Эволюция по Стеларку

Источник материала:  
25.02.2011 — Новости Hi-Tech
Я затрудняюсь назвать род занятий человека, про которого сегодня пойдет речь: профессор, арт-художник, философ, шаман-экспериментатор или всё-таки технарь и инженер-изобретатель... Я также затрудняюсь назвать его точные фамилию-имя-отчество. Дело в том, что когда-то его звали Стелиос Аркадио, но он уже давно переоформил все свои документы, в том числе и паспорт, на короткую аббревиатуру - Стеларк. Сегодня Стеларк лидер такого философского направления, как техно-арт. Он начинал с того, что ещё в далеких 70-х годах сконструировал настоящий и работающий прообраз виртуального шлема и попытался создать свою собственную виртуальную реальность: из маски, оптических линз, сложной системы зеркал и сенсора, полностью меняющих представление об известном и привычном нам видимом пространстве. И хотя это была ещё не та самая компьютерная реальность, о которой мы все сейчас так наслышаны, но всё же долгое пребывание и адаптация к жизни в этом шлеме, по словам Стеларка, открывало нам заново наш внутренний мир. В 1973 году, после того как у подруги провел целую неделю перед телевизором, он решил в качестве эксперимента зашить себе рот и глаза. После этого был помещен на неделю в изолированную и закрытую темную комнату собственной арт-галереи, где посетители его выставки могли наблюдать происходящее, в том числе и его самого, через стекло. Всю эту неделю он не пил, не ел и почти не спал, и, по его словам, под конец эксперимента стал наблюдать очень яркие галлюцинации подобно тем, о которых рассказывают нам, например, шаманы. В 1975 году, под наблюдением и с помощью врачей, он снял последовательно два фильма, где уже выступил и как режиссер, и как постановщик, и как объект самих съемок. Первый фильм был посвящён путешествию микровидеокамеры по его собственному организму, т.с. по всем возможным полостям и каналам, показывая полный цикл работы нашего тела, но уже очень наглядно и непосредственно изнутри. Успех среди американского андеграунда от этой работы, показ которой сопровождался очень странной музыкой в стиле немого кино, где параллельно идущей картине тапер озвучивал свою интерпретацию увиденного на пианино, был феноменальным. Тогда он продолжил и снял вторую серию этого фильма: используя свой собственный желудок как арт-студию, он устроил там настоящий перфоменс. В желудок, кроме микрокамеры, помещалась капсула, которая мигала и сверкала, освещая все сюрреалистические процессы пищеварения самой разной пищи чудным неоновым, а иногда и зловещим оранжевым цветом, кроме того, капсула пищала как Sputnik, посылая радиосигнал в УКВ всему прогрессивному человечеству. В 80-х Стерлак изготовил себе третью руку - Extra Hand, которая принесла ему большую известность. Он рисовал, обедал, пытался управлять машиной тремя руками сразу, свой электромеханический протез он крепил поверх правого плеча, и тот двигался, получая команды с электромиограммы его мышц живота и ноги. Стеларк доказывает, что тело человека - это как протез; между протезом и его настоящими руками нет почти никакой разницы. "В конечном итоге всё это только один протез, который выполняет волю разума. И часто - разума, находящегося вне тела". Он убедительно демонстрирует верховенство воли и разума над телом не только на своих лекциях в университетах, но и в своих перфомансах, которые прошли во многих крупных городах Америки и Европы, собирая каждый раз огромную толпу зевак и, конечно же, толпы журналистов всех мастей. На оживленных площадях, перекрестках главных улиц, перед крупными учебными заведениями он подвешивал свое туловище к различным высотным конструкциям, к воздушным шарам, с помощью специальных фиксирующих механизмов. В качестве крепления он использовал различные застежки и крюки, вдетые прямо в кожу своего тела, благодаря которым оставался на весу очень долгое время. В некоторых городах власти даже пытались запрещать Стеларку столь шокирующие демонстрации возможностей своего... нет, не тела, Стеларк утверждает, что именно разума, ибо вид живой подвешенной и распятой окровавленной плоти слишком мешает обывателю (по мнению властей), спешащему на работу или по своим личным делам, сохранять своё хрупкое душевное равновесие. Когда американские власти по этой причине стали гнать Стеларка с людных площадей и перекрестков, он нанял башенный кран и стал подвешивать себя за окровавленную кожу в абсолютно голом состоянии над основными городскими магистралями (над автомобильным потоком) или над городскими монорельсами, чтобы люди, проезжающие мимо по своим "муравьиным суетным делам", могли обозревать его торжествующий взгляд на мир и "также задумались над бренностью своего тела-протеза". Чтобы снять его силой, полицейские пригоняли другой кран и долго сдирали его оттуда (а снять голого человека, висящего на крюках в воздухе, вдетых в его кожу и мясо, не так-то просто, как это может показаться некоторым не умудрённым таким опытом читателям "КВ"), что само по себе собирало толпы зевак и образовывало колоссальные пробки из машин на дорогах. Таки сняв его, полицейские очень удивлялись, что Стерлак - профессор Питсбурского университета, почетный член двух академий, и вынужденно передавали его истерзанное и кровоточащее тело в руки врачей. Журналисты его спрашивают, зачем он это делает? Иначе он не может. Тело - его арт-объект, арт-средство, источник и конечный результат его художественных фантазий. "Своей натянутой кожей я демонстрировал рельефы земного притяжения", - терпеливо объяснял он причины своего поведения в протоколах Чикагской полиции. Но годы уже не те, да и мир сильно изменился - Стеларк уже давно не выходит на улицу, как в старые добрые времена. Ныне Стеларк своей площадкой для очередных перфомансов избрал Интернет, и он уверен, что глобальная сеть позволяет уже сейчас увидеть наше будущее, которое грезится ему как симбиоз киборга, Интернета и человеческого разума, - вот близкое будущее человеческой эволюции по Стеларку. Но у Стеларка своя концепция киборга. Он утверждает, что тело будущего человека - не металлический мачо a-la Терминатор или Робокоп, чьи настоящие органы заменены на искусственные, а сетевая система, в которой естественные органы разведены в пространстве, но связаны и координируются на электронном уровне, а разум, как таковой, почти никак не зависит от его физического тела, доминируя над всей этой электронной системой. Для демонстрации этого концепта он проводил много различных сетевых акций. Например, в его известном перфомансе Fractal Flash, проведенном одновременно в Париже, Хельсинки и Амстердаме, несколько человек с помощью touch screen-интерфейса посылали импульсы телу медиа-художника, физически опутанного проводами в Люксембурге. Технически все крупные мышцы его тела были посредством специальных датчиков подключены к сети Интернет. С заранее выделенным блоком IP-адресов была ассоциирована каждая отдельная мышца его тела, т.о. на его физическое тело было полностью спроецировано адресное пространство сети класса C. Люди из указанных городов посредством подключенных к Сети своих гаджетов в режиме реального времени пытались управлять чужим телом человека, физически находящегося за много тысяч километров от них. Управление осуществлялось посредством обычного сервиса ping на заданный IP-адрес (ассоциированный с сокращением нужной мышцы), плюс посредством моделирования моторики сложного процесса движений тела на специальном софте. Цель эксперимента - демонстрация вышеупомянутой распределённой внешней модели управления физическим телом, а также полное и добровольное отчуждение разума от своего личного тела, как некоей главной добродетели человека будущего, которую Стеларк, вслед за распятым Христом, снисходительно демонстрирует человечеству на своем примере. Уже более пяти лет Стеларк занят другим свои интернет-проектом: он выращивает у себя на левом предплечье третье ухо - Extra Ear. Над этим экспериментом работает целая команда биотехнологов и хирургов из разных университетов Америки. Самая настоящая ушная раковина, слепленная биотехнологами из человеческих и мышиных клеток, сейчас живет у него на руке в виде изящного барельефа. И это очень болезненный процесс, уже проведено более 50 операций, и впереди ещё требуется много работы и выдержки. Но Стеларк всех уверяет - в результате будет самое настоящее ухо. Первоначально на заключительном этапе в него планировалось имплантировать микроулитку радиомикрофона, которая питалась бы от естественного электричества тела и транслировала все, что слышит, в Интернет в режиме онлайн, но в середине процесса, наверное, осознав, что делать ухо, которое слышит - это слишком банально для Стеларка, его исследовательская команда решила сделать ухо, которое сможет говорить. "Это будет настоящее говорящее ухо! Оно будет нашептывать всякие милые пустяки моему другому - слушающему уху", - шутит Стеларк. Естественно, этот безликий голос будет вещаться на ухо из Интернета, где любой желающий теоретически сможет "обрести своё право голоса" в теле Стеларка. Кроме этого проекта, Стеларк сейчас чрезвычайно активно экспериментирует с поисковыми системами, ища способ интегрировать возможности Google с естественными потребностями своего тела, всё это подробно описывая на своем сайте www.stelarc.va.com.au . "Тело - несовершенно. Жидкости, кости и мягкие ткани можно легко заставить танцевать слабыми электрическими импульсами внешних приборов. А электричество человеческого тела можно использовать для питания паукообразных механизмов и антропоморфных масок. Зачем? Чтобы изучить человеческую беспредельность. Для чего? Искусство должно ставить вопросы, а не отвечать", - считает Стеларк. Стеларк очень сожалеет на своих лекциях, что не родился на этот свет лет этак на 50-70 позже: по его словам, именно через такой срок мы станем свидетелями просто невиданных чудес технологий. А сейчас в этой реальной, теперешней жизни - этот лысоватый и уже стареющий 64-летний профессор Питсбурского университета, единственный преподаватель на весь университет, у кого до сих пор нет высшего образования. Кроме этого, он почетный профессор Школы Искусств в Лондоне, обладатель суперпрестижного на Западе приза Prix Ars Electronica, который ещё часто называют Оскаром в области IT. Кроме своих успехов в кибер-арте, сегодня он считается крупным специалистом по экзоскелетонам и т.н. аваторной роботехнике. И если посмотреть любую из его лекций (в Сети полно его видео-выступлений; кстати, в 2009 году он был с лекцией в Москве), то вы увидите удивительного, заразительно-жизнерадостного, блещущего юмором и доброжелательностью человека... Любой желающий может написать ему на его университетский e-mail и спросить что угодно, и при этом может быть уверен, что он всегда вам ответит. Но даже в такой обыденной вещи, как переписка, он не может оставаться наедине со своей человечностью: его студенты в рамках проекта исследования человечности под его эгидой написали специальный семантический парсер его письменных ответов, где программа пытается автоматически выделять все смысловые участки с выражением юмора, после чего компьютер сам вставляет выражение "ha-ha" в соответствующих местах его ответа на письмо, вроде того, как мы помечаем свои шутки смайликами. И поверьте, степень сложности и красоты алгоритмизации этой задачи не так легкомысленна, как её видимые результаты. Ограниченный формат газетной статьи не позволяет обрисовать весь сюрреалистический повседневный быт, который организовал вокруг себя профессор Стеларк, поэтому хочется закончить эту статью стандартной фразой, которой он заканчивает свои лекции перед студентами: "Часто люди наивно боятся доминирования роботов и искусственного разума над собой в будущем, но трагичная правда заключается в том, что опасность притаилась совсем в другом: мы сами добровольно и стремительно превращаемся в биороботов, уничтожая свой разум и тратя значительную часть своей жизни на монотонные и глупые операции по постоянному уходу, удовлетворению и развлечению своего тела. Запомните главное: любые технологии не нужно превращать в самоцель и фетиш, и только творчество во всем, и постоянный поиск нашим разумом знаний, границ своих возможностей, и тайны самого себя - делает человека человеком". Игорь САВЧУК, blogerator.ru
←Новости для разработчиков

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика