Злой размышлизм про белорусское IT
Довелось мне в первых числах сентября побывать на пресс-конференции в одном известном заведении. Его название, состоящее из трех букв, не сходит со страниц белорусской прессы, став буквально синонимом мудреного словосочетания "инновационный путь развития".
И снова - уже в который раз - умные дяди в дорогих костюмах рассказывали мне (как и всем собравшимся) о блестящем будущем белорусского IT, о том, как хорошо белорусским компаниям в ПВТ. И, конечно, расхваливали созданные ими бизнес-инкубаторы, в которых из сегодняшних студентов разных БГУИР и ФПМ БГУ взращивают IT-предпринимателей, создателей супер-гипер-мега-ультраприбыльных стартапов завтрашнего дня.
Слушал я все это, наверное, раз в тысячный - работа такая. Но только сейчас сообразил: инкубаторы - до чего же удачная аналогия! Давайте вспомним, кого выращивают в инкубаторах? Правильно - цыплят-бройлеров. Это в деревне цыплят мама-наседка высиживает, а на фабрике такое невозможно. Но инкубатор - только начало карьеры бройлера. Дальше его ждет сытная и здоровая жизнь в компании себе подобных - таких же сытых и здоровых. Ведь Великие и Непостижимые Существа-в-Белых-Халатах - властители судеб бройлеров - будут заботиться, чтобы подрастающим поколениям цыплят было сухо, тепло, светло и сытно, чтобы они ничем не болели. Чудесная жизнь!
Вот только заканчивает свой жизненный путь цыпленок-бройлер быстро и бесславно - в тарелке. Как раз сегодня я одним таким позавтракал. Бройлеру не то что имя не успевают дать - даже номера не присваивают. Много их таких, цифр на всех не напасешься.
И вот прямо на наших глазах для молодых белорусских айтишников создается совершенно идентичная технологическая цепочка. Карьера IT-бройлера. После вылупления из яйца (появления отличной IT-идеи) - инкубатор. В данном случае - бизнес-инкубатор, неважно, в ПВТ или другой инновационной структуре. Далее - короткая сытная жизнь, когда главная задача бройлера - нарастить мясо. В случае IT-бройлера - это щедрые венчурные инвестиции, госфинансирование, льготные кредиты. То есть все ради того, чтобы стартап выпустил на рынок коммерчески привлекательный продукт.
А затем бройлера схавают. Быстро и без лишних сантиментов. Ощипанную тушку запакуют в целлофан, бросят на весы и отдадут покупателю. IT-бройлеру сделают "предложение, от которого нельзя отказаться" - продать свой стартап кому-нибудь из IT-гигантов. И совсем не обязательно это будет Apple или Google - скорее, какой-нибудь RBC Soft или "Галактика".
И не надо думать, будто молодой белорусский создатель стартапа сможет "гнуть свою линию". Только попробовав, он тут же обнаружит, что его идея, его маленький, но очень перспективный IT-бизнес на самом деле ему уже не принадлежит. Он принадлежит инвесторам, "поверившим в перспективу" (не забыв войти в соучредители), банкам, государству. Перечитайте белорусское законодательство - вы узнаете, что если государство участвовало в финансировании какой-либо технологической разработки, то оно получает все права на нее. Вот в США ровно наоборот: там профинансированные государством разработки (включая военные технологии) безвозмездно передаются предпринимателям - внедряйте, зарабатывайте. Классические примеры - лазер и компьютерные сети. На таком подходе, собственно, во второй половине ХХ века и выросла Силиконовая долина.
Но вернемся к ПВТ и его питомцам. Начинание, конечно, для Беларуси нужное и уже себя проявившее. Офшорное программирование, валютные поступления, удержание ценных IT-специалистов... Все это мы уже много раз слышали, и все это отчасти правда.
Однако стоит раздаться хоть единому голосу критики, как его тут же заглушает дружный хор, приятным баритоном твердящий: "Но программисты же зарабатывают для страны валюту... валюту... валюту...". И начинают сыпаться на критика убедительные цифры - мол, Беларусь заняла 13-е место в двадцатке стран-лидеров в сфере IТ-аутсорсинга и высокотехнологичных услуг, включенных в рейтинг "2010 Global Services 100".
Господа, вы когда-нибудь рыбу ловили? Тогда должны знать, что хороший рыбак сперва, выбрав подходящее место, рыбу прикармливает. То есть кормит совершенно бесплатно, и даже работать не заставляет. А потом, в день рыбалки, возвращается домой с обильным уловом - и прямиком его на сковородку.
Я это к тому, что деньги, полученные нашими "айтишниками" от зарубежных заказчиков, к тем же заказчикам и вернутся. Причем в десятикратном размере. В виде того, что мы будем платить за доступ в Сеть, за ПО, за китайские компьютеры, за американские (но внутри все равно китайские) "Айфоны". Даже если вы, например, не покупаете ПО (пиратите или пользуетесь freeware), вы все равно платите его разработчикам. Тут все просто: ваши налоги идут в том числе и на закупки ПО, финансируемые из госбюжета. Например, Минобразования решило, что школьники должны учиться, используя прежде всего продукты Microsoft ("КВ" №14'2008). Если у вас и детей-то нет - все равно извольте платить. И вполне может оказаться, что часть кода купленных проприетарных программ была написана как раз белорусскими аутсорсерами. Вот только заплатило за них государство софтверной компании в разы больше, чем эта компания заплатила безвестным кодерам.
Так что когда я слышу от кого-то фразу типа "А я никогда не плачу за ПО, за музыку и за фильмы!", я сразу вспоминаю старый анекдот про еврейскую невесту, которая пришла к раввину с вопросом "Мне в первую брачную ночь одевать ночную рубашку, или голой в постель ложиться?".
"Что делать? - наверняка спросит тот, кто дочитал этот поток сознания до конца. - Что ты, автор, предлагаешь?". Не знаю. Но понимаю, что нужна некая новая модель отношений. Принципиально новых отношений между IT-специалистами, IT-бизнесменами, ВУЗами и государством. Иначе так и будем работать на заграничного дядю, умиляясь щедрым (по нашим меркам) долларовым зарплатам, которые мы тут же будем этому самому дяде отдавать - неважно, в ближайшем компьютерном салоне или в онлайн-магазине.
И радоваться тому, что хоть э-э-э... копчик в тепле.
Виктор ДЕМИДОВ