Opera Software на связи

Источник материала:  
18.02.2011 — Новости Hi-Tech

Сравнительно недавно в обзоре бета-версии браузера Opera 11 ("КВ" №47'2010) мы могли познакомиться со значительными изменениями в этом веб-обозревателе. В представленных ниже ответах на наши вопросы разработчики популярного в Беларуси браузера рассказали о дальнейшем развитии всех основных продуктов компании и поделились своим мнением по поводу современных проблем Сети. Выражаем благодарность менеджеру по коммуникациям Opera Software Владимиру Исаеву за возможность получить ответы на наши вопросы непосредственно от участников разработки браузера.


Мобильные системы

- Сейчас бум смартфонов, они у всех на устах, поэтому начну с вопросов об Opera Mobile, версия 10.1 которой вышла сравнительно недавно. Во взрослой "Опере", кроме непосредственно браузера, есть дополнительные функции - почта, чат и др. Намечается ли реализовать дополнительные функции в мобильной версии Opera Mobile?

- Да, такие работы сейчас действительно ведутся. Причем, вполне возможно, что функции почтового клиента будут реализованы не только в Opera Mobile, но и в Opera Mini. Однако конкретных сроков реализации, как и подробностей, пока назвать не можем.

- Рассматривается ли возможность превратить виджеты "Оперы" в настоящую платформу разработки для платформы Android с поддержкой всех фишек мобильных устройств - камера, голосовой поиск, датчик наклона и другие Android API?

- Как только все упомянутые "фишки" будут утверждены W3C хотя бы в качестве черновиков стандартов и мы сможем реализовать все нужные API, мы обязательно предоставим доступ ко всем этим технологиям из нашего браузера не только разработчикам виджетов, но и создателям сайтов. Но пока работы над этим в W3C находятся на самом начальном этапе. В любом случае, подобная функциональность появится сначала в десктопной Opera, как это произошло с Geolocation API.


Большая "Опера"

- Главное новшество одиннадцатой версии "Оперы" - это расширения. Соответственно, вопрос: какие причины и идеи заставили изменить политику создания "Оперы" с монолитного браузера на браузер с расширениями?

- Прежде всего, мы считаем, что для подавляющего большинства пользователей Opera наш браузер является самодостаточным в плане функциональности "из коробки". Например, функциональность 50% расширения для Firefox уже реализована в Opera по умолчанию. Кроме того, мы понимаем, что, как производитель браузера, можем реализовать многие функции более оптимально, чем внешний разработчик, с точки зрения использования памяти, процессорных мощностей, удобства и нативности интерфейса. Однако понимаем и другое - что, как международный разработчик, мы не сможем удобно реализовать доступ, скажем, к локальным социальным сервисам самостоятельно и быстро. Поэтому и предложили тем, кто заинтересован, расширять возможности Opera.

- Фирменные сервисы "Оперы" - это Opera Link, Opera Unite. Какие новшества появились в этих веб-сервисах в одиннадцатой версии?

- Opera Unite постепенно обрастает новыми приложениями, однако это все же технология будущего, которая пока, возможно, не может реализовать свой потенциал на 100%. Будущее - это общение разнородных устройств (ПК, телефонов, ТВ, игровых приставок) напрямую, минуя разные облачные сервисы. И тут Opera Unite, как составляющая браузера, который будет доступен для разных устройств, неоценима.

Opera Link также развивается. В настоящее время разработчикам доступен API Opera Link, который позволяет использовать возможности синхронизации в сторонних приложениях. Мы также будем расширять спектр синхронизируемых данных. Например, планируем добавить поддержку синхронизации паролей в ближайшем будущем.

- Намечается ли в дальнейшем увеличить число фирменных веб-сервисов "Оперы"?

- Пока о каких-то конкретных планах говорить рано. Но веб-вервисы постоянно находятся в нашем поле зрения, в том числе и потому, что это будущее Веба через 5-7 лет.

- Существует всё-таки больная тема не очень хорошей работы веб-сервисов Google и Opera. Ситуация меняется к лучшему, но проблемы всё ещё возникают. Например, если говорить по своему опыту работы, у меня спонтанно возникают проблемы с веб-сервисом блогов Blogspot. В общем, тут два главных вопроса: кто виноват и что делать?

- Основная проблема с сервисами Google состоит в том, что они в большей степени ориентированы на американский рынок, где рыночная доля Opera не так высока. Поэтому приоритет совместимости довольно низок. Но есть и хорошие новости: мы постоянно работаем над совместимостью сервисов Google с нашим браузером и многие проблемы были решены. Также Google активно развивается на восточно-европейском рынке, где доля пользователей Opera очень высока, поэтому для успешной работы им всё-таки придётся потратить больше времени на тестирование сервисов в нашем браузере.

- И, конечно же, вопрос по теме HTML 5. Это сейчас мейнстрим, и даже "Майкрософт" это признаёт. Какие новинки HTML 5 реализованы в одиннадцатой "Опере"?

- В данный момент мы работаем над целым набором новых технологий, имеющих отношение к HTML5, CSS3 и родственным спецификациям. Некоторые их них вошли в финальную версию Opera 11.

- Ещё один вопрос, который я бы назвал "системным". Браузер сейчас - это не просто какая-то прикладная программа. Как отмечают многие обозреватели, тенденция такова, что браузер с течением времени превратится в настоящую операционную систему. Примером тому является система Chrome OS, которую делает Google. Как в Opera Software оценивают перспективы такого превращения браузера в операционную систему?

- По большому счету, браузер уже является операционной системой. Если задуматься, сколько времени вы проводите в браузере и, с его помощью, в Интернете, то трансформация уже происходит. Собственно, Opera уже давно продвигает браузер как операционную систему, если учесть, что Opera Widgets работают "поверх" браузера как самостоятельные приложения. Так что в целом мы считаем, что роль ОС в нынешнем виде через 10-15 лет заметно снизится, хотя полностью с рынка они не уйдут.


Социальные сети

- Социальные сети стали очень популярными. Какие функции для работы с соцсетями предложила одиннадцатая версия "Оперы"?

- В Opera 11 появились расширения, которые позволяют не только приблизить сайты на расстояние одного клика по панели, но и также предоставляют удобные инструменты для работы с некоторыми сервисами вроде "ВКонтакте", Facebook и др.

- За счёт чего социальная функциональность будет или должна развиваться - за счёт внутренних функций браузера или за счёт расширений?

- Кое-что за счет внутренних функций, но многое - за счет расширений, виджетов, приложений Opera Unite.

- Социальные сети - это зло? Есть ли претензии к социальным сетям, с точки зрения создателей браузера?

- Социальные сети на сегодняшний день - это то, что приводит людей в Интернет, то, что стимулирует их активность в Сети с различных устройств. Мы не видим ничего плохого в том, что люди общаются и обмениваются информацией в соцсетях.


Безопасность

- Ценность и важность информации, обрабатываемой сейчас в браузере, очень высока. Даже мысль о потере пароля к GMail вызывает у меня ужас. Поэтому вопрос безопасности тоже выделю в отдельную категорию. Какие функции безопасности внедрены в одиннадцатую "Оперу"?

- Главная проблема безопасности современной сети - это не вирусы или какие-то технические уязвимости, а доверчивые пользователи, которых довольно легко обмануть. В Opera 11 мы предлагаем защиту от подмены сайтов - полностью переработанную адресную строку, в которой подсвечивается основной домен, а также явно отображается степень безопасности сайта.

- Вопрос о проблеме приватности пользователя в Сети. Многие считают, что пользователь в Интернете должен оставлять о себе как можно больше информации. Считают ли разработчики "Оперы", что анонимность и "Анонимусы" в Интернете должны умереть?

- Opera не является провайдером каких-то интернет-услуг, мы производим удобный браузер. Поэтому среди наших интересов нет задачи получить как можно больше информации о наших пользователях, а уж тем более - передать её третьим лицам. Поэтому позволяем пользователю оставаться анонимным, заботимся о его безопасности и позволяем гибко настраивать работу каждого сайта, если у вас есть сомнения в том, что он собирает о вас слишком много информации.

- Ну и в заключение: что можно добавить к перечисленным выше вопросам?

- Мы очень благодарны нашему сообществу пользователей за поддержку в Беларуси, где у нас самая высокая доля рынка по СНГ - 54%. Пользователи - это наш основной актив, мы прислушиваемся к их мнению, стараемся реализовать пожелания в будущих версиях браузеров.

Беседовал Михаил АСТАПЧИК

←Новости

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика