Интервью по понедельникам: Viaden Media
14.06.2010 12:21
—
Новости Hi-Tech
![Интервью по понедельникам: Viaden Media](http://www.21.by/pub/news/2010/06/1276508767162067.jpg)
О том, сколько можно заработать на ПО для iPhone, Android и других мобильных приложениях IT.TUT.BY в этот понедельник рассказал Юрий Гурский, глава направления мобильных разработок компании Viaden Media.
– Юрий, вы считаете себя фанатом Apple и её продуктов?
– Слово «фанат», наверное, слишком громкое, но после 2 лет использования iPhone другие телефоны кажутся недоделками. Аналогично, переход на Mac OS поднял мою личную производительность. Я думаю что ключевой фактор успеха Apple – они думают как создать продукты, удобные для обычных людей. У меня ребенок смог освоить iPhone в 4 года без посторонней помощи! Это говорит о чрезвычайной продуманности и очевидности интерфейсов.
– Тогда, раз уж вы в «теме»: что, по вашему мнению, покажет Apple сегодня на WWDC?
– 1. Новый iPhone, по всей видимости, с увеличенным разрешением экрана
2. Новую iPhone OS 4
3. Систему рекламы iAd
(интервью проходило в минувший понедельник до анонсов Apple, Юрий попал в точку по всем трем пунктам – прим. IT.TUT.BY)
– Окей, давайте перейдем к более серьезным вопросам. Какая мобильная платформа, с вашей точки зрения является наиболее популярной? И как это подтверждается статистикой?
– Зависит от региона. В США сильны iPhone, Blackberry, Android. Есть регионы (например, Китай), где Android обогнал iPhone. Достаточно популярна до сих пор Symbian от Nokia, но это, скорее, инерция – данная система устарела и умрет в обозримом будущем. Касаемо пары ближайших лет я думаю что мы увидим конкуренцию между iPhone, Android и новой системой от Microsoft – Phone 7. Скорее всего, они и поделят рынок между собой.
– Под какую систему разрабатывать сложнее всего? И насколько удобна будет Windows Phone 7 для разработчика, на ваш взгляд? Аналитики и эксперты пока весьма скептически оценивают рыночные перспективы новой ОС: говорят и об «опоздании», и об отсутствии многозадачности…
– Наиболее сложно разрабатывать под системы, где нет стандартизированного разрешения экрана – нужно делать много комплектов графики, проводить отедльные тесты. Поэтому наиболее сложно разрабатывать под Symbian и Blackberry.
Под iPhone все было замечательно – одно разрешение, но выход нового аппарата с увеличенным все усложнит. Windows Phone 7 – достаточно перспективная система, но так как «в живую» ее еще никто не видел, то и судить очень сложно.
– Сильно ли отличается разработка для iPad от разработки под iPhone? Насколько перспективно разрабатывать программы для этого планшета?
– Практически ничем не отличается, кроме разрешения и небольших нюансов. Любой iPhone-девелопер может начать разработку под iPad сходу. Касаемо перспективности – наши продукты под iPad финансово достаточно успешны, в основном за счет гораздо более высокой (по сравнению с iPhone) цены. И перспективы мы оцениваем как вполне оптимистичные – спрос на эти устройства стабильно высокий, покупают их в основном технически продвинутые люди – то есть, потенциально активные потребители игр и программ.
– А что, по вашему мнению, «выстрелит» в мире в этом году? Сейчас очень популярны геосервисы – что будет за ними? Каковы вообще тенденции?
– Генеральный тренд – Virtual Goods, или так называемые виртуальные товары. Самый быстро растущий рынок в мире. То есть, скажем, игру вам дают скачать бесплатно, но вот какие-то преимущества – типа дополнительных денег или крутого оружия – надо покупать. Данная модель позволяет, с одной стороны, с меньшими затратами раскручивать продукты, а с другой – иметь хорошую финансовую конвертацию.
Второй важный тренд – интеграция с социальными сетями. Уже сейчас многие программы позволяют синхронизировать достижения в Facebook, а через год-два интеграция будет настолько плотной, что социальные сети станут неотъемлемой частью почти любой игры или программы.
– Работа с мобильными приложениями на профессиональном уровне – рисковый бизнес? Ведь, наверное, трудно угадать, что станет прибыльным, а что нет?
– Не более рисковый, чем любой другой продуктовый бизнес. Есть определенные методики, позволяющие оценивать конкретные тематические сегменты, конкурентов и достаточно реалистично прогнозировать продажи.
Мы, по сути, – не программистская, а маркетинговая компания – в менеджменте 4 человека имеет степень MBA. Поэтому оценивать на уровне средних продаж нам не сложно.
И пока провалов не было, чем гордимся.
Но вот конечно определить что какой-то продукт станет сверхпродаваемым – невозможно. Это вопрос уже везения, скорее.
– А сколько усилий нужно приложить, чтобы вывести программу в TOP рейтинга Apple AppStore? Какой бюджет необходим?
– Нужно, во-первых, сделать продукт, который потенциально может на это претендовать. Как с точки зрения маркетинга, так и качества реализации. Это наиболее сложный и дорогостоящий этап. В остальном никаких сверхбюджетов не требуется, так как большинство методов, которыми пользуются компании-разработчики, просто не работают и на них можно сэкономить.
Наиболее простой способ попасть в TOP-100 – чтобы в Apple заметили и поставили в одну из выделенных категорий. Для этого нужно совершить около 30 разных действий в первую неделю существования продукта, что достаточно стрессово, но никаких грандиозных денег не нужно.
– Кстати, а в какую сумму обходится разработка среднего-качественного мобильного продукта?
– В среднем (если считать все расходы, включая накладные) это сумма больше 10 000 долларов, и меньше 75 000, причем обычно значительно меньше. Больше тратить нет смысла, так как чрезвычайно максимизируются риски сделать убыточный проект.
– Насколько доходный этот бизнес? Верно ли бытующее мнение, что одиночка с успешной программой, сделанной буквально «на коленке», сможет легко зарабатывать если не миллионы, то десятки тысяч долларов? Знаете ли вы таких профи в Беларуси?
– Главная проблема, что одиночка в Беларуси не может получать деньги от Apple законным путем. Нужно иметь фирму-партнера в США или любой другой западной стране. Поэтому если такие ребята и есть, то они не особо афишируют свою деятельность.
Касаемо прибыльности. Миллионы с одного продукта – это точно не реально, таких продуктов за всю историю App Store было 2-3. Десятки тысяч с одного продукта – реально, но очень сложно. Наиболее реалистичные цифры для маленьких разработчиков – 30-40 долларов в день с программы.
Именно поэтому, чтобы этот бизнес мог называться бизнесом, мы вынуждены поставить себе задачи сделать не менее 100 программ и игр за первый год активной работы. В конце июня их будет 30, так что движемся пока планово.
– Достаточно ли в нашей стране компаний-разработчиков и самих разработчиков ПО для мобильных телефонов? Хватает ли у них квалификации?
– Это самая большая проблема. Мы готовы платить одну из самых высоких ЗП в городе, полностью «белую», каждому программисту выдаем Mac Book Pro и монитор Cinema 24, обеспечиваем хорошим офисом в центре около метро – и все равно пока не получается набрать нужное количество разработчиков. Дело в том, что их просто очень мало в Минске.
Опыт же аутсорсинга у нас скорее негативный. Квалификация программистов в компаниях-аутсорсерах очень невысокая в основном, а отношение к делу – «сдал и забыл». В последний раз получив проект и заплатив за него, мы затем были вынуждены переписать его почти под ноль – настолько много неаккуратностей было в коде.
– А ваша компания занимается аутсорсингом? Чем продиктована ваша позиция?
– Мы не занимаемся аутсорсингом, даже когда приходят очень перспективные предложения. Дело в том, что смешивать сервисные и продуктовые модели бизнеса – это неправильно. Это смещает фокус внимания.
И с другой стороны – я лично считаю аутсорсинг неперспективной в Беларуси концепцией бизнеса – в перспективе нескольких лет все равно не выдержать конкуренции с Индией и Китаем. Слишком большие зарплаты, слишком малая эффективность труда, мало людей. И – очень маленькая добавленная стоимость в бизнесе, отсутствие капитализации, накопления активов – все это делает аутсорсинг непривлекательной моделью.
– Что бы вы порекомендовали людям, которые хотят попробовать себя в качестве разработчиков для iPhone и других мобильных платформ?
– Я бы им порекомендовал не тормозить, а максимально быстро начинать – через год все будет гораздо жестче.
– Вашему направлению (мобильных разработок) лишь несколько месяцев. Можете ли назвать своё самоё большое заблуждение в этой сфере, с которым вы начинали работу, развеявшимся сейчас?
– Самое главное заблуждение – что нам будет трудно конкурировать со всем миром. По итогу это оказалось гораздо более очевидным делом – не боги горшки обжигают, и программы не они пишут и продвигают. Везде точно такие же люди, с примерно такой же квалификацией и стремлением к успеху. Белорусы вполне могут на равных конкурировать с американцами или китайцами, главное – не робеть и ввязываться в драку.
– Каковы планы на ближайший год?
– Мы хотим стать самым крупным производителем собственных мобильных продуктов на постсоветском пространстве. Учитывая что большинство серьезных компаний занято аутсорсингом – задача не грандиозная, но для бизнеса, недавно созданного – вполне амбициозная.
– Что бы вы пожелали нашим читателям?
– Хорошо отдохнуть этим летом :)
Юрий Анатольевич Гурский
Родился 23.01.1983 в г. Минске. Образование высшее, степень Executive MBA. Около 8 лет занимал высшие руководящие должности в крупнейшем IT издательстве России – "Питер". Выпустил несколько тысяч книг, аудиокниг, запустил ряд интернет проектов.
Автор более 30 книг на IT темы, входил в 5-ку самых продаваемых авторов компьютерной литературы.
С 2009 года является руководителем и сооснователем мобильного направления компании Viaden Media.