Скотланд-Ярд и социальные сети
Искать преступников в социальных сетях? Эта идея может показаться поначалу абсурдной, однако в Скотланд-Ярде полагают, что она не так уж и плоха. По крайней мере, выяснилось это не далее чем на прошлой неделе.
Нужно сказать, что прецеденты обнаружения преступников с помощью социальных сетей уже были - все-таки, как видите, социальные сети вовсе не такое абсолютное вселенское зло, каким они кажутся некоторым. Действительно, в социальных сетях зачастую люди не боятся оставлять информацию о себе, которая может помочь полиции выйти на их след, да и сам факт появления скрывающегося от правосудия человека в социальной сети дает полиции возможность хотя бы приблизительно установить район, где того можно искать. Неосторожность преступников, видимо, объясняется как их собственной низкой технической подкованностью, так и невысоким мнением об аналогичной подкованности правоохранительных органов.
В общем, так или иначе, но Newsland.ru со ссылкой на The Guardian сообщает о том, что британских полицейских в соответствии с духом времени обучат искать преступников через социальные сети и блоги. Особое внимание во время обучения полицейские будут уделять двум крупнейшим и популярнейшим на Западе социальным сетям - Facebook'у и Twitter'у. Также внимание детективов обратят на вопросы, связанные с извлечением данных из персональных компьютеров и мобильных телефонов. Каким именно образом будет выглядеть обучение, не сообщается, однако известно, что ежегодно повышать квалификацию подобным образом будут три с половиной тысячи британских полицейских.
Нужно, впрочем, отметить, что специалисты из Скотланд-Ярда уже сегодня активно используют социальные сети для проведения следственной работы. По сообщению всё того же источника, сейчас лондонская полиция с помощью Facebook и Twitter пытается разобраться в деле об убийстве 17-летнего Марвина Хенри. По версии следствия, он стал жертвой стычки между двумя соперничающими молодежными группировками. Наверняка некоторые читатели ещё помнят прогремевшую недавно историю сбежавшего из тюрьмы Крейга Линча, который в течение достаточно долгого времени (несколько месяцев) издевался над полицией через Facebook.
Имеет ли смысл проведение такого инструктажа для белорусской милиции? Очевидно, что даже если и зафиксируют случаи поимки преступников с помощью "В контакте" или "Одноклассников", они будут единичными, а не массовыми. Если, конечно, под преступниками понимать не тех, кто украл чужой экаунт в социальной сети, оставил порочащие репутацию и достоинство комментарии или занимался прочими, по большому счету, просто хулиганскими выходками, а тех, кто действительно совершил серьёзное преступление. Очевидно, что среднестатистический житель "мест не столь отдаленных" белорусского образца не в состоянии, как Колин Ганн, руководить из-за решетки через социальную сеть действиями сколоченной им же самим банды. Конечно, раньше или позже подобные случаи будут иметь место, однако пока что перенимать британский опыт отечественным правоохранительным органам еще рано. Хотя, возможно, это как раз тот случай, когда опыт лучше перенять заранее, а не в спешке пытаться применить в белорусских реалиях разработанные в другой стране приемы.
Вадим СТАНКЕВИЧ