EPAM о перспективах развития интернет-контента и работе с MTV Networks
6 мая в Минске пройдет бесплатный семинар "Managing Enterprise Content for the Media & Entertainment Industry: Challenges and Trends", на котором представители MTV Networks вместе с сотрудниками EPAM'а раскажут о перспективах развития интернет-контента и о задачах, которые стоят перед создателями и архитекторами сложных CMS-решений.
В преддверии семинара два сотрудника EPAM Systems, отвечающих за успех проектов, выполняемых EPAM Systems для MTV Networks, расскажут о задачах, которые приходиться решать при создании одних из наиболее популярных порталов в интернете.
Алексей В.:Алексей Виташкевич. VP, Technology Solutions, EPAM Systems. Алексей, в роли «account manager», напрямую отвечает за успех всех проектов, выполняемых EPAM Systems для MTV Networks, за стабильность и дальнейшее развитие сотрудничества, а также возглавляет недавно образованную вертикальную* практику решений для индустрии развлечений и online media.
Алексей Л.:Алексей Ляшок. VP, Technology Solutions, EPAM Systems. Работая с MTV Networks, Алексей, в роли delivery manager, отвечает за техническую сторону решений, разрабатываемых EPAM Systems, возглавляя при этом горизонтальную** практику решений в области управления контентом.
— В каком направлении, по вашему мнению, будет в дальнейшем развиваться индустрия интернет-контента? Каковы последние тенденции в отрасли?
— Это сложный и емкий вопрос. Вы бы лучше его в конце спросили.Интернет-контент – это только часть, верхушка айсберга, та часть всего многообразия контента, которая была целенаправленно «опубликована» таким способом. Но очень часто мы слишком узко интерпретируем и термин «интернет-контент», вспоминая несложные CMS-системы и, в первую очередь, представляем себе графические и текстовые фрагменты. Интернет-контент сегодня – это все, что возможно опубликовать онлайн: потоковое видео, аудио подкасты, энциклопедии, блоги, новости, финансовая информация, социальная активность людей.
Еще совсем недавно видео контент был скорее экзотикой, и мало кто мог позволить себе его постоянное потребление, и совсем немногие его публиковали. Энциклопедии, блоги, вики – все это результат развития интернет-контента за какие-то последние пять-семь лет (началось все, конечно, немного раньше, но основной рост пришелся именно на это время). А буквально последние пару лет? Facebook, YouTube, MySpace, Twitter, ВКонтакте, LinkedIn – всех и не перечислишь – именно социальная активность, социальный «шум» если хотите, бьет все рекорды в объеме и в темпе роста и является сегодня основным типом интернет-контента, который вы встретите в сети и в производстве которого вы, скорее всего, принимаете непосредственное участие.
Индустрия развлекательного контента полным ходом идет к стиранию грани между телевидением, кино и интернетом. Электронные книги вытесняют бумажные издания. Перемалывание и потребление накопленного социального «шума» должно открыть пусть настоящей персонализации – в рекламе, в поиске, в дайджесте новостей. Дальнейшее развитие электронных форматов видео и графики скорее всего приведет к следующему витку социальных активностей онлайн – 140 символов текста не устоят перед новыми форматами «связи». И все это вместе станет по-настоящему мобильным. И в самом ближайшем будущем.
— Какие задачи с точки зрения менеджмента контента стоят перед MTV Networks?
— Алексей В.: Давайте для начала убедимся, что мы одинаково понимаем, что есть MTV Networks сегодня. MTV Networks объединяет под одной крышей несколько десятков известных media-брендов (из наиболее известных нам – MTV, VH1, Nickelodeon, COMEDY CENTRAL, Spike TV), более 150 телевизионных каналов и сетей по всему миру и большое количество интернет-сайтов (более емко и правильно по-английски – online properties), многие из которых имеют свои независимые студии. Представьте на секунду, сколько контента генерируют они все вместе взятые? И делают они это непрерывно, можно сказать 24/7.
Первая и самая стратегически важная задача в такой ситуации – унификация. Унификация моделей контента, систем управления, способов и форматов публикации. Это необходимое условие достижения следующей, уже более практической задачи – публикация всего этого многообразия контента онлайн. И не просто онлайн, а онлайн для самых разных аудиторий и, конечно же, онлайн на мобильные устройства.
— Какие задачи стоят перед порталами MTV Networks с точки зрения бизнеса? Это дополнительный источник монетизации или скорее инструмент привлечения дополнительного внимания к телеканалам?
— Алексей В.: Очень хороший вопрос для правильного понимания индустрии. Маленькое отступление, если позволите. Сегодня в США все телевидение цифровое. Вроде бы в прошлом году официально прекратились аналоговые трансляции, прекратились как класс. Еще совсем немного и отличать онлайн-контент от TV-контента будет нереально, а главное – некорректно по сути. Мне сложно говорить про Европу, я все-таки здесь не живу, но в США уже сейчас основные провайдеры TV, интернета, и телефонии (я говорю про Verizon и Comcast) перешли на оптоволокно. Все три сервиса приходят к вам в дом по одному кабелю. Ваш домашний компьютер, телефон, iPhone, set-top-box под телевизором, XBox, WII, и что-там-у-вас-есть-еще – все берут один и тот же Wi-Fi. Вопрос только в том, на каком устройстве вы потребляете предоставленный вам развлекательный контент – с телевизора через set-top-box или с телевизора через компьютер, HD с YouTube, выведенный на телевизор HDMI кабелем, мало чем отличается от HD с вашего DVD.
К чему я все это говорю. Сегодня вряд ли возможно (и вряд ли нужно) конвертировать онлайн «пользователей» в зрителей телеканала. Онлайн порталы MTV Networks – это самостоятельные каналы распространения контента, часто уникального контента, пока недоступного на TV, привлекающие дополнительные прибыли за счет рекламы. Пока что не придумано других способов монетизации массового контента, и, например, Google, предоставляя вам доступ ко всему этому многообразию через свои индексы и поиск, зарабатывает точно также – на рекламе.
Современное онлайн-вещание обгоняет TV-вещание по гибкости, особенно это касается возможностей персонализации. А персонализация открывает рекламе новые возможности и делает онлайн-каналы очень привлекательными для рекламодателей. То, с чем за все время существования рекламы на TV не могли успешно справиться аналитики, в онлайн дается за просто так – в отличие от TV вы знаете, кто вас смотрит и кто вас слушает.
— Как отличаются задачи для "тяжелого контента", свойственного MTV Networks, от задач, которые стоят перед более традиционными порталами, например интернет-версии газет, новостные ресурсы или корпоративные представительства в сети?
— Алексей Л.: Тяжелый или нет – уже не так важно. Все равно весь контент поставляется конечным потребителям через CDNs (content delivery network).
Сравнить задачи MTV Networks с задачами, стоящими перед новостными изданиями, не сложно. Новостные ресурсы призваны донести информацию, и сделать это быстро. MTV Networks же представляет развлекательный контент – насыщенная графика, HD видео, игры. Одна из последних тенденций в индустрии онлайн-телевидения (так, наверное, правильнее в этом контексте) – это полные эпизоды сериалов.
Тут надо сделать оговорку. Под «сериалами» я в данном случае понимаю все многообразие «шоу» (так они тут называются), которым сегодня наполнен эфир западных телеканалов. Это и сериалы-кино, и сериалы-игры, и сериалы-реалити-шоу. Все уважающие себя телеканалы с большой буквы транслируют полные эпизоды своих prime-time передач в онлайн.
Однако это не просто ретрансляция того, что идет на TV. MTV Networks, например, как и многие другие я думаю, разработала свой собственный видеоплейер, в котором эпизоды для онлайн-трансляции разбиты на совсем другие блоки, который проигрывает совсем другую рекламу в перерывах, и который предоставляет пользователям гораздо больше интерактивных возможностей.
— Многие порталы сейчас предпочитают не писать CMS с нуля, а адаптировать бесплатные системы или фреймворки. Используется ли в работе над порталами MTV Networks какие-либо Open Source решения?
— Алексей Л.: Исторически, MTV Networks, как, в прочем, и другие главные игроки в media-индустрии, разрабатывала многие системы с нуля в собственных лабораториях. И сегодня мы сталкиваемся с десятками разных систем и уникальных решений, которые надо консолидировать и унифицировать. Это, кстати, одна из тех областей, в которой команды EPAM Systems принимают активное участие.
За основное направление унификации систем управления контентом MTV Networks выбрала не просто JSR-170/283 совместимую платформу, а платформу, ставшую родоначальником стандарта JCR – Day CRX. Мы использовали разные open source решения для небольших проектов, но это вряд ли значимо в общей картине вещей.
— Многие мировые издания начали адаптировать свои сайты под новое поколение планшетных компьютеров, в частности под iPad. Как MTV планирует использовать возможности по привлечению аудитории владельцев iPad, и каково лично ваше отношение к этому устройству?
— Алексей В.: (достает свой iPad) Я, лично, отношусь к этому устройству. Очень много уже написано и сказано как хорошего так и не очень про iPad. Я не стану повторяться и притворяться экспертом. Для меня iPad сегодня – скорее игрушка. Но я точно знаю, что это только начало. Зато про стратегию MTV Networks в этой области и про наше участие могу рассказать подробнее.
Команды MTV Networks уже активно адаптируют/переписывают для iPad приложения, ранее написанные для iPhone. У них есть целый road map о том, что и когда должно стать доступно для iPad. Я, к сожалению, не могу вам рассказать всех деталей, зато могу показать и дать ссылку на совсем свежее «приложение» для iPad от MTV Networks.
И, кстати, наша команда в Минске активно участвует в разработке приложений для iPhone и iPad.
Что еще хотелось бы сказать про iPad. Мне было самому интересно услышать от аналитиков MTV Networks, как, по их мнению, iPad, по сравнению с iPhone, позволяет охватить более широкую аудиторию. Простота в использовании и принадлежность к «компьютерам» (а не к «телефонам») делает iPad доступным для детей и людей пожилого возраста (да, не удивляйтесь. В Северной Америке пожилые люди не только ездят на машинах, когда уже ходить не легко, но и активно проводят время в сети).
Ваш доклад называется "Complex Content Management Challenges Give Birth to Unique Competencies".
— Можете вкратце описать, что это за компетенции и в чём их уникальность?
— Алексей Л.: Только если вкратце. Приходите на семинар и я обязательно расскажу подробнее. Мы уже успели очертить все многообразие видов контента и каналов его распространения. А теперь надо взять одну единицу контента и использовать ее повторно на всех каналах; надо протестировать, что на всех каналах контент верно представлен; надо из одного источника сделать несколько разных версий для вкрапления разного рода и формата рекламы; надо изготовить маркетинговые материалы разного формата. И всем этим процессом надо не только управлять и снабжать его автоматизацией, но и давать аналитику, мониторинг, учет.
Давайте на секунду отвлечемся от MTV Networks и посмотрим на «простой» инструмент (специально беру за спектром нашего фокуса) – Microsoft SharePoint. Портал? CMS? Уже давно нет. Целая платформа, специализирующаяся на Web Content Management, стать по-настоящему компетентным в которой – задача не одного года. А Enterprise Content Mangement – это шире, гораздо шире. И быть компетентным в этой области – очень и очень непросто, а во всех ее деталях и современных новшествах – уникально.
Как давно вы работаете с MTV Networks над своими проектами и довольны ли они результатами сотрудничества?
— Алексей В.:MTV Networks работает с нами с конца 2007 года и за все это время наша команда только росла и продолжает расти. Это ли не лучшее доказательство успешности нашего сотрудничества. Вот еще могу привести цитату, совсем недавно нами полученную в контексте благодарностей за один из успешных релизов:
"EPAM is one of MTV Networks most trusted partners. We can count on them to consistently
deliver elegant solutions that integrate into our technically complex environment."
Warren Habib
SVP Digital Platform Development
MTV Networks / Viacom
— Над какими порталами и проектами ведется работа в Epam Systems? Какие задачи стоят перед сотрудниками EPAM Systems?
— Алексей В.: Мне не просто будет ответить на этот вопрос, не нарушая подписанных нами соглашений о неразглашении, но на некоторые факты я могу пролить свет.
Совсем недавно MTV Networks выпустила онлайн-версию Ultimate Fighter – портал очень популярного реалити-шоу, которое идет на Spike TV. Как и положено, портал предоставляет возможность полностью просмотреть все эпизоды, а также огромное количество материалов, не умещающихся в формат TV-вещания (это, кстати, к вопросу о том, на сколько онлайн-контент “сам по себе” или довесок к TV) . Наша команда принимала непосредственное участие в создании этого портала на всех стадиях – от концепции до финальных аккордов.
Мы также делаем очень много работы «за сценой» – сервисы, отвечающие за доставку и агрегацию контента, формирование и потребление партнерских фидов, унификация систем управления контентом и трансформация самого контента.
Сегодня мы обладаем достаточно уникальным опытом и знаниями особенностей MTV Networks, чтобы нам доверяли построение инновационных решений и установление эталонных практик. Наша задача – не только непосредственно решать поставленные нам задачи и доводить дело до конца, но и предлагать решения проблемам, которые еще не были решены и институциализированы – мы решаем их вместе с развитием отрасли.
— В Беларуси индустрия развлечений находиться во многих направлениях в зачаточном состоянии (по сравнению с Россией или США). Не мешает ли такое своеобразное "культурное отставание" белорусов в качестве потребителей разнообразных форм развлекательного контента работе над вашими проектами?
— Алексей В.: Мешает. И не только состояние индустрии развлечений. Цифровое телевидение, совершенно другой уровень онлайн-сервисов, доступность цифровых технологий и по-настоящему широкополосных каналов, распространенность мобильных устройств и беспроводных сетей – все это надо «чувствовать» кончиками пальцев, чтобы быть на острие и уметь предложить по-настоящему инновационное решение.
Именно поэтому мы часто посылаем наших ребят в командировки в Нью Йорк, в Калифорнию. Не только чтобы поработать бок о бок с коллегами и заказчиками в MTV Networks, но и чтобы погрузиться в ту культуру и то состояние индустрии развлечений и поддерживающих ее технологий. Также проводим семинары и тренинги и регулярно сами летаем к своим командам в Минск.
Вот подвернулся случай (мы – в Минске, представители клиента – в Минске) и решили организовать «открытый» семинар для более широкой аудитории. Я уверен, что не только тем, кто уже с нами работает и неплохо разбирается в специфике и особенностях индустрии, будет интересно. Приходите.
— На сайте MTV можно увидеть, что вы активно используете такие инструменты, как Facebook и Twitter. Насколько важны подобные инструменты и вообще продвижение в социальных сетях для ваших порталов? Имеют ли они ещё большой потенциал для роста или же наоборот волна интереса пользователей к интеграции всего и вся в свои аккаунты постепенно сойдёт и подобные инструменты будут не востребованы?
— Алексей В.: MTV – это только один из брендов, принадлежащих MTV Networks (это я так, уточняю просто). Я, наверное, не смогу полноценно ответить о том, какова роль названных социальных сетей в стратегии MTV Networks – вы спросите их самих 26-го в Минске – но акценты расставить попробую.
MTV Networks имеет свою собственную социальную сеть – Flux, в создании и поддержке которой, кстати, команды EPAM Systems принимали и принимают непосредственное участие. Эта сеть активно сотрудничает и интегрируется с Facebook, MySpace, и Twitter, но имеет свою узкую направленность и специализацию – объединять фанатов и любителей онлайн порталов MTV Networks.
Что же касается самих Facebook и Twitter. Ни одна media-компания сегодня не может игнорировать эти площадки. Обе платформы набрали такие обороты и размеры, что не пользоваться ими просто глупо. Вы может быть удивитесь, но сегодня в правительстве штатов (про New Jersey знаю точно) существуют специальные должности – что-то вроде классического «пресс-секретаря», только для Facebook, Twitter, YouTube. Если уже государство отвечает своему электорату онлайн, то что говорить о media-компаниях, этот самый онлайн и развивающий.
И это уже не только и не столько «продвижение» порталов. Это – часть порталов. Контент, который создается внутри этих сетей, это не «второй сорт», это – самый что ни на есть настоящий первосортный контент, за которым многие пользователи порталов и приходят: комментарии, отзывы, мнения, сопереживания, споры, группы единомышленников.
Я не думаю, что социальные сети куда-то исчезнут. Трансформируются – да. До неузнаваемости трансформируются – да. Но никуда не денутся. Инструменты будут востребованы. Все только начинается.
* «вертикальными» мы называем практики, которые фокусируют свое внимание на решениях для определенной индустрии. Смысл такой специализации – глубокие знания отрасли, хорошее понимание потребностей, типовых проблем и решений, и, как следствие, приобретение уникальных конкурентных преимуществ по сравнению с другими компаниями-разработчиками.
** «горизонтальными» мы называем практики, которые фокусируются на технических решениях, применимых в разных областях и индустриях. Смысл такой специализации в обретении и оттачивании технических навыков и знаний в конкретной прикладной области, в наборе критической массы опыта и инноваций – все, чтобы формировать конкурентные преимущества другого порядка.