Подорожает ли интернет в Беларуси?
В Беларуси цены стремительно растут на все и сразу: от туалетной бумаги до холодильников. Логично, что и такая менее материальная, однако в наш век не менее важная вещь, как интернет, также подорожает.
Naviny.by попытались выяснить, сколько мы будем платить за доступ к Глобальной сети в ближайшее время.
Провайдер Solo с 1 июня повысил стоимость тарифного плана «Предоставление порта доступа в Единую Домашнюю Сеть» до 15 900 белорусских рублей за 30 дней (ранее 12 500 рублей), размер абонентской платы для тарифного плана «Лови момент» до 2 900 рублей за 30 дней (ранее 800 рублей), минимальный платеж для тарифного плана «Летний» до 15 000 рублей за 30 дней, минимальный платеж за 30 дней для тарифного плана «Ударный S» — до 17 500 рублей, «Ударный M» — 30 000 рублей, «Ударный L» — 45 000 рублей, стоимость за «Возможность использования дополнительного устройства на предоставляемом порту доступа в ЕДС» до 7 950 рублей за 30 дней (ранее 6 250 рублей), стоимость инсталляционного платежа за выбор тарифного плана до 9 900 рублей (ранее 5 000 рублей).
«Альтернативная цифровая сеть» (бренды «Атлант Телеком» и «Шпаркi Дамавiк») с 1 июня повысила стоимость антивируса Dr.Web. Ниже приведены новые цены в соответствии с выбранным антивирусным пакетом: «Классик» — 10 300 вместо прежних 6 000 рублей, «Стандарт» — 13 600 вместо 7 920, «Премиум» — 15 500 вместо 9 000, «Сервер» — 67 900 вместо 39 600.
«Деловая сеть» с 10 июня меняет цена на такие тарифы, как iDOM S (2 500 вместо 2000/4000 рублей в сутки), iDOM L (4 000 вместо 3300/6600 в сутки), iDOM (35 000 вместо 25 000 в месяц), «Эконом» (1 200 вместо 1 000 в сутки), «КПД трафик» (4 рубля за 1 Мб трафика) и «КПД скорость» (25 рублей за 1 Кбит среднесуточной загрузки).
«Повышение тарифов вызвано увеличением затрат на строительство и модернизацию сети, приобретение и техническую поддержку сетевого и абонентского оборудования, аренду площадей для размещения телекоммуникационного оборудования», — пояснила принятое решение пресс-служба компании.
Впрочем, большинство провайдеров хоть и скрипят зубами, но от повышения тарифов на свои услуги пока воздерживаются.
«Цены на наши услуги в последнее время не менялись. Очевидно, что-то будет, но что, как и когда пока неизвестно. Пока конкретных планов по повышению стоимость услуг нет», — заявили в планово-экономическом отделе гродненского провайдера «Гарант».
«Пока вопрос повышения цен на тарифы даже не обсуждается, — рассказал Naviny.by заместитель директора провайдера Anitex Тимур Колесник. — Рынок провайдинга у нас сейчас весьма конкурентен, в чем большую роль играет и «Белтелеком». Потому пока цены мы поднимать просто не можем».
Согласна с коллегой и директор компании IP TelCom Любовь Покрышко: «Мы бы рады повысить цены. Но конкуренция не позволяет. На нашем рынке главную скрипку играет «Белтелеком», все зависит от его движений. И если он не изменит цены, мы ничего сделать не сможем. Это мобильные операторы относительно независимы — на их рынке нет главного монополиста, который бы их зажимал в угол».
«Информации о том, что у нас планируется повышение цен, нет, — заявили в пресс-службе «Белтелекома», отвечая на наш вопрос, не скажутся ли экономические проблемы и на ценах на интернет-услуги — На интернет цены не регулируются. Мы сдерживаем цены на том уровне, на котором они были до данной ситуации».
Кстати, крупные провайдеры не собираются оказываться также и от планов по модернизации.
«Конечно, экономическая ситуация не могла не сказаться на работе провайдеров. Однако у нас есть стратегический курс на строительство сети Ethernet, и, безусловно, он не поменялся. Мы продолжаем и продолжали даже в той ситуации, которая складывается в последние несколько месяцев, активно строиться», — заявил БЕЛТА генеральный директор компании «Альтернативная цифровая сеть» Игорь Сукач.
Сейчас, по его словам, оператор связи строится за счет реинвестирования: все, что зарабатывается, вкладывается в развитие сети. «Выручка у нас исключительно рублевая, расходы в большинстве своем также рублевые, и это большое преимущество, которое у нас появилось относительно предыдущих девальвационных процессов: тогда у нас был большой расход из-за того, что мы оплачивали услуги «Белтелекома» валютой. Сейчас этого нет», — пояснил он.
В то же время Игорь Сукач отметил, что темпы инвестирования в связи с девальвационными процессами могут замедлиться.
«Наши планы по модернизации утверждены в стратегии развития кампании на 5 лет — потому вряд ли будут какие-то корректировки», — отметили в свою очередь в «Белтелекоме».
Более того — «Белтелеком» еще и снизил некоторые цены на предоставление услуг интернет-доступа для других провайдеров, а также для юрлиц: «18 апреля мы снизили тарифы на доступ к сети интернет с гарантированной полосой пропускания для провайдеров. Также с 26 апреля снизили на 30% цены на выделенную линию для юрлиц».
Отвечая на вопрос Naviny.by, почему же провайдеры, для которых «закупочные» цены не изменились, уже повысили цены на свои услуги, в «Белтелекоме» отметили, что ситуация сейчас для всех сложная, и каждый выживает как может: «Законы экономики таковы, что зарабатывать можно либо за счет стоимости, либо за счет объемов. Потому пока провайдеры с большими абонентскими базами спокойно получают доход за их счет, компании с небольшим количеством клиентов вынуждены, видимо, повышать стоимость».
Впрочем, сами провайдеры объясняют свои проблемы не скудной клиентской базой, а, во-первых, проблемами с валютой, которая необходима для расчетов за оборудование, а во-вторых, демпингом «Белтелкома», который не позволяет им поднимать цены, а значит, по сути? заставляет работать себе в убыток.
«Мы ведь покупаем оборудование за валюту, — объяснил Тимур Колесник. — И его стоимость для нас уже недоступна. Плюс ко всему — это оборудование в наличии трудно найти. Потому что импортеры в такой непонятной экономической ситуации не хотят рисковать и не завозят его».
Как заметил Колесник, от услуг интернет-доступа в последнее время начали отказываться многие клиенты: «Это юрлица, которые закрывают офисы, съезжают и больше не нуждаются в наших услугах. Можно сказать, что на сегодня это приобрело массовый характер. Потерь клиентов со стороны физлиц пока нет — ведь цены-то остаются прежними».
А их повышение необходимо провайдерам. Как отметила Любовь Покрышко, повышение цен нужно из-за катастрофического падения доходов: «Во-первых, происходит отток клиентов — и физические, и юридические лица отказываются от услуг, переходят на более дешевые тарифные планы. Во-вторых, мы вынуждены закупать оборудование по куда более высоким ценам, чем раньше. У нас ведь нет местного оборудования, потому покупаем мы его в долларах. Сами цены остались прежними, вот только из-за нового курса, по факту мы должны платить куда больше. Да и саму валюту еще нужно найти. В результате, доходы падают, а заработать больше мы не можем».
Рассуждая о том, что ждет провайдеров в будущем, Любовь Покрышко отметила: «Долго мы так работать не сможем».
«Пока у нас остается какой-то технический запас, все будет в порядке. Но как только он иссякнет, а возможности купить оборудование по-прежнему не будет, начнутся проблемы. Ведь если нет оборудования — нет и доступа в интернет», — резюмировал Тимур Колесник.
Ольга ПРУДНИКОВА