Информатизация торговли в Беларуси: начало большого пути

Источник материала:  
30.09.2010 10:11 — Новости Hi-Tech
Информатизация торговли в Беларуси: начало большого путиКак показал прошедший в середине сентября Форум "Торг ИТ", белорусский рынок информатизации торговли ещё находится на ранней стадии становления. Проблемы есть и с оценкой эффективности инвестиций, и со свободными средствами, и с правовым обеспечением, и с пониманием самой необходимости внедрения ИТ… А значит, полноценное движение вперед без образовательных мероприятий и площадок для обмена опытом невозможно.
 
Именно в качестве такой площадки выступил первый белорусский форум по информатизации торговли и сферы услуг – "Торг ИТ". Он прошел 15-16 сентября и собрал 258 участников, из них 139 представителей 93 торговых организаций, 70 представителей 26 ИТ-компаний (в том числе – 6 зарубежных компаний), 16 представителей органов госуправления, 16 представителей четырех вузов, а также пресса и независимые специалисты.

Что касается предприятий торговли, то 21% участников от них – руководство, 46% – ИТ-специалисты, 27% – специалисты другого профиля (бухгалтеры, экономисты, логисты и прочее). Из ИТ-предприятий с докладами выступили специалисты IBA, ДПА Бел, ЛюксСофт, "Хьюмен систем", Itransition и ряда других компаний.

Открылась конференция стандартным пленарным заседанием – своё приветствие зачитал замминстра торговли Вячеслав Драгун, выступили директор НТА "Инфопарк" Владимир Басько и Виктор Маргелов, вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей.

Владимир Басько порекомендовал ИТ-общественности обратить внимание на два проекта, связанных с темой конференции. Первый – база электронных поставщиков товаров, куда ежедневно все производители будут записывать информацию о создаваемых товарах. Глава "Инфопарка" подчеркнул, что эта БД будет использоваться как конечными потребителями, так и предприятиями-посредниками: можно будет видеть, какая продукция производится нашими предприятиями и какая востребована. Ведет разработку центр систем идентификации НАН РБ и первые результаты можно будет увидеть к концу года.

Ещё один проект – уже частный, проект TOPBY. Этот B2B-сервис для поиска и выбора товаров, рассказал В.Басько, будет скоро расширен за счет возможностей электронного документооборота, предусматривающего, в том числе, обмен электронными накладными.

Глава Ассоциации "Инфопарк" подчеркнул, что кроме одной важной тенденции (автоматизации торговли) набирает обороты интернет-торговля, соответственно, нужны инструменты, позволяющие автоматизировать торговлю с прицелом именно на это.

"Меняются требования к процессам автоматизации торговых предприятий и отдельных блоков её бизнес-процессов", – подчеркнул Владимир Басько. Он отметил, что важнейшей проблемой остаётся кадровое обеспечение: что характерно почти для всех секторов.

Виктор Маргелов, вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, в своём докладе коснулся всех "болевых точек" вопросов информатизации сферы торговли.

"Даже в лучшие времена торговля не славилась большой рентабельностью – 1% для продуктов, 2-3% для других товаров. Последствия кризиса ещё не преодолены: выручка стоит, зарплаты покупателей практически не растут, аренда дорожает, растут требования продавцов по зарплате, затраты на электроэнергию" – всё это, по его мнению, не способствует выделению бюджетов на внедрение ИТ. К тому же, "многие руководители патологически невосприимчивы к новым технологиям, они не верят в их эффективность. Думаю что это объясняется прохладным отношением торговли к освоению высоких технологий. Позицию людей можно понять […] Вопрос кто конкурентоспособнее – организация торговли с компьютерами или без – не такой однозначный", – подчеркивает вице-председатель столичного союза предпринимателей и работодателей. Дело в том, что оценить реальную отдачу от внедрения ИТ в торговлю сложно: встают вопросы обучения персонала и даже найма новых сотрудников.

Рассказывает Игорь Арановский, системный аналитик ОО "Табак Инвест" ("Корона", "Раздзивилловский"): "Внедрение ИТ в торговой системе предприятия – это дополнительные расходы. Не только оборудование, но и бухгалтеры, и операторы. А для многих небольших магазинов дополнительные штатные единицы неприемлемы […] в ТЦ "Корона", "Радзивилловском", торговая система позволяет контролировать работу предприятия. Но она не поставляется с набором товаров, дополнительными параметрами товаров и т.п. – чем больше вы хотите получить от торговой системы, тем больше в неё нужно вложить […] Внедрение торговых систем не позволит сократить персонал и существенно уменьшить расходы Информатизация это не только установка торговой системы, но и инфраструктура". Он отметил, что на нынешнем этапе объекты розничной торговли "не тормозят" процесс информатизации и подчеркнул, что в данном направлении (информатизация торговли) было бы разумно объединить усилия различных заинтересованных органов.

ИТ не гарантируют быструю экономию средств, как в некоторых других сферах, однако при определенном уровне ассортимента вручную, по старинке работать становится уже просто невозможно: "для успешной работы необходимо обрабатывать информацию об огромном ассортименте, конкуренция растет, эффективно управлять крупными объектами торговли а тем более сетями без ИТ невозможно", – считает Виктор Маргелов. Он уверен, что каждое предприятие может получить свои дивиденды от использования ИТ. Причем уровней может быть множество. Если первый ("компьютеризация бухучета на базе 1С или аналогов") уже освоили практически все и с горем пополам продвигаются ко второму ("учетная система на штрихкодах") и даже третьему уровню ("количественный учет"), то до управления ассортиментом, полочным пространством и через это – комплексного управления бизнес-процессами "доросли" пока лишь очень немногие предприятия торговли.

По мнению В.Маргелова, очень многое торговля теряет из-за плохой оптимизации системы поставок: "продвигаться дальше мы не можем – слишком много неопределенности с поставками […]". Он также подчеркнул важность использования систем распределительной логистики и введения стандартов электронного документооборота, соответствующих мировым.

Евгений Якушкин, первый заместитель директора НИИ "Белкоопсоюза" остановился на проблемах логистики вплотную. По его словам, автоматизированные технологии пополнения запасов практически отсутствуют, хотя многие сети формально готовы к их внедрению.

"На схожих объектах за рубежом работает в 3-5 раз меньше сотрудников, на отдельных участках производительность превышает нашу в 10-30 раз (складские операции)", – подчеркнул он. На многих объектах нет грузчиков, экспедиторов, приемщиков товаров. Однако за рубежом нет и небольших региональных складов, менее 3000 кв.м. – все объекты торговли обслуживаются из больших дистрибуторских центров.

Участники форума поделились с редактором IT.TUT.BY своим видением основных проблем автоматизации торговли и перспектив данного направления.

"Таких мероприятий, конечно, должно быть больше – потому что они помогают практикам понять, или хотя бы встать на путь понимания тех современных технологий, которые используются в передовых странах мира в области продвижения товаров от производителя до потребителя, до нас с вами. Общая тенденция в тех странах состоит в том, что на пути движения товара становится всё меньше и меньше людей: себестоимость этого процесса уменьшается, увеличивается количество автоматизированных операций, увеличивается производительность", – рассказал Е.Якушкин.

"Основная проблема – это не деньги и не отсутствие программных продуктов. Основная проблема – кадры, которые понимают, зачем это нужно. Вторая причина, специфичная для торговли: не все владельцы магазинов хотят проводить все товары через систему автоматизации. Система автоматизации делает абсолютно прозрачным оборот товаров. Ещё не все готовы делать свой оборот прозрачным", – считает он.

"Главная проблема не в отсутствии средств, а в понимании того, на что эти средства тратятся. Решение о трате средств принимают обычно или владельцы компаний, или директора. Именно эти люди должны четко понимать, что же будет результатом автоматизации. Сейчас, к сожалению, зачастую результат совсем неочевиден […] В случае с ИТ-бюджетами зачастую много денег просто «хоронится»: автоматизируются те операции, которые не приносят эффекта («существующий хаос»), экономится время какого-то рядового сотрудника, и это сэкономленное время он использует не на благо предприятия, а просто например чай пьет. Выхлопа нету! Важно не та программа, которую мы выбрали, важно умение поставщика решений, данное программное обеспечение применить таким образом (и подсказать заказчику!) чтобы оно действительно принесло свой эффект", – отмечает Валерий Бирин, директор отделения систем управления IBA.

Основное решение данных проблем эксперты видят в информировании аудитории. При этом они отмечают, что в случае прихода в Беларусь крупных российских и других международных сетей, отечественная торговля будет вынуждена "подтянуться" до высокого уровня западных и даже российских стандартов автоматизации и информатизации.

В белорусском представительстве международного системного интегратора ДПА видят основные проблемы в вопросе информатизации розничного бизнеса несколько в другом разрезе: "первая проблема – инвестиции предприятий в ИТ. Приходишь в компанию: вроде решение компании нравится, все довольны, но когда начинаешь переходить на цифры, организация начинает задумываться, насколько быстро оно сможет окупиться. Но здесь не стоит забывать, что цель внедрения решений может быть разной. Если компания ищет решение по уменьшению затрат, например, на коммуникации, то здесь конечно можно показать быструю окупаемость решения. Если же мы говорим об «автоматизации» бизнес-процессов, то результативность может быть видна только через год-два-три– …", – рассказывает ведущий специалист по продажам "ДПА БЕЛ" Иван Караневич.

"Как ещё одну проблему можно определить страх. Страх что-то менять и работать с новыми компаниями. Мы недавно пришли на белорусский рынок. Европейская компания, у которой есть достаточное количество интересных решений для различных отраслей (молочная, деревообрабатывающая, фармацевтическая, недвижимость и др.), которая уже имеет 13-летний опыт успешных внедрений в странах Балтии. Мы можем не только предложить данные решения, а более того, показать на примере их результативность, конкурентоспособность и обеспечить необходимой технической поддержкой, но люди боятся! Любые инновации изначально воспринимаются скептически. «У вас нет внедрений в Беларуси», да, и над этим мы сейчас работаем. На данный момент уже запланированы внедрения пилотных проектов по продуктам, вызывающим наибольший интерес на белорусском рынке ИТ. Главное – решить проблему «надлома» стереотипов: «Может быть, все-таки не надо европейских новшеств? Работало предприятие сто лет и будет ещё двести работать, подумаешь, пару-тройку-десяток ещё сотрудников найду",– рассказывает Ирина Бардовская, маркетолог "ДПА БЕЛ".

Также специалисты компаний отметили недостаточную зрелость белорусского ИТ-рынка в плане охраны авторских прав: компании не стремятся приобретать лицензии на ПО и вести свой бизнес легально, что негативно отражается на общем ИТ-климате в стране.

Мнение "с другой стороны баррикад" высказал Николай Скоблов, ИТ-директор ООО "Парфюмбытхим": "у нас (в Беларуси – прим. IT.TUT.BY) и денег мало, и внедрять некому. Поэтому с рынком, да, есть определенные проблемы. Не только с рынком, но и у тех, кто внедряет, есть большие проблемы! […] Даже когда мы приглашаем их к себе и говорим: “давайте будем вашу систему внедрять” – компании неспособны нам сказать, что, мол, “у вас будет вот так и так, вы получите вот это и вот это. На основании таких-то ваших данных мы можем сказать вам что ваша эффективность вот так повысится…” Проблема в том, что они внедренцы: они говорят, “что хотите, мы вам сделаем”. А мы не знаем, что мы хотим! […] Большая опасность взгляда на ИТ-проекты со стороны владельцев бизнеса заключается в том, что они ждут в качестве отдачи уменьшение количества персонала. Оно безусловно происходит, но это редкий случай. Для таких служб, как финансовая, людей может стать ещё больше! И это не только аналитики […] сейчас беда (предпринимателей – IT.TUT.BY) заключается в том, что они ожидают, что внедрят 1С или ERP-систему и у них станет “всё хорошо” – при том, что у них нет такого количества людей, которые смогут сами продвигать ERP-систему. Но нужно идти ИТ навстречу, понимать, что ты от него получишь".

Проблем на рынке много и нужно их решать. Форумы, подобные прошедшему в Минске – важны для развития уровня информатизации торговли, и организаторы приняли решение продолжать проведение подобных мероприятий. При этом будут организовываться не только крупные форумы ("Торг ИТ" 2011), но и менее массовые специализированные семинары в течение года. В следующем году форум предстанет уже в обновленном формате и, хочется верить, позитивно повлияет на рынок информатизации торговли, а значит, и на всех нас – как потребителей.
←Из Yahoo! уходят еще три топ-менеджера

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика