"Дворцовый переворот" в Google
В руководстве интернет-корпорации Google произошли весьма серьезные изменения. Теперь и участники интернет-сообщества, и отраслевые аналитики, и многие простые пользователи стараются понять - каких перемен стоит ждать, а что, наоборот, останется неизменным. Пока, впрочем, известны только карьерные зигзаги ряда топ-менеджеров интернет-гиганта.
4 апреля Ларри Пейдж официально занял пост гендиректора Google. Прежде на этой должности десять лет успешно работал Эрик Шмидт. О своих планах уйти в отставку Шмидт заявил еще в конце января - тогда же он сказал, что вскоре руководить компанией станет Пейдж. Кстати, как раз тогда же пошли слухи, что в администрации Барака Обамы Эрику Шмидту готовятся предложить пост министра торговли США.
Говоря о предстоящей смене власти в Google, Шмидт, в частности, сказал: "Сейчас Ларри будет возглавлять разработку продукции и технологическую стратегию - это его главные сильные стороны. Начиная с 4 апреля, он будет руководить повседневными операциями компании в качестве ее генерального директора. Я уверен, что в этой новой роли он отлично справится с задачей объединения технологий Google со своим видением бизнеса. ...Я невероятно горд тем, что последние десять лет был гендиректором компании, и я уверен, что следующие десять лет с Ларри будут еще лучше. Я совершенно уверен, что Ларри готов к руководству".
Тогда же, в январе, Эрик Шмидт заявил о необходимости упростить систему управления интернет-корпорацией с целью увеличения оперативности принятия решений. "Ежедневный присмотр взрослых больше не нужен!", - добавил CEO Google.
Сергей Брин, второй сооснователь Google, теперь будет заниматься стратегическими проектами и новыми видами продукции. "Он инноватор и предприниматель до мозга костей, и эта роль отлично ему подходит", - так охарактеризовал его Шмидт в своем январском выступлении.
Впрочем, у многих такая характеристика вызвала удивление. Ведь быть предприимчивым инноватором на новой должности придется как раз Ларри Пейджу. А вот разработка продукции и технологическая стратегия более подходят склонному к некоторой мечтательности Брину. Пока, однако, большинство набюдателей сходится во мнении, что в ближайшее время Шмидт, Пейдж и Брин продолжат работать в тесной связке, совместно обсуждая многие вопросы. Тем более, что пока Эрик Шмидт будет работать председателем правления Google с исполнительной функцией. Он сконцентрируется на внешней политике: контрактах с компаниями, государственными организациями и работе с клиентами.
Получив власть в Google, Ларри Пейдж уже 7 апреля произвел молниеносную реорганизацию топ-менеджмента компании. Он поставил ключевых топ-менеджеров во главе отдельных бизнес-подразделений, подчинив их себе лично. Как считает сам Пейдж, порядок, в рамках которого один человек будет возглавлять определенную рабочую группу, позволит сделать процесс разработки более простым и управляемым.
Новый расклад сил в верхушке Google выглядит следующим образом. Энди Рубин стал старшим вице-президентом по мобильному направлению. Вик Гандотра - старшим вице-президентом по социальному направлению. Сундар Пичаи возглавил департамент, занимающийся браузером Chrome. Салар Камангар стал во главе направления YouTube и видеосервисов. Алан Юстас теперь будет отвечать в Google за поиск. Сьюзан Войсицки отныне руководит рекламным бизнесом интернет-гиганта. Сергей Брин, как и раньше, будет работать президентом по технологиям.
Модель управления, которую пробует реализовать Пейдж, подразумевает, что топ-менеджеры Google, стоящие во главе подразделений, отныне смогут действовать более автономно. То есть им более не придется обращаться к управляющему комитету компании для принятия каждого значительного решения. По идее, при таком подходе скорость работы компании должна увеличиться, а ее система управления - стать более простой.
Один из источников, хорошо осведомленных о состоянии дел в Google, так прокомментировал перемены: "Идея в том, чтобы наделить людей большими полномочиями, позволить им брать на себя риск и дать больше власти для принятия важных решений". Весьма похоже на то, что прежде подобная схема в меньших масштабах была отработана в подразделениях Android и YouTube. Они являются в значительной степени автономными и при этом смогли достичь серьезных успехов.
Интересное, кстати, возникает противоречие. С одной стороны, проведенная реорганизация фактически ставит Пейджа во главе Google единолично, по аналогии с системой менеджмента, которую применяет в Apple Стив Джобс. Но, с другой стороны, по информации из различных источников, сотрудники Google благожелательно восприняли и поддержали изменения в топ-менеджменте. А вот работники Apple, наоборот, считают своего лидера тираном и грубым эксплуататором.
Во всей истории с новой политикой Ларри Пейджа есть один важный момент по имени Джонатан Розенберг. Это решивший подать в отставку вице-президент по продакт-менеджменту Google. Прежде Розенберг занимался в Google формированием целого ряда команд программистов, которые работали над созданием таких продуктов, как браузер Chrome и мобильная ОС Android. Как рассказал недавно журналистам Mercury News сам Розенберг, Пейдж, объявив о своих реформах, сразу потребовал от всех топ-менеджеров дать долгосрочные обязательства оставаться в компании на протяжении, как минимум, нескольких лет. Розенберг, по его словам, таких обязательств давать не захотел.
Между тем, отраслевые аналитики давно уже называют Джонатана Розенберга одним из самых влиятельных топ-менеджеров Google и наставником нынешних руководителей компании. В пресс-службе Google подтверждают информацию о скорой отставке Розенберга, но затрудняются назвать его преемника. А эксперт исследовательской компании IDC Карстен Вайд считает, что можно ожидать еще целый ряд отставок топ-менеджеров Google. "В компанию пришел новый исполнительный директор и вполне естественно, что он захочет немного "прибраться", - пишет Вайд.
Виктор ДЕМИДОВ