Интервью по понедельникам: МедиуМ, специалисты в области е-обучения

Источник материала:  
20.09.2010 23:57 — Новости Hi-Tech
Интервью по понедельникам: МедиуМ, специалисты в области е-обученияОчередная беседа в начале недели посвящена системам и проблемам в сфере электронного обучения – вопрос мы обсуждаем со специалистами компании МедиуМ. Собеседники –Владимир Воробей, директор компании «МедиуМ» (Беларусь) и Андрей Дюсьмикеев, директор «МедиуМ» (Россия).
 
– Что такое электронные средства обучения в принципе? Как вы понимаете это понятие? Насколько оно широкое или узкое?

Андрей Дюсьмикеев (А.Д.): Если можно, то я немного коснусь истории. По одной из версий родоначальником дистанционного обучения является Советский Союз. В 30-е годы XX столетия для обучения инженерным и военным специальностям было призвано очень много людей. К сожалению, в то время советские вузы были недостаточно широко представлены со своими предложениями и приходилось учиться посредством почты. Впоследствии именно это и стало называться дистанционным образованием. Затем эту традицию переняли ведущие специалисты Великобритании и Соединенных Штатов Америки.

Таким образом, понятие дистанционного обучения начало расти. Оно растет и по сегодняшний день. Современный е-learning (есть такое понятие), как определяет ЮНЕСКО, есть не что иное, как обучение при помощи интернета и мультимедиа.

На сегодняшний день это понятие еще больше расширяется в сторону мобильного обучения (с помощью мобильных телефонов) и электронных книг. Возможно, завтра придумают еще какое-нибудь электронное средство, с помощью которого человек сможет учиться.

Вот это и есть система электронного образования – широкое и развивающееся во времени понятие.

– Как связаны ваши компании и какие задачи они выполняют в Беларуси и России?

А.Д.: ООО «МедиуМ Москва» является одним из ведущих разработчиков средств электронного обучения на рынке СНГ. В частности – на рынках России и Украины. Мы известны тем, что производим именно мультимедийные курсы с большим содержанием анимации, графики с различными ситуационными задачами, которые превращают курсы практически в игры для взрослых. Этим мы и знамениты на рынке России.

Соответственно, к нам обращаются компании, которые хотят иметь у себя в арсенале такие инструменты обучения.

Компания «Медиум Беларусь» является своего рода пионером на белорусском рынке и во многом идет по следам российской компании.

Владимир Воробей (В.В.): Параллельно к разработке электронных курсов, мы также продвигаем на территории Республики Беларусь системы дистанционного обучения. На протяжении двух лет многие компании уже подключилось к такому виду обучения.

Кроме этого, мы оказываем еще и консалтинговые услуги в области электронного образования. У очень многих банков есть реальная необходимость в электронном образовании. Могу точно сказать, что пять банков уже установили у себя системы дистанционного обучения и есть еще два-три банка, с которыми мы ведем переговоры о внедрении данных систем.

– Сформировался ли уже в Беларуси рынок дистанционного обучения? Или же он находится еще в зачаточном состоянии?

В.В.: Конечно же, если сравнивать с российским рынком, то здесь еще работать и работать. Но сказать категорично, что «рынка нет» нельзя. Спрос есть и с каждым годом он увеличивается. Особенно после кризиса, когда компании стали обращаться и выходить на нас.

Если раньше мы активно искали, то сегодня на нас выходят напрямую.

– Клиентов стало проще подбирать?

В.В.: Хотелось бы, конечно, и лучше. Но тенденция к этому уже есть.

– На каком этапе сегодня находится российский рынок дистанционного обучения?

А.Д.: Для начала я приведу некоторые примеры из мировой статистики и потом российской. По опубликованным компанией Ambient Insight "Worldwide Market for Self-paced eLearning Products and Services: 2009-2014". Объем мирового рынка электронного обучения в 2009 году составил 27 миллиардов долларов. По прогнозу, к 2014 году его объемы будут составлять около 50 миллиардов долларов. Но думаю, что на самом деле объемы перекроют эту цифру.

Самыми быстрорастущими сегментами является Азия – с ежегодным приростом на 40 % и Восточная Европа (страны СНГ), ежегодный прирост которых составляет около 25 %. Естественно, что Восточная Европа опережает и Латинскую Америку, и Северную Америку, поскольку там рынок уже довольно большой и уже развит.

Объем российского рынка в 2010 году сейчас оценивается примерно в 20-22 миллиона долларов в год. По итогам года, я прогнозы читал, он выйдет на 30 миллионов долларов.

– И каждый год он растет на 20-25%...

А.Д.: Да, но в России он растет как-то быстрее –около 30-35% в год.

– Навскидку: какой процент от российского рынка составляет белорусский?

А.Д.: Думаю, что где-то около 1%, наверное. Это нормально. Для рынка, который зародился буквально на наших глазах, такие хорошие тенденции позволяют надеяться, что рынок будет расти и удваиваться практически с каждым годом.

– Уже есть предпосылки для такого роста?

А.Д.: Мы сами не торопим рынок и не хотим, чтобы торопился он. Мы проводим соответствующие семинары, чтобы разъяснять людям, что одного желания устроить у себя систему электронного образования – мало. Для этого нужно чтобы и компания, и кадровый потенциал компании все доросли до какого-то уровня, а не только менеджеры самого высокого уровня. В этом и есть цель и главная проблема электронного образования – его аудиторией должны быть все сотрудники компаний среднего звена. Это как минимум. Они должны быть готовы к внедрению электронного образования, поэтому здесь лучше не спешить.

– На рынке наверняка есть компании-первопроходцы, которые активно культивируют эту тему и продвигают. Вы могли бы назвать основные сектора для Беларуси, для России, где работают эти компании? Можете назвать компании где достаточно сильно выстроена система внутреннего электронного образования?

А.Д.: В России ситуация развивалась достаточно просто. Такую же тенденцию в развитии она имеет и в Беларуси. Первыми с электронным образованием познакомились и стали ее у себя внедрять – западные компании, пришедшие работать в Россию.

Точно так же и в Беларуси – это западные, а также российские компании, пришедшие работать в Беларусь. Они тянут за собой технологии и внедряют процессы, которые позволили бы использовать электронное образование.

Понятие «мода на электронное образование» является очень важным для рынка. Наиболее крупными российскими компаниями, которые стали это внедрять, стали компании, как правило, финансового сектора, где имеется распределенная сеть сотрудников, вынужденных постоянно поддерживать свою квалификацию на достаточно высоком уровне. Именно такая система позволит стандартизовать эти знания и постоянно их обновлять в текущем режиме.

Здесь важную роль сыграла ситуация, когда в России в конце 90-х годов появились новые, так называемые «волки-менеджеры», которые уничтожили старую элиту, старую партийную гвардию и на своих плечах пронесли в менеджмент компании все современные тенденции мирового и европейского уровня. Этим и была облегчена ситуация в России. В Беларуси ситуация несколько иная.

В.В.: Конечно, если сравнивать Беларусь с Россией, то здесь всех можно по пальцам пересчитать. В основном это, конечно же, банковский сектор. Есть несколько компаний, которые, как уже было сказано, имеют представительство в России. Думаю, что большое будущее за вузами, потому что они уже начали активно развивать электронное образование. Многие уже внедрили у себя данные системы. Единственное, с чем сталкиваются вузы – во многих учебных заведениях работают преподаватели старой закалки, которые зачастую просто не умеют пользоваться компьютером и очень сопротивляются каким-то нововведениям. И как только удастся преодолеть этот пенсионный барьер, то вузы начнут более активно внедрять необходимые нововведения.

– А почему только вузы? А школы, лицеи, ПТУ? Будут ли востребованы электронные средства в этих учебных заведениях? Или они уже там есть?

В.В.: Действительно, они уже есть. Работает целая программа по автоматизации и информатизации средней школы, в рамках которой выполнено уже более 20 проектов. Эта программа длится уже порядка 5 лет

Мы постоянно участвуем в данной программе, каждый год выигрываем тендеры и разрабатываем два-три курса для школьников и ПТУ.

А.Д.: В этом году, как раз для профессиональных лицеев, мы делаем два продукта.

– Какого рода эти продукты? Что это – учебник или наоборот, система для приема тестов по какому-либо предмету?

А.Д.: Это учебники по общеобразовательным курсам – физика, математика, английский язык, ОБЖ. В этом году мы разрабатываем курсы «технологии швейного производства».

– Если вам понадобится рассказать человеку старой закалки, что такое электронное пособие, что вы будете делать? В лучшем случае, он представит, что это «учебник, который видно на мониторе». Но это же совершенно не так! Какие возможности и наиболее востребованные функции имеет интерактив, который так активно внедряется? Что это?

В.В.: В первую очередь, это, действительно, интерактивные вещи, с которыми интересно и легко работать – и для студентов, и самому. Это и видео, и анимация. Здесь же могут быть включены различные контрольные вопросы, которые позволяют проверить, насколько человек освоил данный учебный курс.

А.Д.: Я дополню. Мы просто пытаемся разнообразить контент – во многих случаях именно пытаемся. Вы правильно заметили, что многие представляют себе электронную книгу, которую нужно переворачивать, а в конце – сдать тест.

Мы посвятили свою жизнь развенчанию данного мифа и пытаемся сделать все, чтобы убрать электронную книгу, как таковую, из курса вообще и пытаться изучить тот или иной предмет при помощи системы ситуаций, системы кейсов из повседневной практики целевой аудитории.

Например, если взять восьмой класс, то все, что он встречает в жизни со своими друзьями или родителями, – все это описано с физической точки зрения (съедание мороженого, почему оно тает). Если это профессионалы в какой-то области, например, инженеры, то для них мы создаем имитационную модель их технологического процесса, установки, которая позволяет им нажимать все клавиши и включать все лампочки и тумблеры, которые они включали бы в реальной жизни если бы не боялись, что их цех взлетит оттого на воздух. Но мы даем возможность проиграть им все возможные ситуации вне кризисной ситуации.

Фактически, мы ратуем за симуляторы как таковые и за симуляторы в основе учебного процесса. Этим-то мы как раз и знамениты на российском рынке. За что очень многие нас и ругают, и хвалят. Это же мы продвигаем и в Беларуси и в том числе отрабатываем, когда создаем школьные учебники.

– Насколько я знаю, электронные курсы – это не только учебники. Они позволяют, например, в кабинете химии, заменить ряд колб с реактивами, а в кабинете физики – ряд дорогостоящих установок для проведения опытов. Это так или нет? Или же все-таки надо как-то совмещать интерактивные и реальные пособия?

А.Д.: Наша задача не заменить, а дополнить, чтобы был вариант выбора. Преподаватель должен выбирать сам. Возможно, электронные средства обучения помогут ему сформулировать домашнее задание для ребенка, который не сможет унести домой все необходимые пробирки и реактивы. Но если именно так использовать электронные средства обучения – как дополнительное образование – то оно позволит ответить ему на те или иные вопросы, которые учитель-тренер не смог или не успел ответить. Когда человек занимается самопогодготовкой, он может и имеет право и хочет экспериментировать. И мы даем ему средства для такого эксперимента.

– Как раз совсем недавно заместитель министра образования Беларуси, Казимир Фарино, сказал, что «необходимо разумно сочетать электронные и традиционные средства обучения». Вы согласны с этим? Каким должно быть разумное сочетание данных средств?

А.Д.: Если человек не участвует в процессе, то информация практически не усваивается. И не важно, что это будет – видео, мультфильмы или листание учебника. Но как только ребенок начинает принимать в этом участие, нажимая педали, используя мышь или же тыкая пальцем в тачскрин, то только в таком случае у него включается процесс познания. Но это уже относится к тому, кто мы – кинестетики, или какой-то другой психотип. Это, безусловно, имеет значение. Но все равно, практически у всех людей только когда человек участвует в процессе, только тогда он познают мир.


←Facebook не делает собственный мобильный телефон

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика