Интервью по понедельникам: Андрей Колесник, торговый представитель Lenovo в Беларуси

Источник материала:  
30.08.2010 23:35 — Новости Hi-Tech
Интервью по понедельникам: Андрей Колесник, торговый представитель Lenovo в БеларусиО наполеоновских планах по захвату белорусского рынка ноутбука Lenovo, устами своих официальных представителей, объявила в конце апреля. С тех пор минуло четыре месяца. О том, как чувствует себя компания на нашем рынке по прошествии этого времени, мы решили поинтересоваться у торгового представителя компании Lenovo в Беларуси — Андрея Колесника.
 
— Какой ваш любимый ноутбук? Сколько их у вас было? Вы считали?

—Сколько было – не считал. А самый мой любимый ноутбук – корпоративный. Сегодня я пользуюсь ноутбуком Lenovo T 400. Это магниевый ноутбук, суперзащищенный, который не теряет данные. Поэтому на данный момент это и мой любимый ноутбук.

— В апреле была презентация Lenovo на белорусском рынке. Там озвучивалось, что к 2013 году вы собираетесь отвоевать пятую часть рынка у конкурентов. За счет чего вы будете это делать? Какие, на ваш взгляд, самые важные особенности и возможности ноутбуков Lenovo позволят вам через три года занять 20% рынка?

— До апреля 2012 года нам поставлена задача занять 20 % рынка Беларуси. То есть на год быстрее. Так сказать, пятилетка за три года. За счет чего? Lenovo является одним из мировых лидеров по разработке ноутбуков. Бюджет нашей компании на разработку новых моделей в 20 раз превышает бюджеты наших ближайших конкурентов.

— То есть первая ставка – R&D?

— Да, первая ставка – R&D. В штате нашей компании 20 тысяч сотрудников, которые занимаются R&D. Компания владеет тремя центрами R&D – один в городе Ямато (Япония), второй – в Шанхае (Китай), третий – в городе Роли (США). В структуре компании Lenovo 46 исследовательских лабораторий по всему миру. На сегодняшний день мы владеем 5 500 патентами в ноутбукостроении. По этому показателю мы являемся лидерами.

— Стоит добавить, что компания Lenovo является правопреемником IBM с известными всем традициями и ноу-хау ноутбукостроения?

— В 2004 году компания Lenovo приобрела компьютерное подразделение компании IBM, то есть – все мировые офисы и все разработки, на тот момент – Японии и США. И на тот момент было приобретено 2 200 патентов. Сегодня мы владеем уже 5 500 патентами. Я не делал бы сильную привязку к IBM. Lenovo является уже состоявшейся компанией, которая претендует на роль первого лучшего и крупного производителя ноутбуков в течение последних пяти лет.

Второй, но не менее важный фактор – агрессивная ценовая политика. На момент завоевания белорусского рынка со стороны компании Lenovo во всех сегментах будет хорошее ценовое предложение.

— То есть, простыми словами – будет дешево?

— Я бы не сказал, что будет очень дешево, но мы будем более агрессивные, чем наши основные конкуренты в той или иной ценовой нише.

Lenovo – компания, которая старается работать наиболее плотно с крупнейшими операторами белорусского рынка. Например, с розницей – сейчас у нас проходит акция в одной из самых крупных розниц в Беларуси с очень агрессивным ценовым предложением. Также мы очень плотно работаем с операторами мобильной связи. Не хочу хвастать, но тем не менее, Lenovo является первой компанией, которая предложила на рынке Беларуси полное мобильное решение для 3G.

— Вы имеете в виду встроенный 3G-модуль?

— Да. Встроенный 3G-модуль, который полностью интегрирован в ноутбук. Кроме того, к этому 3G-модулю подключены внутренние антенны нетбука, которые позволяют модулю развивать скорость в разы большую, чем любому из USB-модулей, подключаемых к другим нетбукам.

— Чтобы не возникло ощущение, что наше интервью проплачено, поговорим о рынке ноутбуков в целом. Какие марки, по оценкам Lenovo, и сколько процентов занимают?

— К сожалению, в Беларуси пока еще нет официальной статистики по этому вопросу. Также и мировые статистические гранды не дают четких оценок данного рынка. По первому полугодию судить очень тяжело. К этому вопросу можно будет вернуться после новогодней кампании.

В целом, можно сказать, что достаточно сильную позицию на белорусском рынке имеет HP, Acer, возможно, Samsung.

— Кого вы считаете основным конкурентом на рынке Беларуси?

— Наибольшая доля на белорусском рынке на начало этого года была у компании НР. В стране чувствуется присутствие офиса НР и того, что компания стремится развивать данное направление. Но по непонятным причинам – то ли переоценка продукта или что-то еще, но НР начинает терять долю рынка. На первый план выходит Samsung и Acer. И мы концентрируемся на борьбе с этими брендами. И не стоит забывать Asus.

— Какие тенденции вы можете отметить сегодня на рынке мобильных компьютеров в Беларуси? Какие модели предпочитают белорусские пользователи?

— В Беларуси чувствуется отложенный спрос на нетбуки. Ситуация однозначная и мы видим эту ситуацию. По нашим оценкам, нетбуки в структуре продаж в Беларуси занимает около 15-20 %. Хотя насыщение нетбуками рынков соседей уже произошло. Например, статистика Украины показывает, что доля продаж нетбуков от общего числа продаваемых ноутбуков составляет около 5 %.

— И эта цифра уже не будет больше расти?

— Цифра расти больше не будет. Россия показывает примерно те же цифры. Единственный инструмент роста продаж нетбуков в стране могут стать комплексные предложения с сотовыми операторами. Европа является тому полным доказательством – от общего числа продаваемых мобильных устройств продажа нетбуков составляет 15%. 10% от этого количества продают именно сотовые операторы – либо спонсируя эти модели, либо предлагая бесплатный трафик. Скорее всего, ситуация в Беларуси также изменится и ноутбуки без пакетов и операторских предложений в структуре продаж будут занимать порядка 5-6 %. Остальное будет уже полем деятельности оператора.

— Какие ноутбуки наиболее популярны по уровню цены, по комплектации? Какова динамика изменений популярности на белорусском рынке?

— Интересный вопрос. Когда мы начинали наше сотрудничество с одним из операторов в Беларуси, мы думали, что 70 % продаж будет идти в бюджетном сегменте. Мы ошиблись. 70 % продаж нетбуков со встроенным модемом 3G происходит в дорогом сегменте и продаются в основном топовые комплектации.

— С чем вы это связываете?

— Проникновение портативной техники в Беларуси достаточно велико. Также достаточно велико количество вузов, которые выпускают программистов или электронщиков. То есть людей, которые хорошо разбираются в тематике и ноутбуков, и нетбуков. Эти люди априори не хотят тратить деньги на дешевые конфигурации.

— Такая ситуация изменится или продолжится? Вырастет ли процент дорогих ноутбуков и нетбуков еще больше?

— Как я и говорил ранее, нетбуки постепенно будут себя изживать и доля в общей структуре продаж нетбуков в Беларуси будет составлять 5-6 %. Поэтому компания Lenovo предлагает рынку новую продукцию, в частности, к новому году мы хотим предложить белорусскому рынку планшет от Lenovo. Это полноценный нетбук с полноценным нетбучным процессором. Это не будет ARM. На нем будет установлена полноценная операционная система Windows. Цена пока еще не известна.

— Снижается ли средняя стоимость ноутбуков или остается неизменной? Как на нее влияют сезонные колебания?

— По нашим оценкам средняя цена продажи ноутбуков к новому году имеет тенденцию роста, так как ноутбуки приобретаются в основном для игр, развлечений и в качестве подарка. К периоду back to school цена падает по той причине, что в этот период ноутбуки приобретаются в основном для работы или учебы. К новому году покупаются более мощные конфигурации и с дискретным видео, что и ведет к увеличению средней стоимости.

— На ваш взгляд, какова средняя стоимость ноутбуков в Беларуси? Если есть, то можете предоставить информацию по регионам – как меняется ситуация в городах?


— Не отвечу, так как нет данных.

— Можно ли оценить рынок портативных компьютеров в Беларуси по стоимости, по количеству?

— Разные компании оценивают по-разному. Замечу, что сейчас мы говорим об официально ввезенной технике. У нас оценки разнятся от 77 000 штук до 100 000, а у некоторых компаний и до 150 000 в годовом исчислении. Наша компания склоняется к цифре 100 000. Соответственно, отталкиваясь от этой цифры, мы строили планы до конца нашего финансового года.

— 100 000 – будет продано в 2010 году или было в прошлом году?

— В прошлом году было продано около 77 000, а в этом – будет около 100 000, а возможно, и 150 000. Мы завязаны еще и на колебаниях «серого» рынка, от которого никуда не деться.

— Поговорим немного о «сером» рынке. Какова ваша оценка? Насколько он велик? Какова динамика его роста? В чем заключается риск для пользователя при покупке «серой» техники? Как определить обывателю, что тот или иной ноутбук на прилавке магазина – «серый» он или нет?


— Есть отличный способ отличить «белую» технику от «серой» – попросите у продавца коробку и посмотрите, есть ли на ней контрольная марка ввоза в Республику Беларусь. Если данная марка отсутствует, то ноутбук на 99,9 % «серый».

—А если ноутбук был приобретен в Америке? При ввозе его в Беларусь сохранится ли его гарантия?

— У Lenovo есть две линейки продукции – бизнес-линейка, или ThinkPad и бытовая линейка продукции – IdeaPad. На продукцию бизнес-линейки компания Lenovo предоставляет три года международной гарантии. То есть, где бы этот ноутбук не был приобретен – в Китае или Индии, он будет являться гарантийным и на территории Беларуси.

— И для пользователя, если он покупает ноутбук бизнес-линейки, нет большой разницы?

— Для бизнес-пользователя – да. Для пользователя, который покупает продукцию бытовой линейки, разница есть.

— И с чем он может столкнуться, если приобретет не официально ввезенный в Беларусь товар?

— Наихудший случай для пользователя, который приобретает неофициально ввезенный товар – он может столкнуться с, так называемыми, «плавающими» дефектами. После установки программного обеспечения, ноутбук какое-то время работает, а затем появляются проблемы с видеокартой или еще с чем-то из подсистем. И при обращении к продавцу, который продал этот ноутбук, этот дефект не всегда можно обозначить. Ноутбуки с «плавающими» дефектами очень сложны в ремонте.

Компания Lenovo предоставляет качественный сервис на территории Республики Беларусь. И если возникают какие-то дефекты, которые невозможно устранить после нескольких обращений в сервис, мы открыто идем либо на замену ноутбука, либо на полную компенсацию его стоимости. И, соответственно, если ноутбук приобретен неофициально, то пользователю придется иметь дело с непосредственным продавцом. Но такого продавца чаще всего потом можно и не найти.

— Вернемся к рынку. Насколько он велик? Какова динамика и насколько сильно его влияние на продажу продукции вашей компании?

— Сейчас отчетливо чувствуется отход пользователей от приобретения настольных ПК. То, что мы видим на рынках соседних стран, сильно рознится с ситуацией на белорусском рынке. Большая розница той же Украины продает сегодня 16-18 % десктопов, а остальной процент составляют ноутбуки. В Беларуси ситуация пока не меняется. В принципе, динамика уже видна – потребительские предпочтения уже склоняются в сторону ноутбуков. Но сегодня в структуре продаж примерно 50 % составляет настольные компьютеры, а 50 % – ноутбуки.

— А какова ситуация на «сером» рынке?

— Опять же – оценки разные. И по разным оценкам – от 40 до 50 %. Я склоняюсь к 40 % продаваемых в Беларуси «серых» ноутбуков.

— С 1 июля вступил в силу Таможенный союз и изменились правила ввоза IT– продукции и, в частности, из России. Наверняка, это как-то оказало влияние на динамику продаж?

— Пока существенного влияния мы не почувствовали. По крайней мере, на рынке не появились образцы техники, ввезенной из России. Но это влияние может почувствоваться ближе к новогодней кампании, когда большие розничные сети России могут демпинговать либо распродавать модели, которые остались от сезона back to school. И опять же, повторюсь, что бытовая линейка Lenovo – IdeaPad, не является гарантийной на территории Республики Беларусь. И поэтому, если что – придется ехать в Москву!

— Сильно ли в Беларуси отличаются между собой розничный и корпоративный сегменты? Велико ли присутствие зарубежных компаний в корпоративном сегменте, так как там всегда очень ревностно относятся и к стоимости, и к происхождению того или иного устройства?

— К сожалению, корпоративный сегмент сегодня не очень активен. Он стагнирует и, в принципе, он уже достиг своего дна. Мы с замиранием сердца следим за его возможным «оживлением».

— Это связано с влиянием кризиса или это общая экономическая ситуация?

— Я бы не сказал, что в Беларуси кризис проявился в тех масштабах, в каких он проявился в странах Балтии или в Украине, где корпоративный сегмент остановился сразу и надолго. Белорусский корпоративный сегмент не сразу ощутил на себе влияние кризиса и даже в период самого кризиса приобреталась какая-то техника, обновлялся парк техники. Но в течение ближайшего полугода или года мы еще будем ощущать стагнацию в этом сегменте. Парк техники не старый – приобретенный еще до кризиса. Некоторые компании могут отказаться от обновления парка техники в срок. Некоторые компании могут пойти на то, чтобы докупить у вендера дополнительную гарантию на год-два вместо того, чтобы обновлять технику. И такие прецеденты уже есть.

— В прошлом году было много ожиданий, что Windows 7, новая операционная система Microsoft сильно простимулирует продажи компьютеров и ноутбуков. Можно ли сказать, что так и произошло и как повлияло это на корпоративный сегмент?

— Windows 7 получился не ресурсоемким продуктом и, с нашей точки зрения, это привело к тому, что на рынке смогли-таки удержаться конфигурации нижнего ценового сегмента и, в принципе, бюджетной конфигурации. Некотороые корпоративные клиенты очень сильно задумались – а стоит ли им приобретать такие дорогостоящие машины бизнесс-сегмента для запуска этой операционной системы. Это и привело к тому, что сегодня в корпоративных тендерах участвуют машины бытового класса.

— Мне, как обывателю, кажется, что так всегда и было – конкуренция за цену идет всегда. Или я не прав?

— Нет, многие международные компании по своей внутренней политике не допускают приобретения машин бытового класса для своих пользователей. Но отчасти, по причине того, что был введен нересурсоемкий Windows 7, они были вынуждены согласиться на приобретение бытовых ноутбуков.

— Перейдем к продажам. Где ваша продукция продается лучше всего? Вы активно сотрудничаете с операторами связи, компаниями сотового ритейла. Насколько успешна такая стратегия? И где ваша продукция продается больше всего по процентному соотношению?


— Первым успешным сотрудничеством в Беларуси у нашей компании было с оператором velcom, которая входит в группу компаний Telekom Austria Group. Похожий проект был реализован компанией Lenovo в Австрии.

— Вы сначала пришли в Австрию или в Беларусь, если не секрет?

— Сначала проект разворачивался в Австрии. Австрийский офис поверил в нашу кампанию и распространил на другие рынки.

Одним из стратегических направлений продаж является сотрудничество с большой белорусской розницей. Сегодня у компании Lenovo идет акция с «Пятым элементом»– крупнейшим ритейлером электроники в Беларуси. Такую же практику мы будем распространять и в другие розничные сети. Также мы будем работать с региональными дилерами второго-третьего уровня. Мы хотим получить отличное представление на их полке, так как это будет гарантией продаж через определенный промежуток времени.

— Какой процент продаж ориентировочно вы получаете через сотовых операторов или через сети?


— Еще слишком рано подводить итоги и говорить о каких-то цифрах по той простой причине, что на рынок мы вышли лишь в мае текущего года. Поэтому, я не скажу, что разделение составляет 50:50 или 30:40. Разделение очень не знаковое, потому что товар пока еще не получил своего распространения по всей Беларуси. Говорить о какой-либо статистике еще рано. Но уже в октябре, после окончания сезона back to school, мы будем готовы объявить о каких-либо результатах продаж.

— Попробуем заглянуть немного в будущее. Как будет развиваться рынок? Что будет предлагаться? Какие возможности или технологии будут наиболее востребованы по мнению Lenovo?

— Мы будем предлагать продукцию во всех нишах. Например, бюджетные продукты, которые уже доступны в Беларуси (G550). Также будут поступать в продажу ультратонкие и утралегкие продукты, которые будут доступны во всех крупных розницах Беларуси. Станут доступными для белорусов и мультимедийные продукты W-серии, с хорошим звуком и отличной производительностью. К новому году в каждом из сегментов мы собираемся стать наиболее агрессивными.

— Что, на ваш взгляд, будет пользоваться спросом? На что вы делаете особый упор?

— Мы делаем упор на технологичность. В условиях компании Lenovo основной упор делается на качество. У нас ведется статистика поломок по соседним рынкам, в частности, по рынку Украины. Процент поломок ноутбуков Lenovo составляет менее 1 %. Про статистику поломок на белорусском рынке еще рано что-то говорить. Но из того, что мы имеем уже сегодня – возвратов нашей техники пока еще не было.

— Как представлена сеть сервисных центров Lenovo в Беларуси? Если у пользователя возникнут проблемы – куда ему можно будет обратиться?


— В настоящее время у нас есть два сервисных партнера в Республике Беларусь – сервисные центры компании SDL district, которые являются нашим дистрибьютором. Компания владеет сервисом в Минске и имеет шесть точек приема во всех областных городах Беларуси. Второй наш партнер – компания «Micro-Дом», которая имеет свой сервисный центр в Минске. Специалисты этих двух компаний обучены специалистами компании Lenovo в Китае. Логистика запчастей налажена отлично. Обе компании имеют специальные склады запчастей для того, чтобы в течение 14 дней любой пользователь, обратившийся в ту или иную компанию, мог получить свою технику обратно.

— Вы говорили, что если возникают какие-то проблемы по вине компании, то пользователь может получить новый ноутбук взамен не подлежащего ремонту?

— Мы действуем в рамках действующего законодательства. Если в течение гарантийного периода производится три ремонта, чего у нас еще, слава Богу, не бывало, и пользователь, на основании акта, выданного сервисным центром, обращается по месту продажи, то он вполне может претендовать на возврат денег или замену ноутбука.

— Будем надеяться, что белорусские пользователи будут сталкиваться с этим как можно реже. На что следует обращать внимание при выборе ноутбука? Что бы вы порекомендовали?

— Выбор ноутбука надо сводить к конкретным требованиям. Надо заострять внимание человека на ключевой роли, в которой этот ноутбук будет использоваться. Если мы говорим о более-менее серьезном гейминге, то здесь можно порекомендовать 15 дюймов и выше, дискретные видеокарты, процессоры IMD Intel. Если говорить о линейке Intel, то можно порекомендовать процессоры начиная от Intel i3 и выше.

Многие пользователи, среди которых также есть и мои знакомые, и с которыми доводилось общаться, хотят ноутбук для всего – и играть, и работать, и так далее. Своим коллегам я всегда рекомендую Lenovo. И если речь идет о мультимедиа, то можно выбрать Lenovo Y 560 с хорошим встроенным звуком JBL, с сабвуфером, встроенным под ноутбук, с хорошим набором процессоров і3, і5, і7 и процессором IMD с отличными видеокартами. Вы получите отличный гейминговый ноутбук. Но если при этом будет стоять задача сэкономить, и вы будете играть в игры на уровне solitaire, пасьянсов либо Java игр, то стоит обратить внимание на моделі Lenovo J 550 і J 560. В силу того, что такие базовые офисные игры не требуют большого ресурса видеокарты, то вполне можно будет довольствоваться встроенной видеокартой. Из плюсов встроенной видеокарты можно назвать увеличенную продолжительность работы ноутбука от батареи.

Если же говорить о недорогих ноутбуках для работы, то я порекомендовал бы брать ноутбуки в формате 14 дюймов. Ноутбук получается еще не маленьким для людей, у которых есть небольшие проблемы со зрением и не таким большим и громоздким, как ноутбуки с форматом 15,6 дюймов. Европейская практика показывает, что если ты хочешь работать, то для безаппеляционной мобильности можно порекомендовать ноутбуки в формате 13 дюймов Но я заострил бы в этом случае внимание пользователей на том – нужен ли им встроенный привод. Как показывает практика, с увеличением емкости флеш-накопителей, встроенный привод в модели с форматов 13 дюймов не является обязательным.

— Собственно, у всех нетбуков уже давным-давно нет оптики.

— В принципе, да, оптики нет, что позволяет достаточно сильно удешевить продукцию.

— На какие характеристики еще стоит обращать внимание пользователю?

— Могу посоветовать при выборе ноутбука заострять внимание на двух момента. Первое – качество изготовления клавиатуры. Клавиатура у многих вендоров может быть красивой, но не функциональной. Может встречаться непостоянный отклик одних и тех же клавиш. Клавиатура – это то, чем пользователь будет пользоваться всегда. Поэтому первое – обращайте внимание на клавиатуру. Второе – обратите внимание на качество изготовления матрицы. Настоятельно рекомендую приобретать матрицы со светодиодной подсветкой. Такие матрицы являются более контрастными и более щадящими для батареи.

— По поводу жизни батареи. Сколько в среднем живет ноутбук? На какое время стоит ориентироваться? Что уже стало стандартом для нашего рынка?

— Есть ноутбуки с разными типами батареи. В нашей гамме есть ноутбуки с трехячеечной, пятиячеечной, девятиячеечной батареями. Все зависит от потребности каждого отдельно взятого пользователя. Практически любой ноутбук можно сконфигурировать по требуемому времени работы от батареи. В гамме продукции нашего вендора есть ноутбуки, которые позволяют установить батарею вместо оптического привода.

В продолжении нашей беседы хотел бы остановиться на нетбуках, которые продаются на рынках Беларуси. С учетом снижения их стоимости, сам этот продукт сегодня является более эмоциональной покупкой, чем функциональной. Поэтому с таким уровнем цен я хотел бы призвать пользователей покупать нетбуки с эмоциями, то есть присматриваться к цветовым гаммам нетбуков – они встречаются белые, красные, зеленые, синие.

— Ваши пожелания нашим пользователям, слушателям и читателям?

— Желаю вам меньше времени проводить за ноутбуками и больше заниматься спортом и читать хорошие книги!


 
←5 MPx объективы с ИК-коррекцией

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика