Будущие преподаватели белорусской ИТ-академии вернулись из Индии
Будущие преподаватели ИТ-академии (кстати, в этом году мы уже делали с ними интервью) рассказали, что подготовка была достаточно качественной, однако по отдельным специальностям преподаватели скорее натаскивали на успешное прохождение собеседований в ИТ-компаниях, чем реальные знания. Уровень индийских студентов, как и в наших вузах, очень разный. Есть высококлассные спецы, есть "серая масса".
Предметы тоже разные: есть качественные курсы и преподаватели, есть слабее.

Отношение у всех индусов к белорусам – исключительно доброжелательное. Правда, местные никак не могли понять – зачем наши загорают. В Индии чем кожа светлее, тем лучше.
"Разница, в первую очередь, в системе оценивания. В Индии все задания и экзамены, которые мне приходилось сдавать, сдавались либо в виде тестов, либо, если это был лабораторный экзамен, совершенно незнакомому преподавателю. В этом случае исключены личные симпатии или неприязнь преподавателя, оцениваются исключительно знания. В наших ВУЗах, если я не ошибаюсь, экзамены принимает преподаватель, который ведет занятия", – расказывает один из стажировавшихся в Индии Белорусов Виктор Романюк.
"Мне понравилась система обратной связи. Все студенты обязаны были оставить свое мнение о каждом преподавателе, и на основании этого мнения позже школа принимала решение, приглашать ли этого же самого преподавателя вести следующий курс. Бывали случаи, когда меняли преподавателя прямо в процессе чтения курса, если студенты были им недовольны [...] Отучившись на курсе DAC, я бы отметил одну основную их проблему – все всегда опаздывают. Создалось впечатление, что они эту проблему не решают вообще. Из проблем можно было бы отметить нехватку компьютеров, нам приходилось делить одну машину на двоих", – отмечает он.
"Наверное, самым главным отличием является мотивация студентов, так как из-за огромных человеческих ресурсов велика и конкуренция при трудоустройстве, что и обуславливает специфику образовательного процесса в целом [...] Сложно оценить проблемы образования в Индии в целом, проходя обучение лишь по одному курсу. Отмечу лишь единственный момент: курс, который я проходила (DAC) включал в себя изучение 8 различных дисциплин, с достаточным количеством часов и сильно ограниченным временным интервалом в 6 месяцев, что повышает требования к организации учебного процесса в несколько раз. Не всегда даже в CDAC-е, организации с огромным опытом такой работы, всё было безупречно", – рассказывает коллега Виктора, Наталья Деева.
В Индии "отличается методика преподавания компьютерных дисциплин. На мой взгляд, например, очень эффективна живая демонстрация действий параллельно с объяснением логики этих действий", – отмечает Наталья Савельева. "Такая методика была блестяще использована при изучении структур данных, обучении линукс-командам и написанию скриптов. Лекции по презентациям существенно увеличивают объем информации, передаваемой студентам, экономят время. У нас же в большинстве случаев – пока доска и мел". Белорусам стоит позаимствовать "трехэтапную систему сдачи экзаменов – устное собеседование, практические задания и теоретический тест" и лекции с использованием презентаций.

Практически все собеседники отметили, что индусы жутко не пунктуальны: "сегодня" значит "на этой неделе", "в понедельник" – в любой из понедельников, не обязательно в ближайший, и так далее. Опоздание преподавателя на 30-45 минут – норма...
Сергей Пищик: "Курсы которые были предложены нам? не имеют аналогов в РБ. Кроме того, методика преподавания ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫШЕ чем в наших ВУЗах (по крайней мере в тех, в которых я проходил обучение). Организация компьютерных классов находится на высоком уровне". Для Беларуси было бы полезно позаимствовать "подход к технической организации помещений для занятий. Разбивка экзаменов на части (устный, лабораторные, тест). Ведение интерактивных презентаций, в особенности параллельно с выполнением практических заданий. Действующие примеры работы различных программных продуктов, кода, скриптов… Популяризация программных продуктов с открытым кодом", – считает он.
Совместную белорусско-индийскую Академию на базе ПВТ планируется в ближайшее время. Дополнительная информация по этому проекту будет представлена на следующей неделе.