Киберсквоттинг в Беларуси: миф или реальность?
03.11.2010 09:54
—
Новости Hi-Tech

Промашка с дорогой ценой
«Белшина» — наш гигант и наша гордость. Искала как–то сайт предприятия. Как любой человек более–менее знающий об интернете, набираю — www.belshina.by. То, что мне открылось, и удивило, и озадачило. То, что сайт — банальная липа, поймешь не сразу. Официальный сайт бобруйского завода я нашла чуть позже. Но кто бы мог подумать, что его доменное имя — www.belshinajsc.by. Остается только догадываться, сколько потенциальных клиентов ушло на сайт–двойник. На котором, к слову, тоже приторговывают шинами, в том числе и белорусской марки. Еще вопрос — откуда там весь модельный ряд нашего завода с расценками? Жаль, но получить комментарий на «Белшине» не удалось. Понятно, что и других здесь невпроворот, хотя, мне кажется, такая недобросовестная конкуренция отнюдь не на руку заводу.
Заинтересовавшись ситуацией, пролистала официальные сайты и других наших предприятий. Интересный поворот приобрело мое расследование при знакомстве с интернет–ресурсом Минского тракторного завода. Кому с ходу придет в голову искать встречи с этим крупнейшим в СНГ производителем по адресу — http://belarus–tractor.com? Повторяя опыт, захожу на www.mtz.by. Брэндовый домен, оказалось, уже занят физическим лицом. На каком основании?
Свято киберместо...
Вот тут и приоткрывается завеса теневого интернет–бизнеса под названием «киберсквоттинг». Его суть — приобретение доменных имен, созвучных с именами известных торговых марок, или просто с «дорогими» названиями. Цель — дальнейшая перепродажа. Схема проста, как мелкая купюра. Нужно только следить за новостями и быть немного расторопным. Например. Прошла информация о том, что компания «Адидас» решила открыть в Беларуси официальное представительство. Киберсквоттер уже тут как тут: две минуты — и домен www.adidas.by занят. Для этого нужно всего–то зайти на сайт регистратора доменов и оформить заявку. Никаких документов не нужно, ехать никуда — тоже, оплата в течение 30 дней. Но с этого момента никто больше на это «имя» претендовать не сможет. Даже когда время на расчет вышло — достаточно просто заново переоформить регистрацию. В итоге на одном частном лице может «висеть» до тысячи неоплаченных доменов.
Киберсквоттинг в Беларуси стал едва ли не массовым явлением. Пока иностранные компании и брэнды только собираются к нам, одноименные торговые марки и адреса уже практически все раскуплены. И ничего не поделаешь. Тут царит простой принцип: кто успел, тот и съел. А у истинного правообладателя варианта два: или идти в суд, или договариваться с киберсквоттером. Подобного рода «сделки» уже были. Цена вопроса в белорусском сегменте колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Но это только пока байнет набирает силу. В зоне .ru, например, цифры куда покруче. А самые крупные операции, конечно, в сегментах .com, .org и .net. Есть даже специализированные площадки для продажи доменных имен. На интернет–аукционе Sedo, например, dollars.com продан за 800 тысяч долларов. А pizza.com потянул на 2,6 миллиона. И это не предел.
Кому бы я ни позвонила, оказывается, проблема всем известна. Но отношение у всех разное. В представительстве компании «Снежка» в курсе, что доменное имя www.sniezka.by принадлежит частному лицу, но предпринимать ничего не будут. «Мы изначально, когда пришли в Беларусь, зарегистрировали сайт с другим именем, поэтому и выкупать домен sniezka.by не будем, — говорит коммерческий директор СООО «Снежка — БелПол» Евгений Лукашевич. — Но даже если под этим именем будет открыт какой–то сайт, компрометирующий нашу продукцию, разве мы можем что–то сделать?»
Компания «Самсунг» заняла принципиальную позицию: физическое лицо не имеет права на регистрацию и использование домена www.samsung.by. О полюбовном решении вопроса с киберсквоттером и речи не вели. Официальное представительство подало в суд.
Прецеденты, кстати, уже были, но только два. В 2009 году Верховный Суд вернул домен google.by компании Google. Удалось восстановить справедливость и белорусской компании. Несколько лет ООО «КОШТпроект» не могло найти управу на сайт kosht.by, который другое юрлицо использовало в своих рекламных целях. И поговаривали, что отказаться от домена оно готово было добровольно за 50.000 долларов. Но суд обязал ответчика вернуть интернет–адрес бесплатно и еще возместить почти два миллиона рублей судебных расходов.
В ситуации с доменом samsung.by оказалось все не так просто. Пока шло разбирательство, владелец успел переоформить права на гражданина Великобритании. А как теперь привлечь к ответу иностранца — большой вопрос.
Две беды
Первая — это реальный пробел в законодательстве. Пока таких понятий, как «брэнд» и уж тем более «домен», не встретишь ни в одном правовом документе. О четком механизме разрешения споров в интернете тоже не слышно. Почему? В наш–то век всеобщей компьютеризации время надо обгонять. Потому как догонять бывает больно и дорого. Если решать проблему через суд, то компании идут путем защиты товарного знака. Но это значит, что ваше имя должно им быть. А почему доменное имя — не субъект авторского права и не объект интеллектуальной собственности? «Если мы придадим домену такой статус, то затормозим развитие байнета, — считает Юрий Зиссер, генеральный директор УП «Надежные программы». — Дело в том, что регистрация товарного знака может длиться до двух и более лет. Значит, ни один домен годами невозможно будет зарегистрировать. В Украине попробовали идти этим путем, но отказались, так как он тупиковый».
«Например, в случае с брэндом «Белшина» применимы нормы противодействия недобросовестной конкуренции, — предлагает выход из ситуации Алексей Бичугин, начальник центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности. — Прямой путь в антимонопольный орган. За совершение таких деяний есть статьи и в гражданском, и в уголовном законодательстве». Но если сайта–вредителя нет, а имя просто кем–то занято, то и дела нет.
Кстати, при Всемирной организации интеллектуальной собственности существует целый арбитражный центр (ICANN), который решает споры о правах на домены. Только за прошлый год там рассмотрено около 17 тысяч жалоб. Уникальность процедуры в том, что свое имя можно забрать даже у гражданина другого государства. И даже в том случае, если в его стране ваш товарный знак не зарегистрирован. Правда, минимальная стоимость процесса — 1,5 тысячи долларов, и данная практика не распространяется на зону «by». Беларусь пока не признала для себя обязательными правила ICANN.
В России, например, начинается регистрация первых доменов в кириллической зоне .рф. Уже натерпевшись от киберсквоттеров, решили на этот раз сыграть на опережение — стать владельцем интернет–адреса смогут только граждане и резиденты России. А со своими всегда разобраться проще. И еще требование — год с доменом ничего сделать нельзя: ни продать, ни подарить, ни переоформить.
В Оперативно–аналитическом центре при Президенте ситуацию знают. Выбран новый технический регистратор доменов. И в июне начали действовать новые правила регистрации интернет–адресов. 30–дневная отсрочка платежа отменяется. Но изменит ли ситуацию предоплата, если цена вопроса — 15 долларов? Еще одно новшество — список владельцев доменных имен станет гласным. Однако это может лишь упростить продавцу и покупателю поиск друг друга. То есть снятие симптомов не лечит причину болезни киберсквоттинга. Тем более что новый регистратор приступит к работе не раньше чем через месяц. Пока правила действуют прежние.
Проблема вторая. Предприятия и компании сами должны быть расторопнее. Понятно, что других забот хватает, но, как видно, «застолбить» доменное имя несложно и недорого. Даже если пока не до сайта, просто держать домен за собой — около 70 долларов в год. Сумма по сравнению с судебными издержками и стоимостью услуг адвокатов мизерная. Тот, кто серьезно воспринимает интернет и его влияние на продажи и имидж, действует еще более дальновидно. Многие компании специально регистрируют даже адреса с ошибками. Без знаков препинания, с созвучными буквами и «заводят» их на головной ресурс. Чтобы не потерять даже случайно ошибившихся посетителей. А киберсквоттеры промышляют и такими «ошибочными» доменами. Яркий пример — сайт gugl.by.
Послесловие
Белорусского киберсквоттера мне найти удалось. Он умудрился оставить номер своего мобильного на одном из занятых им доменов. То, что его бизнес не приносит ему счастья и спокойствия, было понятно по голосу. Намучился, говорит, с одним банком — сделка не получилась, а домен все равно пришлось вернуть. Но в багаже есть и вполне успешные сделки. А в арсенале еще десятки брэндовых доменов, которые ждут своих покупателей. И рука всегда на пульсе, то бишь на клавиатуре, в поисках новых потенциальных клиентов. Ибо свято киберместо пусто не бывает...
Ирина ЮЗВАК