Валерий Цепкало: О "более равных среди равных"
Практически во всех странах мира отрасль телекоммуникаций – самая передовая. Ее возглавляют динамичные, инициативные, энергичные люди, инноваторы по духу или, как раньше говорили, «застрельщики» всего нового и прогрессивного. И это понятно. Эта отрасль уже давно вышла за пределы собственно связи (прокладывание кабелей и телефонных линий). Сегодня эта отрасль во многом определяет прогресс всей экономики страны.
К сожалению, у нас этого пока не понимают.
Поэтому продолжают возникать ретроградные предложения типа регистрации почтовых ящиков (при СССР надо было регистрировать ксероксы) и требования обязательно хостить ресурсы зоны .by в Беларуси. Очень жаль, что такие «инициативы» у нас исходят от органа, который по определению должен быть самым прогрессивным и передовым. Эти предложения выставили нашу страну на посмешище не только в среде профессионального сообщества. Над нами стали подтрунивать во всем миром и, особенно, в русскоязычной среде.
По идее, министерство связи должно на регулярной собирать представителей телеком бизнеса, обсуждать с ними перспективы развития отрасли, вырабатывать общие подходы и намечать пути реализации. Это настолько очевидно, что об этом даже как-то неловко говорить. Так сейчас поступают практически все органы государственного управления, кто заинтересован в развитии, в инвестициях.
Но в отрасли телекоммуникаций у власти и бизнеса идет практически бесконечный конфликт, безо всякого намека на сотрудничество. Причем продолжается это уже долгие годы. В этой сфере белорусской экономики решения до сих пор принимаются не сообща в интересах всех белорусских предприятий и, в конечном счете, экономики страны в целом, а вопреки их интересам.
И это странно. Особенно в ситуации, когда в стране в различных областях общественной и экономической жизни власть старается вести диалог с бизнесом и гражданским обществом. Что бы не говорили скептики, но я сам и видел, и принимал участие в работе консультативного совета при администрации Президента, куда входят, в общем, достаточно разнородные фигуры. Тем не менее, даже здесь к их мнениям прислушиваются, пытаясь их учесть при выработке стратегии развития страны.
В этом смысл современного экономического мышления. Не выступать в интересах лишь одного предприятия в ущерб другим, а представлять интересы всей отрасли. Не действовать в ущерб другим предприятиям отрасли и тем более клиентов, а действовать исходя из интересов всех юридических лиц, всех белорусских предприятий. В конце концов, в интересах всей экономики страны.
Министерство экономики в нашей стране полностью самоустранилось от регулирования деятельности Белтелекома, хотя деятельность монополий четко регулируется законодательством. Оно даже не включило эту монополию в перечень организаций, доминирующих на рынке, несмотря на то, что этот статус четко прописан в Законе об электросвязи.
Трудно сказать, чем это вызвано. Либо отсутствием профессионализма (новый министр – по-моему, выходец из животноводческого комплекса), либо административной слабостью.
Но как бы то ни было, заниматься этим вопросом кому-то надо. Ведь не может так вечно продолжаться, что деятельность огромного предприятия выпала не только из конкурентной среды, в которой находятся все предприятия в стране независимо от формы собственности, но и из сферы государственного регулирования.
Поэтому и появился Указ N60. Еще одна его цель – передать функции регулятора интернет в орган, который будет достаточно компетентным и передовым. От которого никогда не будут исходить абсурдные предложения, типа регистрации почтовых ящиков.
Как будет регулироваться этот рынок – посмотрим. Разные страны это делали по-разному. Кто-то идет путем либерализации. Кто-то путем ограничения вседозволенности монополии. С этого, кстати, началась в 70-х годах либерализация телекоммуникационного рынка США, когда вначале ограничили АТТ потолком рентабельности и, соответственно, ценой, по которой американская монополия могла сдавать в аренду свои магистральные сети.
И самое главное. Компания не имела право сдавать в аренду себе и своим дочерним предприятиям сети за более низкие цены, чем сдавала другим предприятиям на рынке.
Может, с этого начать и у нас. Установить для начала регулируемую цену на 1 мбит/с (по аналогии скажем с ценой на газ) на оптовом рынке. Цена не должна быть выше 10$ за мбит/с, либо не должна быть выше цены у ближайших соседей - Литвы, Польши, России (механизм мониторинга можно продумать отдельно), а еще лучше – не выше чем цены в Германии или Великобритании. И установить практику, которая сегодня применяется в других отраслях белорусской экономики, а именно, цены должны быть одинаковыми для всех предприятий, включая дочерние предприятия Белтелекома, которые берут у него в аренду либо каналы, либо интернет-трафик.
Тогда ситуация на рынке телекоммуникационных услуг Беларуси не будет напоминать Скотный двор Оруэлла, где «все животные были равные, но были среди них более равные среди равных».
И статья 13 Конституции Республики Беларусь, которая утверждает равенство всех субъектов хозяйствования различных форм собственности, будет распространяться даже на Белтелеком…