Интервью по понедельникам: Google Россия

Источник материала:  
18.10.2010 17:17 — Новости Hi-Tech

Интервью по понедельникам: Google РоссияВ нынешний понедельник виртуальным гостем IT.TUT.BY стал Владимир Долгов, глава Google в России.

Представитель интернет-гиганта выступил в минувший четверг на конференции «Деловой интернет» и перед отбытием в аэропорт согласился дать нам небольшое, но содержательное интервью.
 
– Владимир, вы первый раз в Беларуси? Как впечатление от мероприятия?

– Я в Беларуси не первый раз, просто много лет не был – ещё со студенческих времен. На самом деле – очень хорошо. Это напомнило мне – по уровню организации, по атмосфере, по тому что происходит – российские интернет-форумы лет, грубо говоря, пяти назад. Причем я могу сказать, чем это закончится у вас. В этом году на российском интернет-форуме припарковаться можно было километров за пять. Вот вы идете к этому. Я уже слышал сегодня в течение дня объявления о том, что «нужно убрать восемь машин, потому что они мешают автобусу» и представил себе эту картину: автобус в окружении восьми машин. Вот к этому оно и идет (улыбается – IT.TUT.BY).

Нет, все нормально, все хорошо! Я открыл для себя очень много нового, что интернет развивается и развивается достаточно серьезными темпами, и что интернет есть практически в каждой школе и не важно, она в школе или в селе. Мне показали проект, в котором для меня не было ничего обычного: это проект по продаже электронных билетов. В России это уже работает, уже это все есть. Но есть проблема, что не все залы, куда продают билеты, оборудованы считывателями штрих-кодов. А ребята рассказывали, что систему написали сами, выпустили проект буквально летом этого года и в те залы, куда они продают билеты, но там нет считывателей, приезжают их люди с портативными считывателями! Вот этого у нас нет.

На самом деле это показатель того, насколько большой потенциал у страны, у людей, которые здесь работают.

– Как раз в апреле здесь был большой десант Яндекса. Пока Google на белорусском рынке популярнее российского проекта. Какой интерес у Google в Беларуси и какие проекты, инициативы планируются?

– То что мы приехали сегодня со Стасом – это уже показатель того, что нам здесь интересно. Я, например, сегодня говорил с очень многими людьми, которые мне рассказывали о проблемах, которые у них есть. В принципе, если ты работаешь в интернете, работаешь в интернет-рекламе с интернет-компаниями – достаточно все равно, где ты находишься. Интернет он всеобщий, универсальный. Если поставить точку [то можно] сказать: «да, но есть отдельные страны – Россия в их числе – где просто так все дело не заканчивается, где нужны бумаги, где нужны счета-фактуры, где нужен еще бумажный документооборот» – здесь я узнал, что проблемы ровно такие же. Те проблемы, которые мы решали 3-3,5 года назад в России. Для меня это была очень полезная поездка – я очень много понял про нас.

– Что вы будете предпринимать?

– А вот сейчас будем думать, что предпринимать. Даже без наличия офиса на земле в стране можно будет попытаться облегчить жизнь, по крайней мере, опыт есть, и мы понимаем как это сделать.

– Буквально на днях было опубликовано письмо-воззвание по поводу авторских прав, в том числе – и за вашей подписью. Что стало причиной, прокомментируйте пожалуйста ситуацию с авторскими правами в Рунете и какие результаты вы ждете от данного шага.

– Россия, на самом деле, в вопросах авторского права в интернете заняла несколько противоположную мировой практике позицию. Ведь во всех странах Европы, в остальном мире, в Штатах, для хостинговых компаний и для порталов, которые живут на пользовательском контенте, есть понятие т.н. «тихой гавани» (safe harbour) – когда владелец сайта не несет ответственности за пользовательский контент и это разумно, потому что его невозможно модерировать. Невозможно модерировать YouTube, потому что на YouTube каждую минуту грузится 24 часа видео – физически невозможно посадить миллионы людей, причем людей – специалистов в правах, которые видя эпизод будут понимать, что «картинка человека – это пользователя, а вот музычка, извините, защищена авторским правом!». Это невозможно представить! В этом случае делается следующая вещь: если кто-то предъявляет претензии, контент моментально убирается. А вот если не убирается, то тогда наступает момент ответственности.

В России почему-то решили пойти по другому пути. И это на самом деле в общем-то такой очень опасный симптом. Вообще говоря, деятельность многих компаний после этого станет бессмысленной – им надо сворачивать бизнес, уходить с рынка. А сворачивание этого бизнеса означает ухудшение ситуации в интернете, интернет должен развиваться! Письмо было вызвано ровно этим. Проблема с авторскими правами в России всегда была «плохой», но слишком крайние шаги принимаются – шаги причем без учета специфики интернета. Как раз если кто-то издал пиратский текст и начал его продавать, здесь все понятно: вот он тот, кто это сделал. А в интернете…

– …все анонимно!

– Абсолютно! И владелец сайта должен понять, что это, извините, авторский текст.

– Вообще вы чувствуете, что к вам прислушиваются законотворцы?

– Любые законы которые принимаются в любой стране на самом деле они принимаются при лоббировании компаний, чьих-то интересов, защищая кого-то. Иногда хорошо защищают и карают негодяев-подлецов, иногда эти компании предпринимают шаги, которые кажутся им разумными с их стороны, но в той сфере деятельности, в которой они не являются профессионалами. В итоге поднимая свою отрасль, укрепляя свой бизнес, они убивают других.

Тот шаг, который был предпринят сегодня – это беспрецедентная вещь в российском интернете, когда одно и то же обращение – это совместная позиция ведущих компаний в интернете, причем многие из них являются прямыми конкурентами друг другу. Это угроза всей отрасли, всему бизнесу. И компании, которые конкурируют в одной или нескольких областях, нашли возможность выработать единую позицию, потому что иначе это означает ухудшение ситуации для каждого из них. На самом деле, у нас порой принимаются законы (та же 4-ая часть Гражданского кодекса, принятая 2 года назад), которые делают много хорошего в плане защиты авторских прав, укрепления правовой базы в этой области. Но на мой взгляд, на взгляд специалиста в области авторских прав, она принималась немножко поспешно и привела к конфликтам даже с другими законами. Например, согласно этому закону библиотека не может копировать страницы книги или журнала из своих фондов для читателя – а это право предоставляется ей законом «О библиотечном обслуживании»!

– Как вы видите решение вопроса авторских прав в интернете?

– Я думаю, что есть уже практика. Ведь документ на который мы ссылались в письме – положение, которое существует в Штатах – эта штука была принята, по-моему, лет 12 назад. Т.е. это вопрос просто – чего скрывать – нашего отставания в этой области. Отставание оно естественно, оно вызвано естественными причинами: так, мы никогда не делали собственных процессоров. Это отставание позволяет нам понимать, куда мы идем, видеть наш путь и миновать какие-то тупиковые и затратные области. Кстати, отставание – это неплохо, это некоторое преимущество.

– Вы сегодня выступали с докладом «о будущем интернета». В двух словах: к чему движемся?

– Ой, мы движемся… Знаете, я провидец гораздо худший, чем Винт Серф, который приезжал недавно в Москву. Причем Винт – фактически один из трех людей, которые придумали интернет в сегодняшнем виде. Он был дико поражен Москвой, он никогда не был в России, в Советском союзе.

– Думал, что медведи ходят?

– Нет. Он говорил: «Знаешь, Долгов, я – старый человек, я долго жил и я помню времена Холодной войны, когда нам рассказывали что Россия – это такая мрачная страна, где все серое. И вот мы прилетаем вчера в Москву, выходим на Красную площадь вечером с женой и слева этот, как его, ГУМ – весь в огнях. Перед нами – Собор Василия Блаженного, невероятно красиво подсвеченный».

Винт говорит, что на самом деле, мир идет в сторону, когда все что нас окружает в той или иной мере связано с интернетом. Правда, Винт, нарисовав такую красивую картинку, где все, с чем мы взаимодействуем, оно будет как-то объединено и это будет для нашей же пользы, привел другой пример. У него дома есть какой-то навороченный холодильник для хранения вина при определенной температуре и этот холодильник имеет выход в интернет, и он когда его конфигурировал… (смеется) «Конфигурация холодильника», да. Он его сконфигурировал и завел на нем, сам того не понимая, что делает (недостаточно внимательно прочитал описание), оповещение о том, что температура в холодильнике меняется в неправильную сторону через SMS. После чего, он говорит, «я уехал в какую-то из лабораторий по делам, жена уехала в отпуск и я сидя за тысячу километров от своего дома раз в час получал сообщения, что температура меняется – меня это так достало!».

У всякого такого действия есть побочные стороны, которые нужно внимательно отслеживать. Это правда, интернет становится сегодня все более и более индивидуальным для каждого человека. Эта та тенденция, при которой мы выходим в интернет реально с нашего собственного прибора, сконфигурированного под нас, делающего то, что нам надо. Это может быть и персональный компьютер, и лаптоп, и мобильный телефон и на самом деле много-много приборов. Последние модели iPod лазят в интернет и приносят тебе обложку диска и список треков, который ты в него загнал.

Интернет, на самом деле, в существенной мере облегчает нашу жизнь, он нам экономит время, мы уже покупаем билеты через интернет, гостиницы... Нас уже не пугают ситуации, когда мы планируем отпуск и нужно съездить в десять мест, заказать билеты, гостиницу, такси, договориться еще о чем-то – мы это все делаем из дому, это действительно благо. Если говорить о том, что будет дальше – будет ещё лучше, но предсказывать будущее – неблагодарная задача. Так ляпнешь чего-нибудь и через год прочитаешь – так обидно станет…

– Несмотря на то, что «все будет лучше», сейчас Сеть испытывает ряд серьезных проблем. Это и упомянутые нами вопросы прав в интернете, а еще проблемы нейтральности сетей, давления со стороны государства во многих странах… Как они будут решаться, на ваш взгляд?

– Опять же, это вопрос скорее законодательный, и если во главу угла ставятся какие-то вещи, связанные с защитой, охраной пользовательской информации, личных, персональных данных, то наверное все это будет [улучшаться]. У Google было много достаточно случаев, когда от компании требовали – причем, государственные организации – предоставить список поисковых запросов вместо с IP-адресами по каким-то тематикам, даже невзирая на то, что это была может быть такая тематика достаточно деликатная в плане закона. Google никогда этого не делал, отстаивал свою позицию именно с точки зрения охраны тайн частной жизни. На самом деле это очень тонкая тема: с одной стороны, понятно, есть частная жизнь, с другой стороны есть какие-то вещи которые пойдут во вред этой частной жизни многих людей, но я думаю разумный баланс можно найти.

– Как скоро?

– В интернете сейчас сидит, реально работают, порядка 2 миллиардов, процентов 25% от всего мира. Я думаю что однажды эта проблема приобретет реально международное звучание и страны совместно сядут и выработают совместную позицию. Интернет – он общий, это дело не одной страны. Понятно, что всегда будут какие-то крайности, какие-то собственные пути развития. Но это же вечное противостояние – я думаю, что будет вполне разумное совместное решение.

– У нас «модно» в Беларуси подсчитывать, да и в странах СНГ тоже, на сколько мы отстаем от «цивилизованного мира» в плане развития интернета, в том числе – рекламного рынка. Что вы думаете на этот счет, каково отставание?

– С рекламным рынком в том, что политологи называют «постсоветское пространство», все происходит достаточно хорошо. До того как начался последний кризис в 2008-м, Россия, если я правильно, по объему рекламного рынка (не интернет-рынка, а вообще рекламного) входила в четверку крупнейших стран Европы – не так все плохо было! В первом полугодии по данным АКАР-а онлайн-реклама в России занимала 11% всех рекламных бюджетов – в 2009 году это было 9%! Это рост! А в Англии, например, это порядка 25%. Путь, по которому мы идем, понятен. В прошлом году в Англии был совершенно феноменальный случай: в первом полугодии рекламные обороты в интернете превысили рекламу на телевидении. Как же так, эта незыблемая штука, которая стояла десятилетиями!

Наше отставание нельзя измерять онлайн-рекламой и вообще рекламой в отрыве от экономики, от валового национального продукта. Не может же быть ситуации, когда страна вообще ничего не производит, но рекламные обороты в ней… А если начинать «калибровать» это на ВВП, то выясняется что в общем-то все хорошо!

– Что бы вы пожелали белорусским интернетчикам?

– Чтобы все было так же и ещё лучше! Я приеду в следующем году и могу предсказать что будет: машин будет еще больше и людей будет ещё больше.

– А кроме этого?

– Всё будет ещё лучше!


Владимир Долгов

Владимир Долгов окончил МФТИ, является кандидатом физико-математических наук, имеет степень MBA Университета Калифорнии (University of California East Bay). С 1996 по 1999 год Владимир возглавлял подразделение по разработкам продуктов мультимедиа компании «Лукойл-Информ». В декабре 2005 года Владимир Долгов возглавил российское представительство Google. До этого времени (с 2000 года) пять лет проработал генеральным директором в компании Ozon.ru.




 

IT.TUT.BY

←Падает ли престиж IT-специальностей в Беларуси?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика