Число "Пи" празднует 250-летие
12.03.2011 14:02
—
Новости Hi-Tech
Число "Пи" празднует 250-летие
В марте исполняется ровно 250 лет с того дня, как немецкий физик и математик Иоганн Генрих Ламберт, отвлекшись от своих трактатов по оптике и астрономии, доказал, что Пи является иррациональным числом. Это значит, что не существует таких целых чисел p и q, для которых было бы верно равенство Пи = p/q.
На первый взгляд, что здесь такого важного? Рациональное число или иррациональное - какая разница? В практическом инженерном применении это ничего не меняет, потому что при конструкции любого цилиндра или хирургической иголки они все равно аппроксимируют Пи с погрешностью, допустимой для каждой конструкции. Это могли делать инженеры Римской империи почти так же успешно, как мы, оснащенные мощной компьютерной техникой (хотя у Пифагора, например, понятие иррациональных чисел вызывало столь сильное отвращение, что он вообще отрицал их существование).
Но все-таки, каков же смысл работы Ламберта? Какова ее польза для общества?
На этот вопрос самый полный и одновременно лаконичный ответ дал оксфордский математик Эдвард Титчмарш: "От того, что мы знаем, что Пи иррационально, нет никакой практической пользы, но если мы можем знать это, то не знать этого становится невыносимо". В этом вся суть математики. Наука существует, потому что до сих пор остались нерешенные проблемы и вопросы без ответов.
В этом смысле математики находятся в одной лодке с филологами, философами и историками, которые могут отдать всю жизнь на изучение какого-нибудь мелкого лингвистического нюанса или исторического факта, не имеющего абсолютно никакой практической пользы для современного общества. Например, мог ли эректус жить в условиях экстремально низких температур? Почему в Новгороде 10 века было больше грамотных женщин, чем в Москве 15 века? Таких вопросов огромное количество. Если есть возможность узнать ответ, то мы не можем остановиться и просто обязаны удовлетворить свое любопытство. Мы получаем удовольствие от изучения таких проблем. То же самое верно в математике, и никакого практического смысла здесь быть не может.
Есть проблемы, которые нужно решить, есть знание, которое должно быть усовершенствовано. Люди в школах и университетах сталкиваются с вопросами тысячелетней давности, на которые никто до сих пор не ответил. И они пробуют свои силы. Если в процессе этого появляется некий побочный продукт, полезный для общества, то хорошо. Например, создание электрических батарей стало возможным благодаря работе Джеймса Максвелла по изучению магнетизма и электричества, однако шотландский физик занимался наукой не ради батареек.
Доказательство Ламберта дало пищу студентам для изучения математики и вызвало новые вопросы, которые, в свою очередь, породили новую волну исследований. Но самое главное, что Ламберт ответил на вопрос, на который никто не мог ответить в течение столетий. Вот в чем главный смысл. Об этом нужно помнить тем, кто спрашивает о "практической пользе" открытий.
На первый взгляд, что здесь такого важного? Рациональное число или иррациональное - какая разница? В практическом инженерном применении это ничего не меняет, потому что при конструкции любого цилиндра или хирургической иголки они все равно аппроксимируют Пи с погрешностью, допустимой для каждой конструкции. Это могли делать инженеры Римской империи почти так же успешно, как мы, оснащенные мощной компьютерной техникой (хотя у Пифагора, например, понятие иррациональных чисел вызывало столь сильное отвращение, что он вообще отрицал их существование).
Но все-таки, каков же смысл работы Ламберта? Какова ее польза для общества?
На этот вопрос самый полный и одновременно лаконичный ответ дал оксфордский математик Эдвард Титчмарш: "От того, что мы знаем, что Пи иррационально, нет никакой практической пользы, но если мы можем знать это, то не знать этого становится невыносимо". В этом вся суть математики. Наука существует, потому что до сих пор остались нерешенные проблемы и вопросы без ответов.
В этом смысле математики находятся в одной лодке с филологами, философами и историками, которые могут отдать всю жизнь на изучение какого-нибудь мелкого лингвистического нюанса или исторического факта, не имеющего абсолютно никакой практической пользы для современного общества. Например, мог ли эректус жить в условиях экстремально низких температур? Почему в Новгороде 10 века было больше грамотных женщин, чем в Москве 15 века? Таких вопросов огромное количество. Если есть возможность узнать ответ, то мы не можем остановиться и просто обязаны удовлетворить свое любопытство. Мы получаем удовольствие от изучения таких проблем. То же самое верно в математике, и никакого практического смысла здесь быть не может.
Есть проблемы, которые нужно решить, есть знание, которое должно быть усовершенствовано. Люди в школах и университетах сталкиваются с вопросами тысячелетней давности, на которые никто до сих пор не ответил. И они пробуют свои силы. Если в процессе этого появляется некий побочный продукт, полезный для общества, то хорошо. Например, создание электрических батарей стало возможным благодаря работе Джеймса Максвелла по изучению магнетизма и электричества, однако шотландский физик занимался наукой не ради батареек.
Доказательство Ламберта дало пищу студентам для изучения математики и вызвало новые вопросы, которые, в свою очередь, породили новую волну исследований. Но самое главное, что Ламберт ответил на вопрос, на который никто не мог ответить в течение столетий. Вот в чем главный смысл. Об этом нужно помнить тем, кто спрашивает о "практической пользе" открытий.