Google обвинили в саморекламе
Аналитик Бен Эдельман, исследователь мошеннических схем в области онлайн-рекламы и профессор Гарвардского университета, на днях обвинил Google в нечестности: он считает, что по определенным запросам крупнейший поисковик "подсовывает" на первое место в результатах поиска ссылки на собственные сервисы.
Эдельман, как сообщает Вебпланета, приводит в качестве примеров поисковые запросы CSCO и acne (прыщи).
В первом случае google.com проталкивает наверх сервис Google Finance со ссылкой на финансовые показатели компании Cisco (CSCO - обозначение акций компании на бирже NASDAQ), а во втором результаты возглавляет ссылка на медицинский сервис Google Health.
Аналитик также обнаружил, что если эти запросы чуть модифицировать, дописав к ним запятые, т.е. "CSCO," и "acne," соответственно, то топовые ссылки на гуглосервисы из результатов поиска таинственным образом исчезают.
Эдельман иллюстрирует свои находки скриншотами и приводят массу цитат из положений Google и заявлений представителей компании о том, что их поисковый сервис якобы совершенно непредвзятый.
Представитель Google в ответ на просьбу журналистов прокомментировать исследование Эдельмана, рассказал, что профессору за консультации в свое время платила компания Microsoft.
Между тем, уверены в Вебпланете, аналитик, запутал не только других, но и самого себя. Эдельман не заметил, что количество ссылок, выводящихся на первой странице результатов по означенным запросам, также отличается. По запросам без запятых таких ссылок 11, а по запросам с запятой - только 10 (если в настройках параметра "Количество результатов" выставлен в значение 10).
Иными словами, в ряде случаев поисковик дополняет результаты поиска особыми ссылками - по сути, собственной рекламой, слегка замаскированной под результаты поиска. Эти особые ссылки отличаются по формату и, более того, даже снабжены рядом дополнительных ссылок на конкурирующие сервисы.
Напомним также, что профессор Эдельман в начале этого года опубликовал в своем блоге заметку о том, что персональные данные пользователей крупнейшей в мире социальной сети Facebook отправляются рекламодателям через так называемый HTTP referer – один из элементов протокола HTTP, который содержит URL (интернет-адрес) источника запроса.
HTTP referer содержит адрес последнего ресурса, который пользователь посетил до обращения к данному сайту, а также может содержать и иные сведения, важные для рекламодателей.
В октябре жители Калифорнии Девид Гулд и Майк Робертсон, вдохновившись этим открытием профессора, подали в суд на компанию Facebook, заявив, что та незаконно передавала их персональные данные сервисам онлайн-рекламы.