IT-страна: обсуждаем концепцию
Продолжаем серию статей, посвященных амбициозному проекту "IT-страна" - проекту, задача которого - вывести Беларусь в число мировых лидеров IT-индустрии. Ну а попутно - значительно поднять доходы как всего госбюджета, так и каждого из граждан страны (начало - в "КВ" №36).
Сегодня закончим беседовать об IT-образовании в Беларуси, перепрофилировании избыточных специалистов и поговорим с главным автором всего проекта генеральным директором компании "БелХард" Игорем Мамоненко о том, как дальше будет формироваться карьера нового IT-специалиста.
- Итак, мы с Вами поочередно "прошли" все этапы переобучения на IT-специалиста. Он выходит в, так сказать, взрослую жизнь. Что дальше?
- Меньшим количеством людей можно добиться большего результата - если их правильно расставить. У нас есть достаточно интересная система - она называется "IT-карьера", которую мы, так сказать, подсмотрели у американцев. В Америке есть карьерные агентства. Человек, придя в такое агентство, проходит там суточный тест. Агентство смотрит, какой у него потенциал - биографию, характеристики и т.п. И, например, ему говорят: "Ты классный экземпляр, мы тебя через пять лет сделаем вице-президентом Oracle". Он им платит 10% от зарплаты, подписывается контракт, и они начинают. Скажем, он полгода работает в одной компании на такой-то должности, потом еще полгода - уже в Microsoft. То есть они его "ведут по жизни". И вытаскивают, как поплавок, на максимальный уровень, которого он может достичь.
В нашей IT-отрасли можно сделать то же самое, только в ускоренном варианте - человек может сделать блестящую карьеру за год. То есть мы говорим о системе вскрытия потенциала. Человек на какой-то должности может работать на 10% своих возможностей и даже не знать, что у него еще 90% скрыто. Система должна находить таких людей, оценивать этот потенциал и вести человека на какую-то определенную высоту.
Допустим, у нас есть 10 человек, которые работают на 10% своих возможностей. Мы их перетасовываем, и они начинают работать на 100% своих возможностей. В итоге их "выручка" вырастает в 10 раз - при тех же человеческих ресурсах. И существует достаточно много таких приемов, позволяющих нам в "IT-стране" получить даже не $7 млрд, а $50 млрд уже через десять лет.
В айтишной сфере существует феномен, который уже многократно исследовался. Представьте, что вы заказали один трактор - вам выставят за него одну цену. Но если вы заказали миллион тракторов - цена, конечно же, будет значительно дешевле, но не ниже себестоимости материалов, из которых трактор сделан. В софте же стоимость одной копии версии (вне зависимости от тиража) - это полдоллара. И сегодня в софтверных компаниях при разработке новых продуктов выходит так, что 70% софта - это коды, написанные ранее. В результате они создают свои продукты как конструктор LEGO. Если у вас работа поставлена так, что вы можете свои "кирпичики" кода многократно использовать в различных проектах (не нарушая авторские права), то эффект может оказаться совершенно колоссальным.
Скажем, у нас была история, когда мы конкурировали за банковский заказ с одной норвежской фирмой. Так у них себестоимость проекта была в два раза ниже, чем у нас. Мы думали: "Как, норвежцы, самый высокий в мире уровень жизни, самые высокие зарплаты?..". А они нам говорят: "У нас было шесть заказчиков на подобный софт. И, соответственно, себестоимость на одного клиента это была общая себестоимость, поделенная на шесть". То есть они просто лучше нас поработали на стадии маркетинга.
В производстве ПО много драйва, особенно для талантливых менеджеров. Решать в сумасшедшей динамике кучу задач с большим количеством неизвестных - это только здесь! Ни одно другое производство с этим по сложности не сравнится. Но и шансы стать биллами гейтсами, стать миллиардерами (без отнимания у народа нефти с фатальными кармическими последствиями) тоже только здесь.
- Игорь Викторович, недавно Совмин утвердил Стратегию развития в Беларуси информационного общества до 2015 года. Как кореллируется "IT-страна" и эта стратегия?
- Сейчас существует идея объединить эти два проекта в один. Хотя, с моей точки зрения, это не совсем стратегия. Это больше набор пожеланий различных министерств и ведомств. Но в ней нет глобальной цели.
- Хорошо, а кто будет сливать воедино эти документы?
- В настоящий момент это Минсвязи. Ведь можно посмотреть, какие из пунктов "Информационного общества" могут кореллировать с "IT-страной", чтобы они не дублировали друг друга.
- Как же соотносятся "IT-страна" и Парк высоких технологий?
- Планировалось, что "IT-страна", прежде всего, увеличит число резидентов и объем работы Парка высоких технологий. ПВТ может стать государственным заказчиком программы. Правда, руководство ПВТ считает, что $7 млрд это чересчур оптимистичные цифры, чтобы они были прописаны в бюджете государства на 2015 год. Потому что если говорить о цифре - а не говорить о ней мы не можем - возникают сильные разногласия.
Приведу пример. В 1998 году индусы заявили о том, что в 2008-м они будут иметь $50 млрд доходов от экспорта IT-услуг. Над ними тогда смеялся весь мир, потому что весь объем мирового рынка на тот момент составлял $30 млрд. Однако они свою программу выполнили и получили то, что планировали.
Что сделал Китай? Они тут же приступили к созданию аналогичной программы - так сказать, на всякий случай. Однако индусы первые не побоялись заявить 50 млрд. Они рассказали миру, что будут делать в области образования, маркетинга, налогообложения... И им поверили. А китайцы этого не сделали. Просто создали очередное министерство, которое заявило, что тоже будет давать льготы и двигаться в области разработки софта. В итоге китайцы к 2008 году вышли на уровень $3,2 млрд, а индусы - $50 млрд.
Поэтому нам обязательно нужно озвучивать эти цифры для того, чтобы на нас обратили внимание. Почему? Потому что у нас будет 300 тыс. IT-специалистов, переученных из других отраслей, которые должны занять соответствующие ниши в мировой системе распределения труда в сфере ИТ-услуг. Страна неизбежно будет избавляться от рабочих мест, потребляющих в настоящий момент ее ресурсы, в пользу тех, кто эти ресурсы пополняет. Если "ИТ-страна" не подхватит эти кадры, не переучит и не обеспечит работой, то сотни тысяч безработных вряд ли добавят нам душевного покоя. Я уже ранее говорил, что в только в Индии неснижаемый дефицит ИТ-специалистов оценивается в 200 тыс. человек в год, а по миру эта цифра превышает миллион. Нужно изначально сказать всему миру, что как раз благодаря Беларуси частично этот дефицит в кадрах можно будет покрыть. Только четко поставленная цель сможет привлечь к нам внешнее внимание и мобилизовать общество для реализации этой, по сути, экономической идеи.
- Что Вы делаете, чтобы донести идею "IT-страны" до высшего руководства страны? И на каком уровне она сейчас вообще рассматривается?
- О проекте ИТ-страна знает наш Президент. Есть всем известный Оперативно-аналитический центр, одна из функций которого - мониторинг идей, рождаемых в обществе. Когда пошли публикации по "IT-стране", был проведен предварительный анализ того, насколько это реально. Предварительный анализ показал, что проект может быть интересен государству. Тогда они создали группу экспертов внутри своего ведомства, которые сами провели очень серьезную исследовательскую работу, обращались и к нам за комментариями и уточнениями. Были опрошены ряд внешних экспертов, мнения которых разошлись. Есть значительная группа директоров ИТ-компаний, которые поддержали проект целиком и участвуют в работе над ним, есть и те, кто выражает сомнения более или менее обоснованно. Карты противников здорово портит успех Индии в аналогичном проекте. Если же мы просто его повторим в той же пропорции (2.2 млн ИТ-специалистов выдали на гора $50 млрд), то сколько заработают для страны 0.3 миллиона, можете посчитать сами. Россия уже объявила о старте похожего проекта и планирует выйти через десять лет на $10-25 млрд в ИТ-экспорте.
В заключение хочу сказать, что в нашей Беларуси уже включились все механизмы для того, чтобы программа стала официальной.
Виктор ДЕМИДОВ
В следующей статье цикла мы предоставим слово критикам проекта "IT-страна".