Интервью по понедельникам: LG Electronics
– Девиз компании LG – «Life’s Good». Как ваша жизнь в Беларуси? Хороша?
– Да, на самом деле, хороша. Поделюсь радостным секретом: у меня восемь дней назад родился сын, поэтому она для меня очень хороша.
– Насколько она хороша для всего LG в Беларуси? Какие сложности вы видите на рынке и какие возможности? В первую очередь, речь идет о рынке мониторов, мобильных телефонов…
– На сегодняшний момент 2010 год мы оцениваем как хороший для компании LG в Беларуси. Если мы говорим отдельно по каждой категории, то для телефонов это особенно хороший год: мы за этот год очень сильно выросли, позиции компании LG на рынке мобильных телефонов достигли хороших результатов. Мы входим в тройку основных поставщиков мобильных телефонов, чего не могли достичь в прошлые годы.
– В то же время мир будоражат новости о не самых позитивных финансовых показателях именно в сегменте мобильных телефонов. С чем это связано? Белорусы скупают то, что было популярно несколько кварталов назад, или у нас началось восстановление?
– В 2010 году компания, действительно, начала достигать хороших результатов. До этого времени для того, чтобы достичь этих результатов, очень много инвестировалось и продолжает инвестироваться. Если мы посмотрим на рынок Беларуси, России, Украины, то туда инвестировались колоссальные деньги в маркетинг, рекламу для того, чтобы раскрутить мобильные телефоны LG Electronics. То же самое происходит на всех остальных рынках: инвестируется достаточно много, и, видимо, определенные убытки связаны и с этим тоже.
– Но в целом свою мобильную линейку вы оцениваете достаточно сильно? Какие телефоны будут наиболее популярны в предновогодний период, в следующем году?
– Я могу отметить, что как качество, так и ассортимент мобильных телефонов LG стал гораздо лучше и сильнее. На сегодняшний день мы запускаем новые мобильные телефоны премиум-сегмента на платформе Android.
– Вы будете анонсировать планы по производству телефонов на платформе Windows 7?
– Да, у нас есть такие планы, телефоны разрабатываются. Для Европы они запускаются в четвертом квартале. Я думаю, появление их в Беларуси – это вопрос времени. Я думаю, в начале 2011 года мы сможем их запускать. Учитывая, что для нас они доходят с небольшим опозданием по сравнению с Европой и Америкой, я думаю, не за горами тот день, когда мы запустим их в Беларуси.
– Как вы оцениваете рынок Беларуси в целом? Прошел ли он кризис, наблюдаются ли какие-то остаточные явления, или еще рано говорить о подъеме продаж и обновления рынка ИТ?
– В целом, 2010 год, особенно его первая половина, для ИТ-рынка был достаточно сложным. Мы очень зависим от европейского предложения, от курса евро, и в первой половине года был момент, когда курс евро был нестабильный и слабый, поэтому наблюдались определенные сложности.
Сейчас мы видим, что ситуация выравнивается, и мы выходим на объемы 2008 года, когда результаты продаж именно ИТ-техники нас более-менее устраивали. В любом случае, сейчас идет период выздоровления и набирания оборотов, но мы видим положительную тенденцию. Я думаю, что если она сохранится, то в 2011 году мы наверстаем упущенное и будем работать так же, как работали в 2008 году.
– Эта тенденция характерна только для вашей компании или для рынка в целом?
– Я думаю, для рынка в целом и для нашей компании.
– Какое место сейчас занимает компания LG на тех рынках, на которых она представлена? Я имею в виду, в первую очередь, рынки высокотехнологичной техники – мониторы, ноутбуки, мобильные телефоны.
– По мобильным телефонам, по нашим оценкам, мы стабильно и уверенно занимаем третье место на рынке СНГ. Наша доля по мобильным телефонам в Беларуси составляет 23%, после Nokia и Samsung. Что касается мониторов, то здесь наша доля упала по сравнению с 2008 годом за счет того, что люди стали покупать больше дешевых моделей дешевых производителей. Но сейчас за счет того, что в новой линейке вводятся новые мониторы, новые технологии, это позволяет набирать большие обороты.
– А что по ноутбукам?
– К сожалению, уже два года мы не поставляем их в Беларусь.
– Но неофициально они продаются.
– Вот именно – неофициально. Они приезжают из Европы. В России они тоже не продаются. Официально поставки на рынок СНГ были прекращены. Это связано с тем, что на российском рынке, с которым мы связаны, есть более дешевые предложения, а покупатель, в первую очередь, ориентируется на цену, а потом смотрит на дополнительные характеристики и думает, платить за них или нет. По предыдущим моделям мы можем сказать, что LG делала фокус на технические характеристики, которые зачастую потребители рассматривали во вторую очередь.
– То есть по цене вы не готовы слишком снижать планку?
– Да, не готовы. С другой стороны, все считается в рамках разумного. Если продажи позволяют делать большие объемы и за счет этого снижать цену, тогда разумно об этом говорить. Если объемы несопоставимы с тем, чтобы можно было опустить цену до уровня более дешевого сегмента, тогда нет смысла делать это и терпеть большие убытки на каком-то рынке.
– Какие планы у LG по развитию в Беларуси? Какие задачи вы ставите перед собой по маркетинговым программам, социальным инициативам?
– Не буду оригинальным, когда скажу, что любой производитель хочет достичь как можно больших и лучших продаж на конкретном рынке. В Беларуси наша задача – сделать так, чтобы больше людей знали про технику LG, в том числе, и ИТ-направления, чтобы больше людей покупало и оценивало по достоинству ее. Для этого проводится очень много исследований и в Беларуси, и в России, и в США: компания LG уделяет очень много внимания исследованию потребительских предпочтений. Исходя из этого, выпускаются новые модели, совершенствуются старые.
– Совсем недавно заработал Таможенный союз, пусть и с определенными оговорками. Как он повлиял на компанию LG? Повлиял ли он на ваших партнеров и клиентов? Почувствует ли что-то клиент?
– Поставки в Беларусь из России сейчас есть, и в связи с Таможенным союзом ассортимент техники из России только расширится. Россия – эта та страна, куда поступает основной поток всей поставляемой техники, и потом оттуда компания LG будет выделять какой-то объем на Беларусь. К сожалению, сейчас мы этого не делаем – все операции будут переведены на начало 2011 года, и тогда мы сможем по достоинству оценить преимущества или недостатки Таможенного союза.
Пока по всем предварительным оценкам мы видим только плюсы. Наши поставщики будут избавлены от таких проблем, как растаможка товара – логистика сразу же сокращается. Если техника приходила большими партиями, раньше дистрибьютор должен был брать либо основываясь на поставках в контейнерах, либо траками. На сегодняшний день, если мы говорим о поставках из России, можно будет брать нужный ассортимент, в нужном количестве. Иногда бывает такое, что ты готов брать больше, но логистика из Кореи или Китая занимает дольше времени. Из России это будет быстрее, поэтому в Таможенном союзе мы видим только плюсы, от которых все только выигрывают.
– На каких направлениях будет концентрироваться LG?
– У нас есть четыре основных направления, на которых мы делаем фокус. Если сюда включить GSM, то это будет пять направлений: телевизоры, ИТ-направление, стиральные машины, холодильники и телефоны. Это направления, на которые LG делает фокус и прикладывает усилия для продвижения. Было время, когда доля рынка мониторов LG составляла 44%. Сейчас мы оцениваем ее в размере 25-26% – я думаю, мы входим в первую пятерку.
– Буквально на днях было объявлено, что белорусские операторы смогут протестировать технологию LTE, беспроводную мобильную связь нового поколения. LG достаточно активно демонстрировала прототипы своих LTE-терминалов. Может быть, есть какие-то планы в мировом масштабе, или из Беларуси может быть к вам поступали запросы по поводу поставок этих терминалов?
– Насколько нам известно, терминалы LG в первую очередь будут запускаться в Штатах. Вопрос времени, когда это будет запущено в России и потом в Беларуси. Загадывать сложно.
– Когда вы планируете поставлять в Штаты?
– Поставки были заявлены на ноябрь, но реально, я думаю, это заработает с начала 2011 года.
– На каких устройствах GSM-телефонов вы будете делать фокус? Может быть, вы готовы упомянуть основные тренды?
– Учитывая, что потребитель с каждым днем становится более требовательным и лучше разбирается в технологиях, компания LG не отстает от мировых тенденций. Если на сегодняшний день популярны системы Android и смартфоны, то это то, над чем нужно сейчас работать, то, что мы планируем продвигать в следующем году. На сегодняшний день мы делаем фокус на модель Optimus – смартфон-Android, который для нас сейчас является флагманом. С 2011 года запускается его следующее поколение, которое будет еще более навороченное по своим функциям и характеристикам.
– Планируете ли вы проводить совместные программы с сотовыми операторами, компаниями, которые работают на рынке розничной торговли?
– На сегодняшний день наши мобильные телефоны представлены у всех операторов, за исключением компании life:). О планах пока не хотелось бы говорить, но, я думаю, с 2011 года продвижение будет более активным и ощутимым: мы видим, что розничные продажи растут, люди покупают больше телефонов в магазинах, тем более, что салоны предлагают более интересные условия для покупателей. Поэтому есть смысл развивать и вкладывать туда маркетинговые деньги для того, чтобы проводить совместные акции. Безусловно, это будет.
– Как компания относится к планшетам? Насколько это интересный для вас форм-фактор?
– У нас их сейчас нет. Я знаю, что Samsung запустил, но в России они тоже до сих пор не появились.
– Будете ли вы инвестировать в этот рынок, разрабатывать планшеты?
– Не готов пока об этом говорить. Я даже не знаю планов в этом направлении.
– Давайте перейдем к рынку мониторов в Беларуси. Какие мониторы предпочитают белорусы? Какая средняя цена и возможности? Что изменится в предпочтениях в следующем году?
– Не так давно мы запустили LED-мониторы со светодиодной подсветкой. Изначально была запущена 19-дюймовая модель, и по оценкам как клиентов, так и розничных сетей, сначала все боялись этого продукта, потому что он был достаточно дорогостоящим.
На сегодняшний день цена стала более приемлемой, более доступной, и мы наблюдаем рост продаж. Люди, приходя в магазин, сравнивают LED LCD -монитор и привычный LCD-монитор и понимают, что он выглядит более достойно, показывает более четко и ярко. Мы видим, что это направление будет расти: по нашим оценкам, в 2011 году из всего объема продаж мониторов мы должны достичь уровня 30% продаж LED-мониторов.
Если говорить о тенденциях в размерах, то если раньше 19-дюймовый казался большим монитором, сегодня этого уже недостаточно. Люди больше склоняются к покупке больших мониторов: это удобнее и для работы, и для игр.
– Видна ли тенденция по переходу к широкоформатным мониторам?
– Мы видим, что ежемесячно доля wide-мониторов растет. Люди склоняются к тому, чтобы выбирать продукт, который будет соответствовать всем их требованиям. Если это компьютер для игры, то интереснее играть на большом мониторе. Если это компьютер для работы, то на широком мониторе удобнее раскладывать документы и видеть больше, чем на обыкновенном мониторе.
– Насколько сильно повлияло на ситуацию государственное лобби белорусских производителей мониторов?
– Я бы сказал, что никак не повлияло. Мы видим, что наши партнеры, официальные дистрибьюторы продают технику и на госпредприятия – на МАЗ, БелАЗ. Как такового лобби или протекционизма мы не замечаем.
– Что бы вы пожелали нашим пользователям?
– От лица LG тем потребителям, которые выбрали технику нашей компании, хочется высказать свою благодарность. Надеюсь, и я уверен, что их ожидания оправдались. Хочу пожелать вам шагать в ногу со временем и пользоваться новыми технологиями на полную катушку, требовать и получать все то, чего они хотели бы иметь от устройства, покупать качественные товары и получать нужный функционал.
Андрей Юркойть
Андрей Юркойть, родился в 1980 г. Окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности менеджмент, работает в компании LG Electronics с момента открытия представительства в РБ. В настоящий момент является руководителем отдела работы с дистрибуторами. Женат, есть сын.