100 дорог: Как закалялась связь
Не кочегары и не плотники
Высокие технологии в деревне Полесье Вилейского района начинаются с грязи, бетонного фундамента и строительных операций без права на ошибку. Базовая станция, которую в народе называют вышкой (редко – мачтой) строится чуть больше недели. Подрядчики, которые берут на себя обязательства расширять покрытие, стараются ускорить процесс. Благо оплата идет за "штуки", а не за часы. В противном случае об ударных темпах мобилизации Беларуси не могло быть и речи.
Константин Перцовский – прораб компании "Визстройпроект" и бригадир самого опытного отряда монтажников. Журналистов он встречает на строительной площадке, которая, по всей видимости, была частью местного колхоза. С соседнего столба за рывком прогресса наблюдают флегматичные аисты.
В полусотне метров над землей снуют монтажники-высотники из бригады Перцовского. Новичков и стажеров в его бригаду не берут, а каждый ее работник может трудиться как на земле, так и "в воздухе". Универсальность – самое ценное качество монтажников, тем более что легкой работы на телекоммуникационной стройке не бывает.
– Все сложно, поэтому и нужны профессионалы, – констатирует Константин. За плечами у прораба обучение в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. Плюс бесценный опыт работы плечом к плечу с российскими специалистами.
За промашки и разбитое оборудование строительная организация платит из собственного кармана, запуская руку в кошелек виноватых работников.
– Оборудование нежное, – говорит бригадир. – Например, если фидер (передающая линия, устройство, по которому осуществляется направленное распространение электромагнитных волн от источника к потребителю) повредить, то его однозначно придется менять. А это большие деньги, поверьте.
То же самое касается любого оборудования, которое на момент начала монтажа лежит на земле без упаковки и дополнительной защиты.
Впрочем, до установки телекоммуникационных блоков специалистам нужно построить саму башню. Она устанавливается на фундамент, который должен быть залит очень точно, без малейшей ошибки.
– В фундаменте предусмотрены специальные фланцы, на которые потом устанавливается металлическая конструкция башни. Собранная башня должна в них попасть. Если ошибиться, то нужно бросать готовый бетонный блок и заливать где-то рядом другой. Но у нас такого еще не случалось. Есть специальные приборы, позволяющие делать все быстро и точно.
Сама башня высотой в пятьдесят метров прибывает на строительный объект в виде труб и швеллеров. Конструкцию собирают три световых дня (для того чтобы обеспечить белорусов связью, а себя достойной зарплатой, монтажники готовы работать от заката до рассвета), после чего специальным краном, которых в Беларуси всего несколько штук, поднимают к небу.
Константин Перцовский шутит, что самое сложное в подъеме башни – это процесс подготовки крана к работе. Редкая и неповоротливая техника разворачивается и сворачивается очень медленно. Только на подготовительные работы может уйти несколько часов.
От строящейся вышки до ближайшей деревни – рукой подать. На металлическую конструкцию сельчане смотрят с опаской и подозрением. Дескать, не ровен час, упадет или скотину радиацией попортит.
– Давно, когда в Беларуси только строились первые базовые станции, жители небольшого городка написали жалобу. Мол, из-за вышки стало невозможно смотреть телевизор. Спорили, уговаривали – все одно. В итоге станцию пришлось отключить. Но люди продолжали жаловаться. Дошло до того, что нас вызвали в исполнительный комитет и потребовали разобраться с проблемой. Как, спрашиваем мы, станция же не работает уже неделю. Ну и что, отвечает председатель исполкома, остаточные волны же остались.
Гром и молния
Помешать монтировать базовую станцию может ветер или молния. Она досаждает специалистам довольно часто. Чтобы обезопасить дорогое оборудование и работников от кары небесной, в конструктиве вышки предусмотрен громоотвод. В теории молния бьет в специальный штырь на конце вышки и по громоотводу уходит в землю. На практике случается, что гибнут люди, а от электронной начинки остается только пепел.
– Бывает, что ничто не предвещает грозы. Солнечный день, работа в разгаре, как вдруг собираются тучи, а штырь громоотвода начинает дрожать от напряжения. В такой момент нужно брать ноги в руки и спускаться на землю. Громоотвод защищает вышку, но пока человек спускается, он держится руками за металл, через который проходит электричество, – говорит прораб.
Перцовский помнит случаи, когда на алтаре мобильной связи сгорали люди. Помнит он и сгоревшие блоки базовой станции. С погодой, считает он, шутки плохи.
В бригаде, которая на наших глазах тянула вверх радиорелейную антенну, несчастных случаев на производстве еще не было.
– И не будет, – говорит Константин, наблюдая, как с вышки падает вниз какой-то предмет. Достигнув земли, он звонко лопается, привлекая внимание рабочих. На экспертизу и разбирательства уходит несколько минут. Из образовавшегося круга любопытных выносят мобильный телефон, который выпал из кармана одного из альпинистов. На произведение корейских инженеров больно смотреть. От удара телефон растерял начинку и часть клавиатуры.
От земли до неба
Незаменимых людей у Перцовского нет. Каждый рабочий может трудиться и на земле, и в воздухе. На "землемеров" и "небожителей" бригада не делится. На земле работать не менее "почетно", чем на высоте.
К земным заботам относится установка, а с недавних пор и наладка всего телекоммуникационного оборудования. По словам Перцовского, базовые станции сегодня сдаются клиентам "под ключ", а первый звонок делают сами строители.
На процесс строительства заказчик не влияет. Правда, по схеме "от земли и до эфира" строятся далеко не все операторы. Случается, что монтажники оставляют наладку и запуск базовой станции специалистам самого оператора.
Другие же довольствуются отчетом с подробным фото строительных работ. Отгоняя назойливых комаров, Перцовский рассуждает о контроле и качестве. Философия прораба сводится к тому, что главная задача заказчика – платить деньги и восхищаться темпами развертывания сотовой сети.
Причин же для радости хватает. Битва за телефоны и карманы белорусов обещает кормить монтажно-строительные организации как минимум несколько лет. Для монтажной бригады Перцовского работы невпроворот.
Говорит, как один объект сменяет другой – и так на все лето и зиму. Зимой работать сложно, холодно, но можно. Главное – одеться потеплее и рассчитывать на безветренную погоду. Мол, чем выше – тем теплее. О том, что вышки рано или поздно закончатся, рослый прораб не задумывается. Уверен, что придет время менять оборудование, красить или латать готовые конструкции. И чем больше их будет – тем шире рабочий горизонт.
Самого прораба в небо тянет. Рассказывает, что не сразу стал начальником – пришлось поработать на всех фронтах строительства. Так что время от времени Константин берет инструмент и гнет спину на общее благо.
Оборудование на вышку крепится на болты и гайки. Сварка на таких объектах не приветствуется, потому что конструкция раскачивается и жесткое крепление ей только повредит. Так что главный инструмент на высокотехнологической стройке – это обычный гаечный ключ.
За день до связи
Апогей установки базовой станции – монтаж оборудования. Фактически ради этого этапа и затевается заливка фундамента и возня со сборкой металлической конструкции. Проходит он довольно быстро. Буквально через сутки станция будет принимать, и отправлять информацию. Так что до полноценной связи с миром из деревни Полесье Вилейского района остается один день.
Рабочие управляются за несколько часов без перекуров и перерывов на обед. Для того чтобы поднимать оборудование вверх, используются веревки и лошадиные силы невзрачного грузовичка. К монтажу допускаются монтажники, которые прошли курсы у производителя оборудования. Каждый бренд требует внимания и специфических знаний. Работа на вышке – физической подготовки.
Забраться на пик столичному журналисту практически не под силу. Здоровье кончается на середине, а чуть выше приходит осознание собственной профнепригодности. За то время, пока, цепляясь за каждый пролет, мы ползли вверх, ловкие монтажники успели поработать и попить чайку. Восхождение творчества на вершину прогресса обернулось фиаско и грустным спуском на грешную землю. Из ярких впечатлений – уходящие из-под ног ступеньки, шум ветра и боль в руках.
Если говорить честно, то сотовая связь начинается со строителей. Или с денег операторов, тут уж как кому нравится. Но Константин и компания полагают, что закаляют связь собственными руками. В качестве награды – возможность указать на вышку знакомым и с гордостью сказать: "Это я ее построил".
Редакция ET CETERA выражает благодарность компании life:) за помощь и содействие в организации и проведении съемок на строительном объекте.
* * *
Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype smotritutby.
* * *
Читайте по теме "100 дорог":
"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси
"100 дорог": Строительство АЭС отпугнет туристов от Нарочанского края?
"100 дорог": Как умирают забытые авто
"100 дорог": Там, где небо упало на землю
"100 дорог": Литовский премьер на велосипеде приехал в Мир
Генеральный партнер проекта
3G life:) - Ощутите самую высокую скорость мобильного Интернета в Беларуси вместе с 3G life:)! Вы можете в режиме онлайн смотреть видео, слушать интернет-радио в высоком качестве, загружать ваши любимые mp3-композиции, видеоклипы и фильмы с самым быстрым мобильным доступом к сети Интернет в Беларуси. Подробности на сайте www.life.com.by. |
Технический партнер проекта
| СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by. |
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by. |