Интервью по понедельникам: Nokia

Источник материала:  
15.11.2010 01:34 — Новости Hi-Tech
Интервью по понедельникам: NokiaВ студии TUT.BY побывал Павел Крысанов, генеральный директор Nokia в Украине, Беларуси и Молдове. В «интервью по понедельникам» Павел поведал о сроках прихода в Беларусь новейших продуктов компании, о том, как Nokia представлена в нашей стране, когда нам ждать белорусскоязычного интерфейса и карт Ovi. Но наша беседа, конечно, была не только об этом.
 
– Павел, а каким был ваш первый телефон? Помните его?

– Хороший вопрос. Мобильный.

– Nokia?

– Нет, не Nokia. По-моему, первый был Motorola, одна из первых «раскладушек».

– Много телефонов поменяли с тех пор?

– Очень много. Сегодня у меня телефон, о появлении которого в Беларуси, боюсь, вы собираетесь меня спросить – N8.

                Видеоверсия интервью будет опубликована сегодня (в понедельник, 15 ноября) чуть позднее – в течение дня

– Действительно, хотелось бы узнать: много о нем разного говорится. Каковы ваши впечатления от этой модели? Когда она появится у нас?

– В продаже появился этот телефон в конце сентября, в разное время на разных рынках. Сначала появился в России, потом в Украине, сейчас мы сделали отгрузки в Беларусь, и к концу ноября он должен появиться на полках магазинов. Цена будет приблизительно той, которая была заявлена. В некоторых странах люди рассчитывают, что стоимость в местной валюте останется прежней независимо от курса валют. Цена, конечно, меняется вместе с курсом, но мы ожидаем, что стоимость модели в магазинах будет приблизительно 550 евро.

– Как Nokia оценивает белорусский рынок мобильных телефонов? Какие телефоны на нем преобладают? По словам представителей мобильных операторов, с огромным отрывом лидирует Nokia 6300 и бюджетные модели...

– Все познается в сравнении. Если сравнивать белорусский рынок с российским, то это небольшой рынок, если с украинским – то это очень заметный рынок, и для нас очень интересный именно благодаря потенциалу и благодаря тому, что на восточноевропейских рынках у Nokia очень сильные позиции.

По подключениям у операторов мы занимаем лидирующие позиции на рынке Беларуси. Ничего удивительного, что в списках лидеров продаж в Беларуси фигурирует Nokia 6300, так как эта модель – одна из самых успешных у компании в целом в мире. В свое время она занимала первые места на практически всех рынках.

Белорусский рынок, несомненно, очень интересен. Пока еще покупательная способность населения не располагает к тому, чтобы люди пользовались исключительно смартфонами, но надеюсь, все это не за горами.

– Nokia сейчас «ставит на смартфоны» в нашем регионе?

– Я бы сказал, что это тренд рынка. Люди переходят на более умные телефоны, которые могут делать что-то чуть больше, чем просто позвонить и отправить SMS. Люди ищут больше возможностей для связи, которые предоставляет смартфон. Это движение есть, оно существенное, и в Беларуси в том числе.
Но соотношение приобретаемых телефонов по отношению к смартфонам еще пока в пользу телефонов.

– Сколько телефонов приходится на каждый проданный в Беларуси смартфон?

– С появлением не очень дорогих телефонов с тач-скрином соотношение растет в пользу смартфонов, и сейчас составляет примерно 1:5.

– Чем отличаются наши тренды от трендов на мировых рынках?

– Если сравнивать с западноевропейскими рынками, то что-то повторяется. Но есть и свои особенности. У Nokia как бренда позиции в Восточной Европе существенно сильнее, бренд носит премиальный характер – он в большей степени, чем в Западной Европе, воспринимается как дорогой и престижный.
С точки зрения продаж в Восточной Европе у нас тоже очень устойчивые позиции практически на всех рынках СНГ. Мы уже нашли свою нишу, в отличие от многих конкурентов, которые либо еще не пришли, либо только начинают приходить. С этой точки зрения у нас есть преимущества в этом регионе.

– Как Nokia представлена в Беларуси? Сколько у вас дистрибьюторов, как вы работаете? Не планируете открыть выделенный офис?

– На сегодняшний день представителя в Беларуси у нас нет. Ситуация может измениться в следующем году. Прямой покупатель у нас только один, и эта особенность, которая отличает Беларусь от других рынков: дистрибьютор, который здесь работает, берет на себя довольно существенную часть функций.

Такое близкое партнерство удобно обеим сторонам, и с точки зрения поставок на рынок такое положение оптимально для Беларуси. Рынок достаточно крупный, чтобы быть интересным для одного дистрибьютора, и недостаточно емкий для нескольких партнеров. Поэтому у нас на сегодня один поставщик.

– Вы отслеживаете долю Nokia на белорусском рынке? Кто ваши основные конкуренты?

– Основные конкуренты здесь те же, что и во всей Восточной Европе. Прежде всего, это корейские производители Samsung и LG. Я затрудняюсь ответить на вопрос о доле рынка, потому что, к сожалению, рынок Беларуси не оценивается сторонними, третьими компаниями, поэтому точной оценки нет. Но вы сами приводили данные по подключениям у операторов, и, думаю, можно легко сделать вывод о том, что мы – однозначный лидер на рынке Беларуси.

– По вашим ощущениям, вы больше половины рынка контролируете или меньше?

– Для этого надо понимать, какого размера сам рынок Беларуси. Учитывая тот факт, что нет независимых оценок на этот вопрос я затрудняюсь ответить. Доля большая, и мы существенно опережаем своих конкурентов. Основными игроками рынка Беларуси являются Nokia, Samsung и LG. Между тремя компаниями есть существенный разрыв – как между нами и Samsung, так между Samsung и LG. Людям, склонным к аналитике, этого будет достаточно, чтобы попытаться сделать какие-то выводы.

У нас однозначно растут продажи, причем, с этого лета растут лавинообразно. Я думаю, что одна из важнейших причин – это то, что размер «серого» рынка существенно сужается, что дает нам возможность продавать гораздо больше «белых» телефонов.

– Многие пользователи не особенно задумываются, «серый» или «белый» у них телефон – «Nokia» себе и «Nokia», работает и работает… Но пользователи хорошо видят, что «серые» телефоны дешевле, причем, значительно, и это для них определяющий фактор. Как Nokia относится к этому и вопросам гарантии?

– Давайте попробуем ввести определение. «Белый» телефон – это телефон, который официально сертифицирован на территории Беларуси, ввезен официальным импортером с выплатой всех положенных платежей в государственный бюджет. Соответственно, у этого телефона есть полная поддержка производителя с точки зрения гарантии, обновления и так далее. Он подготовлен для этого рынка.

Потом мы говорим о второй группе телефонов, существенной в Беларуси. Не скажу в цифрах, но она очень заметна. Это так называемые «серые» телефоны, которые, по сути, являются аутентичными телефонами Nokia, но ввезенными вне соответствия с государственными законами. И есть третья группа, на мой взгляд, незначительная в Беларуси – это поддельные телефоны, когда кто-то под видом Nokia ввозит какие-то телефоны, которые к Nokia никакого отношения не имеют. Не думаю, что третья группа очень большая, по крайней мере, у нас такого ощущения нет.

На мой взгляд, если человек чувствует себя гражданином своей страны, он уже должен волноваться из-за того, что соответствующие платежи не были произведены, а из этих платежей, как мы знаем, оплачиваются все государственные услуги – и милиция, и больница, и школы. Кроме того, гарантийной поддержки этих телефонов производителем нет.

– Nokia в последнее время достаточно много сил и времени уделяет своим Ovi-сервисам. Какие сервисы полноценно доступны в Беларуси?


– В группе стран, за которые я отвечаю, мы фокусируемся на двух основных сервисах – Картах Ovi (Ovi Maps), с навигацией, и Магазине Ovi (Ovi Store), магазине приложений. На сегодняшний день в Беларуси практически полноценно действует Магазин Ovi: туда можно зайти, открыть аккаунт, скачать приложение для вашего телефона.

Причем, магазин сам узнает модель вашего телефона и предлагает список приложений, годных для него. Основное направление работы Магазина Ovi – это предложение сервисов, релевантных именно для белорусского потребителя. В Украине уже доступно как минимум четыре новостных виджета, которые работают по принципу RSS: это и новостной бизнес-сайт, и два общеновостных, и один ориентированный на ИТ.

– Когда TUT.BY здесь появится?

– Хороший вопрос. На самом деле, у нас существует приложение, которое позволяет практически на коленке составлять такого рода виджет – Ovi App Wizard, и в тот момент, когда TUT.BY будет готов, мы с удовольствием разместим его в Магазине Ovi, доступном для белорусских потребителей. Поэтому это больше зависит от вас.

Если говорить о почтовом сервисе, то уже сегодня наш сервис Nokia Messaging поддерживает легкую и удобную настройку почтового аккаунта TUT.BY.

– Что вы можете сказать о картах? Когда будет полноценная карта Беларуси в Ovi Maps?

– С картами дело обстоит чуть по-другому, чем с Магазином Ovi. Мы успешно запустили в начале года карты в Украине и рассчитываем в следующем году иметь карты Беларуси. Но когда именно в следующем году, я сегодня затрудняюсь сказать.

– А какого рода карты это будут? Крупных городов или сразу полноценная карта страны?

– Я думаю, что мы будем идти похожим путем, как в Украине. Там была очень подробная карта Киева и области, Донецка и Макеевки. Остальные были представлены основными трассами и основными крупными пунктами. Существует ежеквартальное обновление, добавляются более подробные карты определенных регионов, уточняются уже существующие.

Я думаю, что мы по такому же точно принципу будем действовать в Беларуси: несомненно, первым в карте появится то место, где больше всего потребителей, – Минск. Выйти с картами Ovi без Минска было бы очень смешно.

– Но лучше выйти с картами сразу всей Беларуси…


– Всегда лучше сделать сразу все, но чем тогда заниматься все остальное время? Поэтому выход будет поэтапным, а ежеквартальные обновления будут добавлять и улучшать качество.

– Как организован сервис Nokia в Беларуси?

– Здесь существует как минимум два поставщика услуг. Человек, который отвечает у нас за сервис, выезжал в Минск несколько раз. Здесь были некоторые сложности, и насколько я знаю ситуацию сейчас, эти сложности устранены, и сервис существует. Можно гарантийно отремонтировать телефон в случае, если возникнет такая необходимость, или получить замену. Я не знаю, с чем связан ваш вопрос, но полная гарантийная поддержка существует.

– Я спрашивал, скорее, о том, насколько крупная сеть – это только два центра в Минске, или в региональных городах тоже есть ваши центры?

– Я не думаю, что в каждом населенном пункте есть сервис, но каждый розничный продавец, у которого вы приобретаете «белый» телефон, знает, куда Вас направить в случае необходимости.

– В связи с последними изменениями в компании возникает много глобальных вопросов. Nokia связывает большие надежды с Symbian или уже нет? Насколько, по вашему ощущению, конкурентоспособна система Symbian с учетом появления активных, агрессивных конкурентов?

– Symbian – несомненно, магистральная дорога: она никуда не уйдет, и планируется, что она будет получать своевременные апгрейды. На сегодня, с моей точки зрения, различия между Symbian и другими системами несущественны, и для среднего потребителя вряд ли заметны. Специалисты, наверное, могут назвать вам массу отличий, но я, как многолетний любитель гаджетов, скажу, что совершенного устройства не существует, как не существует совершенной операционной системы. У каждой из систем, которые сейчас приняты, есть свои достоинства и недостатки, и каждый может найти там то, что он хочет.

– В чем сильные и слабые стороны Symbian?

– На мой взгляд, настолько хорошо обслуживающей телефон операционной системы не существует. Она создавалась с этой целью и работает с этой целью в совершенстве. Все «красивости», которые существовали и существуют в других операционных системах, есть в новой версии Symbian 3, и с этой точки зрения потребитель получит то же самое. Но будучи магистральной системой, она не является единственной. Давно известно, что Nokia работает над системой MeeGo в сотрудничестве с Intel, и мы ожидаем появления этих устройствв следующем году.

– Развитие двух систем не помешает Nokia сконцентрироваться?

–Нет, это не будет мешать. Это взаимодополняющие системы: одна из них будет работать со смартфонами высокого ценового сегмента, другая – среднего.

– Насколько я понимаю, MeeGo позиционировалась в качестве ОС для планшетов. Насколько перспективным вы сейчас видите этот рынок? Как Nokia планирует его завоевывать?

– Мы несомненно планируем присутствовать на этом рынке, и это тоже входит в планы на следующий год.

– Насколько рынок кажется вам перспективным? Уже на Android планшетов много, Apple iPad есть…

– Если планшеты появляются, наверное, на них есть спрос. Если появляется много предложения, очевидно, это перспективный рынок. Это одна из причин, по которой крупные производители либо присутствуют, либо планируют присутствовать.

– Мы говорили о том, что одна из тенденций рынка смартфонов заключается в том, что смартфоны становятся дешевле и проще, ближе к потребителю. С другой стороны, есть определенные пользователи, которые требуют максимум возможностей, – например, бизнес-смартфоны серии Е. Как Nokia планирует развивать эту линейку? Почему приостановилось развитие серии Е и выпуск модели Е90?

– То, что смартфоны становятся доступными, может увидеть каждый в магазине. Это улица с двухсторонним движением: не только смартфоны становятся проще, но и люди становятся более готовыми к смартфонам. Появляется больше людей, которые этим интересуются, люди больше это понимают. К счастью, смартфон встречается все чаще.

Что касается серии Е, работа, насколько я знаю, не остановилась. Несомненно, есть люди, которые используют смартфоны для бизнеса, е-мейла, для того, чтобы серфить в интернете. Примером этого является то, что мы в начале года представляем на рынок Беларуси боковой слайдер Е7.

Основная причина того, что Е90 перестали производить, заключается в том, что спрос на такого рода форм-фактор недостаточно велик, в то время как на удобно расположенный экран спрос существует, и это видно по нашим продажам N97 mini в Украине и Беларуси. Если людям нравится этот подход, то почему бы не продолжить его, но с большим экраном и с новой операционной системой? Это и произойдет буквально в начале нового года.

– Вы как сотрудник Nokia прочувствовали смену руководства? Или для вас ничего не поменялось?

– Определенные движения, я думаю, существуют, и они уже публично озвучены. Мне представляется, что эта смена была своевременной. Человек, который занял место в Nokia, имеет определенный опыт и успехи. Мне кажется это логичным и своевременным изменением. Президентов обычно в первые сто дней пытаются оценить.

Я думаю, это должность очень похожего уровня, поэтому после двух-трех месяцев сказать, что теперь Nokia – это другая компания, сложно. Я думаю, будет виднее уже после нового года. Но в целом, я считаю, что это очень позитивное изменение в компании. Для меня как для сотрудника, который работает на рынке и больше связан с продажами, эти изменения будут менее релевантны.

Я думаю, что, прежде всего, изменения должны коснуться разработчиков. Ожидать изменений на рынках сложно, потому что то, что хорошо работает, обычно стараются не менять.

– А что хорошо работает на белорусском рынке? Какие модели сейчас находятся в топе?

– С этой точки зрения я не думаю, что Беларусь существенно отличается от России и Украины. Модели популярны те же самые: это новая, появившаяся в этом году линейка Nokia 5230, 5530. Несомненно, людей интересуют телефоны со встроенным GPS-приемником, популярны аппараты 6303, 6700.
Естественно, всегда популярна бюджетная линейка благодаря своей цене. С точки зрения Восточной Европы, Беларусь является совершенно таким же рынком, как любой другой.

– В последнее время появляется очень много устройств с QWERTY-клавиатурой. Это тоже какой-то тренд? Почему они лучше продаются?


– Такой тренд существует в Западной Европе, и связан он с активным использованием электронной почты. QWERTY также будет удобна и для набора простого SMS – это гораздо быстрее, чем даже использовать словарь Т9. Большинство смартфонов поддерживает какой-то из клиентов социальных сетей, и это тоже дает существенный сегмент людей, которые хотят иметь QWERTY.

Поэтому тренд такой существует, и мы полагаем, что он, несомненно, придет в Восточную Европу, причем, в ближайшее время. По мере того, как люди поймут, что могут связываться со своими друзьями, знакомыми, родственниками не только через ноутбук, а через телефон, популярность QWERTY будет расти.

– Видно еще одно движение – к сенсорным экранам. Кто победит? Останутся ли привычные нам телефоны с цифровыми клавишами, или это будет только бюджетный сегмент, а все остальные будут сенсорные, QWERTY, либо сенсор-плюс-QWERTY?

– Это хороший вопрос. Я считаю, что однозначной победы не будет. Не думаю, что эти устройства борются между собой. Люди не хотят иметь одни и те же модели – это совершенно нормальное человеческое чувство. Кому-то больше нравятся телефоны с тачскрином и с QWERTY, который поддерживает тачскрин, а есть и такие, которые не любят тачскрин.

Несомненно, будут существовать комбинации, и одно из интересных с этой точки зрения движений – телефон Х3-02. Это моноблок со стандартной номерной клавиатурой и с полным тач-скрином одновременно. Я ожидаю, что в Беларуси они появятся где-то к концу ноября.

Телефон музыкальный, о чем говорит его название. У людей будет возможность позвонить, используя стандартные твердые кнопки, в то время как весь браузинг по меню вы можете совершать при помощи тач-скрина. Я пробовал этот телефон, и, на мой взгляд, это невероятно удачное решение.

Я не думаю, что будет война форматов. Здесь речь идет больше о том, чтобы люди могли найти для себя то, что им больше всего подходит. Поэтому будут варианты комбинирования различных форматов, пример одного из них я только что вам привел.

– Какие еще интересные новинки от Nokia ожидать в Беларуси до нового года и в следующем году? Это все то, что мы видели на Nokia World?


– По сути, да. Вряд ли мы изобретем что-то отдельное для Беларуси. Мы ждем, что к концу ноября в Беларуси начнутся продажи N8, С7, появится X3-02, чуть ближе к концу года, появится телефон С3-01 – моноблок Touch & Type . К концу года появится телефон С6 на обновленной Symbian^3, но без встроенной внутренней памяти – он поддерживает MicroSD-карту. В начале следующего года появится Е7. Это, наверное, самые известные и громкие новинки, которые в ближайшие несколько месяцев будут в Беларуси.

– Планирует ли Nokia развивать направление многосимочных телефонов, таких как С2-00? Он продается в нашем регионе? Насколько успешно?

– Мы на сегодня не продаем этот телефон нигде. Он должен появиться в первой половине следующего года.

– Мы говорили об интерфейсах, клавишах, мультисимочности. Какие еще глобальные тренды и направления, в которых меняются наши телефоны, вы видите?


– Если говорить о трендах внутри мобильной индустрии, то самый очевидный и заметный тренд – это то, что люди начинают осознавать, что они не привязаны к компьютеру. Телефон может заменить очень существенную часть его функций. С устройствами, которые мы предлагаем, вы можете быть на связи практически в любом уголке Беларуси, куда дотягивается рука оператора.

Наверное, это основной тренд. То, что все большая часть людей движется в сторону смартфонов, связана, наверное, с этим. Внутри этого тренда одним из основных направлений, на мой взгляд, является то, что смартфоны поддерживают очень большое количество клиентов для социальных сетей, и мы, будучи компанией, которая рассматривает свою локальность как одно из конкурентных преимуществ, очень много времени и усилий тратим на то, чтобы у нашего покупателя была возможность использовать популярную в этом конкретном регионе социальную сеть. Сейчас вы можете скачать из Магазина Ovi клиент для практически всех более-менее заметных и популярных сетей на территории Восточной Европы.

Люди, которые входят в эти сети, могут использовать свой телефон для того, чтобы связываться с теми, кто для них важен. Это самое большое и магистральное направление в части мобильной индустрии.

– На ваш взгляд, какие самые слабые и самые сильные стороны у Nokia в Беларуси? Что бы вам хотелось улучшить, и что, на ваш взгляд, уже улучшать некуда?

– Над той стороной, которую хотелось бы улучшить, мы сейчас очень тщательно работаем. Нам хочется здесь твердо встать на ноги. Может быть, покупатели заметили, что в этом году наша активность нарастает. Но даже тот уровень активности, который существует в данный момент, на мой взгляд, является пока неудовлетворительным. Я говорю о рекламе, о наличии локализованных приложений в Магазине Ovi, о конкурсах.

Я бы не сказал, что это слабая сторона, – это то, что требует улучшения просто потому, что раньше этому уделялось меньше внимания. Беларусь является для нас очень привлекательным рынком. Я уверен, что наши покупатели и партнеры будут видеть нас больше и чаще, будут довольны тем, что мы здесь будем делать.

Это то, над чем хочется работать, и одновременно это является одной из сильнейших наших сторон. Как я уже говорил, что одно из главных наших преимуществ – это наша локализация, то, что мы всегда здесь, рядом с покупателем, говорим на его языке, делаем то, что он делает, и пытаемся помочь ему в этом.

– Белорусский язык появится в телефонах?

– Да. Я думаю, в течение следующего года.

– Что бы вы пожелали белорусским пользователям Nokia, нашим зрителям и читателям?

– Пользоваться Nokia, прежде всего! Конечно, я бы пожелал всего самого наилучшего в обыденной жизни, быть на связи со своими близкими. Здесь и проявляется наша роль. Спасибо вам за то, что пользуетесь Nokia!


Павел Крысанов

С января 2009 года – генеральный директор Nokia в Украине, Беларуси и Молдове. В Nokia c 2007 года, занимал пост директора по продажам Nokia в России. С 1995 по 2007 работал в компании Philip Morris International, последняя должность – директор по продажам в Швейцарии.

←На цифровое телевидение подкинули средств

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика