Мировые ИТ-технологии
2010-й год оказался довольно интересным, поскольку связан не столько с завершением мирового финансового кризиса, сколько с иллюстрацией того, что в ряде случаев этого кризиса и не было. Если говорить точнее, то он больше не финансовый, а политический, причем в рамках ИТ мы подразумеваем политику продвижения продуктов и технологий. Например, нельзя сказать, что все последние неудачи Microsoft связаны с каким бы там ни было финансовым кризисом, конкуренты этой компании в большинстве ее ниш чувствуют себя вполне уверенно и показывают положительную динамику. Другими словами, каждый вел себя по-своему.
Технология Blu-ray
Вроде бы, Sony сотоварищи после безоговорочной победы над главным конкурирующим стандартом HD-DVD сейчас жить да радоваться. Но Blu-Ray не внедряется так динамично, как хотелось бы. Ситуация с самим стандартом остается пока весьма неопределенной, потому как он сильно модифицируется, что требует замену приводов и плееров на устройства нового поколения. В 2010 году утвердились два новых ключевых стандарта: BDXL (аббревиатура от Blu-Ray Disk eXtra Large - четырехслойные диски) и IH-BD (Intra-Hybrid Blu-Ray Disk - двухслойные диски, один слой которых является записываемым R, а второй - перезаписываемым RE). Соответственно, осенью этого года в анонсах появились новые устройства, их поддерживающие. Плюс к этому сейчас активно развивается технология BD 3D, в рамках которой используются два видеопотока, первый из которых (первичный) содержит информацию с одной камеры и звук, что позволяет смотреть 3D-кино в обычном 2D-варианте. Дополнительный вторичный поток содержит данные от второй камеры, что дает возможность смотреть трехмерный контент видео. Плееры, которые поддерживают данный стандарт, должны предусматривать вывод обоих потоков через два HDMI-канала. Соответственно, это должно быть предусмотрено как на самих устройствах воспроизведения, так и в телевизорах/мониторах, тему которых мы затронем чуть позже.
То есть, как вы понимаете, все, что сейчас связано с технологией Blu-Ray, подвержено новациям и ключевым изменениям техники. При этом ситуация будет развиваться дальше не менее интенсивными темпами. Дело в том, что сейчас идет наращивание объемов Blu-ray дисков, что делается специальными методиками путем использования множества слоев. Так, в прошлом году TDK продемонстрировала 10-слойный диск на 320 Гб, а осенью этого года на CEATEC - 16-слойный на 1 Тб. Естественно, в будущем с такими носителями информации должны будут работать и плееры/приводы, что требует создания нового поколения этой техники.
В общем и целом, ситуация до конца не совсем ясна. Очевидно, что с нынешними ценами BD-накопители уступают уже сложившемуся стандарту DVD. Поэтому можно экспериментировать.
Интереснее всего в данной ситуации вариант с увеличением емкости дисков. Что на них можно разместить для продажи, например, на 320 Гб? Если смотреть на самые ресурсоемкие программные продукты, к числу которых можно причислить множество мультимедийного ПО (звук, обработка видео, 3D-графика/анимация), то самые, включая обширные библиотеки и видео-Help'ы, "весят" не больше 50-60 Гб. Есть, конечно, и редкие узкоспециализированные случаи, такие, как Vienna Symphonic Orchestra (250 Гб) и East West Hollywood Strings (310 Гб), но это для очень немногих специалистов.
Если говорить о кино, даже в 3D-виде таких громадных объемов не требуется. Единственный вариант, если BD диски на 320 Гб или 1 Тб станут записываемыми. Но это мы увидим на массовом рынке, по всем предпосылкам, не в ближайшем году и даже не через два года.
Сейчас благодаря внедрению BDXL максимальная емкость записываемой/перезаписываемой информации составляет 128/120 Гб, соответственно. Приводы, способные с ними работать, на конец осени только анонсировались с большой разбежкой по ценам, например, Plextor PX-LB950SA - 180 евро, SATA-привод Buffalo - $390 (внешний USB-вариант - $520). В общем, все пока находится на довольно странном уровне, а если сказать точнее - в подвешенном состоянии.
3D в массы
В 2010 году серьезно заговорили о внедрении домашних систем 3D-видения. Практически все они подразумевают использование очков с затворами и синхронизацию через специальный ИК-порт. Нужно сказать, что для пользователей ПК такой переход осуществляется довольно легко и дешево, при условии, что у вас имеется монитор, поддерживающий частоту обновления экрана 100 Гц и более, а также видеокарту современного уровня с логотипом "3D Ready". Далее можно купить небольшой набор от NVidia, включающий очки, ИК-порт и специальные драйверы. Это не дорого, причем подобные предложения имеются и от других производителей.
Что касается телевизионной техники, тут несколько сложнее, поскольку нужны специальные устройства. 100 Гц или выше, указанные в спецификации, не совсем отображают действительность, потому как такие телевизоры рассчитаны на прием сигнала с частотами смены кадров 50/60 Гц. Удвоение используется для сглаживания изображения. То есть, для 3D необходимы специальные устройства, которые могут получать сигнал с частотой кадров 100 Гц. Такие уже анонсированы и даже имеются в продаже. В частности, на слуху модели серии Panasonic VIERA.
Что касается непосредственно вещания в 3D, то оно уже запущено в ряде стран, и даже в этом году в России, хотя у всех подобных каналов есть очевидная проблема с контентом, вернее, его отсутствием.
Между тем, энтузиазм не удержишь, и сейчас достаточно популярным в Интернете является вариант скачивания 3D-фильмов и просмотра оных не только с помощью дорогих специальных приспособлений, но и обычным анаглифным способом, учитывая все его недостатки.
Беспроводные технологии питания
А вот эта ниша развивается очень стремительными темпами. Подумать только: в 2007-м исследователи из MIT показали работающую модель передачи электропитания на расстоянии, в 2008-м огромное количество производителей объединились в специальный консорциум Wireless Power Consortium, в 2009-м на CES уже были показаны работающие прототипы, а в 2010-м они появились в массовой продаже. Пока мы говорим только о беспроводной подзарядке мобильников и КПК, но будущее у данной ниши огромное. В частности, следует отметить, что, помимо всех, ситуацией активно заинтересовалась компания Texas Instruments, являющаяся технологическим донором для множества брендов электронной техники.
В рамках того, что они предложили, запитываемые устройства не должны находиться в непосредственной близости от зарядной станции-базы. То есть, все происходит "на лету".
Роботы
В 2010-м ситуация в этом сегменте начала оживать. Среди наиболее значимых событий стоит выделить... два.
Первое - появление информации об экзосклетах, разработанных в рамках программы DARPA "Exoskeletons for Human Performance Augmentation". Стоит отметить две ключевые разработки в ее рамках - Raytheon XOS 2 и Lockheed Martin HULC MK II. Если вы внимательно посмотрите на цифры, то сможете понять, что речь идет уже о втором поколении этих разработок. Причем стоит отметить, что хотя они базируются на одной ключевой технологической системе BLEEX (Berkeley Lower Extremity Exoskeleton), концепции у них разные. В варианте от Raytheon за основу взят принцип многозадачности. То есть, сам экзоскелет должен выполнять множество различных функций. У Lockheed Martin подход несколько другой, а именно - имеется некая базовая основа, а остальная комплектация добавляется в силу специфики выполняемых задач. Этот вариант, судя по всему, более быстрый в реализации, так что, скорее всего, в "обмундирование" американских солдат первыми войдут HULC MK.
Второе - состязание W Prize, в рамках которого победил робот HONDA Asimo. Нужно отметить, что задание участникам дали далеко не легкое. Для роботов-гуманоидов была создана специальная трасса, в рамках которой нужно проходить в арки различных размеров, шагать по кубикам, расположенным на разной высоте и на расстоянии друг от друга, также требовалось подниматься и спускаться по лестнице и так далее. Это мы кратко описали саму трассу, а точнее, круг, который нужно было пройти 50 раз, намотав тем самым 10 км в строго указанное время. Что интересно, еще пять лет назад роботы-гуманоиды еле двигались на ровной поверхности, а теперь уже проходят такие сложные испытания. Впрочем, в 2015 году японцы планируют высадить такого "гуманоида" на Луне, что после соревнований W Prize выглядит вполне реалистичным.
А в целом, ситуация жизнеутверждающая. В следующем году в Лондоне появятся беспилотные такси, перевозящие пассажиров из аэропорта Хитроу по специальным трассам. Да и вообще, интересных новостей было довольно много.
Звук
Звуковое ПО в 2010 году довольно качественно обновилось, хотя можно заметить общий рост цен на профессиональный софт. С одной стороны, это связано с удешевлением доллара как такового, с другой - переход в стан разработчиков множества брендов из области производителей студийного оборудования. В первую очередь, речь идет о SPL и Lexicon.
Также в начале этого года довольно неожиданно прозвучало заявление Avid о прекращении деятельности бренда Digidesign, как, собственно, и множества других подразделений этой компании, включая известную M-Audio. Теперь вся эта продукция выпускается от имени и под торговой маркой Avid. Смысл такого ребрендинга не совсем понятен, хотя стоит отметить, что в рамках видеотехнологий, в которых данное имя использовалось ранее, компания не совсем выигрывала у динамичных продуктов-конкурентов от Adobe и Sony. Причем у обоих, в отличие от Avid, профессионально интегрирован звук, представленный этими же торговыми марками. Скорее всего, поведение Avid продиктовано этими соображениями.
Вообще, настоящим хитмейкером в звуке-2010 стала Adobe, выпустившая третью версию программы Audition. По возможностям она даже перекрывает Steinberg WaveLab, а стоит чуть ли не в два раза дешевле. В Audition 3 все решено на очень высоком профессиональном уровне, за исключением одного тонкого момента - реализации MIDI. Нужно отметить, внедрение этой технологии является востребованной единицей, но все достаточно ново для самой программы. Поэтому в третьей версии мы видим довольно неуклюжий блок, к работе с которым нужно приноравливаться. В общем, это самое слабое место. Если проблема будет оперативно решена в ближайшее время, то мы сможем говорить об очень уникальном продукте, красиво сочетающем профессиональный звуковой редактор и аудио/MIDI-мультитрек.
А вот выход Steinberg WaveLab 7 оставил довольно-таки разносторонние ощущения. Новаций не так много, цены высоки, ясно, что Steinberg хочет выехать на своем бренде и заработать денег на новой версии. Но здесь может повториться ситуация с Microsoft и ее Windows Vista. Вообще, в этом году у некоторых великих компаний наблюдается спад после наступления так называемого пика формы. И Steinberg в данном случае - не исключение. Например, это же можно отнести к Native Instruments, IK Multimedia. Рынок начинают захватывать новые имена второго звена - iZotope и т.п.
В 2010 году активно развилась ниша виртуальных барабанов, хотя компания Toontrack до сих пор удерживает лидирующие позиции в ней. Очень качественно обновлены сэмплерные библиотеки симфонических оркестровых, в эмуляции духовых отлично преуспели шведы из Wallander Instruments, а в следующем году, будем надеяться, серьезной переделке подвергнется ниша виртуальных гитаристов.
Наиболее сильная конкуренция в 2010 году происходила в очень дорогой нише - плагинах для мастеринга и пост-продакшн. Развитые комплекты, в которых есть полноценный набор процессоров динамической и частотной обработки, удаления шума и исправления артефактов и т.п., редко стоят меньше $1000, и хотя предложений много от разных фирм: Sonnox, WaveArts, FabFilter, Waves, IK Multimedia, Mellowmuse, Vengeance, Lexicon, - наиболее демократичные цены показала iZotope со своими Alloy и Ozone 4 (каждый стоит около $249).
Что касается звуковых интерфейсов, для нашего рынка весьма актуальной является новость о полной смене линейки Focusrite Saffire, старые продукты из которой полностью сняты с производства (включая популярный Saffire LE) и заменены на новые, более современные по чуть менее низким ценам.
(Окончание следует)
Кристофер,
itcs.3dn.ru