Реквием по пиратству?

Источник материала:  
20.05.2011 — Новости Hi-Tech
Прошедшему первое чтение законопроекту о защите интеллектуальной собственности посвящается

Вот и дождались. Российские "маски-шоу", суды над директорами школ, наносящими баснословные ущербы мировым софтверным гигантам установкой нелицензионных копий разработанного ими ПО, и прочие необходимые атрибуты защиты интеллектуальной собственности на постсоветском пространстве уже в обозримом будущем могут стать вполне обыденным делом и для жителей Беларуси.


Немного статистики

Не секрет, что пиратство служит постоянным источником головной боли для обладателей авторских прав, которые в большинстве своём и являются инициаторами процессов по разработке и принятию законодательных актов, жестко регламентирующих использование интеллектуальной собственности как юридическими, так и физическими лицами и предусматривающих нешуточные репрессивные меры против тех, кто нарушает эти законы. Громкие процессы, наподобие знаменитого "дела Поносова", начинают тоже, как правило, именно они. У обывателя возникает закономерный вопрос: неужели убытки от пиратов так велики, что игра стоит свеч? Ведь для того, чтобы изменить законодательство в области авторского права в рамках целой страны, пусть и не самой большой по размерам, необходимо приложить очень много усилий.

Ответ на этот вопрос даёт статистика, опубликованная Business Software Alliance (BSA) совместно с исследовательской компанией IDC. Данных по 2010-му году ещё нет, а вот в 2009-м во всём мире на каждые $100 проданного легально программного обеспечения приходилось $75 украденного пиратами. То есть, фактически, производители коммерческого ПО недополучают более 40% той прибыли, которая могла бы у них быть, если бы все пользователи коммерческого ПО легально покупали на него лицензии. Абсолютные цифры в мировом масштабе ещё более впечатляющие: общий объём рынка контрафактного ПО в 2009 году оценивался в 51.4 миллиарда долларов, при этом доля пиратского ПО на мировом рынке по сравнению с 2008-м годом увеличилась более чем на 2%.

Насколько это всё актуально для Беларуси, можно судить по всё тому же отчёту BSA и IDC. В "топе" стран с самым высоким уровнем софтверного пиратства Беларусь находится на седьмом месте, которое, что самое забавное, разделяет не с кем-нибудь, а с Венесуэлой. И у нас, и у наших южно-американских друзей доля пиратского ПО на рынке составляет 87%. Впереди Грузия, Зимбабве, Бангладеш, Молдова, Армения, Йемен, Шри-Ланка, Азербайджан и Ливия. Но даже Китай, который вовсе не славится любовью к лицензионному ПО, отстал от нас на 8%. Нормальна ли такая ситуация для страны, которая имеет одну из самых развитых ИТ-отраслей в Восточной Европе и амбиции, чтобы стремиться стать заметным игроком в сфере ИТ на мировом рынке?


Международный опыт

Вполне понятно, что Беларусь - не первая страна, в которой производители программного обеспечения сталкиваются с таким явлением, как пиратство, а потому имеет смысл обратиться к мировому опыту борьбы с ним. Опыт этот отнюдь не ограничивается теми напоминающими "лихие девяностые" сюжетами из России, которые заставляют вспомнить известную поговорку об очень старательном человеке с ограниченными интеллектуальными способностями.

Наиболее распространённая тактика - рассказ пользователям о том, что именно они получают за те деньги, которые платят производителю программного обеспечения. Получают, стоит заметить, не так уж и мало. В первую очередь, это возможность обратиться в службу технической поддержки, обновление ПО до новых версий без опаски потерять возможность пользоваться им вследствие блокировки, а также уверенность в отсутствии вредоносного ПО в дистрибутивах и пакетах обновлений, получаемых из официальных источников. Поэтому на тех пользователей (включая и организации), у которых достаточно средств, чтобы приобретать ПО, не экономя на еде и широкополосном Интернете, такие аргументы вполне действуют, о чем свидетельствует количество публикаций, посвящённых преимуществам лицензионного ПО, в мировой прессе. В случае же, когда пользователи совсем не готовы покупать лицензионное ПО, приходится использовать более серьёзные меры.

В те времена, когда Интернет был диковинкой и прерогативой избранных, эффективным средством борьбы с пиратством стали операции по изъятию контрафактных компакт-дисков, производимых многотысячными, а иногда даже многомиллионными тиражами. Во многих странах (например, в Мексике) такая борьба до сих пор актуальна и осуществляется в тесном сотрудничестве местной полиции и представителей софтверных гигантов. В большинстве же государств ведётся борьба с интернет-пиратством: файлообменными сервисами, пиринговыми сетями, "варезными сайтами". С ними бороться эффективнее, чем с каждым отдельным пользователем, устанавливающим скачанное с них лицензионное ПО, хотя показательные процессы против последних (в основном, должностных лиц) проводятся также с завидной регулярностью.

Конечно, на этом спектр приёмов, применяемых производителями и продавцами ПО, отнюдь не заканчивается. Можно вспомнить специальные программы скидок и акции, предоставляющие возможность малому бизнесу, студентам, стартапам получать лицензии по символической цене; можно вспомнить и выпуск бесплатных ограниченных версий ("Starter Edition"), плавно готовящих пользователей к переходу на коммерческие продукты... Но, по сути дела, всё равно в борьбе с пиратами вендоры одной рукой держат кнут, а другой показывают на пряник. А что достанется каждому конкретному пользователю - это уже как повезёт.


Чего ожидать белорусам?

Наверное, всё-таки уже настало время всем дружно осознать, что претендуя на звание ИТ-державы, собираясь увеличивать доходы от ИТ-индустрии и массово переучивать специалистов из других отраслей на "айтишников" в рамках программы "ИТ-Страна", Беларуси надо каким-то образом урегулировать вопросы в области авторских и смежных прав на программное обеспечение. И разобраться, наконец, с пиратством в ИТ-сфере на государственном уровне.

Текущий вариант законопроекта об авторском праве (pravo.by/kbdpz/text.asp?RN=2010023001) содержит в себе достаточно много изменений, касающихся именно расширения полномочий авторов для контроля за использованием своей интеллектуальной собственности. Впрочем, как разъяснили представители Национального центра интеллектуальной собственности, это вовсе не означает, что всех подряд будут привлекать к ответственности.

В любом случае, закон ещё в окончательном варианте не принят, да и в российском законодательстве нигде не прописаны знаменитые "маски-шоу" с изъятием компьютерных парков целых организаций, так что практика всегда отличается от теории. Будем, тем не менее, надеяться, что белорусские правоохранительные органы и правообладатели смогут действовать цивилизованно, ведя страну к законному использованию лицензионного ПО.

Вадим СТАНКЕВИЧ

←Защита информации вблизи

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика