Взрыв в Домодедово в освещении социальных сетей
26.01.2011 00:18
—
Новости Hi-Tech
Взрыв в Домодедово в освещении социальных сетей
Они действовали более оперативно, передавая информацию в течение нескольких минут после события. Однако эксперты отмечают и недостатки блогов, как средства массовой информации.
Взрыв в Московском аэропорту "Домодедово" произошел, судя по информации на его официальном сайте, в 16:32 по московскому времени. Первое, или одно из первых сообщений в системе микроблогов Twitter появилось уже через семь минут после него.
"В #domodedovo взорвали бомбу. Ходят люди в крови, дым везде...", - написала пользователь ann_mint, которая работает в аэропорту. Следом за ней в Twitter, LifeJournal и другие сети блогов хлынул поток информации.
В Twitter сообщения, имеющие отношение к взрыву, публиковались с тэгом #Domodedovo. Писали и очевидцы, и простые пользователи, и политики, и даже президент России, который опубликовал сообщение в своем личном блоге в 18:02.
Все это позволило блогерам заговорить, ни много ни мало, о полном превосходстве социальных сетей над традиционными средствами оперативной информации - телевидением и радио.
"Информационные агентства, радио и тот же телек. Все цитируют сообщения из твиттера", - написал в своем онлайн-дневнике известный блогер Алексей Навальный, который назвал освещение событий в Домодедово "смертью телевидения и традиционных СМИ".
Мобильный интернет
Еще одно полезное свойство социальных сетей описал один из пользователей Twitter Алексей Нефедов, который оказался в Домодедово. Его самолет приземлился в момент взрыва, и пассажиров долго не выпускали из салона.
"Тут я увидел, как мимо нашего самолета проезжают четыре "скорых" и пожарная машина. Первым делом полез в интернет, и тут же увидел, что в Домодедово взрыв", - рассказал он Би-би-си.
Пассажирам самолета о взрыве ничего не рассказали ни служащие аэропорта, ни персонал авиакомпании. Но все новости Нефедов смог узнать при помощи мобильного интернета.
Безответственность
Однако, как рассказал в интервью Би-би-си интернет-эксперт, шеф-редактор портала BFM.ru Антон Носик, при всей своей оперативности социальные сети не отличаются ответственностью при подаче информации.
"Человек, который завладевает вниманием масс во время катастрофы, это, как правило, человек, которого до этого никто не знал. И, соответственно, уровень его авторитетности и правдивости невозможно оценить", - сказал он.
В такой ситуации, по словам Носика, блогеры могут специально, либо случайно передать информацию, которая либо не соответствует действительности, либо и вовсе является провокационной. При этом она распространяется по сети очень быстро и охотно принимается многими пользователями на веру.
Такси
Именно так произошло в истории с завышенными ценами на такси. Сообщения о том, что "таксисты" или "частники" в Домодедово якобы подняли цены на свои услуги сразу же после взрыва, когда людям потребовалось срочно уехать из аэропорта, появились в социальных сетях в понедельник вечером.
Сложно сказать, насколько такое резкое поднятие цен было массовым явлением. Пока что доказательств того, что таксисты именно так поступали, в тех же сетях не опубликовано.
Тем не менее, эти сообщения, возможно, отчасти повлияли на тех, кто добровольно отправился в аэропорт на своих машинах, чтобы бесплатно довезти нуждающихся до метро. Правда, по словам многих свидетелей, услуги "бесплатного такси" в Домодедово не были особо востребованы.
Акция "Наших"
Прокремлевское движение "Наши" также отправило в аэропорт своих представителей на двух "Газелях" и нескольких личных автомобилях. Об этом сообщает официальный сайт движения: "В связи с хамством домодедовских таксистов, которые из-за паники завысили цены до 20 000 рублей за поездку в сторону Москвы, "Наши" решили помочь тем, кто не мог уехать из аэропорта."
Правда, один из руководителей движения депутат Госдумы Роберт Шлегель в своем микроблоге написал по приезде в аэропорт: "Я на аэроэкспрессе приехал, пока не вижу, чтобы кому-то нужна была помощь".
Пресс-секретарь "Наших" Кристина Потупчик, которая также отправилась в аэропорт, впоследствии признала, что таксистов, поднявших цены, в Домодедово она и ее коллеги не видели. Правда, нуждающиеся в "бесплатном такси", настаивает она, все-таки были.
Как бы то ни было, многие блогеры восприняли действия "Наших", как политическую пропаганду.
Между тем, как рассказал блогер Алексей Нефедов, он стал свидетелем того, как таксисты в Домодедово собирались ехать во Внуково, куда, по их мнению, перенаправлялись самолеты, чтобы заработать на подвозе пассажиров там.
СМС-мошенничество
После взрыва в блогах появились предупреждения о том, что некие мошенники стали рассылать СМС от имени родственников, которые якобы находятся в Домодедово, с просьбами "положить деньги на телефон".
Между тем, как рассказали РИА "Новости" в пресс-службе "Вымпелкома", которому принадлежит "Билайн", хотя жалоб клиентов и стало больше, проверка увеличения числа таких СМС не выявила. МТС и "Мегафон" и вовсе заявили, что чаще жаловаться на мошенников не стали.