IT-страна: обсуждаем концепцию

Источник материала:  
17.09.2010 — Новости Hi-Tech
Часть 1

Продолжаем серию статей, посвященных амбициозному проекту "IT-страна" - проекту, задача которого - вывести Беларусь в число мировых лидеров IT-индустрии. Ну а попутно - значительно поднять доходы как всего госбюджета, так и каждого из граждан страны. Конечно, мы уже не раз писали про "IT-страну". Но сегодня обсуждение этого проекта особо актуально хотя бы потому, что "IT-страна" сейчас рассматривается на самом высоком государственном уровне. И не исключено, что уже в следующем году мы станем свидетелями значительных перемен в направлении развития белорусской экономики.

Звучит все это, конечно, интригующе. Но и сам проект "IT-страны" все чаще подвергается критике. С другой стороны, было бы странно, если бы этого не происходило. В серии статей я постараюсь показать разные точки зрения - как сторонников, так и противников "IT-страны". И, на мой взгляд, вполне справедливо будет сперва дать слово главному автору всего проекта - генеральному директору компании "БелХард" Игорю Мамоненко. В первой статье цикла мы будем говорить по большей части о реформе образования, подготовке IT-специалистов.


- Игорь Викторович, в концепции "IT-страны" говорится о $7 млрд, которые Беларусь сможет получать ежегодно за счет развития оффшорного программирования. На чем базируется эта цифра?

- Мы исходили из того, что у нас за счет переобучения людей других специальностей появится 300 тыс. программистов. И пусть не все будут именно программистами, - но они будут задействованы в сфере экспорта IT-услуг (кстати, в Индии таких людей сейчас 2,2 млн). Мы сегодня в состоянии продавать труд белорусских айтишников по $15 за человеко-час. Причем это заниженная цифра, потому что реально сейчас продают дороже. Более того, мы ("БелХард") сейчас вынуждены отказываться от четырех из пяти заказов, потому что себестоимость подобралась к $20 за человеко-час. То есть, чтобы проект был рентабельным, его нужно продавать по $25 за человеко-час.

Однако тут мы сталкиваемся с дефицитом кадров, когда люди без повышения производительности труда, без каких-либо телодвижений добиваются повышения зарплаты. Так что 50%-я маржа, которая была у многих белорусских IT-компаний еще лет пять назад, сегодня упала до 10%. А некоторые вообще работают в убыток, и связано это с тем, что программисты весьма среднего уровня сегодня требуют зарплату в полторы-две тысячи долларов. И если они такую зарплату не находят у одного работодателя, то быстро переходят к другому.

Такие зарплаты привели к росту себестоимости разработок, возросли цены, и Беларусь перестала быть интересной для западных заказчиков. На сегодняшний день мы представляем собой страну, которая в лучшем случае в плане IT-разработок вся (!) эквивалентна одной (!!!) индийской IT-фирме, входящей в первую двадцатку. Эквивалентна в плане размера и денежного оборота.

- Почему Вы все время сравниваете с Индией?

- Посмотрите: в Индии есть тройка компаний-лидеров. Возьмем одну из них - Tata Consultancy Services, часть крупнейшего индийского промышленного холдинга Tata. В этой IT-компании работает 150 тыс. человек, и она продолжает расти. В нынешнем году их показатели прибыльности - $10 млрд, или $83 тыс. на каждого сотрудника. Получается, что ведущие индийские IT-компании работают по ставкам $40 за человеко-час. Если бы 300 тыс. белорусов работали с такой же производительностью, то мы говорили бы о бюджете в $25 млрд. Кстати, в Индии дефицит IT-специалистов сейчас оценивается в 200 тыс. человек. Так что цифра в $7 млрд, с которой мы начали разговор, на самом деле занижена.

В свое время у меня состоялся интересный разговор с одним высокопоставленным представителем Академии Наук, который сказал: "Молодой человек просто перегрелся на солнце! О каких семи миллиардах может идти речь?!". Я ответил: "Если 150 тыс. индусов в одной компании зарабатывают $10 млрд, то почему 300 тыс. белорусов не могут заработать $7 млрд?".

- Но все же, почему именно семь миллиардов?

- Мы просто умножили 300 тыс. человек на $15 за человеко-час и отняли 20%, традиционно приходящиеся на время отпусков и учебы. Есть еще один нюанс, который влияет на занижение цифр. Программа "IT-страна" поставила перед собой очень амбициозные цели: мы должны развиваться темпами, в 2,5 раза превосходящими темпы, которыми развивалась Индия. У индусов в 1998 году оборот по IT-услугам составлял $2,7 млрд. В том же году они заявили программу IT-развития, которая предполагала 20-кратное увеличение доходов от этой сферы деятельности - и выполнили ее.

У Беларуси сегодня - $160 млн IT-экспорта. И чтобы выйти на цифру $7 млрд, нам требуется почти 50-кратное увеличение. И это достижимо. За счет чего? Исходное состояние индийского человеческого капитала и нашего очень отличается. В Индии 37% людей вообще неграмотные. Плюс различные пережитки - например, там скоро начнется кастовая перепись. В Индии 1 млрд 200 млн жителей, но из них те касты, которым разрешено работать в IT-отрасли, - это 80 млн человек.

Система образования в Индии стремительно развивается. Недавно министр образования Индии сказал: ввиду того, что эксперименты по перестройке классического высшего образования не увенчались успехом, в стране будут с нуля создаваться десять новых университетов. То есть они решили не модернизировать уже имеющееся образование, а создавать параллельное, отвечающее требованиям сегодняшнего дня.

Нечто подобное и мы предложили в "IT-стране". Ведь перед нами стоит задача за короткий срок переучить очень большое количество людей, это масштабнейший эксперимент. Но существующая система образования не готова и не справится с этим. Речь сейчас идет о том, что на время этого эксперимента будет создаваться новая - тоже экспериментальная - система образования. Ее основная задача - подготовить тех специалистов, которые найдут работу в IT-отрасли.

Спрос на IT-специалистов меняется. Кто будет востребован завтра? Программисты для мобильных приложений, баз данных или еще кто-то? Все это предсказать на долгое время очень сложно. Поэтому мы ведем мониторинг ситуации в мире и в Беларуси. Выборка уже достаточно большая, и мы можем видеть, каких учебных курсов у нас не хватает, какие нужно разрабатывать с нуля, а какие - экспортировать.

- Вы упомянули эксперимент. Можно о нем подробнее?

- Будет создана некая новая структура - пока, по нашим планам, она будет называться "IT-академия". Но непосредственно самой учебой она заниматься не будет. Основная ее задача - выработка стратегии развития IT-отрасли, где образование является одной из составных частей. То есть это исследовательский центр, который будет заниматься научными разработками, анализом и т.д. - вплоть до разработки новых языков программирования, новых методологий разработки ПО. Какие-то из них приживутся, какие-то нет. Но здесь уже есть поддержка со стороны аналогичных европейских структур.

Приведу пример. Сейчас очень большой вопрос - технологии информбезопасности. Если раньше отдельные ведомства имели собственные компьютерные сети (МВД, КГБ, железная дорога), то сейчас все переходят к американской модели, где физические системы передачи данных одни, а каналы передачи данных разделены только программно. Такая модель работы с данными во много раз дешевле. Но в результате и ЦРУ, и Пентагон работают в одной сети с Facebook. Понятно, насколько при этом возрастает роль информзащиты.

В Гарварде, на факультете, где готовят магистров бизнес-администрирования (МВА), программа обучения за год меняется почти на 90%. Новые предметы, новые преподаватели, новые часы... То есть они пытаются предсказать, что понадобится их выпускнику через год или два, стараясь быть "на гребне волны". В IT-отрасли - то же самое. Вот индусы говорят, что у них не существует IT-курсов обучения сроком даже на год. Самое большее - это полгода. Потому что если кто-то разработает учебную программу на год, то за время обучения человек может столкнуться с тем, что получаемые им знания уже устарели. Поэтому все разбито на краткосрочные курсы.

Возвращаясь к существующей классической системе образования, можно сказать, что на данный момент она имеет три основные проблемы. Первая - средний возраст преподавателей, далеко переваливший за 50 лет. К сожалению, за прошедшие годы была потеряна преемственность. Молодые преподаватели не приходили на замену старым - перспективы для них были слишком малоинтересны. Сегодня стартовая зарплата ассистента на ФПМ БГУ - 300 тыс. рублей. Кто же пойдет туда работать, если толковый выпускник того же ФПМ может сразу уйти в фирму на зарплату $1000? Да и из тех преподавателей, что остались, только считанные десятки из тысячи владеют английским языком, что в IT, конечно, недопустимо (95% актуальной для IT-сектора информации на английском языке). Если преподаватель будет надеяться на переводы "от других", он обречен на вечное отставание.

К тому же посмотрите: в полнофункциональной команде разработчиков ПО доля "чистых" программистов (которых у нас учат) не превышает 20%. Остальных же у нас просто не готовили - ни project-менеджеров, ни тестировщиков... Не было понятий бизнес-анализа, маркетинга, сэйлов, менеджмента качества. То есть основная причина, по которой перестал работать Декрет Президента о ПВТ - мы перестали расти из-за дефицита кадров.

Вывод тут однозначный: нужно что-то менять. Причем менять быстро. Чтобы за пять лет переучить 300 тыс. человек (а реально, может, и 500 тыс. будет), предложена следующая рабочая схема. Государство предоставляет образованию в области IT беспрецедентные льготы - они будут эквивалентны тем, которые сейчас имеют резиденты ПВТ. Это налог в 1% с оборота и никаких ограничений по размеру заработной платы. Это стимулирует и инвесторов, и будущих преподавателей.

- Вы сказали "если будет принято решение о создании IT-академии". А кто принимает решение о ее создании?

- Сейчас при Министерстве связи и информатизации создана специальная межведомственная рабочая группа, которая собирается еженедельно, а то и чаще. Она и занимается разработкой всех вопросов, связанных с программой "IT-страна".

- Пресловутые 300 тыс. бухгалтеров - кто займется их переподготовкой? Вы же сами говорите, что квалифицированных преподавателей в Беларуси не хватает.

- Так вот, давайте вернемся к IT-академии. Она не будет заниматься обучением, но она будет заниматься образованием. Первое - она занимается наукой, второе - она определяет список специальностей. В данный момент формируется список из 80 "айтишных" специальностей. В дальнейшем они будут внесены в трудовое законодательство. Далее определяется весовой коэффициент. То есть какая-то специальность - это 20%, какая-то - 0,005% от общей потребности в IT-специалистах. В первую очередь, учебные программы должны охватить наиболее массовые IT-специальности.

Общая модель выглядит так: на двух программистов приходится один тестировщик, на них троих - один менеджер, на всех четверых - один специалист иного профиля. Программисты тоже делятся по типу выполняемой работы.

Далее, в рамках той же IT-академии создаются научно-методологические центры. Такой центр определяет объем знаний, необходимый по каждой IT-специальности. Там же будут регистрироваться образовательные IT-курсы. Для них, в том числе для получения курсами льгот, будет проводиться аккредитация. То есть центр проверяет наличие преподавателей, соответствие прочим критериям. Аккредитованный учебный центр может приступать к подготовке специалистов. Очень хотелось бы, чтобы, в первую очередь, перестроились те сотни учебных центров, которые и подготовили из бывших инженеров сотни тысяч бухгалтеров.

Кроме того, IT-академия разрабатывает тесты для профессиональной ориентации и квалификационные тесты. Планируется сотрудничество с ведущими мировыми системами тестирования, а также создание собственных тестов. Для получения окончательного сертификата новоиспеченный IT-специалист должен будет сдать экзамен (возможно, в онлайне) в тестовом центре при IT-академии. Этот центр выступает в роли своего рода независимого арбитра.

Ну а сами обучающие центры могут конкурировать между собой по срокам обучения, ценам, программам... Важно, чтобы их выпускники сдали квалификационный экзамен.

Что касается первых преподавателей по новым специальностям, то мы уже сейчас организуем их подготовку, действуя в сотрудничестве с одной крупнейшей в мире образовательной сетью QIA Global Institute. Вообще же я считаю, что с предоставлением льгот в Беларусь хлынут самые разнообразные обучающие программы. Ведь годовой объем рынка IT-образования в Беларуси к 2015 году достигнет примерно $200 млн. Это лакомый кусок.

Виктор ДЕМИДОВ

←"Сельхозтехника" не отказывается от выпуска электронных изделий

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика