GamesCom-2011: Верблюды, сосиски и эпилог
01.09.2011 15:47
—
Новости Hi-Tech
Мир развлечений у тебя домаРассказ про минувшую выставку GamesCom-2011 уместился бы в один редакционный материал. Это в том случае, если бы мы не поехали и не посмотрели на все своими глазами. В этом году games.tut.by не смог отказать себе в удовольствии посетить главную игровую выставку Европы и убедиться в том, что игры - не детская забава.
В первой части нашего рассказа мы рассказали о первых впечатлениях от выставки. Теперь пришла пора завершить рассказ и поделиться главными впечатлениями.
Жажда скорости
Выставке в Кельне явно не хватает ларьков общепита и велосипедов напрокат. Последние пригодились бы для безболезненного объезда выставочных площадей. Обойти всю выставку несколько раз – большое испытание. Да и скорости не мешает прибавить. По законам подлости все интересные события происходят в Koelnmesse с разницей в несколько минут. Только пристроился возле стенда Activision, а уже надо бежать смотреть Rise 2 или Need for Speed the Run. Очередная порция гоночного сериала подавалась в Koelnmesse под вопли блондинок и блеск настоящих авто. Внутри стилизованного стенда – водительские кресла и мониторы. Распределением игровых мест занималась многочисленная команда EA (Electronic Arts ) во главе с "вопящими блондинками". Они выхватывали из потока посетителей зевак и пристегивали к креслам. Игра – очередной гибрид экшен и маловразумительных гонок. К прошлогодней NFS Hot Pursuit прикрутили немного смысла и пеших погонь. Выглядит неплохо, но играется скучно.
Кстати, в этом году диски с Need for Speed в Беларуси получат специальную наклейку-предупреждение. Госавтоинспекция наконец-то обратила внимание на гоночный бренд и намеревается через него донести мысль о безопасном и спокойном вождении. Как это будет выглядеть – увидим этой осенью на премьере Need for Speed the Run.
В связке с EA нельзя не вспомнить про продуктовые ларьки и кафе на выставке. Казалось бы, какая связь между сосисками и солидным издателем. Но оказалось, что делегация EA была самой многочисленной и самой прожорливой. В обед в очередях за сосисками во внутреннем дворике Koelnmesse простаивало сразу 20 специалистов компании (это не считая представителей других студий и издательств). В итоге очередь к еде исчислялась десятками метров и не исчезала вплоть до закрытия выставки.
Стоящие рядом с ларьками верблюды (живой декор для Uncharted 3), казалось, недоумевали, как можно столько есть. Под шумок их самих попытались накормить сосисками подвыпившие болгары.
Метро
Метро в Германии – проклятие для туристов. "Метро" на выставке GamesCom – проклятие капитализма. Как-то в разговоре с г-м Глуховским (на минутку - папой цикла "Метро") автор этих строк ядовито заметил, что вряд ли "Метро" можно перенести в игровую культуру. Глуховский тогда не согласился. Видимо, знал, что по его первому произведению уже ваяют вполне приличный шутер от первого лица. В этом году в Кельне показывали второй по счету шутер по первому "подземному" сочинению на планете. Стенд стилизовали под вагон, возле которого важно прогуливалась девушка "из нашего мира".
Скучающий сотрудник THQ объясняет, что презентация состоится позже. Дескать, авторы еще не готовы. Узнав, что я из Минска, а там тоже есть метро (оказывается, оно есть только в цивилизованных странах) работник издательства оживляется. "Русское метро – это "гуд", - говорит он и тычет пальцем в стильный вагон времен пятой пятилетки.
- У вас в Минске такие вагоны? - спрашивает он.
- Конечно. Они прочные и в них легко отбиваться от монстров, - шучу я.
Собеседник напряженно смеется.
- Вы шутите, - натянуто хихикает он, - Правда ведь, шутите?
Очень странно, что русский проект представляют иностранцы. Но, может быть, нам не повезло и мы пропустили выступление соотечественников.
Зато THQ похвалились проектом Warhammer 40 000: Space Marin. Он вот-вот появится на прилавках, и портить впечатление от знакомства с ним не имеет смысла. Игра добротная, правда, в экспериментальном для Relic жанре.
Кстати, путь к демо-залу лежал через капсулу космического десанта. И если для вас это ничего не значит, то многие именитые журналисты становились перед ней на колени. Кто-то даже молился.
Darksider II витал на стенде THQ лишь в виде давно известного ролика. Ничего нового про "наш ответ God War III" никто не рассказывал.
Аналогично и Bethesda прятала голову в песок с Prey 2 и Rage. Последний проект от id software еще можно было потрогать собственными руками. Релиз игры от создателей Doom уже не за горами, и маркетологи готовы на все ради проданных коробок.
Новую часть знаменитых "древних свитков" с приставкой Skyrim издатель готовит к выпуску почти в конце текущего года: 11.11.11. Будут драконы, живой мир и эпический сюжет. Все это – на русском языке в день мирового релиза. На особый коммерческий успех старой франшизе рассчитывать не приходится. Сериал если не растерял былого величия, то коммерческой резвости не прибавил. По крайней мере на персональных компьютерах. Зато Xbox 360 примет мир Skyrim с распростертыми объятиями. Поди это последнее RPG которое забредет в "черный ящик" в этом году.
Мешки с деньгами
Любая игровая выставка – это деньги. Можно верить, что игры – это искусство и культура (так и есть), но для издателей игровая индустрия – это бизнес и деньги. Именно поэтому игр, замешанных по формуле "с душой и на совесть", становится все меньше. Зато денежных проектов прибывает с каждым годом. Заработать на игре 10 миллионов долларов желают разве что мелкие студии. У других аппетиты значительно больше. Авторы игры "Ведьмак 2" мечтают о сотне миллионов, хотя и готовы продавать игру в Европе за 22 евро. Причем продать Белого волка можно дважды. Первый раз версию с багами для нетерпеливых, второй раз версию без багов для всех. Новый вид все тех же яиц в польской студии окрестили просто "версия 2.0". Поступит в продажу уже этой осенью.
Историю двух проектов-гигантов Call of Duty и Battlefield 3 знают уже даже пенсионеры. В прошлом году (равно как и в позапрошлом) Activision заработала на бренде Call of Duty миллиарды долларов. Даже год спустя игра продается лучше свежих проектов. Издательство EA душит зависть и желание заработать не меньше. Родительский проект (из которого, собственно, появился бренд Call of Duty), игра Medal of Honor, фактически провалилась (3 миллиона копий против 25) и на сцену выходит Battlefield 3. Скажем сразу, третья часть точно проиграет конкуренту. И это несмотря на красивую картинку и покатушки на танках. Коммерческому успеху новой части Call of Duty ничто не грозит, просто потому что в игру от Activision играют даже пенсионеры. Что уже говорить о молодых и энергичных, которые покупают эту игру вместе с приставкой или новым компьютером. Время Battlefield наступит только тогда, когда у конкурента случится как минимум три инфаркта и четыре выкидыша. Но электроники на победу не рассчитывают. В Кельне они говорили про спасение жанра и вклад в индустрию. Доказательством серьезных намерений был макет самолета, возле которого журналистам позировал уважаемый, но неизвестный для русской публики летчик. Телевидение брало у него интервью, интересовалось реализмом в будущей игре. Конечно, отвечал вояка, все будет реально, ведь за картинку отвечает новый графический движок. Словом, конкурентам не спастись.
Спасательные жилеты примеряет и Sony. В этом году японскому гиганту приходится постоянно извиняться (за сбои в сети PSN и кражу личных данных). Извинялась Sony и на немецкой выставке. Но уже скромно, как бы между прочим, на демонстрации PlayStation Vita. При этом компания обещает спасти всех игроков от слабых мобильных проектов (привет Apple) и ненужных технологий (привет 3DS). Корпорация спасет игроков и от денег. Особенно это касается белорусов. И без того недешевые игры для PS3 в белорусских рублях сегодня бьют все рекорды. Менять свою ценовую политику в угоду бедных стран Sony не собирается. Специалисты компании говорят, что делить людей на бедных и богатых – плохо. Если нет денег, то стоит пойти на работу, а не играть в игры.
В 2012 году игры от Sony могут подняться в цене. Разработка дорожает, и студиям нужно компенсировать расходы. В бизнес-секторы GamesCom разработчики шептались о 80-90 долларах за проекты класса ААА. Для персональных компьютеров это, конечно, не вариант. Зато Sony может смело вынести эту цену для своих консолей.
Говоря про деньги, нельзя не сказать про самый денежный бренд в истории игр и кино. Его создал товарищ Джордж Лукас и продолжает доить его до сих пор. Уже отгремели все возможные "Звездные войны", а люди готовы платить за новые истории. Совсем скоро свой кусок от звездного пирога отломит Bioware c онлайновой игрой StarWars the Old Repeblic. В Кельне журналисты просто атаковали разработчиков глупыми вопросами в стиле "похожа ли ваша игра на Operation Flashpoint". Но суть не в этом.
Игра появится на белорусском рынке с опозданием. К игровым серверам Россию будут подключать едва ли не в последнюю очередь. При этом по всей строгости капиталистического рынка: с абонентской платой и солидной стоимостью установочного дистрибутива. Фанатов игра, безусловно, впечатлит, и эти деньги они отнимут у родителей без зазрения совести. Для остальных любителей онлайновых баталий – развлечение сомнительное и по белорусским меркам дорогое. Не будем портить впечатление, но особого удовольствия от игры на выставке получить не удалось. Хотя вступительные ролики по-прежнему впечатляют. Но игра обязательно окупится. На фоне стареющего World of Warcraft – это глоток пусть не свежего, а хотя бы нового воздуха.
Эпилог
Можно долго рассказывать о новых проектах, разговорах с издателями и студиями. В принципе индустрию беспокоят сокращения, деньги, пиратство. Все это обсуждается в интервью, которые не стоит публиковать, так как "это уже где-то было". Сама выставка, безусловно, удалась, и наши коллеги уже об этом написали, а организаторы выслали релиз и приглашение приехать еще.
О том, что все получилось, мы узнали утром последнего дня на вокзале в Дюссельдорфе. Из прибывающего из Кельна поезда выбрался сотрудник EA, по внешнему виду переживший взрыв атомной бомбы. Придерживая бедж GamesCom, спотыкаясь, побрел к ближайшему автомату с минералкой. С натяжкой это вполне может быть знаком того, что игровая индустрия выживет в любых условиях. Наверное, как и люди, которые любят игры и верят, что они не плавят мозг и не вызывают наркотической зависимости.