Интервью по понедельникам: Егор Курьянович, создатель qb.by
16.08.2010 18:30
—
Новости Hi-Tech
В первой после летней передышки беседе "по понедельникам" о своих проектах, инвестициях, стартапах и будущем Байнета рассказывает Егор Курьянович (Sontan), создатель одного из самых заметных молодых проектов белорусского интернета – Кьюби (qb.by).
— Егор, на ваш взгляд, какое место, даже не место — нишу в Байнете сейчас занимает ваш проект qb.by?
— У Кьюби есть одна особенность по сравнению с другими сервисами Байнета — это его неформальность. Изначально я старался представлять сайт как одушевленного персонажа, и многим людям это пришлось по нраву. Вместо официальной регистрации, Кьюби с вами знакомится, вместо логина и пароля используется имя и секретное слово. Я бы назвал эту нишу «интернет с человеческим лицом».
— Можно ли Кьюби назвать зрелым проектом, или это все же ещё стартап?
— Если оперировать терминами венчурного инвестирования, то я бы сказал, что проект сейчас в стадии роста. Сложно предсказать, сколько это продлится, но пока сбавлять темпы развития Кьюби я не планирую.
— Как родилось название Кьюби?
— История создания Кьюбика весьма интересна и динамична: от появления идеи до реализации первого прототипа прошло несколько часов. А первая публичная версия появилась уже через 5 дней и содержала 3 сервиса.
Самым первым сервисом был сокращатель ссылок, а для него нужен короткий адрес. Просмотрев доступные домены в зоне .by я выбрал двухбуквенное сочетание «qb», которое выглядит и произносится весьма интересно.
— Что сегодня предлагает qb.by посетителям, какие микросервисы наиболее востребованы?
— На сегодня в Кьюби представлено 8 микросервисов. «Короткие ссылки» — позволяет сократить интернет адрес, для более удобного использования: в микроблогах, отправки в SMS или просто эстетического удовольствия. В сутки пользователи создают более сотни ссылок, по которым совершается в среднем более 9 000 переходов в день. Необычный сервис «записки» — позволяет передавать небольшие тексты и защищать их паролем. До появления Кьюби мне сильно не хватало файлхостига, через который можно было бы без промедления передать небольшой файл (скриншот или документ), и который был бы предсказуемо оттуда удален после скачивания. Именно так и работает оперативный файлообменник Кьюби. SEO-инструменты помогают отслеживать рейтинг сайта в поисковых системах, а Кьюби-переводчик дает возможность переводить на 52 языка мира.
Главное направление деятельности Кьюби — поддержание и развитие собственной поисковой системы. Поисковик Кьюби оптимизирован для работы именно в белорусском интернете — к услугам белорусских пользователей предоставляются специальные «советчики» (поиск по кафе и ресторанам, онлайн-магазинам, улицам и, даже, по номерам билетов «Суперлото») и крупнейший и наиболее релевантный поисковик по внутрибелорусским ресурсам (т.н. «гостевой интернет»).
— Совпадает ли их популярность среди пользователей с вашими собственными ожиданиями?
— По большей части да, но иногда белорусский пользователь бывает не готов к некоторым сервисам. Так произошло с RSS-агрегатором, который после запуска, что называется, «не выстрелил». Это один из первых сервисов такого рода в Байнете. Он позволяет читать все свои любимые сайты в одном месте, что невероятно экономит время. Сервис пришлось закрыть, но в ближайшее время я планирую переделать его в более простой и понятный пользователям агрегатор новостей.
— Чего ожидать посетителям qb.by в плане новых сервисов и возможностей?
— В первую очередь будет развиваться поисковая система. Появится собственный новостной проект, будет ещё несколько сервисов агрегации, одним из них должен стать сервис по удобному поиску работы в партнерстве с it-job.by. В планах есть интересный сервис о погоде.
— На РИФ-КИБе вы искали инвестиций — нашли? Готовы ли к выходу на рынки других стран? Есть ли это в планах?
— Поиск инвестиций на РИФ-КИБе был уже скорее по инерции, после общения с несколькими инвестфондами и бизнес ангелами в местном инкубаторе при БГУИР стало ясно, что проекты без моментальной монетизации их не интересуют. Что и не удивительно. Сейчас же я четко придерживаюсь цели оставить Кьюби независимым и некоммерческим проектом. И, надеюсь, это станет примером того, что такие проекты имеют право на существование в Байнете.
В ближайшем будущем выход на рынки других стран не планируется. Для создания по-настоящему качественного сервиса нужно знать состояние и структуру рынка, а для этого нужно либо самому в этом разобраться либо найти человека в этом регионе. Но желание выйти на соседние рынки Украины и России есть.
— Не считаете ли вы успехи qb.by а также ряда других проектов, ориентированных на обмен информацией «по гостю», исключительно временной вещью — мол, станут всем доступны анлимы (что уже, по большому счету, так) и пользователи переберутся с поиска qb.by на Yandex или Google, а с, например, torrents.by — на RuTracker?..
— Вполне возможно, что с удешевлением интернета многие местные варезные сайты потеряют свою актуальность, но я не ориентировал Кьюби исключительно на гостевой интернет. Сервисы в полном объеме доступны для всех пользователей. Например, поисковик Кьюби имеет несколько удобных региональных «советчиков», которые никогда не будут добавлены в большие поисковики вроде Yandex и Google. А при одинаковом качестве выдачи по общим запросам и более удобной по региональным, пользователю не будет смысла переходить с привычного поисковика.
— Известно, что вы разрабатываете также игровые онлайн– и социальные проекты – расскажете о них?
— Да, сейчас я всецело занят этим проектом. «Дальность 7» — именно так называется игра, это браузерная MMORPG. Главная особенность игры — ее движок, который разрабатывается с использованием самых передовых технологий. На сегодняшний день в мире не больше десятка подобных проектов, один из них, кстати разрабатывается в лабораториях Google.
Сейчас браузеры позволяют создавать веб-приложения практически не отличающиеся от оффлайновых. В будущем рынок SaaS будет расти, а онлайн игры — это неотъемлемая часть этого рынка. Поэтому я возлагаю очень большие надежды на этот проект.
— В каком направлении вы собираетесь себя реализовывать как разработчик? Планируете ли переводить свои проекты в коммерческое русло, или же будете развивать их в свободное время, сотрудничая, например, с какой-нибудь из компаний сферы разработки ПО?
— Последние 4 года я работал в небольшой IT-компании, сначала программистом, а потом техническим директором. Это позволило мне понять многие технологические– и бизнес-процессы, научило правильному общению с партнерами и сотрудниками. На данный момент я не могу найти устраивающее меня место работы. Выбор IT-компаний в Минске не такой большой, особенно если исключить откровенные «плантации программистов» вроде EPAM. На данный момент я нахожусь в свободном плавании, что позволяет мне полностью посвятить себя своим проектам, на которые я возлагаю большие надежды.
— Следите ли вы за другими молодыми проектами в белорусском интернете? Какие хотелось бы отметить?
— В Байнете очень мало активных людей, которые как-то влияют на его развитие. Обычно их всех можно увидеть на конференциях вроде «Делового Интернета», а если исключить тех, кто просто механически зарабатывает в интернете, то останется сотня или две знакомых между собой людей. В такой обстановке следить за проектами не составляет труда. За прошедшие полгода-год, я не могу вспомнить ни одного качественного или интересного проекта.
— Каких стартапов не хватает Байнету? И даже не только стартапов — чего вообще не хватает Байнету?
— Пока Байнет развивается экстенсивно. В основном за счет роста аудитории появляются похожие друг на друга сайты с ограниченным количеством сервисов и услуг. Но в будущем количественные показатели нужно будет конвертировать в качественные. Для этого в сети должны появляться открытые данные и свободный доступ к технологиям.
Стартапам нужна почва для развития, а этой почвой могут послужить данные или технологии в том сегменте сети на который ориентирован стартап. Именно этого сейчас и не хватает. Яркий пример, с которым я столкнулся при разработке сервиса: узнать текущую погоду в Минске проще через американский сервис, чем через белорусский. И так во всех областях: карты, геолокация, статистические данные и т.д.
Всем известный 60 указ кроме минусов имеет и плюсы, например, обязывает госструктуры создавать и поддерживать собственные сайты. Но из-за того, что в указе имеется много упущений, в итоге, скорее всего, мы получим ужасного качества сайты со стремящейся к нулю информативностью.
— Куда будет двигаться интернет и белорусский интернет в частности? Вы задавали себе вопрос, как поменяется Сеть через год-пять-десять?
— Интернет очень молод и активно развивается, поэтому сложно предсказывать его развитие в длительной перспективе. Но общеизвестный факт, что российский рынок отстает от европейского и американского на несколько лет, а белорусский в свою очередь отстает от российского. Хотя сейчас этот разрыв быстро сокращается, но пока ещё можно легко предсказывать события на нашем и соседних рынках на год или два вперед.
Сейчас стало очевидно, что бум социальных сетей сходит на нет, и новым трендом станет мобильный интернет и геолокация. Например, аналоги популярного в США сервиса 4sq уже появились на соседних рынках, России и Украины, а у нас пока ничего подобного нет. А ведь это перспективный локальный сервис с уже проработанной системой монетизации. Уверен, что в ближайшие год или два и у нас будет быстро набирать обороты рынок мобильного интернета, тем более что и мобильные операторы всерьез обратили внимание на этот сегмент.
— Ваше пожелание нашим читателям?
— Хотелось бы, чтобы молодые разработчики придерживались принципа которого придерживаюсь я — не бояться реализовывать свои мечты и делать это так, чтобы не было стыдно по крайней мере перед собой.
— Егор, на ваш взгляд, какое место, даже не место — нишу в Байнете сейчас занимает ваш проект qb.by?
— У Кьюби есть одна особенность по сравнению с другими сервисами Байнета — это его неформальность. Изначально я старался представлять сайт как одушевленного персонажа, и многим людям это пришлось по нраву. Вместо официальной регистрации, Кьюби с вами знакомится, вместо логина и пароля используется имя и секретное слово. Я бы назвал эту нишу «интернет с человеческим лицом».
— Можно ли Кьюби назвать зрелым проектом, или это все же ещё стартап?
— Если оперировать терминами венчурного инвестирования, то я бы сказал, что проект сейчас в стадии роста. Сложно предсказать, сколько это продлится, но пока сбавлять темпы развития Кьюби я не планирую.
— Как родилось название Кьюби?
— История создания Кьюбика весьма интересна и динамична: от появления идеи до реализации первого прототипа прошло несколько часов. А первая публичная версия появилась уже через 5 дней и содержала 3 сервиса.
Самым первым сервисом был сокращатель ссылок, а для него нужен короткий адрес. Просмотрев доступные домены в зоне .by я выбрал двухбуквенное сочетание «qb», которое выглядит и произносится весьма интересно.
— Что сегодня предлагает qb.by посетителям, какие микросервисы наиболее востребованы?
— На сегодня в Кьюби представлено 8 микросервисов. «Короткие ссылки» — позволяет сократить интернет адрес, для более удобного использования: в микроблогах, отправки в SMS или просто эстетического удовольствия. В сутки пользователи создают более сотни ссылок, по которым совершается в среднем более 9 000 переходов в день. Необычный сервис «записки» — позволяет передавать небольшие тексты и защищать их паролем. До появления Кьюби мне сильно не хватало файлхостига, через который можно было бы без промедления передать небольшой файл (скриншот или документ), и который был бы предсказуемо оттуда удален после скачивания. Именно так и работает оперативный файлообменник Кьюби. SEO-инструменты помогают отслеживать рейтинг сайта в поисковых системах, а Кьюби-переводчик дает возможность переводить на 52 языка мира.
Главное направление деятельности Кьюби — поддержание и развитие собственной поисковой системы. Поисковик Кьюби оптимизирован для работы именно в белорусском интернете — к услугам белорусских пользователей предоставляются специальные «советчики» (поиск по кафе и ресторанам, онлайн-магазинам, улицам и, даже, по номерам билетов «Суперлото») и крупнейший и наиболее релевантный поисковик по внутрибелорусским ресурсам (т.н. «гостевой интернет»).
— Совпадает ли их популярность среди пользователей с вашими собственными ожиданиями?
— По большей части да, но иногда белорусский пользователь бывает не готов к некоторым сервисам. Так произошло с RSS-агрегатором, который после запуска, что называется, «не выстрелил». Это один из первых сервисов такого рода в Байнете. Он позволяет читать все свои любимые сайты в одном месте, что невероятно экономит время. Сервис пришлось закрыть, но в ближайшее время я планирую переделать его в более простой и понятный пользователям агрегатор новостей.
— Чего ожидать посетителям qb.by в плане новых сервисов и возможностей?
— В первую очередь будет развиваться поисковая система. Появится собственный новостной проект, будет ещё несколько сервисов агрегации, одним из них должен стать сервис по удобному поиску работы в партнерстве с it-job.by. В планах есть интересный сервис о погоде.
— На РИФ-КИБе вы искали инвестиций — нашли? Готовы ли к выходу на рынки других стран? Есть ли это в планах?
— Поиск инвестиций на РИФ-КИБе был уже скорее по инерции, после общения с несколькими инвестфондами и бизнес ангелами в местном инкубаторе при БГУИР стало ясно, что проекты без моментальной монетизации их не интересуют. Что и не удивительно. Сейчас же я четко придерживаюсь цели оставить Кьюби независимым и некоммерческим проектом. И, надеюсь, это станет примером того, что такие проекты имеют право на существование в Байнете.
В ближайшем будущем выход на рынки других стран не планируется. Для создания по-настоящему качественного сервиса нужно знать состояние и структуру рынка, а для этого нужно либо самому в этом разобраться либо найти человека в этом регионе. Но желание выйти на соседние рынки Украины и России есть.
— Не считаете ли вы успехи qb.by а также ряда других проектов, ориентированных на обмен информацией «по гостю», исключительно временной вещью — мол, станут всем доступны анлимы (что уже, по большому счету, так) и пользователи переберутся с поиска qb.by на Yandex или Google, а с, например, torrents.by — на RuTracker?..
— Вполне возможно, что с удешевлением интернета многие местные варезные сайты потеряют свою актуальность, но я не ориентировал Кьюби исключительно на гостевой интернет. Сервисы в полном объеме доступны для всех пользователей. Например, поисковик Кьюби имеет несколько удобных региональных «советчиков», которые никогда не будут добавлены в большие поисковики вроде Yandex и Google. А при одинаковом качестве выдачи по общим запросам и более удобной по региональным, пользователю не будет смысла переходить с привычного поисковика.
— Известно, что вы разрабатываете также игровые онлайн– и социальные проекты – расскажете о них?
— Да, сейчас я всецело занят этим проектом. «Дальность 7» — именно так называется игра, это браузерная MMORPG. Главная особенность игры — ее движок, который разрабатывается с использованием самых передовых технологий. На сегодняшний день в мире не больше десятка подобных проектов, один из них, кстати разрабатывается в лабораториях Google.
Сейчас браузеры позволяют создавать веб-приложения практически не отличающиеся от оффлайновых. В будущем рынок SaaS будет расти, а онлайн игры — это неотъемлемая часть этого рынка. Поэтому я возлагаю очень большие надежды на этот проект.
— В каком направлении вы собираетесь себя реализовывать как разработчик? Планируете ли переводить свои проекты в коммерческое русло, или же будете развивать их в свободное время, сотрудничая, например, с какой-нибудь из компаний сферы разработки ПО?
— Последние 4 года я работал в небольшой IT-компании, сначала программистом, а потом техническим директором. Это позволило мне понять многие технологические– и бизнес-процессы, научило правильному общению с партнерами и сотрудниками. На данный момент я не могу найти устраивающее меня место работы. Выбор IT-компаний в Минске не такой большой, особенно если исключить откровенные «плантации программистов» вроде EPAM. На данный момент я нахожусь в свободном плавании, что позволяет мне полностью посвятить себя своим проектам, на которые я возлагаю большие надежды.
— Следите ли вы за другими молодыми проектами в белорусском интернете? Какие хотелось бы отметить?
— В Байнете очень мало активных людей, которые как-то влияют на его развитие. Обычно их всех можно увидеть на конференциях вроде «Делового Интернета», а если исключить тех, кто просто механически зарабатывает в интернете, то останется сотня или две знакомых между собой людей. В такой обстановке следить за проектами не составляет труда. За прошедшие полгода-год, я не могу вспомнить ни одного качественного или интересного проекта.
— Каких стартапов не хватает Байнету? И даже не только стартапов — чего вообще не хватает Байнету?
— Пока Байнет развивается экстенсивно. В основном за счет роста аудитории появляются похожие друг на друга сайты с ограниченным количеством сервисов и услуг. Но в будущем количественные показатели нужно будет конвертировать в качественные. Для этого в сети должны появляться открытые данные и свободный доступ к технологиям.
Стартапам нужна почва для развития, а этой почвой могут послужить данные или технологии в том сегменте сети на который ориентирован стартап. Именно этого сейчас и не хватает. Яркий пример, с которым я столкнулся при разработке сервиса: узнать текущую погоду в Минске проще через американский сервис, чем через белорусский. И так во всех областях: карты, геолокация, статистические данные и т.д.
Всем известный 60 указ кроме минусов имеет и плюсы, например, обязывает госструктуры создавать и поддерживать собственные сайты. Но из-за того, что в указе имеется много упущений, в итоге, скорее всего, мы получим ужасного качества сайты со стремящейся к нулю информативностью.
— Куда будет двигаться интернет и белорусский интернет в частности? Вы задавали себе вопрос, как поменяется Сеть через год-пять-десять?
— Интернет очень молод и активно развивается, поэтому сложно предсказывать его развитие в длительной перспективе. Но общеизвестный факт, что российский рынок отстает от европейского и американского на несколько лет, а белорусский в свою очередь отстает от российского. Хотя сейчас этот разрыв быстро сокращается, но пока ещё можно легко предсказывать события на нашем и соседних рынках на год или два вперед.
Сейчас стало очевидно, что бум социальных сетей сходит на нет, и новым трендом станет мобильный интернет и геолокация. Например, аналоги популярного в США сервиса 4sq уже появились на соседних рынках, России и Украины, а у нас пока ничего подобного нет. А ведь это перспективный локальный сервис с уже проработанной системой монетизации. Уверен, что в ближайшие год или два и у нас будет быстро набирать обороты рынок мобильного интернета, тем более что и мобильные операторы всерьез обратили внимание на этот сегмент.
— Ваше пожелание нашим читателям?
— Хотелось бы, чтобы молодые разработчики придерживались принципа которого придерживаюсь я — не бояться реализовывать свои мечты и делать это так, чтобы не было стыдно по крайней мере перед собой.