Информатизация торговли в Беларуси: начало большого пути
30.09.2010 19:44
—
Новости Hi-Tech
Как показал прошедший в середине сентября форум "Торг ИТ", белорусский рынок информатизации торговли еще находится на ранней стадии становления. Проблемы есть и с оценкой эффективности инвестиций, и со свободными средствами, и с правовым обеспечением, и с пониманием самой необходимости внедрения ИТ… А значит, полноценное движение вперед без образовательных мероприятий и площадок для обмена опытом невозможно.
Именно в качестве такой площадки выступил первый белорусский форум по информатизации торговли и сферы услуг - "Торг ИТ". Он прошел 15-16 сентября и собрал 258 участников, из них 139 представителей 93 торговых организаций, 70 представителей 26 ИТ-компаний (в том числе - 6 зарубежных компаний), 16 представителей органов госуправления, 16 представителей четырех вузов, а также пресса и независимые специалисты.
Что касается предприятий торговли, то 21% участников от них - руководство, 46% - ИТ-специалисты, 27% - специалисты другого профиля (бухгалтеры, экономисты, логисты и прочие). Из ИТ-предприятий с докладами выступили специалисты IBA, ДПА Бел, ЛюксСофт, "Хьюмен систем", Itransition и ряда других компаний.
Открылась конференция стандартным пленарным заседанием - свое приветствие зачитал замминистра торговли Вячеслав Драгун, выступили директор НТА "Инфопарк" Владимир Басько и Виктор Маргелов, вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей.
Владимир Басько порекомендовал ИТ-общественности обратить внимание на два проекта, связанных с темой конференции. Первый - база электронных поставщиков товаров, куда ежедневно все производители будут записывать информацию о создаваемых товарах. Глава "Инфопарка" подчеркнул, что эта БД будет использоваться как конечными потребителями, так и предприятиями-посредниками: можно будет видеть, какая продукция производится нашими предприятиями и какая востребована. Ведет разработку центр систем идентификации НАН РБ, и первые результаты можно будет увидеть к концу года.
Еще один проект - уже частный, проект TOPBY. Этот B2B-сервис для поиска и выбора товаров, рассказал В.Басько, будет скоро расширен за счет возможностей электронного документооборота, предусматривающего в числе прочего обмен электронными накладными.
Глава Ассоциации "Инфопарк" подчеркнул, что кроме одной важной тенденции (автоматизации торговли) набирает обороты интернет-торговля, соответственно, нужны инструменты, позволяющие автоматизировать торговлю с прицелом именно на это.
"Меняются требования к процессам автоматизации торговых предприятий и отдельных блоков ее бизнес-процессов", - подчеркнул Владимир Басько. Он отметил, что важнейшей проблемой остается кадровое обеспечение: что характерно почти для всех секторов.
Виктор Маргелов, вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, в своем докладе коснулся всех "болевых точек" вопросов информатизации сферы торговли.
"Даже в лучшие времена торговля не славилась большой рентабельностью - 1% для продуктов, 2-3% для других товаров. Последствия кризиса еще не преодолены: выручка стоит, зарплаты покупателей практически не растут, аренда дорожает, растут требования продавцов по зарплате, затраты на электроэнергию" - всё это, по его мнению, не способствует выделению бюджетов на внедрение ИТ. К тому же "многие руководители патологически невосприимчивы к новым технологиям, они не верят в их эффективность. Думаю, что это объясняется прохладным отношением торговли к освоению высоких технологий. Позицию людей можно понять […] Вопрос, кто конкурентоспособнее - организация торговли с компьютерами или без, - не такой однозначный", - подчеркивает вице-председатель столичного союза предпринимателей и работодателей. Дело в том, что оценить реальную отдачу от внедрения ИТ в торговлю сложно: встают вопросы обучения персонала и даже найма новых сотрудников.
Рассказывает Игорь Арановский, системный аналитик ОО "Табак Инвест" ("Корона", "Радзивилловский"): "Внедрение ИТ в торговой системе предприятия - это дополнительные расходы. Не только на оборудование, но и на бухгалтеров, операторов. А для многих небольших магазинов дополнительные штатные единицы неприемлемы […]. В ТЦ "Корона", "Радзивилловском", торговая система позволяет контролировать работу предприятия. Но она не поставляется с набором товаров, дополнительными параметрами товаров и т.п. - чем больше вы хотите получить от торговой системы, тем больше в нее нужно вложить […] Внедрение торговых систем не позволит сократить персонал и существенно уменьшить расходы. Информатизация - это не только установка торговой системы, но и инфраструктура". Он отметил, что на нынешнем этапе объекты розничной торговли "не тормозят" процесс информатизации, и подчеркнул, что в данном направлении (информатизация торговли) было бы разумно объединить усилия различных заинтересованных органов.
ИТ не гарантируют быструю экономию средств, как в некоторых других сферах, однако при определенном уровне ассортимента вручную, по старинке работать становится уже просто невозможно: "Для успешной работы необходимо обрабатывать информацию об огромном ассортименте, конкуренция растет, эффективно управлять крупными объектами торговли (а тем более - сетями) без ИТ невозможно", - считает Виктор Маргелов. Он уверен, что каждое предприятие может получить свои дивиденды от использования ИТ. Причем уровней может быть множество. Если первый ("компьютеризация бухучета на базе 1С или аналогов") уже освоили практически все и с горем пополам продвигаются ко второму ("учетная система на штрих-кодах") и даже третьему уровню ("количественный учет"), то до управления ассортиментом, полочным пространством и через это - комплексного управления бизнес-процессами "доросли" пока лишь очень немногие предприятия торговли.
По мнению В.Маргелова, очень многое торговля теряет из-за плохой оптимизации системы поставок: "Продвигаться дальше мы не можем - слишком много неопределенности с поставками […]". Он также подчеркнул важность использования систем распределительной логистики и введения стандартов электронного документооборота, соответствующих мировым.
Евгений Якушкин, первый заместитель директора НИИ "Белкоопсоюза", остановился на проблемах логистики вплотную. По его словам, автоматизированные технологии пополнения запасов практически отсутствуют, хотя многие сети формально готовы к их внедрению.
"На схожих объектах за рубежом работает в 3-5 раз меньше сотрудников, на отдельных участках производительность превышает нашу в 10-30 раз (складские операции)", - подчеркнул он. На многих объектах нет грузчиков, экспедиторов, приемщиков товаров. Однако за рубежом нет и небольших региональных складов, менее 3000 кв.м. - все объекты торговли обслуживаются из больших дистрибьюторских центров.
Участники форума поделились с редактором IT.TUT.BY своим видением основных проблем автоматизации торговли и перспектив данного направления.
"Таких мероприятий, конечно, должно быть больше, потому что они помогают практикам понять или хотя бы встать на путь понимания тех современных технологий, которые используются в передовых странах мира в области продвижения товаров от производителя до потребителя, до нас с вами. Общая тенденция в тех странах состоит в том, что на пути движения товара становится все меньше и меньше людей: себестоимость этого процесса уменьшается, увеличивается количество автоматизированных операций, увеличивается производительность", - рассказал Е.Якушкин.
"Основная проблема - это не деньги и не отсутствие программных продуктов. Основная проблема - кадры, которые понимают, зачем это нужно. Вторая причина, специфичная для торговли: не все владельцы магазинов хотят проводить все товары через систему автоматизации. Система автоматизации делает абсолютно прозрачным оборот товаров. Еще не все готовы делать свой оборот прозрачным", - считает он.
"Главная проблема не в отсутствии средств, а в понимании того, на что эти средства тратятся. Решение о трате средств принимают обычно или владельцы компаний, или директора. Именно эти люди должны четко понимать, что же будет результатом автоматизации. Сейчас, к сожалению, зачастую результат совсем неочевиден […]. В случае с ИТ-бюджетами зачастую много денег просто "хоронится": автоматизируются те операции, которые не приносят эффекта ("существующий хаос"), экономится время какого-то рядового сотрудника, и это сэкономленное время он использует не на благо предприятия, а просто, например, чай пьет. Выхлопа нету! Важна не та программа, которую мы выбрали, важно умение поставщика решений данное программное обеспечение применить таким образом (и подсказать заказчику!), чтобы оно действительно принесло свой эффект", - отмечает Валерий Бирин, директор отделения систем управления IBA.
Основное решение данных проблем эксперты видят в информировании аудитории. При этом они отмечают, что в случае прихода в Беларусь крупных российских и других международных сетей отечественная торговля будет вынуждена "подтянуться" до высокого уровня западных и даже российских стандартов автоматизации и информатизации.
Материал целиком на IT.TUT.BY>>>
Именно в качестве такой площадки выступил первый белорусский форум по информатизации торговли и сферы услуг - "Торг ИТ". Он прошел 15-16 сентября и собрал 258 участников, из них 139 представителей 93 торговых организаций, 70 представителей 26 ИТ-компаний (в том числе - 6 зарубежных компаний), 16 представителей органов госуправления, 16 представителей четырех вузов, а также пресса и независимые специалисты.
Что касается предприятий торговли, то 21% участников от них - руководство, 46% - ИТ-специалисты, 27% - специалисты другого профиля (бухгалтеры, экономисты, логисты и прочие). Из ИТ-предприятий с докладами выступили специалисты IBA, ДПА Бел, ЛюксСофт, "Хьюмен систем", Itransition и ряда других компаний.
Открылась конференция стандартным пленарным заседанием - свое приветствие зачитал замминистра торговли Вячеслав Драгун, выступили директор НТА "Инфопарк" Владимир Басько и Виктор Маргелов, вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей.
Владимир Басько порекомендовал ИТ-общественности обратить внимание на два проекта, связанных с темой конференции. Первый - база электронных поставщиков товаров, куда ежедневно все производители будут записывать информацию о создаваемых товарах. Глава "Инфопарка" подчеркнул, что эта БД будет использоваться как конечными потребителями, так и предприятиями-посредниками: можно будет видеть, какая продукция производится нашими предприятиями и какая востребована. Ведет разработку центр систем идентификации НАН РБ, и первые результаты можно будет увидеть к концу года.
Еще один проект - уже частный, проект TOPBY. Этот B2B-сервис для поиска и выбора товаров, рассказал В.Басько, будет скоро расширен за счет возможностей электронного документооборота, предусматривающего в числе прочего обмен электронными накладными.
Глава Ассоциации "Инфопарк" подчеркнул, что кроме одной важной тенденции (автоматизации торговли) набирает обороты интернет-торговля, соответственно, нужны инструменты, позволяющие автоматизировать торговлю с прицелом именно на это.
"Меняются требования к процессам автоматизации торговых предприятий и отдельных блоков ее бизнес-процессов", - подчеркнул Владимир Басько. Он отметил, что важнейшей проблемой остается кадровое обеспечение: что характерно почти для всех секторов.
Виктор Маргелов, вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, в своем докладе коснулся всех "болевых точек" вопросов информатизации сферы торговли.
"Даже в лучшие времена торговля не славилась большой рентабельностью - 1% для продуктов, 2-3% для других товаров. Последствия кризиса еще не преодолены: выручка стоит, зарплаты покупателей практически не растут, аренда дорожает, растут требования продавцов по зарплате, затраты на электроэнергию" - всё это, по его мнению, не способствует выделению бюджетов на внедрение ИТ. К тому же "многие руководители патологически невосприимчивы к новым технологиям, они не верят в их эффективность. Думаю, что это объясняется прохладным отношением торговли к освоению высоких технологий. Позицию людей можно понять […] Вопрос, кто конкурентоспособнее - организация торговли с компьютерами или без, - не такой однозначный", - подчеркивает вице-председатель столичного союза предпринимателей и работодателей. Дело в том, что оценить реальную отдачу от внедрения ИТ в торговлю сложно: встают вопросы обучения персонала и даже найма новых сотрудников.
Рассказывает Игорь Арановский, системный аналитик ОО "Табак Инвест" ("Корона", "Радзивилловский"): "Внедрение ИТ в торговой системе предприятия - это дополнительные расходы. Не только на оборудование, но и на бухгалтеров, операторов. А для многих небольших магазинов дополнительные штатные единицы неприемлемы […]. В ТЦ "Корона", "Радзивилловском", торговая система позволяет контролировать работу предприятия. Но она не поставляется с набором товаров, дополнительными параметрами товаров и т.п. - чем больше вы хотите получить от торговой системы, тем больше в нее нужно вложить […] Внедрение торговых систем не позволит сократить персонал и существенно уменьшить расходы. Информатизация - это не только установка торговой системы, но и инфраструктура". Он отметил, что на нынешнем этапе объекты розничной торговли "не тормозят" процесс информатизации, и подчеркнул, что в данном направлении (информатизация торговли) было бы разумно объединить усилия различных заинтересованных органов.
ИТ не гарантируют быструю экономию средств, как в некоторых других сферах, однако при определенном уровне ассортимента вручную, по старинке работать становится уже просто невозможно: "Для успешной работы необходимо обрабатывать информацию об огромном ассортименте, конкуренция растет, эффективно управлять крупными объектами торговли (а тем более - сетями) без ИТ невозможно", - считает Виктор Маргелов. Он уверен, что каждое предприятие может получить свои дивиденды от использования ИТ. Причем уровней может быть множество. Если первый ("компьютеризация бухучета на базе 1С или аналогов") уже освоили практически все и с горем пополам продвигаются ко второму ("учетная система на штрих-кодах") и даже третьему уровню ("количественный учет"), то до управления ассортиментом, полочным пространством и через это - комплексного управления бизнес-процессами "доросли" пока лишь очень немногие предприятия торговли.
По мнению В.Маргелова, очень многое торговля теряет из-за плохой оптимизации системы поставок: "Продвигаться дальше мы не можем - слишком много неопределенности с поставками […]". Он также подчеркнул важность использования систем распределительной логистики и введения стандартов электронного документооборота, соответствующих мировым.
Евгений Якушкин, первый заместитель директора НИИ "Белкоопсоюза", остановился на проблемах логистики вплотную. По его словам, автоматизированные технологии пополнения запасов практически отсутствуют, хотя многие сети формально готовы к их внедрению.
"На схожих объектах за рубежом работает в 3-5 раз меньше сотрудников, на отдельных участках производительность превышает нашу в 10-30 раз (складские операции)", - подчеркнул он. На многих объектах нет грузчиков, экспедиторов, приемщиков товаров. Однако за рубежом нет и небольших региональных складов, менее 3000 кв.м. - все объекты торговли обслуживаются из больших дистрибьюторских центров.
Участники форума поделились с редактором IT.TUT.BY своим видением основных проблем автоматизации торговли и перспектив данного направления.
"Таких мероприятий, конечно, должно быть больше, потому что они помогают практикам понять или хотя бы встать на путь понимания тех современных технологий, которые используются в передовых странах мира в области продвижения товаров от производителя до потребителя, до нас с вами. Общая тенденция в тех странах состоит в том, что на пути движения товара становится все меньше и меньше людей: себестоимость этого процесса уменьшается, увеличивается количество автоматизированных операций, увеличивается производительность", - рассказал Е.Якушкин.
"Основная проблема - это не деньги и не отсутствие программных продуктов. Основная проблема - кадры, которые понимают, зачем это нужно. Вторая причина, специфичная для торговли: не все владельцы магазинов хотят проводить все товары через систему автоматизации. Система автоматизации делает абсолютно прозрачным оборот товаров. Еще не все готовы делать свой оборот прозрачным", - считает он.
"Главная проблема не в отсутствии средств, а в понимании того, на что эти средства тратятся. Решение о трате средств принимают обычно или владельцы компаний, или директора. Именно эти люди должны четко понимать, что же будет результатом автоматизации. Сейчас, к сожалению, зачастую результат совсем неочевиден […]. В случае с ИТ-бюджетами зачастую много денег просто "хоронится": автоматизируются те операции, которые не приносят эффекта ("существующий хаос"), экономится время какого-то рядового сотрудника, и это сэкономленное время он использует не на благо предприятия, а просто, например, чай пьет. Выхлопа нету! Важна не та программа, которую мы выбрали, важно умение поставщика решений данное программное обеспечение применить таким образом (и подсказать заказчику!), чтобы оно действительно принесло свой эффект", - отмечает Валерий Бирин, директор отделения систем управления IBA.
Основное решение данных проблем эксперты видят в информировании аудитории. При этом они отмечают, что в случае прихода в Беларусь крупных российских и других международных сетей отечественная торговля будет вынуждена "подтянуться" до высокого уровня западных и даже российских стандартов автоматизации и информатизации.
Материал целиком на IT.TUT.BY>>>