Книга Илая
Оригинальное название: The Book of Eli Cтрана: США Жанр: фантастика, драма Режиссёры: братья Хьюз В ролях: Дензел Вашингтон, Гэри Олдмен, Мила Кунис, Рэй Стивенсон Премьера: 14 января 2010 г. Бюджет: $80 млн Продолжительность: 118 минут |
При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их. Книга Притчей Соломоновых |
Многочисленные киноманы со всего необъятного постсоветского пространства замирали и с нетерпением потирали руки, просматривая раз за разом на официальном русскоязычном сайте (www.thebookofeli.ru) трейлер с незамысловатым сюжетом убийства мифической кошки и продолжительным "снегопадом" в виде пепла. Так уж получилось, что ничего, кроме вышеописанного мультимедийного продукта и круглой суммы размером $80 млн в качестве бюджета проекта, создатели фильма предложить искушенному зрителю не смогли или не пожелали.
Свою предысторию создания кинолента берет с мая 2007 года, когда компании Columbia Pictures и Warner Brothers подписали соглашение о сотрудничестве с братьями Хьюз. В сентябре 2008 года на главную роль был приглашен Дензел Вашингтон, в следующем месяце в процесс съемок был включен Гари Олдман. Основная часть работ была выполнена в феврале 2009 на территории Нью-Мексико. Компенсирование всех затрат на производство картины взяла на себя Alcon Entertainment.
Сюжет "семейного творения" Хьюз следующий: в результате произошедшего катаклизма огромная доля населения планеты погибла, оставшаяся в живых часть вынуждена вести практически первобытный образ жизни, постоянно сопрягаемый с нереальной опасностью стать очередной жертвой грабителей и убийц. Самым ценным товаром становится вода, владельцы запасов которой превращаются в настоящих тамошних олигархов и "монополистов на жизнь". Экономический базис общества составляет примитивный обмен товарами, присущий первобытно-рабовладельческому обществу. Вторым по ценовой категории продуктом потребления являются средства личной гигиены, которые ценятся не меньше, чем голубая эмиссия. Они стали критерием благочестивости и уровня социального положения человека. Главный герой Элай, озадаченный единственной целью достигнуть Западного побережья Соединенных Штатов, где, томясь с нетерпением, ожидают единственную уцелевшую после катастрофы копию Библии. На своем нелегком пути он сталкивается с массой проблем, начиная с "рядовых грабителей" и заканчивая злобным хозяином провинциального городишки Карнеги, который одержим идеей найти и заполучить ту самую единственную копию главной книги христиан. Как известно, столкновение общих интересов приводит к непредсказуемым последствиям и конфликту между сторонами, чему и посвящена большая часть фильма.
Место действия спустя некоторое время начинает надоедать своими однообразными пустынными пейзажами и уныло-варварскими лицами людей. Попытки разнообразить сюжетную линию наталкиваются лишь на неудачи и некое отвращение от повторяющихся событий (драк, монологов и лирических сцен). Видимо, братья Хьюз застряли в тех старых добрых временах, когда плаксивый сюжетец мог произвести ошеломляющий фурор и принести безграничную славу его автору. Но на сегодняшний момент мы имеем незамысловатую и не особо нагруженную смысловым оттенком сюжетно-концептуальную линию. В итоге получился этакий "черно-белый флэш-ролик" на одну из любимых американцами тем в кино - веру. Как известно, вера для них больше, чем просто красивое слово.
В первые же дни проката фильм получил смешанные оценки от ведущих мировых критиков. Известнейшее аналитическое агентство в сфере киномотографии Rotten Tomatoes информирует, что из 151 опрошенного участника 44% поставили 5.3 балла из 10 творению четы Хьюз. Респондентами являлись директора специализированных печатных СМИ, соответствующих интернет-ресурсов, популярные теле- и радиоведущие. Для того чтобы почувствовать баланс между сторонниками и противниками подобного жанра в современном кино, достаточно привести мнения их представителей. Роджер Эберт из "Чикаго Сан Таймс" констатирует: "Тематика в стиле Судного Дня абсолютно не популярна в настоящий момент на экранах кинотеатров, однако некоторые моменты сценария в исполнении Гари Витта привносят определенную новизну и заставляют задуматься о высоком". Овен Глейберман, представляя "Интертеймент Викли", заявил: "Это продукт коллектива лентяев, который не отличается собственной самодостаточностью и оригинальностью".
15 января 2010 года состоялась премьера на больших экранах Соединенных штатов Америки. В первый же день показа кинотеатры заработали $11.672.970, в последующий "уикенд" сумма составила $38.437.553. Общая собранная сумма на территории Северной Америки составляет $82.045.140, международные кассовые сборы - $102.045.140.
Андрей БУРШ