело в том, что наша образовательная программа состоит из модулей. Если человеку нужно зайти на следующий блок, но ему не хватает каких-то знаний, он может перейти на соседнюю программу, взять оттуда дополнительный кусок, подтянуться и дальше идти по своей линии. Мы можем, как конструктор "Лего", собирать индивидуальные программы обучения и отслеживать прогресс.
Кому-то хватает двух курсов. Есть ребята с той же группы, которым не хватило двух курсов, но по окончании третьего с определенной долей уверенности им можно будет что-то гарантировать. Они серьезно относятся к вопросу, много занимаются, работают. Наши занятия не ограничиваются тем, что происходит в аудитории. Помимо нее есть домашние здания, работа на форуме, дополнительные индивидуальные консультации. Поэтому провести анализ я пока не могу. Если будет интересно, через полгода можем вернуться к этому вопросу.
В первую очередь мы заинтересованы в том, чтобы наши выпускники трудоустраивались в IT-компании, в Парк высоких технологий. Нас создавали для того, чтобы мы помогли подготовить кадры и закрыть огромное количество вакансий в этих компаниях, которые измеряются сотнями и стремительно растут.
– Сколько в среднем по рынку стоит "выучиться"?
– Я недавно зашла на пять сайтов образовательных центров и немного ужаснулась. Наши цены сейчас будут расти. Но цены, по которым мы продаем наши программы, может показаться, зашкаливают. Где-то в полтора раза больше, где-то – в два. Есть немыслимые цены: за курс 40 часов – 300 тыс. Я понимаю, откуда берется эта цена...
Мы привлекаем достаточно квалифицированных преподавателей, которые способны подготовить разработчика в такой компании, как Epam Systems. Соответственно, этот преподаватель не придет ко мне из любви к профессии. Ему нужно платить хорошую зарплату. Наша стоимость выше из-за того, что мы хотим мотивировать наших преподавателей на работу.
Требования, которые мы предъявляем преподавателям, очень высокие. Один наш очень квалифицированный преподаватель, который уже 6 лет работает внутренним тренером у Epam Systems и преподает еще в куче мест, говорит, что за две недели подготовки курса у нас сделал больше, чем за шесть работы в вузе. Сначала он думал, что у него все готово, и надо только чуть-чуть откорректировать. Но когда я вывалила список требований, что должно быть в материалах и как они должны выглядеть, оказалось, что все намного серьезнее. Проделывается серьезная работа, программы берутся не с потолка, а идут от требований. Для того чтобы гарантировать какой-то результат, я должна иметь возможность требовать с преподавателя достаточно много. Чем больше я с него требую, тем больше он хочет зарабатывать.
– По сути, вы позиционируете себя как премиум-бренд в IT-образовании?
– Мы будем стремиться стать лидерами в этой сфере.
– Сколько ориентировочно будущему Java-разработчику надо вложить денег в курс?
– Один модуль у нас длится 36 учебных часов. Это три недели по три раза в неделю. На самом деле – это очень интенсивный курс. Чтобы подготовиться по Java, надо пройти три таких модуля. Два с небольшим месяца. Один модуль в августе стоил от 540 тыс. до 630 тыс. в зависимости от уровня сложности. При этом есть система скидок. Тем, кто берет два и больше модулей, предоставляется скидка. Сейчас цены будут расти. Как они будут расти, я не скажу, потому что не хочу вводить в заблуждение. В общем-то, мы всегда ориентировались на стоимость 100 долларов и дальше. Это будет зависеть от уровня сложности. У нас есть курсы для людей с опытом, которым нужна более квалифицированная подготовка. Такая программа стоит дороже, потому что требует более глубокой проработки и серьезной подготовки преподавателей.
– Какие у вас доказательства того, что вы претендуете на образовательный центр премиум-класса? Какой сертификат вы выдаете? По окончании курсов вы даете гарантию, что выпускника пригласят на собеседование? Или вы просто потом фотографируетесь с ними и расстаетесь?
– Расскажу все как есть, не буду ничего приукрашивать. Мы открылись в мае, и мы не аккредитованы Министерством образования, поэтому мы не выдаем диплом или свидетельств государственного образца.
– Но нужны ли они в IT-компаниях?
– На самом деле там мало смотрят на то, какие печати у тебя стоят в документе. Человека все равно проверяют на собеседовании. Он может принести целый веер документов, но они могут ему не помочь.
– Но с веером все равно приятнее.
– С веером приятнее, но, как говорится, "бьют не по паспорту, а по морде". Одного модуля для начинающих мало, чтобы мы дали гарантию или рекомендацию. Одного модуля достаточно, чтобы мы поняли, что это – "наш человек", и мы должны уделять ему повышенное внимание, потому что у него есть потенциал. Пока человек не проявился, мы отмечаем это про себя и пробуем достать из него самое лучшее. После каждого модуля человек получает свидетельство о том, что он прослушал соответствующий курс.
– Все-таки ему есть с чем прийти!
– Мы нацелены работать так, чтобы это было не просто красивое свидетельство, а чтобы оно вызывало уважение. Для этого надо, чтобы прошло много времени. Нужно заработать право махать этим свидетельством на входе. Люди, которые проходят минимальный необходимый блок, соответствуют всем требованиям, предъявляемым джуниор-разработчику на Java. После этого будет выдаваться не свидетельство, а бумага, в которой будет указано, каким скилами человек обладает.
Стопроцентной гарантии трудоустройства мы не обещаем, потому что все зависит не только от нас. Это наполовину наш результат, и наполовину результат человека. Есть люди, которые платят деньги, а потом просто сидят на занятиях. Преподаватель распинается, мы беседуем, увещеваем, что надо учиться.
– Двоек не ставите?
– Не ставим, потому что мы учим взрослых людей, а не в кошки-мышки с ними играем. Все всё понимают. Но человек слушает, улыбается, говорит "хорошо" и дальше ничего не делает. Если этот человек говорит, что учеба – это одно, а "на работе он бы горы свернул", я знаю, что это – гнусный самообман, потому что точно так же, как он учится, он и будет работать. Я позориться не буду и никому его не порекомендую. В худшем случае этот человек потратит свое время и деньги. Нам с ним и ему с нами приятно пообщаться. Если он готов за это платить – ради бога.
Большинство тех, кто к нам приходят, относятся к этому серьезно и знают, зачем они пришли. Обычно это видно уже на входе, и в течение курса ты видишь, что это подтверждается. Когда люди нам только звонят, я все предельно подробно им объясняю. Человек знает, куда он идет, знает, что будут требования, знает, что надо будет работать не только на занятиях, и надо будет не только слушать. Все наши курсы построены таким образом, что лекций там, в общем-то, нет: ты садишься и сразу что-то делаешь.
– Программишь.
– Не всегда. Тестировщикам не всегда надо программить и не всегда надо работать за компьютером. Иногда они садятся в группы и работают в рабочих тетрадях, выполняют задания и решают кейсы. У нас все активно, динамично, темп очень интенсивный. Кто готов – он вернет эти деньги достаточно быстро, потому что зарплаты в IT-индустрии всегда были хорошие. Люди, которые там работают, даже в кризисной ситуации чувствуют себя достаточно уверенно. Если человек хочет влиться в эту среду и чувствовать себя уверенно и работать на перспективную отрасль, у него это получиться. Мы считаем, что три раза заплатить по 100 долларов за месяц обучения, чтобы в первую же зарплату забыть, как ты тратил такие смешные деньги – это немного.
– В общем-то, срок окупаемости – месяц-два...
– Я думаю, что при успешном трудоустройстве человек вернет себе эту сумму достаточно быстро.
– Планируете ли вы готовить специалистов к курсам крупных компаний (MSCE)? Я знаю, что такие курсы в Беларуси уже есть. Может, вы планируете готовить специалистов к сдаче профильных экзаменов?
– У нас есть такая затея, и крупные компании заинтересованы в том, чтобы к ним приходили хорошие специалисты. Мы начинаем переговоры с крупными компаниями, чтобы организовать сертифицированные курсы на базе нашего учебного центра. Мы ищем преподавателей, потому что от вендора мало получить разрешение. Может, мы подготовим своих преподавателей, чтобы они могли работать по программам вендоров. Не буду говорить о сроках, но мы к этому придем. Это одно из направлений, в котором мы собираемся работать.
– Что нового вы предложите в учебном сезоне? У вас сейчас есть программы по Java, по тестированию. Куда дальше будете расти?
– С сентября у нас запускается программа для подготовки .NET-разработчиков. C Sharp, PSP Net. Еще у нас планируется программа подготовки C++-разработчиков. Есть достаточно большой спрос на них не только у компаний, но и на рынке. Эти программы мы будем готовить в очном и очно-дистанционном формате. Очень много людей звонит из Бреста, Гомеля, Молодечно: они не могут три раза в неделю приезжать в Минск, но субботу и воскресение могли бы и с удовольствием учились бы в очно-дистанционной форме. Они ждут таких программ, и мы будем их запускать.
– А сейчас есть только очная форма?
– Группы, которые у нас сейчас занимаются, очные. Еще у нас готовится несколько курсов для новичков.
– "С какой стороны включать компьютер"?
– Нет. Программирование для начинающих, базы данных для начинающих, web-дизайн для начинающих... Например, в рамках подготовки Java-разработчика небольшое время надо уделить определенной теме. И такой же теме надо уделить другим специальностям. Растягивать программу по Java из-за этого блока и заставлять преподавателей тратить на это время не хочется. Но есть преподаватели, которые могут подготовить эти блоки и доставить их в поддержку разным программам. Это будут курсы-сателлиты, которые люди смогут пройти в дистанционном формате.
При этом они не останутся с материалом один на один. Предусмотрено много практических заданий, тестов для самопроверки, поддержка на форумах. Если что-то не получится, человек сможет проконсультироваться. Пройдя такие курсы, люди смогут увереннее чувствовать себя в более сложных программах.
– Очень модное сейчас направление – мобильные разработки. Планируете ли вы открыть такие курсы?
– Мы ищем эксперта, который готов прийти и поставить авторскую программу.
– Я могу вам порекомендовать одного.
– Буду рада. Нам нужен человек, который вдохновится самой идеей поставить программу. Он должен ее придумать. У нас есть лидер по программе по тестированию, он сам ее придумал, разработал. И другие преподаватели с ним вместе, но они ему в помощь и поддержку. Но идейный входновитель и отец этой программы этот человек. Нам нужен такой отец для программы по мобильной разработке.
На основе вашего опыта работы со студентами, которые учатся IT, что бы вы им посоветовали до того как они придут к вам или вашим конкурентам? Что желательно сделать до того, как приходить учиться? И нужно ли приходить учиться? В общем-то, книг навалом, интернет есть…
По поводу того, что "книг навалом", расскажу один случай о том, почему люди все-таки будут уходить на курсы. Когда-то ко мне на курсы по 3D Maх ко мне пришла одна студентка. Буквально на втором занятии я поняла, что некоторые вопросы, наоборот, я у нее должна спрашивать. Я потерпела еще два занятия, а потом, когда она в очередной раз проявила себя, я подошла к ней и спросила, зачем она пришла на курсы и чему я могу ее научить. Она сказала, что сидит дома, создает сложнейшие трехмерные модели самолетов, танков, кораблей. Кто занимается этим, понимает, что это не такая простая вещь. А я ей рассказываю, как кубики передвигать и прочее. Она говорит, что может заниматься этим дома (и так и делает), но "дома ее никто не похвалит". Я смеялась, что преподавателю и не надо быть докой в том, что он преподает: ему достаточно просто хвалить своих студентов. У меня были студенты, которые учились очно-дистанционно. Я видела их только на установочном занятии и на экзамене. Они меня не беспокоили, и мы практически не общались. Я спросила, почему они фактически самостоятельно взяли курс и не задали ни одного вопроса. Они ответили, что им не нужно, чтобы им отвечали на вопросы. Им нужно, чтобы был человек, к которому в любой момент можно обратиться. Они готовы прийти, чтобы знать, что кто-то есть за спиной и всегда поддержит, посоветует.
Я бы посоветовала немногое, но то, что помогло бы всем. Перед тем, как вы решите идти на курсы или заниматься IT в принципе, поспрашивайте у знакомых в IT-сфере, как им работается, чем они занимаются. В конце концов, можно залезть в интернет и почитать, что такое тестировщик, программист, какие сейчас существуют технологии, что значит работать на IT-проекте, что значит работать в команде IT-проекта. Бывает, люди хотят идти на тестировщика или на Java, но они не совсем понимают, куда идут, и что будет происходить с ними дальше. Это элементарные вещи.
Если человек уверен и понимает, что действительно хочет этому научиться, тогда пусть он приходит к нам, мы поговорим с ним, решим, что ему интересно и что ему подойдет. Мы сейчас подготавливает серьезную процедуру оценки на входе, чтобы по способностям человека подобрать ему оптимальную программу обучения и оптимальное развитие карьеры в дальнейшем. Мы со своей стороны будем работать для этого. От человека требуется немного: получить для себя информацию, чтобы понимать, куда он идет, и что мы можем ему предложить.
– Можете пожелать нашим слушателям, читателям и зрителям что-нибудь...
– Мне хочется пожелать, чтобы каждый нашел себя, свое место в жизни. Главное – найти то дело, которым вы действительно хотели бы заниматься. Ради этого дела всегда найдутся силы и желание, дополнительные ресурсы. В вашу жизнь будут приходить нужные люди, будут приходить деньги, чтобы вы могли заниматься тем, чем хотите. Если наш учебный центр сможет вам в этом помочь, мы всегда вам рады и всегда открыты. Мы готовы сделать со своей стороны все возможное, а пока желаю вам бодрости, оптимизма. Начинается учебный год, начинается зуд, хочется учиться, хочется чего-то нового. Желаю вам получить это новое, научиться чему-то и продвинуться в жизни вперед.
Елена Локтева
Заместитель директора Образовательного центра ПВТ.
Автор и руководитель e-learning.by. Занимается внедрением eLearning-проектов с 2006 года: организация и проведение программ обучения для eLearning-специалистов, консалтинг, разработка и адаптация учебного контента для дистанционных курсов. В прошлом Елена руководила Центром дистанционного образования ИБМТ БГУ и корпоративным учебным центром ГК "Армтек", а также принимала участие в разработке электронного учебного контента для нескольких систем дистанционного обучения (в вузах и международных компаниях) в качестве разработчика, сценариста и руководителя проектных команд. Занималась разработкой и проведением программ повышения квалификации и переподготовки кадров по Web-дизайну и компьютерной графике в ИПКиПК БНТУ, ИБМТ БГУ, Центре обучающих технологий Белхард.