Социальный поиск: будущее уже сегодня
В "КВ" №31 Виктор Демидов написал замечательную обзорную статью, где рассматривает многократные неудачные попытки Google создать свою социальную сеть, а также аккумулирует слухи о грядущей очередной попытке на этом поприще под условным названием Google Me. Я бы хотел подхватить эстафету и написать вторую часть этой статьи - отвечающую на один лишь, но зато главный вопроc: так что же стоит за такими упорными и отчаянными попытками поискового гиганта создать свою собственную социальную сеть?
Начнем с того, что Виктор совершенно верно замечает в своей статье, что Google собирается конкурировать "ни много, ни мало, с социальной сетью Facebook". Более того, уже достоверно известно, что и Facebook собирается напрямик конкурировать с основным бизнесом Google, провоцируя т.н. "лобовое столкновение интересов". Слухи о создании в недрах Facebook поискового движка принципиально нового типа ходили уже давно, пока, наконец, в августе этого года Facebook не получил (bit.ly/aKEt3D) свой уже знаменитый патент на новый алгоритм поискового ранжирования, который намеревается реализовать в собственном поисковом движке. Чтобы понять, о чем идет речь, давайте в двух словах посмотрим, каким алгоритмом руководствуется нынешний классический поиск.
Сейчас все поисковые системы определяют релевантность страницы с помощью расчета т.н. ссылочной массы: роботы-спайдеры поисковиков подсчитывают количество внешних ссылок на страницу, учитывают авторитетность ссылающихся страниц, количество и расположение на странице ключевых слов и т.д. Со временем это привело к тому, что некоторые особенно сознательные граждане стали агрессивно оптимизировать свои сайты именно для поисковых ботов, привлекающих гигантский поисковый трафик, а не для людей. Количество бирж ссылок и относительная беззащитность против них поисковых систем наводят на мысль, что эра алгоритма Google PageRank явно близится к своему логическому завершению.
В самом деле, очень долгое время казалось, что классическому алгоритму ранжирования нет никаких альтернатив. Пока в начале 2010 года на рынке поиска не запахло жареным: Facebook представил набор социальных плагинов и, в их числе, главный из них - кнопку Like, призванную стать основой поисковика от социального гиганта (на самом деле это - новый протокол встраивания в соцсеть Open Graph Protocol, opengraphprotocol.org). Все они связаны с таргетированием и чрезвычайно эффективным вирусным механизмом передачи информации о контенте и web-приложениях, благодаря сотням миллионов пользователей добровольно их классифицирующим. Всё это помогает Facebook уже сейчас обкатывать свои новые поисковые алгоритмы и новостные коллекторы.
Элегантность предложенного Facebook решения вызывает невольное восхищение. Вместо того, чтобы индексировать сеть тысячами ботов, прокачивающими терабайты трафика, и затем на тысячи дата-центрах по всему миру пытаться определять ценность этого контента для людей с помощью спорных алгоритмов, Facebook предложил пользователям самим решать, какой именно контент является полезным для них, а какой - мусорным. Этим ежедневно и занимаются сотни миллионов пользователей, просто нажимая кнопку Like на понравившихся им страницах на сотнях тысячах сайтов. Понятно, почему так отчаянно пытается наверстать упущенное Google, ведь всего через 2,5 месяца после представления кнопки Like общественности Facebook ежедневно уже обрабатывал 3 млрд ее нажатий на более 400 тыс. сайтах! Для сравнения, популярные кнопки Retweet, которые появились годом ранее, отображаются сейчас 500 млн раз на 200 тыс. сайтов в месяц.
Один из сотрудников Facebook поясняет суть полученного патента на примере: "Например, Крис ищет ресторанчик, где бы мог перекусить очередным вечером. Facebook, зная, что этот человек заядлый рокер, ранжирует список всех доступных заведений такого рода, чтобы подобрать наиболее логичное заведение для такого рода увлечения. Далее, учитывая "лайки" уже проголосовавших хиппарей из самого близкого социального круга общения Криса, движок ещё больше сужает круг выдачи. Поскольку Facebook, имея огромную личную историю Криса, реально отслеживает и финансовые предпочтения человека в том числе, он ещё больше уточняет выборку, принимая в расчет его реальные денежные возможности. На самом же деле, таких сугубо личных факторов, учитывающихся в итоговом ранжировании, могут быть тысячи... чем более активен человек (или его окружение) в сети - тем более феноменально точным будет наш поиск!".
И тут есть две детали, которые нужно хорошо понимать. Первое: главное в этом решении - именно основа, построенная на персонализированных сообществах, которые и формируют развитые социальные сети. Относительно недавняя попытка Google, которой мы все были свидетелями и участниками, запустить (www.seonews.ru/events/detail/44030.php) поиск "Edit Search Results", где каждый фактически анонимный посетитель мог бы сам ранжировать выдачу, собственноручно опуская или выкидывая сайты, - с треском провалилась. Потому что у настоящей социальной сети за каждым таким решением стоит конкретная личность со своей персональной историей, а также облаком сообществ и интересов, с которыми она взаимно переплетена тысячами нитей. Каждая из которых, словно на операционном столе, непрерывно изучается, учитывается и со временем - даже удачно предсказывается со стороны виртуального проводника его личности - социальной сети.
Второй логичный вопрос: откуда у веб-мастеров такая бешеная мания ставить эти самые "лайки"? Почему уже сейчас их понатыкано на более чем 400 тыс. сайтов? Самый короткий ответ - они генерируют большой обратный трафик на ваш сайт. Пока в Рунете нет больших сообществ в Facebook, это не так заметно, но на Западе они вызывают просто гигантские волны посещений в ответ на зазывное "лайкание" их посетителей.
Не успев ещё до конца родиться, эта новая технология уже испытывает настоящий жесткий прессинг со стороны сео-коммерсантов, которые ещё вчера спамили Google, а теперь взялись с удвоенной силой за покорение новых парадигм поиска. Уже зафиксировано появление так называемых лайк-ферм (www.businessinsider.com/facebook-like-buttons-spawn-a-new-form-of-spam-2010-8), которые массово скупают чужие голоса и обеспечивают стремительную раскрутку через новые возможности Facebook. Уже появляются первые подробные схемы (www.rxpblog.com/facebook-like-get-more-traffic) для социального спама нового поколения, когда пословица "не имей сто рублей, а имей сто друзей" начинает играть новыми гранями смысла. В связи со всем этим есть традиционно две новости: плохая для сеошников новость, что классические биржи ссылок типа Sape неминуемо умрут. Хорошая новость - вместо них обязательно появится что-то новое.
Уже этим летом, неожиданно для многих, после долгих подковерных переговоров Facebook заключила технологический альянс с поисковиком Bing, отдав (www.webplanet.ru/news/service/2010/06/10/socialbing.html) для него эксклюзивный поиск по пока публичной части своей гигантской социальной сети. Кроме того, к этому альянсу уже присоединилась (www.internet-technologies.ru/news/news_1834.html) Yahoo, даже приняв решение сменить свой родной поиск на Microsoft Bing. Дальше - больше: началось массовое бегство (techcrunch.com/2010/09/01/google-making-extraordinary-counteroffers-to-stop-flow-of-employees-to-facebook) ценных сотрудников Google в стан его уже почти прямого и заклятого конкурента - Facebook. Google, желая остановить этот процесс "утечки мозгов", даже предложила некоторым увольняющимся повышение зарплаты на 15%, - но люди уходят всё равно. Facebook так уверена в своей скорой победе, что запросто перебивает эти суммы. Даже, казалось бы, далекий от предстоящей Великой Схватки российский Yandex не упустил случая по-мелкому подгадить Google: совсем недавно, аккурат в день приезда в Москву с семинаром главного евангелиста Google Винта Серфа (ru.wikipedia.org/wiki/Серф,_Винтон), яндексоиды торжественно объявили (clubs.ya.ru/company/replies.xml?item_no=28619), что теперь на главную страницу Yandex можно будет добавить виджет, "который мы разработали вместе с Facebook". Теперь "лайки" потихоньку начинают покорять и выдачу крупнейшего российского поисковика. Ну а чем же закончится вся эта социально-поисковая гонка гигантов, я думаю, мы узнаем уже в ближайшие год-два.
Игорь САВЧУК,
Blogerator.ru