Новая стратегия гиганта
Корпорация Hewlett-Packard, несмотря на некоторое сокращение рыночной доли, остается крупнейшим производителем ПК в мире. Однако все империи рано или поздно рушатся. Вот и НР готовится сменить вектор развития - перейти от традиционного "железо-ориентированного" бизнеса к всевозможным "виртуальностям". По-моему, это станет либо крупнейшим успехом, либо самым грандиозным провалом в истории компьютерной индустрии.
В I квартале направления систем хранения данных и сетевого оборудования в совокупности с продажами ПК и принтеров обеспечили Hewlett-Packard порядка 70% выручки. На долю сервисов в структуре выручки HP пришлось 27%, доля ПО достигла 2,2%. В конце февраля по Сети пошли гулять слухи о том, что американская корпорация готовится продать свой ПК-бизнес китайской Lenovo. Той самой Lenovo, которая в 2005 году купила компьютерный бизнес у IBM.
Планы продажи ПК-подразделения руководство НР официально опровергло. Но недавнее выступление исполнительного директора Hewlett-Packard Лео Апотекера на HP Summit 2011 в Сан-Франциско показало: корпорация не рассматривает ПК как основной источник своего дохода в ближайшем будущем.
На HP Summit 2011 Лео Апотекер говорил о новой стратегии HP, в рамках которой она планирует предложить клиентам гибридную модель обслуживания, сочетающую частные и внешние облачные платформы. Более того, через пару-тройку лет корпорация намерена стать ведущим провайдером на рынке облачных решений.
"Все, с чем мы будем иметь дело в будущем, будет доставляться к нам в виде услуг. И сейчас HP впервые намерена собрать воедино все элементы для того, чтобы реализовать такое будущее", - заявил Апотекер.
Уже скоро HP запустит облачный сервис, при помощи которого сторонние разработчики смогут предлагать свои приложения корпоративным и частным пользователям продуктов и услуг HP. Также Hewlett-Packard планирует ежегодно продавать более 100 млн устройств под управлением WebOS - собственной ОС от HP на базе Linux, наследия купленной компании Palm. В числе этих устройств - не только ПК, но также планшеты, принтеры и другие продукты. И все они будут посредством WebOS подключаться к собственным облакам Hewlett-Packard.
Также, говоря об облачных технологиях, Апотекер сообщил собравшейся публике, что руководство Hewlett-Packard намерено сделать акцент на услугах для малого бизнеса и индивидуальных пользователей. В конечном счете он рассчитывает продавать пользователям все продукты компании как услугу. "Мы сможем перепрыгнуть сразу прямо туда, куда движется рынок", - заявил он.
В рамках облачной стратегии HP планирует открыть магазин web-приложений, подобный AppStore. Он будет локализован в различных странах и доступен для сторонних разработчиков, которым предложат соответствующий инструментарий. Базу пользователей магазина компания намерена накопить, выпуская устройства, работающие под управлением webOS.
Касаясь текущего бизнеса Hewlett-Packard, Лео Апотекер заявил, что его основная цель как руководителя - увеличение рентабельности корпорации. В 2010 году 32% дохода компании сформировали продажи десктопов и ноутбуков, но рентабельность данного направления составляет всего 6,4%. Для сравнения, рентабельность софтверного бизнеса HP составляет 17,6%, хотя он и приносит лишь 2,2% всего дохода.
Кстати, относительно софта: Апотекер заявил, что "присматривается" к разработчикам ПО, покупка которых позволила бы HP усилить свое предложение в области решений для бизнес-аналитики и защиты данных. При этом он подчеркнул, что такие компании, как SAP, которую он возглавлял до прихода в HP, а также Salesforce.com, не рассматриваются в качестве кандидатов на поглощение. То есть речь идет о покупке стартапов, чем с азартом занимаются в последнее время Apple и Google.
Стараясь убедить инвесторов в эффективности своей стратегии, Лео Апотекер заявил, что за счет нее компания увеличит прибыль с $4,58 на акцию в 2010 году до $7 в 2014-м. Компания также впервые за 13 лет объявила о повышении дивидендов на 50%, до 12 центов на акцию; теперь Hewlett-Packard намерена сделать эту практику ежегодной. Однако инвесторы восприняли выступление Апотекера без энтузиазма - акции корпорации на следующий день подешевели на 2%, до $40,66 за ценную бумагу.
Отраслевые аналитики быстро прокомментировали планы, озвученные Лео Апотекером. Джошуа Гринбаум, аналитик компании Enterprise Applications Consulting, написал: "Поскольку людям свойственно использовать одни и те же устройства для личных нужд и для бизнеса, то присутствие HP на обоих рынках может стать залогом успеха облачной стратегии компании. Конвергенция потребительских и корпоративных свойств - это очень большое дело, и HP действительно может здесь вырваться вперед".
По прогнозам рыночных экспертов, опрошенных Bloomberg, рост выручки HP в 2011-м может составить 3,7% и 4,4% в 2012 году. Замечу, что под руководством Марка Херда продажи компании ежегодно увеличивались примерно на 8%. Бывший гендиректор HP, руководивший корпорацией более пяти лет, был сосредоточен на увеличении продаж и повышении доходов акционеров. Это достигалось через поглощения конкурентов и снижение расходов, включая сокращение 48 тысяч рабочих мест. Во время правления Херда компания начала сокращать инвестиции на исследования и разработки, которые к концу 2010 года составили 2,3% от общего объема продаж.
Апотекер, напротив, считает инвестиционную активность компании важной составляющей для развития ее бизнеса. "Инвестиции Апотекера в инновационное развитие HP могут способствовать увеличению продаж, но прибыль компании при этом начнет снижаться", - комментирует аналитик Robert W. Baird & Co Джейсон Ноланд.
Основными конкурентами Hewlett-Packard на рынках систем хранения данных, сетевого оборудования и ПО являются IBM, Oracle и Cisco; на рынке персональных компьютеров - Dell, Lenovo и Acer.
Виктор ДЕМИДОВ