Страна высоких скоростей
Страна высоких скоростей
Белорусов в глобальной сети становится все больше. Так, растет число пользователей стационарного широкополосного интернет-доступа. Не отстают и беспроводные технологии: мобильные операторы стремятся покрыть 3G-связью все крупные и средние города, а в ближайшем будущем получат частоты для развертывания сетей четвертого поколения стандарта LTE, которые обещают стать заметным прорывом в области передачи данных.
Вслед за ростом числа интернет-пользователей должна повыситься и привлекательность Всемирной паутины: уже в этом году должен заработать портал общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), через который государство начнет оказывать электронные услуги. К концу 2015 года Беларусь намерена войти в 30-ку самых развитых стран по информационно-коммуникационным технологиям. О том, за счет чего это станет возможно, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал министр связи и информатизации Николай Пантелей.
- Беларусь в сфере ИКТ стремится развиваться на равных с другими странами. При этом надо учитывать, что оценки Международного союза электросвязи (МСЭ) отстают минимум на год, а за это время мы проходим большой отрезок. Пока, правда, мы не можем выйти на тот уровень проникновения мобильной связи, о котором отчитываются другие государства. Хотя это не самый объективный критерий, особенно когда речь заходит о проникновении мобильной связи свыше 100%. На мой взгляд, если каждый житель имеет одну сим-карту, этого вполне достаточно.
Один из важнейших факторов - уровень покрытия мобильной связью. Так, сегодня сотовыми операторами покрыто более 97% территории страны.
В чем мы реально отстаем, так это ширина внешнего интернет-шлюза на каждого жителя страны. Но это связано не с тем, что у нас нет технической возможности расширить шлюз. Мы его расширяем, и достаточно активно. Так, только в этом году он был расширен в несколько раз. Просто это стоит денег, а расширять внешний шлюз ради красивой статистики мы не будем. Нам надо развивать потребности в этом шлюзе, то есть прежде всего увеличивать количество абонентов широкополосного интернет-доступа. А это в свою очередь затрагивает две сферы нашей деятельности - как связь, так и информатизацию.
Основная задача на сегодня - создать возможности для предоставления услуг в электронном виде. Когда компьютер станет реальным помощником гражданина в решении его бытовых проблем (запись к врачу, консультирование, получение необходимых справок и др.), тогда потребность в наличии широкополосного интернет-доступа существенно возрастет.
Стоит отметить, что постановлением Совета Министров №1174 утверждена Стратегия развития информационного общества в Беларуси на период до 2015 года. Основным показателем ее успешной реализации станет ощутимое повышение позиции Беларуси в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи и ООН. Наша цель - войти в 30-ку ведущих стран мира по развитию информационно-коммуникационных технологий.
Чтобы достичь этого, Минсвязи совместно с заинтересованными органами и организациями подготовлен и внесен на рассмотрение правительства проект Национальной программы ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы.
- Насколько мне известно, к концу 2015 года планируется достичь значения индекса развития ИКТ в Беларуси на уровне 7,48, то есть увеличить этот показатель более чем на 60%. За счет чего это планируется осуществить?
- В итоговом рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий за 2008 год Беларусь занимала 55-е место со значением индекса развития ИКТ 4,07. На начало 2010 года значение индекса развития ИКТ в Беларуси равнялось 4,74 балла.
Согласно прогнозам, на конец 2015 года значение индекса развития ИКТ составит 7,48. Такие значения соответствуют ведущим позициям в первой десятке рейтинга за 2007 год. Учитывая, что насыщение рынка ИКТ в развитых странах уже произошло и значительного роста индекса не предвидится, тогда как у Беларуси есть огромный потенциал в развитии, можно предположить, что в 2015 году наша страна войдет в 30-ку стран с наибольшим развитием сектора ИКТ. Правда, при условии, что методика расчета индекса не изменится. Достичь таких значений индекса развития ИКТ планируется за счет сокращения отставания по всем показателям.
В частности, в субиндексе использования ИКТ (количество абонентов стационарного широкополосного доступа на 100 жителей, количество абонентов мобильного широкополосного доступа на 100 жителей, количество интернет-пользователей на 100 жителей), однако на данный момент в республике наблюдается существенный рост значений этих показателей.
Также важное значение имеют некоторые показатели субиндекса доступа ИКТ, относящиеся к сектору электросвязи, такие как доля домохозяйств с доступом в сеть Интернет и пропускная способность шлюза на одного интернет-пользователя, значения которых также далеки от оптимальных. Остальные показатели развития электросвязи (количество абонентов стационарной связи на 100 жителей и количество абонентов сотовой подвижной электросвязи на 100 жителей) относительно близки к показателям стран первой 20-ки рейтинга.
- Какие совместные проекты реализует и планирует реализовать Беларусь с Международным союзом электросвязи? Какой эффект они могут дать?
- В настоящее время Минсвязи совместно с Международным союзом электросвязи реализуется проект по организации в сельских населенных пунктах страны центров общественного доступа в Интернет. В рамках проекта МСЭ организует в выбранных населенных пунктах центры общественного доступа в Интернет с помощью широкополосных технологий для предоставления различных общественных услуг в онлайн-режиме.
Мы планируем, что подобные центры появятся в 9 сельских населенных пунктах различных регионов Беларуси. Реализация проекта позволит обеспечить сельскому населению доступ к информационным ресурсам Беларуси. Центры общественного доступа в Интернет будут создаваться на базе отделений почтовой связи и на площадях РУП "Белтелеком".
Появление подобных центров повысит уровень информированности граждан по использованию электронных приложений и информационных услуг. Сельские жители получат возможность доступа к правительственной информации и информации местной администрации, в том числе к сведениям о программах социального обеспечения, программах развития, публичных мероприятиях и др.
На Всемирной конференции по развитию электросвязи, которая прошла с 24 мая по 4 июня этого года в индийском Хайдарабаде, были утверждены пять региональных инициатив, направленных на реализацию проектов по нескольким перспективным направлениям, в том числе и в Беларуси. Среди них - оказание содействия в переходе от аналогового к цифровому вещанию, создание виртуальной лаборатории МСЭ для проведения удаленных испытаний оборудования, новых технологий и услуг; устойчивое снабжение электроэнергией объектов электросвязи в сельских и отдаленных районах; разработка рекомендаций и создание пилотного фрагмента инфокоммуникационной подсистемы поддержки защищенных удаленных розничных платежей и управления банковскими счетами на основе беспроводных сетей связи, а также отработка вопросов создания и проведения электронных собраний.
Беларусь является одним из координаторов проекта "Оказание содействия в переходе от аналогового к цифровому вещанию". МСЭ частично финансирует эти проекты и обеспечивает свою поддержку в реализации поставленных целей.
- С 2012 года в Беларуси планируется создать единую республиканскую сеть передачи данных (ЕРСПД), которая объединит все сети, принадлежащие государственным органам и организациям. Частным операторам предлагается включить свои сети в ЕРСПД на договорной основе, при этом разрешение на строительство новых сетей будет выдаваться лишь с условием их включения в единую инфраструктуру. Насколько это будет выгодно операторам негосударственной формы собственности?
- В настоящее время в Беларуси для операторов связи нет никаких ограничений по развитию собственной инфраструктуры. Единственное, сегодня существует запрет на международную деятельность как по голосовому трафику, так и по передаче данных. Но ведь в любом случае, чтобы обеспечить полноценное предоставление услуг передачи данных, оператор не может работать изолированно, только в своей сети, поскольку тогда он не сможет удовлетворить потребности потенциальных клиентов в том масштабном объеме информации, которую они хотят получить, имея доступ в Интернет.
Так что любому частному оператору нужно взаимодействовать с операторами, владеющими какими-то собственными ресурсами и имеющими доступ к зарубежным сетям. С появлением такой структуры, как Национальный центр обмена трафиком, снимается головная боль с так называемой монополией "Белтелекома", политика которого в области установления тарифов была на слуху и обсуждалась частными операторами.
Кроме того, в мире есть примеры, когда в стране строится единая сеть передачи данных, которая впоследствии предоставляется на равных условиях всем игрокам рынка. Мы, может быть, сразу пошли по-другому пути, ведь основная часть сети построена РУП "Белтелеком". Однако сейчас предпринимаются меры к тому, чтобы эта сеть была задействована в полной мере и чтобы были созданы условия для ее использования в контексте внедрения современных технологий и расширения ее функциональных возможностей и загрузки.
Поэтому, на мой взгляд, если на практике будет реализовано все, что заложено в указе №515, от этого рынок передачи данных, безусловно, выиграет.
- Каким образом планируется выбирать новых операторов, которые получат право пропуска внешнего интернет-трафика?
- Минсвязи объявило конкурс, который позволит выйти на этот рынок новому игроку. Пока речь идет об одном операторе. Победитель конкурса получит право пропуска внешнего интернет-трафика и присоединения к сетям электросвязи иностранных государств, получив соответствующую лицензию.
- А есть ли среди инвесторов интерес к получению права использования внешнего интернет-трафика?
- У инвесторов всегда была заинтересованность к получению права на пропуск внешнего интернет-трафика. Однако разговоры всегда шли о получении этого права без каких-либо особых условий.
- Начальник ОАЦ Валерий Вакульчик во время общения с журналистами отметил, что в Беларуси планируется повысить скорость интернет-доступа в 10 раз. Возможно ли это в ближайшем будущем с технической точки зрения?
- С точки зрения техники это возможно.
- Как вы считаете, готов ли белорусский рынок к освоению LTE-технологий? Когда может быть решен вопрос о выделении соответствующих частот для операторов связи?
- Рынок к ним уже готов, учитывая, что в мире присутствует необходимое терминальное и станционное оборудование. Насколько будут востребованы пользователями предлагаемые скорости передачи данных, будет зависеть от тарифных планов, которые операторы предложат своим клиентам. Будущее именно за этими технологиями, поскольку контент все время увеличивается и появляются все новые предложения, которые будут требовать именно таких скоростей.
Сегодня мы ведем работы по высвобождению частот для технологий LTE: их планируется выставить на конкурс. В этом году конкурс мы, наверное, не объявим, но частоты, скорее всего, нам удастся получить. К сожалению, есть некоторые технические проблемы, связанные с их высвобождением.
Кроме того, уже выделены частоты для реализации проектов по технологии WiMAX, которая по своим техническим характеристикам близка к технологии LTE.
Одной из основных задач, решаемых Минсвязи, является создание условий для удовлетворения спроса потребителей в передаче любого вида информации и доступу к информационным ресурсам. Для решения этой задачи принимаются меры по внедрению в республике новых технологий, в том числе и четвертого поколения (LTE) в сетях сотовой подвижной электросвязи. Эти мероприятия предусматриваются проектом Национальной программы ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы.
- Какие зарубежные инвесторы проявляют интерес к открытию новых предприятий и реализации крупных проектов в сфере ИКТ в Беларуси? Поступали ли в Минсвязи предложения по созданию нового оператора мобильной связи и рассматривается ли такая возможность?
- В ближайшее время в Беларуси не планируется появление нового оператора сотовой подвижной электросвязи из-за отсутствия необходимого диапазона частот. В настоящее время уровень проникновения сотовой подвижной электросвязи достаточно высокий (102 телефона на 100 жителей), при этом существует жесткая конкуренция между действующими GSM-операторами, что обеспечивает регулярное появление новых тарифных планов и снижение стоимости услуг.
- Учитывая, что "Белтелеком" решил приостановить развитие WiMAX, есть ли будущее у этой технологии в Беларуси?
- Уверен, что будущее у нее в Беларуси есть. "Белтелеком" приостановил развитие этой технологии, поскольку ему выделены не самые перспективные частоты. Соответственно, и выбор оборудования у национального оператора связи оказался весьма ограничен, а это в свою очередь приводит к неадекватным на него ценам. В любом случае вопрос будет решаться, и "Белтелеком", вероятно, поборется за более приемлемые для себя частоты. Однако ему придется бороться за них на равных условиях с другими претендентами.
Что касается самой технологии, то она перспективная и интересная. Проблема последней мили существует, так как строить ее по проводным технологиям довольно накладно. Хотя мы планируем перейти на xPON-технологии, то есть довести в квартиры пассивные оптические сети. Этот проект, кстати, начнет реализовываться уже в нынешнем году. Однако это дорогое удовольствие, тогда как радиотехнологии обходятся гораздо дешевле.
- Каковы планы Минсвязи по строительству мультисервисных сетей в Беларуси и переходу на платформу IMS?
- В разработанном Минсвязи проекте Национальной программы ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы есть подпрограмма "Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура" ("Национальная ИКИ"). Цели развития национальной ИКИ на современном этапе - обеспечить растущие информационные потребности граждан, бизнеса и государства, создать благоприятную среду для оказания электронных услуг, сформировать государственные информационные ресурсы и обеспечить доступ к ним на всей территории Беларуси и др.
Кроме того, Минсвязи разработана Стратегия развития широкополосного доступа к сетям передачи данных в Беларуси. Главная цель стратегии - строительство на территории Беларуси мультисервисных сетей следующего поколения, способствующих ускоренному развитию сетей широкополосного доступа.
Уже сегодня в Беларуси эксплуатируется фрагмент мультисервисной сети, построенной с использованием технологии NGN в Витебске и установкой на сети гибкого коммутатора (Softswitch), составившего альтернативу системам управления традиционных АТС как по цене и функциональным возможностям, так и по масштабируемости, качеству обслуживания, габаритам, энергопотреблению и стоимости технической эксплуатации.
Строительство фрагмента сети NGN в Витебске продемонстрировало преимущество систем, построенных на принципах разделения сигнального и разговорного трафиков, подготовило основу для расширения услуг, предоставляемых абонентам посредством IP-протоколов и сетей с пакетной коммутацией.
В настоящее время наиболее перспективным направлением развития сетей следующего поколения является внедрение платформы IMS (IP Multimedia Subsystem) - стандартной архитектуры сетей для оказания мультимедийных услуг по проводным и беспроводным сетям, внедрение которой уже в ближайшее время может принести ощутимые преимущества как для операторов, так и для пользователей.
Концепция IMS - это решение для предоставления услуг в сетях, основанных на протоколе IP вне зависимости от того, использует абонент мобильный или стационарный широкополосные доступы.
Первый этап реализации проекта включает строительство непосредственно самой платформы с серверами приложений, базой данных, системой управления, а также интеграцию с существующей сетью. В дальнейшем предполагается расширить платформу с целью увеличения комплекса оказываемых услуг и наращивания абонентской базы. Национальным оператором электросвязи проведен тендер на поставку оборудования по первому этапу реализации данного проекта, и в настоящее время идет работа по заключению контракта.
- Каковы планы Минсвязи по развитию рынка IP-телефонии в Беларуси?
- Каждый оператор может принимать собственное решение по развитию этой технологии.
Процесс не остановишь, однако он не может обеспечить тот уровень качества услуг, как обычная телефония. Мы не можем рисковать имиджем, поэтому в этом плане действуем очень осторожно. Даже "Белтелеком" использует эту технологии в большей степени для технологических нужд.
- Когда в Беларуси будет внедрена услуга переносимости мобильного номера? На каком этапе находится этот проект?
- Минсвязи в августе 2008 года создана рабочая группа, в том числе с участием представителей операторов сотовой подвижной электросвязи. В результате был разработан план мероприятий по внедрению услуги переносимости номера. Завершение работ планируется в феврале 2012 года. В настоящее время закончена разработка технических требований к централизованной базе данных перенесенных номеров и идет подготовка конкурсных документов для покупки программно-аппаратного комплекса.
- Какого охвата цифрового телевизионного вещания по стандарту DVB-T планируется достичь в этом и следующем годах? Какие проекты в рамках цифрового эфирного (DVB-T) и цифрового интерактивного (IPTV) телевизионного вещания планируется осуществить в ближайшем будущем?
- В настоящее время эфирное цифровое телевещание организовано на 35 радиотелевизионных передающих станциях, что позволяет обеспечить охват территории, на которой проживает более 86% населения страны. В дальнейшем планируется расширять охват территории цифровым вещанием, в том числе путем строительства новых передающих станций и установки цифровых передатчиков на радиорелейных станциях. Ожидается, что к концу 2011 года охват цифровым телевещанием составит до 92-94% населения страны.
- Каковы планы Министерства связи и информатизации в отношении развития электронной цифровой подписи в Беларуси?
- Прежде всего хочется разграничить понятия "электронно-цифровая подпись" и "электронная цифровая подпись". Так, электронно-цифровая подпись представляет собой подпись в электронно-цифровой форме, например отсканированный документ с рукописной подписью. Это понятие, кстати, используется в Гражданском кодексе Беларуси. А вот электронная цифровая подпись - это последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности. Именно это понятие и предусмотрено законом "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", который, напомню, был принят 28 декабря 2009 года.
Во исполнение закона приняты постановление Совета Министров №1086 "Об утверждении Положения о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе" и постановление Совета Министров и Национального банка №1077/8 "Об утверждении Положения о порядке функционирования Государственной системы управления открытыми ключами электронной цифровой подписи".
Подпрограммой "Электронное правительство" проекта Национальной программы ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы предусмотрены мероприятия, способствующие широкому внедрению электронной цифровой подписи в Беларуси. Они направлены на развитие государственной системы оказания электронных услуг, государственной системы управления открытыми ключами электронной цифровой подписи (ГосСУОК), государственных систем электронного документооборота и др.
- Над какими компонентами электронного правительства идет работа сегодня? Изменилась ли за последнее время эта концепция, учитывая бурный рост ИКТ во всем мире?
- "Электронное правительство" является одним из приоритетных направлений реализации Стратегии развития информационного общества в Беларуси на период до 2015 года.
Архитектура электронного правительства концептуально представлена двумя составляющими - информационно-коммуникационной инфраструктурой (ИКИ) и государственными электронными услугами для государственных служащих, граждан и бизнеса.
В 2011-2013 годах в рамках Национальной программы ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы должны быть завершены начатые работы по созданию и развитию нескольких базовых компонентов ИКИ электронного правительства. Прежде всего речь идет об Общегосударственной автоматизированной информационной системе (ОАИС), которая разрабатывается с целью предоставления электронных услуг и будет включать портал услуг для граждан и организаций (портал ОАИС).
Сегодня мы завершаем работу по созданию портала. Через него граждане, организации и госорганы смогут получить доступ к государственным информационным ресурсам. Кроме того, уже в этом году с помощью системы планируется оказывать конкретные услуги населению.
В настоящее время создан базовый программно-технический комплекс ОАИС на основе инфраструктуры блейд-серверов и сервис-ориентированной архитектуры (SOA) Oracle. При этом информация хранится у владельцев информационных ресурсов, так как там ее проще корректировать, вносить изменения и отслеживать правильность. В целях обеспечения отказо- и катастрофоустойчивости аппаратных ресурсов (процессорных мощностей, оперативной памяти, дискового пространства) базовый комплекс ОАИС размещен на площадях центра обработки данных РУП "Белтелеком". Уже определена площадка для создания дублирующего центра, а ее обслуживающий персонал проходит обучение.
Еще один компонент - единая защищенная среда информационного взаимодействия государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов. В настоящее время к системе электронной защищенной почты государственных органов подключено более 2,5 тыс. госслужащих.
Также важно упомянуть государственную систему управления открытыми ключами электронной цифровой подписи и государственную систему идентификации физических и юридических лиц.
И еще один компонент - система хранения государственных информационных ресурсов (цифровые архивы), используемых при оказании электронных услуг.
Кроме того, национальная ИКИ предполагает создание платежного шлюза в интеграции с Единым расчетным информационным пространством (ЕРИП), посредством которого будут осуществляться платежные транзакции через портал ОАИС. Сейчас завершается пилотная отработка технических решений на основе интеграции ОАИС и ЕРИП.
Наконец, предстоит организовать систему информационных посредников, или авторизованных операторов государственных информационных услуг. В роли информационного посредника, который возьмет на себя функции идентификации заявителя и предоставления электронных документов, может выступить РУП "Белпочта", имеющее почти 4 тыс. почтовых отделений в городской и сельской местности.
Что касается второй составляющей - государственных электронных услуг, то формирование государственных информационных ресурсов и оказание на их основе государственных электронных услуг должны осуществлять непосредственно органы госуправления, облисполкомы и Мингорисполком.
- На какой стадии находится проект указа, направленного на борьбу с рынком "серых" телефонов, и когда в Беларуси будет создана общереспубликанская база идентификационных номеров (IMEI)?
- Позиции госорганов по этому вопросу расходятся. Так, МВД не устраивает подход, при котором все телефоны, которые попадают в реестр потерянных и похищенных, будут выключаться и не будут обслуживаться оператором, поскольку это сразу затруднит поиск устройств и возможности раскрытия преступления. Кроме того, здесь не до конца соблюдаются интересы граждан, поскольку они не будут защищены от недобросовестных продавцов. Ведь не каждый потребитель сможет разобраться, что он покупает, поэтому лишать его возможности получить услугу посредством "серого" телефона не всегда правильно.
Кроме того, сегодня проблема "серых" телефонов не столь актуальна, как раньше. Благодаря тому, что операторы проводят всевозможные акции, стимулирующие продажи телефонных аппаратов, увеличилось число "белых" устройств. Так что если 2-3 года тому назад только 10% поступающих на рынок телефонов, по оценкам экспертов, были "белыми", то сейчас ситуация совсем иная.
Кроме того, как известно, в Беларуси был разработан план мероприятий по либерализации оборота мобильных телефонов. В рамках его реализации проводится работа по оптимизации процесса сертификации телефонных аппаратов, совершенствованию механизма их маркировки контрольными (идентификационными) знаками и упрощению процедуры таможенного оформления. МВД совместно с МНС проводят мероприятия, направленные на выявление субъектов предпринимательской деятельности, физических лиц, осуществляющих нелегальный ввоз и реализацию мобильных телефонов.
- Какие масштабные проекты в области связи и информатизации планируется реализовать в ближайшие годы?
- В целях обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы было определено несколько направлений развития связи: это развитие инфокоммуникационной инфраструктуры, которая позволит выполнить задачи информационного насыщения общества путем внедрение новых услуг; создание условий для внедрения новейших технологий с целью модернизации сетей электросвязи; развитие рынка информационно-коммуникационных услуг и др.
На реализацию этих задач направлены мероприятия, внесенные Минсвязи в проекты Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы и Национальной программы ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы. В целом в ближайшие пять лет Беларусь ожидает существенный скачок в уровне развития информационно-коммуникационных технологий.
Андрей АСФУРА, БЕЛТА