В России попробуют запустить видео-аналог iTunes
В России попробуют запустить видео-аналог iTunes
Интернет-провайдер «Старблейзер» предлагает региональным коллегам присоединиться к созданию всероссийской сети доставки легального видео. В отличие от прочих отечественных реализаций сервисов легального видео, «Старблейзер Кино» позволяет сохранять файлы на жесткий диск.
Спутниковый интернет-провайдер «Старблейзер», дочка интегратора Race Communication, планирует запустить программу продажи легального видео, довольно точно копирующую схему работы сервиса iTunes Store.
От немалого числа прочих предложений легального платного и бесплатного «видео по запросу» в Рунете, проект «Старблейзер Кино» отличается тем, что его клиенты получат возможность сохранять видео на жесткий диск ПК для последующего воспроизведения. Такую же функцию предоставляет своим пользователям iTunes от Apple. Эта деталь может оказаться ценной для региональных пользователей, которым, в силу размера канала бывает не удобно использовать службы потокового видео.
В отличие от iTunes, где контент не защищен, в «Старблейзере» опасность неконтролируемого копирования видеофайла, решили при помощи механизма защиты Microsoft DRM. Его применение подразумевает, что скачанный фильм можно будет воспроизводить только на том компьютере, на котором он был сохранен. Создание архивных копий на болванке или на другом диске не исключается, но использовать их на посторонних компьютерах будет нельзя.
Просматривать приобретенные копии фильмов можно на экране ПК. Поскольку видеофайлы защищены от копирования при помощи технологии Microsoft, воспроизводить их можно будет только на компьютерах под управлением ОС Windows, возможности вопроизведения на других платформах нет. Посредством Windows Media Center можно вывести изображение на экран телевизора (если сам телевизор может быть подключен к ПК).
Гендиректор «Старблейзер» Александр Клинцов подтверждает, что интерес к его начинанию действительно проявили региональные провайдеры из Сибири и Дальнего Востока. Работать с ними компания предполагает по партнерской схеме: провайдер должен закупить на собственные средства сервер ценой $2-2,5 тыс., а «Старблайзер» предоставит ПО, необходимое для работы сервиса, и обеспечит доставку видео к серверам регионального партнера. Расчет со «Старблайзером» будут осуществлять конечные пользователи, а провайдер — участник партнерской схемы будет получать агентские отчисления в размере около 20%.
В «Старблайзере» считают свое партнерское предложение выгодным для региональных провайдеров, и рассчитывают на формирование «Всероссийской сети доставки легального видеоконтента».
Своим будущим пользователям и партнерам «Старблайзера» сейчас может предложить около 400 фильмов. По мере перекодировки объем его видеотеки достигнет 2000 наименований. Доли западного и российского контента в предложении «Старблайзера» примерно равны.
Для сравнения, iTunes Store предлагает около 8,5 тыс. фильмов и 55 тыс. выпусков телешоу. Число легальных видеопрограмм, которые контент-провайдер ivi.ru предлагает просмотреть в потоковом режиме, превышает 20 тыс.
Цена видеофайла для конечного пользователя колеблется от 7 руб. за короткий мультфильм до 80 руб. за полнометражное кино с бессрочной лицензией. Предлагать своим пользователям музыкальные файлы «Старблайзер» в ближайшее время не планирует.
В операторе «Комстар-ОТС», который долгое время занимается продажей видеоконтента конечным пользователям, признали, что предлагаемая «Старблейзером» схема «не лишена интереса и технологически вполне выполнима», но, в соответствии с политикой компании, отказались в деталях комментировать чужой проект. Специалист «Комстара» замечает, что главное в реализации — это не технологическое решение, а «получение доступа к абоненту».
У телеком-аналитиков есть собственные соображения по поводу рынка платного видео в России. По мнению Елены Крыловой из iKS-Consulting, в 2009 г. выручка интернет-провайдеров от продажи фильмов через интернет составила 64 млн руб., при этом I квартал 2010 г. показал 10% роста по сравнению с прошлым годом (24 млн против 22 млн руб.). Если на рынке появится новый участник, ему придется довольствоваться тем же объемом. Интересно, что размер рынка в подсчете iKS точно соответствует размеру годичных инвестиций в «Старблейзер».
Крылова считает, хотя в потенциальную аудиторию сервиса входят 15,7 млн домохозяйств — то есть все пользователи широкополосного доступа — нынешнее число подписчиков «видео по IP» в России вряд ли превышает 380 тыс. человек. Для сравнения, услугами IP-TV провайдера Orange (оператор France Telecom) пользуются около 2 млн абонентов.
Глава «Старблейзера» Александр Клинцов знаком с оценками iKS, но ему также интересны и другие, по которым рынок интернет-видео (впрочем, включающий бесплатное видео с монетизацией через рекламу) составляет $20 млн, и при этом растет быстрее.