100 дорог: Как закалялась связь

Источник материала:  
16.08.2010 12:08 — Новости Hi-Tech
100 дорог: Как закалялась связьЗа обычным звонком мобильного телефона скрывается кропотливая и опасная работа. Никто из обладателей "раскладушек", "слайдеров" и "моноблоков" даже не задумывается о том, что радости мобильной телефонии – результат упорного труда монтажников-высотников, которые с риском для своей жизни устанавливают по стране базовые станции. Репортеры ET CETERA примерили страховочную экипировку и попытались понять, с чего начинается связь.

Не кочегары и не плотники


Высокие технологии в деревне Полесье Вилейского района начинаются с грязи, бетонного фундамента и строительных операций без права на ошибку. Базовая станция, которую в народе называют вышкой (редко – мачтой) строится чуть больше недели. Подрядчики, которые берут на себя обязательства расширять покрытие, стараются ускорить процесс. Благо оплата идет за "штуки", а не за часы. В противном случае об ударных темпах мобилизации Беларуси не могло быть и речи.

Константин Перцовский – прораб компании "Визстройпроект" и бригадир самого опытного отряда монтажников. Журналистов он встречает на строительной площадке, которая, по всей видимости, была частью местного колхоза. С соседнего столба за рывком прогресса наблюдают флегматичные аисты.

100 дорог: Как закалялась связь

В полусотне метров над землей снуют монтажники-высотники из бригады Перцовского. Новичков и стажеров в его бригаду не берут, а каждый ее работник может трудиться как на земле, так и "в воздухе". Универсальность – самое ценное качество монтажников, тем более что легкой работы на телекоммуникационной стройке не бывает.

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

– Все сложно, поэтому и нужны профессионалы, – констатирует Константин. За плечами у прораба обучение в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. Плюс бесценный опыт работы плечом к плечу с российскими специалистами.

За промашки и разбитое оборудование строительная организация платит из собственного кармана, запуская руку в кошелек виноватых работников.

– Оборудование нежное, – говорит бригадир. – Например, если фидер (передающая линия, устройство, по которому осуществляется направленное распространение электромагнитных волн от источника к потребителю) повредить, то его однозначно придется менять. А это большие деньги, поверьте.

То же самое касается любого оборудования, которое на момент начала монтажа лежит на земле без упаковки и дополнительной защиты.

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

Впрочем, до установки телекоммуникационных блоков специалистам нужно построить саму башню. Она устанавливается на фундамент, который должен быть залит очень точно, без малейшей ошибки.

– В фундаменте предусмотрены специальные фланцы, на которые потом устанавливается металлическая конструкция башни. Собранная башня должна в них попасть. Если ошибиться, то нужно бросать готовый бетонный блок и заливать где-то рядом другой. Но у нас такого еще не случалось. Есть специальные приборы, позволяющие делать все быстро и точно.

Сама башня высотой в пятьдесят метров прибывает на строительный объект в виде труб и швеллеров. Конструкцию собирают три световых дня (для того чтобы обеспечить белорусов связью, а себя достойной зарплатой, монтажники готовы работать от заката до рассвета), после чего специальным краном, которых в Беларуси всего несколько штук, поднимают к небу.

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

Константин Перцовский шутит, что самое сложное в подъеме башни – это процесс подготовки крана к работе. Редкая и неповоротливая техника разворачивается и сворачивается очень медленно. Только на подготовительные работы может уйти несколько часов.

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

От строящейся вышки до ближайшей деревни – рукой подать. На металлическую конструкцию сельчане смотрят с опаской и подозрением. Дескать, не ровен час, упадет или скотину радиацией попортит.

– Давно, когда в Беларуси только строились первые базовые станции, жители небольшого городка написали жалобу. Мол, из-за вышки стало невозможно смотреть телевизор. Спорили, уговаривали – все одно. В итоге станцию пришлось отключить. Но люди продолжали жаловаться. Дошло до того, что нас вызвали в исполнительный комитет и потребовали разобраться с проблемой. Как, спрашиваем мы, станция же не работает уже неделю. Ну и что, отвечает председатель исполкома, остаточные волны же остались.

Гром и молния

Помешать монтировать базовую станцию может ветер или молния. Она досаждает специалистам довольно часто. Чтобы обезопасить дорогое оборудование и работников от кары небесной, в конструктиве вышки предусмотрен громоотвод. В теории молния бьет в специальный штырь на конце вышки и по громоотводу уходит в землю. На практике случается, что гибнут люди, а от электронной начинки остается только пепел.

– Бывает, что ничто не предвещает грозы. Солнечный день, работа в разгаре, как вдруг собираются тучи, а штырь громоотвода начинает дрожать от напряжения. В такой момент нужно брать ноги в руки и спускаться на землю. Громоотвод защищает вышку, но пока человек спускается, он держится руками за металл, через который проходит электричество, – говорит прораб.

Перцовский помнит случаи, когда на алтаре мобильной связи сгорали люди. Помнит он и сгоревшие блоки базовой станции. С погодой, считает он, шутки плохи.

В бригаде, которая на наших глазах тянула вверх радиорелейную антенну, несчастных случаев на производстве еще не было.

– И не будет, – говорит Константин, наблюдая, как с вышки падает вниз какой-то предмет. Достигнув земли, он звонко лопается, привлекая внимание рабочих. На экспертизу и разбирательства уходит несколько минут. Из образовавшегося круга любопытных выносят мобильный телефон, который выпал из кармана одного из альпинистов. На произведение корейских инженеров больно смотреть. От удара телефон растерял начинку и часть клавиатуры.

От земли до неба

Незаменимых людей у Перцовского нет. Каждый рабочий может трудиться и на земле, и в воздухе. На "землемеров" и "небожителей" бригада не делится. На земле работать не менее "почетно", чем на высоте.

К земным заботам относится установка, а с недавних пор и наладка всего телекоммуникационного оборудования. По словам Перцовского, базовые станции сегодня сдаются клиентам "под ключ", а первый звонок делают сами строители.

На процесс строительства заказчик не влияет. Правда, по схеме "от земли и до эфира" строятся далеко не все операторы. Случается, что монтажники оставляют наладку и запуск базовой станции специалистам самого оператора.

Другие же довольствуются отчетом с подробным фото строительных работ. Отгоняя назойливых комаров, Перцовский рассуждает о контроле и качестве. Философия прораба сводится к тому, что главная задача заказчика – платить деньги и восхищаться темпами развертывания сотовой сети.

Причин же для радости хватает. Битва за телефоны и карманы белорусов обещает кормить монтажно-строительные организации как минимум несколько лет. Для монтажной бригады Перцовского работы невпроворот.

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

100 дорог: Как закалялась связь

Говорит, как один объект сменяет другой – и так на все лето и зиму. Зимой работать сложно, холодно, но можно. Главное – одеться потеплее и рассчитывать на безветренную погоду. Мол, чем выше – тем теплее. О том, что вышки рано или поздно закончатся, рослый прораб не задумывается. Уверен, что придет время менять оборудование, красить или латать готовые конструкции. И чем больше их будет – тем шире рабочий горизонт.

Самого прораба в небо тянет. Рассказывает, что не сразу стал начальником – пришлось поработать на всех фронтах строительства. Так что время от времени Константин берет инструмент и гнет спину на общее благо.

Оборудование на вышку крепится на болты и гайки. Сварка на таких объектах не приветствуется, потому что конструкция раскачивается и жесткое крепление ей только повредит. Так что главный инструмент на высокотехнологической стройке – это обычный гаечный ключ.

За день до связи

Апогей установки базовой станции – монтаж оборудования. Фактически ради этого этапа и затевается заливка фундамента и возня со сборкой металлической конструкции. Проходит он довольно быстро. Буквально через сутки станция будет принимать, и отправлять информацию. Так что до полноценной связи с миром из деревни Полесье Вилейского района остается один день.

Рабочие управляются за несколько часов без перекуров и перерывов на обед. Для того чтобы поднимать оборудование вверх, используются веревки и лошадиные силы невзрачного грузовичка. К монтажу допускаются монтажники, которые прошли курсы у производителя оборудования. Каждый бренд требует внимания и специфических знаний. Работа на вышке – физической подготовки.

Забраться на пик столичному журналисту практически не под силу. Здоровье кончается на середине, а чуть выше приходит осознание собственной профнепригодности. За то время, пока, цепляясь за каждый пролет, мы ползли вверх, ловкие монтажники успели поработать и попить чайку. Восхождение творчества на вершину прогресса обернулось фиаско и грустным спуском на грешную землю. Из ярких впечатлений – уходящие из-под ног ступеньки, шум ветра и боль в руках.

Если говорить честно, то сотовая связь начинается со строителей. Или с денег операторов, тут уж как кому нравится. Но Константин и компания полагают, что закаляют связь собственными руками. В качестве награды – возможность указать на вышку знакомым и с гордостью сказать: "Это я ее построил".

Редакция ET CETERA выражает благодарность компании life:) за помощь и содействие в организации и проведении съемок на строительном объекте.
 

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype smotritutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": Строительство АЭС отпугнет туристов от Нарочанского края?

"100 дорог": Как умирают забытые авто

"100 дорог": Там, где небо упало на землю

"100 дорог": Литовский премьер на велосипеде приехал в Мир

Генеральный партнер проекта


100 дорог: Как закалялась связь 3G life:) - Ощутите самую высокую скорость мобильного Интернета в Беларуси вместе с 3G life:)! Вы можете в режиме онлайн смотреть видео, слушать интернет-радио в высоком качестве, загружать ваши любимые mp3-композиции, видеоклипы и фильмы с самым быстрым мобильным доступом к сети Интернет в Беларуси. Подробности на сайте www.life.com.by.

Технический партнер проекта

100 дорог: Как закалялась связь
 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.
 
100 дорог: Как закалялась связь Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.



←Интернет заменяет канадкам шоколад и секс

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика