Экономика в заложниках у полупроводников и сетей
Лозунги про "постиндустриальный мир" и "информационную экономику" мы слышим, пожалуй, с середины 1990-х. Но только сейчас телекоммуникации и компьютеры становятся для экономики планеты важнее сельского хозяйства и добывающей промышленности. И то не факт, что IT удержит свои позиции - прилетит какой-нибудь шальной астероид, и для выживших спички, лопата да пакетик с семенами будут куда актуальнее, чем iPhone 4G. Но пока имеем то, что имеем, - всепроникающую ИКТ-экономику.
По мнению аналитиков компании Gartner, по итогам 2010 года на фоне посткризисного восстановления мировой экономики объем доходов на мировом рынке полупроводников может превысить $300 млрд, показав рост на уровне 31,5% за год. Те же аналитики говорят о 10%-м падении, зафиксированном в 2009 году. Но уже в нынешнем году рост "силиконовой" индустрии составил $71,9 млрд - таких высоких показателей рынок еще не знал.
В Gartner объясняют это так: "В 2010 году рынок полупроводников столкнулся с резким ростом спроса, который, в свою очередь, был вызван тем, что в предыдущем году производители электроники сильно сократили свои запасы подобных компонентов. В результате весь год им приходилось постоянно наращивать объемы закупок. И лишь к концу 2010-го эти запасы наконец начали формироваться".
Что же касается результатов отдельных производителей, то весь 2010 год лидером мирового рынка полупроводников по-прежнему оставалась корпорация Intel (уже 19-й год подряд). Правда, ее доля немного снизилась - с 14,2% до 13,8%.
А вот аналитики компании iSuppli констатируют бурное развитие в уходящем году мирового рынка потребительской электроники - в ней, кстати, также используется все больше полупроводников. Стабильный спрос со стороны потребителей позволил производителям к концу года добиться общего объема выручки на уровне $340,4 млрд - это на 6,2% больше, чем в прошлом году (тогда доходы упали на 4,4%).
Эксперты iSuppli так это комментируют: "Как показывают итоги продаж во время "черной пятницы", потребительская уверенность сейчас выше, чем была годом ранее, причем во всех без исключения регионах мира. Потенциальные покупатели сегодня готовы тратить деньги на покупку новых устройств или апгрейд уже имеющегося оборудования".
Одновременно с рынком "железа и кремния" растет и рынок виртуальный. Исследовательская компания Juniper Research опубликовала прогноз, согласно которому к 2015 году ежегодные затраты на мобильную рекламу в мире превысят $11 млрд. Ну а по итогам нынешнего года, по данным Juniper Research, расходы на мобильную рекламу составят $3,1 млрд. Как считают эксперты компании, значительный рост рынка мобильной рекламы будет связан с тем, что многие рекламодатели перейдут к проведению более таргетированных рекламных кампаний.
Есть и другое мнение. В ноябре компания Informa Telecoms & Media сообщила, что рынок мобильной рекламы в 2010-м составит $2,3 млрд, а в 2015-м достигнет $24,1 млрд. При этом наибольший прирост будет наблюдаться в регионе Юго-Восточной Азии.
На телекоммуникационном рынке Европы назревает конфликт. Европейские сотовые операторы все чаще говорят о том, что некоторые контент-провайдеры (читай: Facebook) и производители смартфонов (читай: Apple) должны солидарно участвовать в оплате огромных объемов web-трафика, к генерированию которых они непосредственно причастны.
Например, на недавней конференции LeWeb в Париже гендиректор France Telecom Стефан Ричард заявил, что считает несправедливой ситуацию, когда сотовые операторы должны бороться с нагрузкой, вызываемой активностью владельцев iPhone и пользователей соцсетей, при этом не получая никаких компенсаций. Правда, предложенная им альтернатива не оригинальна - ограничить трафик для владельцев смартфонов.
Действительно, сейчас мобильным операторам весьма не нравится, что они становятся лишь операторами передачи данных подобно провайдерам ШПД. Между тем, обслуживание IP-трафика в сотовых сетях обходится намного дороже.
В качестве возможной альтернативы потенциальному конфликту мобильные операторы Европы (конкретно - France Telecom, Telecom Italia, Deutsche Telekom, Telefonica и Vodafone Group) предлагают таким компаниям, как Google, Yahoo, Facebook и Apple, инвестировать в развертывание новых сетей мобильного интернет-доступа. В противном случае мобильные интернет-приложения попросту съедят пропускную способность ныне существующих сотовых сетей. И внедрение 4G (LTE) лишь отсрочит это.
По сути, сейчас интернет-компании бесплатно используют сети сотовых операторов в интересах своего бизнеса. Конечно, пользователи платят за трафик, но операторы утверждают, что этих средств недостаточно для покрытия расходов на строительство новых сетей.
Статистика свидетельствует, что число пользователей мобильного Интернета в Восточной Европе растет, в среднем, на 15% в год и к 2014 году достигнет примерно 270 млн человек. По расчетам компании Canalys, операторам придется инвестировать в строительство интернет-инфраструктуры к 2014-му на 28% больше, чем те $3,7 млрд, которые были потрачены в 2009 году.
Сами компании сотовой связи утверждают, что они зажаты с двух сторон. С одной стороны интернет-компании просто пожирают трафик, перегружая сотовые сети, которые все же создавались для передачи голоса. С другой стороны, Европейская комиссия все активнее давит на сотовых операторов, вынуждая их удешевлять трафик. В итоге у компаний сотовой связи просто не остается ресурсов для технического перевооружения.
Виктор ДЕМИДОВ