Катастрофа
После событий 2000-2001 годов, по крайней мере, в США, на несколько лет стало как-то даже неприлично говорить о перспективности компьютерных технологий. А за разговор о венчурных инвестициях вообще зашибить могли... Но сами компьютеры никуда не делись. Как, впрочем, и большинство компаний IT-сектора. И после нескольких лет депрессии начался пусть неспешный, но все же подъем. Во всем мире рос спрос на ПК, разрастался Интернет, получала все большее распространение мобильная связь и другие беспроводные технологии, росли системы интернет-платежей и онлайновые банки.
Как результат, с 2004 года интернет-проекты начали снова набирать силу, но уже как более взвешенные и продуманные. Положительную роль в этом сыграло наличие ряда сформировавшихся бизнес-площадок и технологий, продолжавших эффективно работать, несмотря на всеобщий спад индустрии, а также весьма впечатляющее IPO компании Google, продемонстрировавшей к тому времени капитализацию на уровне $27 млрд.
Еще в 2002 году в корпорации Microsoft началась масштабная внутренняя реорганизация. Ее главным событием стала отставка президента и главы административной службы компании Рика Белуццо. В результате реструктуризации должность, которую занимал Белуццо, была вообще упразднена.
Впрочем, Рик Белуццо ушел вполне мирно, что не столь уж часто случается в IT-отрасли. Билл Гейтс даже публично заявил по этому поводу: "Рик сделал важный вклад на протяжении своего пребывания в Microsoft. Его деятельность по усовершенствованию внутренних бизнес-процессов и роль в разработке ключевых направлений по продуктам были очень существенным вкладом". Как заявил сам Белуццо в одном из интервью, он был одним из ключевых авторов идеи о реструктуризации, которая, на его взгляд, необходима для дальнейшего роста компании - даже если этот рост будет осуществляться уже без него.
Одновременно с уходом Белуццо руководство Microsoft заявило, что будет реформировать управление своими структурными подразделениями с тем, чтобы придать их главам большую рабочую и финансовую ответственность. Рыночные аналитики поспешили предположить, что новости о реструктуризации Microsoft могут означать дальнейшее расширение деятельности корпорации. Шесть подразделений, став более автономными, могли со временем перерасти в новые компании.
Другим "героем возрождения" стал самый известный в мире интернет-магазин Amazon.com. Его топ-менеджеры были в панике, когда в 2001 году компания теряла почти по четверти миллиарда долларов за квартал. Но все необходимые меры по спасению Amazon были приняты. Чтобы добиться улучшения текущих финансовых показателей, компании пришлось пойти на ряд маркетинговых реформ. В частности, ощутимо снизить цены на книги, ввести бесплатную доставку покупок на сумму более $99, провести ряд промоушн-акций и ввести систему сезонных скидок на различные группы товаров. Кроме того, широкая и качественно проведенная рекламная кампания позволила значительно увеличить количество продаж за пределами США.
Пришлось пойти и на расходы по покупке более мелких конкурентов - так сказать, принять "превентивные меры" для сохранения господства на рынке. Но прогресс был налицо, и это дало надежду всем участникам электронного бизнеса.
На западном бизнес-жаргоне "свадьбой слонов" называют слияние корпораций-гигантов. Как раз такая свадьба произошла в 2002-м: в одну корпорацию слились два известнейших бренда - Hewlett-Packard и Compaq Computer. Правда, дорога к объединению отнюдь не была усыпана розами. Предполагалось, что объединенные HP и Compaq станут контролировать 22-23% всего европейского рынка ПК и порядка 47% рынка производительных серверов и систем хранения данных. А это, мягко говоря, не нравилось таким компаниям, как Fujitsu-Siemens.
Противоречивые данные поступали и относительно возможного количества уволенных сотрудников. Только из Hewlett-Packard планировалось уволить не менее 15 тыс. работников. Столь масштабные сокращения кадров как раз и были препятствием для получения всевозможных правительственных разрешений на объединение. Однако исполнительный директор HP Карли Фиорина заявила, что если объединительная сделка по каким-либо причинам не состоится, будут уволены работники всех подразделений, которые в минувшем году понесли убытки. А это означает, что новую работу отправились бы искать, по меньшей мере, 36 тыс. человек. Это при том, что на момент слияния персонал HP составлял 86 тыс. служащих, а Compaq - 66,5 тыс.
За счет реструктуризации бизнеса объединенной компании планировалось уже в первый год сэкономить $2,5 млрд. Одно только сокращение числа дублирующихся продуктовых линеек давало экономию в размере $2 млрд. Кроме того, Карли Фиорина в своем выступлении на выставке Linuxworld даже заявила, что предстоящее объединение будет способствовать дальнейшему укреплению рыночных позиций ОС Linux. Причем особенно сильно это будет выражаться в секторе платформ на базе процессоров Intel семейств х86 и Itanium - традиционной "вотчине" Microsoft.
Через несколько месяцев 19-миллиардное слияние двух гигантов компьютерной индустрии - Hewlett-Packard и Compaq - наконец состоялось. Вскоре была определена и политика в отношении главного продукта - персональных компьютеров. Было решено, что на рынке домашних ПК и в секторе SOHO и далее будут существовать обе торговые марки - HP и Compaq. Правда, начинка у них будет настолько идентична, насколько это вообще возможно. Что же касается чисто офисных компьютеров и ноутбуков всех разновидностей, то марка Hewlett-Packard должна была занять среднюю ценовую нишу, а Compaq - нишу бюджетных решений. Собственно, такой расклад существует и сегодня.
Как видим, в 2002-2004 годах "приходили в себя", по большей части, состоявшиеся гиганты IT-индустрии. А вот стартапы оставались в своего рода "бизнес-вакууме" - с ними просто боялись связываться. Их возрождение началось в 2005-м. По статистике компании VentureOne, американские венчурные фонды во II квартале 2005 года привлекли на 165% больше средств, чем за тот же период прошлого года, - $6,1 млрд против $2,3 млрд в 2004-м. Это оказалось самое большое финансирование стартапов, начиная с 2001 года, а рост в 2,65 раза вообще был беспрецедентен. Для сравнения, за весь 2003 год было собрано всего $9,16 млрд, но уже в 2004 году - $17,82 млрд.
После IT-кризиса 2000-2001 годов почти четыре года не было никаких признаков восстановления доверия инвесторов к стартапам. Такие признаки начали появляться только в 2004-м, во время IPO Google. Но II квартал 2005 года, рост акций Google и фантастическое IPO китайского Baidu наглядно продемонстрировали - да, действительно, IT-индустрия начала восстанавливаться до уровня 1999 года. Привлеченные активы американских венчурных фондов выросли не просто резко, а более чем в два с половиной раза. Европейские венчурные фонды сохранили темп, взятый несколькими месяцами ранее, и собрали 729,9 млн евро, главным образом за счет двух новых французских фондов: Banexi Ventures IV и Iris Capital II.
Как раз в это время скачкообразно вырос спрос на услуги IT-аутсорсинга. На индийских, российских, польских, ирландских и прочих разработчиков обрушился просто град заказов от американских и европейских софтверных компаний.
Однако у нового "бума доткомов" оказалось уже совсем другое лицо. Само название "бум доткомов" стало весьма условным. Стартапы 2005-го не начинали, скажем, с создания навороченного сайта. На дворе был уже не 1998 год, и ни один инвестор не давал денег под проект торговли собачьим кормом в Интернете. Приоритетами нового времени стали разработки в области беспроводной связи, систем управления бизнесом, интеграции web-технологий и традиционных медиа (например, IPTV), проекты "web как платформа" и т.п.
Сами венчурные инвесторы тоже многому научились. Интересной тенденцией стала децентрализация венчурного финансирования. В 2005 году около 40% всех привлеченных в фонды средств поступило в малые (менее $100 млн) венчурные фонды. IT-индустрия вернула лидирующие позиции.
Виктор ДЕМИДОВ