Министр связи провел прямую линию с читателями "Республики"
16.03.2010 11:19
—
Новости Hi-Tech
Главный связист страны пообещал снизить тарифы на школьный интернет, объяснил, как подключиться к цифровому ТВ и помог установить телефон нашему читателю.
Услуги интерактивного телевидения, качество интернет-доступа, новые возможности почтовой связи — вопросы, которые поступали в адрес «прямой линии» с министром связи и информатизации Беларуси Николаем Пантелеем сыпались как из рога изобилия. Кто-то благодарил Николая Петровича, кто-то жаловался на недостаточное внимание к себе тех или иных специалистов, были и те, кто просто живо интересовался, без преувеличения, самой передовой отраслью в стране.
У меня не звонит телефон
Геннадий Фролов из Минска позвонил в редакцию одним из первых:
— У нас в поселке Сухорукие, что почти в 200 метрах от кольцевой, по улице Гоголя, 9а живет бабушка. Ей 82 года. Который год она не может установить телефон: то нет провода, то нет возможности. Помогите, пожалуйста. (Этот вопрос был задан во время анонсирования «прямой линии». — Ред.)
— Оповещение о возможности установки телефона прошлой осенью ваша бабушка, наверное, пропустила. Тем не менее 9 марта 2010 года телефон с применением технологии беспроводного абонентского доступа (WLL) заявителю установили.
— Здравствуйте, Сергей Иванович меня зовут. Сегодня мой телефон 261-60-10 не работает. И вот уже 15 лет эта ситуация повторяется из года в год. Возможно ли, чтобы линия работала регулярно и бесперебойно? И второй вопрос, несколько лет назад деревня Цна вошла в состав города. Мне устанавливают сроки ремонта телефона — трое суток. Можно ли отладить этот норматив, как и для города, — одни сутки? И еще, связь по интернету в этом районе очень медленная, можно ли поспособствовать увеличению скоростей на этой линии?
— Хорошо, мы разберемся с вашими проблемами.
Почему недоступны европейские серверы?
— Виктор. Сельская местность, АТС «координатка». Уже больше года интернет работает так: скорость соединения до 40 Кб/c, а скорость открытия страницы любого сайта через несколько минут падает до нуля! За час соединения получается до 2 Mб общего трафика в идеале. Почему «Белтелеком» берет деньги за услугу, которую фактически не предоставляет. Деньги за соединение взимаются, а трафика нет. Эта проблема Могилевской области или жителей агрогородков с «древними» АТС? С уважением пользователь интернетом с 2003 года. P.S. При таком отношении к клиентам уйдем к сотовым операторам.
— Конкурентная среда для того и создается, чтобы у абонентов было право выбора. Но, думаю, вопрос не в «координатке», а скорее всего, в отсутствии узла передачи данных. Если будет названо конкретное место, разберемся предметно.
— Меня зовут Вадим. Несколько лет назад «Белтелеком» ввел для пользователей ADSL-интернета платеж «за техническое обслуживание абонентской линии». На сегодняшний день это составляет у разных провайдеров 13—17 тысяч рублей. По вашим же словам, стоимость технического обслуживания абонентской линии для пользователей byfly также входит в стоимость пакета. А как же тогда пользователи обычных телефонов? Почему они не платят за техническое обслуживание? Ведь износ кабелей для всех абонентов одинаков и не зависит от того, какое сертифицированное оборудование при этом использует абонент.
— Услуги по местной телефонии относятся к социально значимым, их стои мость регулируется государством. Поэтому мы не можем все затраты на предоставление услуг местной связи отнести в тариф. Провайдеры предоставляют услуги широкополосного доступа в сеть интернет своим абонентам, используя абонентские линии «Белтелекома», так как у них отсутствуют собственные сети. Как следствие, оператор должен оплачивать использование абонентской линии. Действующий уровень тарифа за использование абонентской линии в настоящее время составляет 10 990 руб. (с НДС 13 188 руб.). Сумма в 17 тысяч рублей может быть сформирована только самим оператором. Затраты за использование абонентской линии (в вопросе — «за техническое обслуживание абонентской линии») РУП «Белтелеком» в обязательном порядке включает в стоимость пакетов на услуги широкополосного доступа (byfly). Затраты за использование абонентской линии «Белтелекома» — одна из статей, формирующая себестоимость услуг интернет-оператора. Они должны включаться в стоимость пакетов услуг интернета, а не взиматься как отдельный платеж.
— Иван Дереклеев, деревня Котяги. Несмотря на победное шествие технологий, в нескольких километрах от Минска я не могу воспользоваться благами широкополосного интернета: на WLL-подключение от «Белтелекома» — очередь, кабель не тянут, 3G не добивает, спасаюсь медленным EDGE...
— В этом году планируется строительство узла сети передачи данных в Чуриловичах. Планируемая емкость узла — 160 портов. Для организации площадки ШПД в 3-м квартале 2010 года будет проложено 5 километров ВОЛС на участке АТС Самохваловичи — Чуриловичи. С использованием данного узла сети передачи будут предоставляться услуги и жителям деревни Котяги. Кроме того, к интернету можно подключиться по технологии WLL.
— Александр. В Минске появился ряд точек доступа к WiFi, однако развитие этой технологии идет, по-моему, не слишком быстрыми темпами. Планируете ли вы и дальше развивать это направление, где появятся новые точки доступа?
— Естественно, что эта технология будет развиваться. Но она не предполагает покрытия всей территории Минска. В первую очередь точки доступа по технологии WiFi будут создаваться в наиболее посещаемых местах: это вокзалы, аэропорты, кафе, гостиницы и т.д.
— Здравствуйте, пишет абонент byfly Николай. К сожалению, проблема стабильного доступа к европейским ресурсам так и не решена. То ли расширение канала пока проведено не было (хотя сайт «Белтелекома» утверждает о завершении работ 5 марта), то ли оно оказалось недостаточным, то ли byfly и остальные провайдеры должным образом не воспользовались новыми объемами. К слову, в Германии есть исключительный, но показательный случай: сын, работающий в крупной компании — производителе сетевого оборудования, предоставил своей матери интернет-канал шириной 40 Гбит, вся Беларусь после расширения довольствуется 35 гигабитами. Множество пользователей все еще испытывают большие трудности с доступом на европейские серверы в вечернее время и в выходные. В частности, это касается он-лайн игр. Хотелось бы также отметить низкое качество поддержки и обслуживания пользователей, выражающееся, в частности, в очень долгих дозвонах до самой поддержки, в непонимании проблем конечного пользователя и т.д.
— Расширение в западном направлении, как и заявлено, произошло. Однако проблемы со статистикой, которые существовали, не позволили увидеть реальную картину. РУП «Белтелеком» уже расширило каналы внешнего доступа к сети интернет в направлении европейского сегмента в два раза (с 2 до 4 Гбит), и тем не менее в часы пиковой нагрузки их загрузка составляет от 50 до 90 %. Сегодня проводится дальнейшее расширение полосы до 6 Гбит/с. Будем следить за статистикой. Если будет недостаточно, продолжим расширять. Дело в том, что держать резервные мощности экономически нецелесообразно, поскольку за них нужно платить партнерам. Поэтому разумно иметь 30 %-й запас, 70 %-ю загрузку, тогда проблем быть не должно.
К слову, задержки и пропадания пакетов при доступе к игровым серверам, расположенным в Германии, возникают не на сети передачи данных «Белтелекома». Маршрутизация трафика от игровых и, в принципе, любых других серверов из Германии в сторону Беларуси находится в компетенции оператора связи, к которому эти серверы подключены. Скачкообразные задержки и пропадания пакетов происходят на стыке сетей (между хопами) между Стокгольмом и Амстердамом. В частности, на своем сайте местный оператор пишет о своих слабых каналах и признает проблемы в собственной сети. «Белтелеком» работает с оператором — поставщиком полосы доступа внешнего шлюза в Беларусь.
Что касается службы технической поддержки, то в течение января — февраля 2010 года штат службы увеличен на 50 специалистов, в часы пик их 90. Разработан (в зависимости от нагрузки по времени суток) скользящий график работы персонала. Необслуженные вызовы уменьшились за февраль 2010-го по сравнению с январем в 2,5 раза. Конечно, некоторые трудности связаны с высоким ростом абонентской базы.
— Степан Плюшкин. У меня несколько вопросов. Для пользователей byfly стоимость трафика внутри страны равняется стоимости трафика за ее пределами. И для передачи семейных фотографий в соседний город необходимо оплатить услугу по расценкам, действующим на международный трафик. Что в настоящее время делается для уменьшения стои мости трафика внутри страны?
— Что касается оплаты стоимости почтовых сообщений внутри страны, если почтовая служба, через которую осуществляется отправка сообщений, находится в дата-центре «Белтелекома», то, соответственно, отправка будет осуществляться на условиях гостевого доступа, то есть без оплаты. А если в качестве почтовых служб используются такие популярные российские почтовые службы, как, к примеру, mail.ru или аналогичные, то, даже если отправка сообщения осуществляется в соседний город, внешний канал все равно задействуется.
— Какое будущее у маркетинговой инициативы «Белтелекома» «гостевой доступ», с помощью которой оператор сумел привлечь несколько крупных сайтов (tut.by, onliner.by, sb.by и т.д.) на свою хостинговую площадку? К сожалению, услуга ограничена дата-центром и пользователи не получили доступ к множеству частных, государственных и коммерческих сайтов, которые не пользуются услугами дата-центра и доступны только по расценкам на международный доступ. Возможно, в связи со снижением цен на трафик в 2010 году уже пришло время отказаться от данной маркетинговой инициативы. Она вносит проблемы в маршрутизацию трафика (трафик на/между гостевыми IP не маршрутизируется)?
— Создание дата-центра и организация гостевого доступа к нему для абонентов byfly стали важным вкладом «Белтелекома» как в развитие белорусского сегмента сети интернет, так и в развитие услуг широкополосного доступа. Гостевой доступ пользуется огромной популярностью у абонентов, и отказываться от него в ближайшее время оператор не планирует. Что касается сайтов государственных органов, то для них на ЦОДе созданы специальные условия.
Но если говорить в целом о белорусском сегменте сети интернет, который не находится в ЦОДе «Белтелекома», то надо отметить, что для создания оптимальных условий для его развития недостаточно усилий одной организации. В этом году вместе с модернизацией сети мы планируем сделать национальные ресурсы более доступными. Речь идет о расширении национального контента и его поддержке.
— «Белтелеком» предоставляет своим пользователям модемы, приставки IPTV, арендная плата за которые включается в без того высокие тарифы на услуги. Возможно, многие предпочтут однократно заплатить за оборудование, а не платить повышенную абонентскую плату, включаю щую стоимость аренды?
— Стоимость аренды не включается в тарифы, поэтому говорить, что это существенно влияет на них, неправильно. Но если население станет само приобретать оборудование и делать это не всегда квалифицированно, возникнет много проблем между поставщиком услуг и их пользователями. Поэтому через предоставление абонентского оборудования «Белтелеком» берет на себя полную ответственность за весь канал и комплекс услуг. Это правильная позиция, и она позволяет избежать лишних вопросов.
— Здравствуйте. У «Белтелекома» есть тариф «Социальный» для инвалидов, там за 20 тысяч предлагают всего 1 гигабайт. Для инвалидов это неподъемная сумма, и не хватает им 1 гигабайта.
— Тариф «Социальный» предоставляется с сентября 2009 года инвалидам первой группы, лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата, семьям, имеющим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. С 1 января 2010 года объем потребляемых услуг возрос с 1 Гб до 2 Гб без изменения стоимости пакета.
— Здравствуйте. Вопрос касается цен на byfly для школ. Последний раз тарифы снижались, наверное, два года назад. По сравнению с коммерческими тарифами их преимущества сильно ухудшились.
— Пакеты «Школьный стандарт» и «Школьный эконом» введены в действие в 2006 году. За это время их стоимость снизилась более чем на 30 процентов, при этом вдвое возросли скорости доступа и продолжительности действия пакета в течение суток на четыре часа. С 1 апреля 2010 года «Белтелеком» вновь снизит на них цены.
— Сергей Феропонтов, Минск. Как проходит тестирование WiMAX, насколько далек «Белтелеком» от коммерческого запуска услуги?
— В марте начнется тестовый этап коммерческой эксплуатации услуги. Сеть будет включать 22 базовые станции. Планируется объявить тендер на закупку оборудования. А вообще, в планах на этот год расширить сеть WiMAX до 300 базовых станций, поэтому основной упор на коммерческую эксплуатацию будет сделан в середине года. Потенциальные пользователи этой технологии уже сегодня должны начинать работать с «Белтелекомом», чтобы их решения по расположению базовых станций были скорректированы с учетом потенциальных клиентов. Хотя эта услуга не будет столь же массовой, как, скажем, передача голоса сотовыми операторами.
Все о телевидении
— Раиса Федоровна, Минск. Скажите, а когда телевидение перейдет на цифровой формат?
— По Минску мы уже вещаем в цифровом формате. Чтобы принимать в нем передачи, вам необходимо приобрести специальную приставку к телевизору. Их выпускают наши предприятия: «Витязь» (стоит около 200 тысяч рублей) и частная фирма «Связьинформсервис» (270 тысяч рублей). Сможете принимать 8 программ в эфире. Сегодня цифровое вещание тестирует кабельный оператор МТИС, а «Космос-ТВ» его уже внедрил.
— Николай Петрович? Из Минска вас беспокоят. Скажите, а планируется ли возврат в эфир московских телеканалов? Как-то нам без них очень плохо живется. К сожалению, спутниковое телевидение, где их транслируют, не каждому по карману. Вы думали над этим вопросом?
— Думали, но должен сказать, что этот вопрос не в компетенции Минсвязи. Мы доставляем потребителю те каналы, которые формируются распространителями, и за вещательную сетку не отвечаем. Ваши пожелания передадим Министерству информации.
— И еще нам скажите: цифровое телевидение, о котором столько говорят, сколько может стоить?
— Эфирный пакет из 8 программ ничего не стоит, только необходимо приобрести специальную приставку.
— А правда ли, что для подключения к IPTV нужна новая модель телевизора с так называемым тюльпаном?
— Нет, это не так. Можно подключиться и через «тюльпан», и через «скарт». Сегодня весь модельный ряд телевизоров, находящихся в пользовании, может быть подключен к услуге IPTV РУП «Белтелеком».
— Здравствуйте. Я, как пользователь byfly, знаю, что у меня в абонент скую плату уже включены аренда порта со стороны АТС, часть стоимости работ обслуживающего персонала, но IPTV для меня стоит такие же деньги, как и для нового абонента (т.е. «Белтелеком» еще раз включает в калькуляцию аренду ADSL-модема, аренду порта, стоимость работ по обслуживанию). Насколько это справедливо по отношению ко мне?
— Совместное пользование услугами byfly и IPTV предполагает использование одного порта и ADSL-модема. Поэтому в ближайшее время для абонентов, которые пользуются этими двумя услугами, «Белтелеком» предложит дополнительные скидки, пакетные предложения. Однако в стоимость аренды порта услуга по интерактивному телевидению не включается. Затраты по IPTV включаются в затраты по эксплуатации платформы.
— У меня нет телевизора, только компьютер. И для подписки на IPTV мне предлагают приобрести дополнительное оборудование, которое бы смогло получать выходящий аналоговый сигнал приставки и преобразовывать его в цифровой. Компьютер сам великолепно справился бы с задачей декодирования потока IPTV, нужна только программа. Появится ли возможность просматривать телеканалы без приставки и арендной платы на нее?
— Пока что не появится, поскольку между «Белтелекомом» и владельцами телеканалов заключены контракты. В частности, правособственники программного контента выдвигают определенные требования: каждый абонент, получающий доступ к услугам, подлежит обязательной регистрации с выделением уникальных пользовательских реквизитов доступа. Телеканалы транслируются с использованием системы шифрования, при этом абонентское устройство STB выступает в роли декодера, преобразующего сигнал в требуемый формат.
— Юнкевич Иван Александрович, Лунинецкий район, деревня Синкевичи. Год назад обращались к вам: у нас по-прежнему показывает только один телеканал — БТ. Из Пинского ТУСМ сообщили, что пока эта территория не будет покрыта цифровым ТВ, новые каналы не появятся. Нельзя провести и IPTV — в Лунинецком РУЭС говорят, что пока не поступило оборудование. Сколько нам еще ждать?
— Модернизация узла передачи данных в деревне Синкевичи планируется во II квартале 2010 года, после этого станет возможна подача IPTV. Конкретная информация вам будет предоставлена представителями Лунинецкого РУЭС. Также в III квартале 2010 года планируется установка более мощного цифрового передатчика.
— Рузова Юлия, Минск. Не первый год обращаемся к кабельным операторам, поскольку в нашем Партизанском районе на улице Кошевого в домах 29, 31, 33, 35 идет только 4 телеканала. Не может нам помочь и «Космос-ТВ», невозможно подключить IPTV, поскольку в «Белтелекоме» говорят, что в этом районе старые сети… Помогите, пожалуйста, решить вопрос.
— Меня зовут Сергей Ковзун. Несколько лет обращаемся с просьбой провести нам на улице Кнорина (в частности, дом 10) кабельное телевидение. Район старый, и операторы не хотят к нам идти, а у нас до сих пор идет только 4 канала.
— Во всех указанных вами домах по улице Кошевого и Кнорина услуги по доступу к сети интернет и интерактивного телевидения есть. Нужно обратиться в ближайший сервисный центр «Белтелекома», чтобы подключить услугу. Как я уже говорил, можно приобрести приставку и принимать 8 каналов цифрового ТВ.
К слову, на территории Минска обслуживанием приемных систем телевидения занимается УП «Минские телевизионные информационные сети» коммунальной формы собственности. Минсвязи неоднократно обращалось к руководству МТИС, ставя вопросы о необходимости развития и модернизации систем кабельного телевидения, восстановления систем приема эфирного телевидения, включая в первую очередь системы «антенна на подъезд». Реакция, к сожалению, близка к нулю.
— Здравствуйте, Николай Петрович. Это Копысь Оршанского района. Огромное вам спасибо от жителей поселка. Интерактивное телевидение нам подключили, благодарим. Я бываю у дочки в Минске, сравниваю кабельные каналы. У нас они такие же, как в Минске, так что мы теперь «кусочек столицы», несмотря на то что находимся в 250 километрах от нее.
— Я считаю, что в этом плане различий вообще не должно быть. Чем больше у нас информации от населения, тем быстрее мы принимаем решения.
— Малашкевич Юрий из Орши беспокоит. А у нас IPTV идет некачественно, постоянно зависают кадры, прерывается связь. Особенно в прайм-тайм.
— Мы постараемся решить ваш вопрос.
— Николай Петрович, скажите, пожалуйста, а будут ли на IPTV скидки для инвалидов или какой-нибудь социальный тариф?
— Пока что такой вопрос мы не прорабатываем. Как правило, инвалиды не проживают одни, поэтому разделить эту услугу на категории практически невозможно.
Подписаться на газету по интернету
— Добрый день, Оксана Демидова. Оформить подписку на «Белпочте» по интернету могут лишь клиенты нескольких банков. Между тем самая массовая категория пользуется услугами «Беларусбанка», «БПС-банка» — как раз тех финансовых учреждений, с которыми сервис не налажен…
— Сегодня можно оформить подписку с использованием пластиковых карточек MasterCard, эмитированных ОАО «Белгазпромбанк», а также VISA и MasterCard, эмитированных «Приорбанк» ОАО и ЗАО «Минский Транзитный Банк». С другими банками пока ведутся переговоры. Думаю, перечень будет расширяться.
— Добрый день, скажите, а какими новыми услугами в ближайшее время порадует нас «Белпочта»?
— Одним из приоритетных направлений продвижения услуг почтовой связи стало развитие их на базе информационных технологий. Наиболее широко применяются сегодня электронный денежный перевод, система слежения за регистрируемыми почтовыми отправлениями от момента их подачи до момента вручения адресату.
Расширение пунктов коллективного пользования (ПКП) в объектах почтовой связи позволит жителям сельских населенных пунктов воспользоваться интернетом. Кроме того, в комплекс услуг входят компьютерные услуги (распечатка текстов, сканирование, доступ к сетевым играм, продажа СД-дисков), информационные и образовательные услуги (консультации в области использования компьютерных и интернет-технологий, работа с электронными словарями и т.п.). Автоматизация отделений почтовой связи позволяет предоставлять ряд новых услуг, связанных с информационно-справочным обслуживанием населения: доступ к различным тематическим базам данных, архивам, информационно-справочным системам, электронным доскам объявлений и изданиям.
Услуги интерактивного телевидения, качество интернет-доступа, новые возможности почтовой связи — вопросы, которые поступали в адрес «прямой линии» с министром связи и информатизации Беларуси Николаем Пантелеем сыпались как из рога изобилия. Кто-то благодарил Николая Петровича, кто-то жаловался на недостаточное внимание к себе тех или иных специалистов, были и те, кто просто живо интересовался, без преувеличения, самой передовой отраслью в стране.
У меня не звонит телефон
Геннадий Фролов из Минска позвонил в редакцию одним из первых:
— У нас в поселке Сухорукие, что почти в 200 метрах от кольцевой, по улице Гоголя, 9а живет бабушка. Ей 82 года. Который год она не может установить телефон: то нет провода, то нет возможности. Помогите, пожалуйста. (Этот вопрос был задан во время анонсирования «прямой линии». — Ред.)
— Оповещение о возможности установки телефона прошлой осенью ваша бабушка, наверное, пропустила. Тем не менее 9 марта 2010 года телефон с применением технологии беспроводного абонентского доступа (WLL) заявителю установили.
— Здравствуйте, Сергей Иванович меня зовут. Сегодня мой телефон 261-60-10 не работает. И вот уже 15 лет эта ситуация повторяется из года в год. Возможно ли, чтобы линия работала регулярно и бесперебойно? И второй вопрос, несколько лет назад деревня Цна вошла в состав города. Мне устанавливают сроки ремонта телефона — трое суток. Можно ли отладить этот норматив, как и для города, — одни сутки? И еще, связь по интернету в этом районе очень медленная, можно ли поспособствовать увеличению скоростей на этой линии?
— Хорошо, мы разберемся с вашими проблемами.
Почему недоступны европейские серверы?
— Виктор. Сельская местность, АТС «координатка». Уже больше года интернет работает так: скорость соединения до 40 Кб/c, а скорость открытия страницы любого сайта через несколько минут падает до нуля! За час соединения получается до 2 Mб общего трафика в идеале. Почему «Белтелеком» берет деньги за услугу, которую фактически не предоставляет. Деньги за соединение взимаются, а трафика нет. Эта проблема Могилевской области или жителей агрогородков с «древними» АТС? С уважением пользователь интернетом с 2003 года. P.S. При таком отношении к клиентам уйдем к сотовым операторам.
— Конкурентная среда для того и создается, чтобы у абонентов было право выбора. Но, думаю, вопрос не в «координатке», а скорее всего, в отсутствии узла передачи данных. Если будет названо конкретное место, разберемся предметно.
— Меня зовут Вадим. Несколько лет назад «Белтелеком» ввел для пользователей ADSL-интернета платеж «за техническое обслуживание абонентской линии». На сегодняшний день это составляет у разных провайдеров 13—17 тысяч рублей. По вашим же словам, стоимость технического обслуживания абонентской линии для пользователей byfly также входит в стоимость пакета. А как же тогда пользователи обычных телефонов? Почему они не платят за техническое обслуживание? Ведь износ кабелей для всех абонентов одинаков и не зависит от того, какое сертифицированное оборудование при этом использует абонент.
— Услуги по местной телефонии относятся к социально значимым, их стои мость регулируется государством. Поэтому мы не можем все затраты на предоставление услуг местной связи отнести в тариф. Провайдеры предоставляют услуги широкополосного доступа в сеть интернет своим абонентам, используя абонентские линии «Белтелекома», так как у них отсутствуют собственные сети. Как следствие, оператор должен оплачивать использование абонентской линии. Действующий уровень тарифа за использование абонентской линии в настоящее время составляет 10 990 руб. (с НДС 13 188 руб.). Сумма в 17 тысяч рублей может быть сформирована только самим оператором. Затраты за использование абонентской линии (в вопросе — «за техническое обслуживание абонентской линии») РУП «Белтелеком» в обязательном порядке включает в стоимость пакетов на услуги широкополосного доступа (byfly). Затраты за использование абонентской линии «Белтелекома» — одна из статей, формирующая себестоимость услуг интернет-оператора. Они должны включаться в стоимость пакетов услуг интернета, а не взиматься как отдельный платеж.
— Иван Дереклеев, деревня Котяги. Несмотря на победное шествие технологий, в нескольких километрах от Минска я не могу воспользоваться благами широкополосного интернета: на WLL-подключение от «Белтелекома» — очередь, кабель не тянут, 3G не добивает, спасаюсь медленным EDGE...
— В этом году планируется строительство узла сети передачи данных в Чуриловичах. Планируемая емкость узла — 160 портов. Для организации площадки ШПД в 3-м квартале 2010 года будет проложено 5 километров ВОЛС на участке АТС Самохваловичи — Чуриловичи. С использованием данного узла сети передачи будут предоставляться услуги и жителям деревни Котяги. Кроме того, к интернету можно подключиться по технологии WLL.
— Александр. В Минске появился ряд точек доступа к WiFi, однако развитие этой технологии идет, по-моему, не слишком быстрыми темпами. Планируете ли вы и дальше развивать это направление, где появятся новые точки доступа?
— Естественно, что эта технология будет развиваться. Но она не предполагает покрытия всей территории Минска. В первую очередь точки доступа по технологии WiFi будут создаваться в наиболее посещаемых местах: это вокзалы, аэропорты, кафе, гостиницы и т.д.
— Здравствуйте, пишет абонент byfly Николай. К сожалению, проблема стабильного доступа к европейским ресурсам так и не решена. То ли расширение канала пока проведено не было (хотя сайт «Белтелекома» утверждает о завершении работ 5 марта), то ли оно оказалось недостаточным, то ли byfly и остальные провайдеры должным образом не воспользовались новыми объемами. К слову, в Германии есть исключительный, но показательный случай: сын, работающий в крупной компании — производителе сетевого оборудования, предоставил своей матери интернет-канал шириной 40 Гбит, вся Беларусь после расширения довольствуется 35 гигабитами. Множество пользователей все еще испытывают большие трудности с доступом на европейские серверы в вечернее время и в выходные. В частности, это касается он-лайн игр. Хотелось бы также отметить низкое качество поддержки и обслуживания пользователей, выражающееся, в частности, в очень долгих дозвонах до самой поддержки, в непонимании проблем конечного пользователя и т.д.
— Расширение в западном направлении, как и заявлено, произошло. Однако проблемы со статистикой, которые существовали, не позволили увидеть реальную картину. РУП «Белтелеком» уже расширило каналы внешнего доступа к сети интернет в направлении европейского сегмента в два раза (с 2 до 4 Гбит), и тем не менее в часы пиковой нагрузки их загрузка составляет от 50 до 90 %. Сегодня проводится дальнейшее расширение полосы до 6 Гбит/с. Будем следить за статистикой. Если будет недостаточно, продолжим расширять. Дело в том, что держать резервные мощности экономически нецелесообразно, поскольку за них нужно платить партнерам. Поэтому разумно иметь 30 %-й запас, 70 %-ю загрузку, тогда проблем быть не должно.
К слову, задержки и пропадания пакетов при доступе к игровым серверам, расположенным в Германии, возникают не на сети передачи данных «Белтелекома». Маршрутизация трафика от игровых и, в принципе, любых других серверов из Германии в сторону Беларуси находится в компетенции оператора связи, к которому эти серверы подключены. Скачкообразные задержки и пропадания пакетов происходят на стыке сетей (между хопами) между Стокгольмом и Амстердамом. В частности, на своем сайте местный оператор пишет о своих слабых каналах и признает проблемы в собственной сети. «Белтелеком» работает с оператором — поставщиком полосы доступа внешнего шлюза в Беларусь.
Что касается службы технической поддержки, то в течение января — февраля 2010 года штат службы увеличен на 50 специалистов, в часы пик их 90. Разработан (в зависимости от нагрузки по времени суток) скользящий график работы персонала. Необслуженные вызовы уменьшились за февраль 2010-го по сравнению с январем в 2,5 раза. Конечно, некоторые трудности связаны с высоким ростом абонентской базы.
— Степан Плюшкин. У меня несколько вопросов. Для пользователей byfly стоимость трафика внутри страны равняется стоимости трафика за ее пределами. И для передачи семейных фотографий в соседний город необходимо оплатить услугу по расценкам, действующим на международный трафик. Что в настоящее время делается для уменьшения стои мости трафика внутри страны?
— Что касается оплаты стоимости почтовых сообщений внутри страны, если почтовая служба, через которую осуществляется отправка сообщений, находится в дата-центре «Белтелекома», то, соответственно, отправка будет осуществляться на условиях гостевого доступа, то есть без оплаты. А если в качестве почтовых служб используются такие популярные российские почтовые службы, как, к примеру, mail.ru или аналогичные, то, даже если отправка сообщения осуществляется в соседний город, внешний канал все равно задействуется.
— Какое будущее у маркетинговой инициативы «Белтелекома» «гостевой доступ», с помощью которой оператор сумел привлечь несколько крупных сайтов (tut.by, onliner.by, sb.by и т.д.) на свою хостинговую площадку? К сожалению, услуга ограничена дата-центром и пользователи не получили доступ к множеству частных, государственных и коммерческих сайтов, которые не пользуются услугами дата-центра и доступны только по расценкам на международный доступ. Возможно, в связи со снижением цен на трафик в 2010 году уже пришло время отказаться от данной маркетинговой инициативы. Она вносит проблемы в маршрутизацию трафика (трафик на/между гостевыми IP не маршрутизируется)?
— Создание дата-центра и организация гостевого доступа к нему для абонентов byfly стали важным вкладом «Белтелекома» как в развитие белорусского сегмента сети интернет, так и в развитие услуг широкополосного доступа. Гостевой доступ пользуется огромной популярностью у абонентов, и отказываться от него в ближайшее время оператор не планирует. Что касается сайтов государственных органов, то для них на ЦОДе созданы специальные условия.
Но если говорить в целом о белорусском сегменте сети интернет, который не находится в ЦОДе «Белтелекома», то надо отметить, что для создания оптимальных условий для его развития недостаточно усилий одной организации. В этом году вместе с модернизацией сети мы планируем сделать национальные ресурсы более доступными. Речь идет о расширении национального контента и его поддержке.
— «Белтелеком» предоставляет своим пользователям модемы, приставки IPTV, арендная плата за которые включается в без того высокие тарифы на услуги. Возможно, многие предпочтут однократно заплатить за оборудование, а не платить повышенную абонентскую плату, включаю щую стоимость аренды?
— Стоимость аренды не включается в тарифы, поэтому говорить, что это существенно влияет на них, неправильно. Но если население станет само приобретать оборудование и делать это не всегда квалифицированно, возникнет много проблем между поставщиком услуг и их пользователями. Поэтому через предоставление абонентского оборудования «Белтелеком» берет на себя полную ответственность за весь канал и комплекс услуг. Это правильная позиция, и она позволяет избежать лишних вопросов.
— Здравствуйте. У «Белтелекома» есть тариф «Социальный» для инвалидов, там за 20 тысяч предлагают всего 1 гигабайт. Для инвалидов это неподъемная сумма, и не хватает им 1 гигабайта.
— Тариф «Социальный» предоставляется с сентября 2009 года инвалидам первой группы, лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата, семьям, имеющим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. С 1 января 2010 года объем потребляемых услуг возрос с 1 Гб до 2 Гб без изменения стоимости пакета.
— Здравствуйте. Вопрос касается цен на byfly для школ. Последний раз тарифы снижались, наверное, два года назад. По сравнению с коммерческими тарифами их преимущества сильно ухудшились.
— Пакеты «Школьный стандарт» и «Школьный эконом» введены в действие в 2006 году. За это время их стоимость снизилась более чем на 30 процентов, при этом вдвое возросли скорости доступа и продолжительности действия пакета в течение суток на четыре часа. С 1 апреля 2010 года «Белтелеком» вновь снизит на них цены.
— Сергей Феропонтов, Минск. Как проходит тестирование WiMAX, насколько далек «Белтелеком» от коммерческого запуска услуги?
— В марте начнется тестовый этап коммерческой эксплуатации услуги. Сеть будет включать 22 базовые станции. Планируется объявить тендер на закупку оборудования. А вообще, в планах на этот год расширить сеть WiMAX до 300 базовых станций, поэтому основной упор на коммерческую эксплуатацию будет сделан в середине года. Потенциальные пользователи этой технологии уже сегодня должны начинать работать с «Белтелекомом», чтобы их решения по расположению базовых станций были скорректированы с учетом потенциальных клиентов. Хотя эта услуга не будет столь же массовой, как, скажем, передача голоса сотовыми операторами.
Все о телевидении
— Раиса Федоровна, Минск. Скажите, а когда телевидение перейдет на цифровой формат?
— По Минску мы уже вещаем в цифровом формате. Чтобы принимать в нем передачи, вам необходимо приобрести специальную приставку к телевизору. Их выпускают наши предприятия: «Витязь» (стоит около 200 тысяч рублей) и частная фирма «Связьинформсервис» (270 тысяч рублей). Сможете принимать 8 программ в эфире. Сегодня цифровое вещание тестирует кабельный оператор МТИС, а «Космос-ТВ» его уже внедрил.
— Николай Петрович? Из Минска вас беспокоят. Скажите, а планируется ли возврат в эфир московских телеканалов? Как-то нам без них очень плохо живется. К сожалению, спутниковое телевидение, где их транслируют, не каждому по карману. Вы думали над этим вопросом?
— Думали, но должен сказать, что этот вопрос не в компетенции Минсвязи. Мы доставляем потребителю те каналы, которые формируются распространителями, и за вещательную сетку не отвечаем. Ваши пожелания передадим Министерству информации.
— И еще нам скажите: цифровое телевидение, о котором столько говорят, сколько может стоить?
— Эфирный пакет из 8 программ ничего не стоит, только необходимо приобрести специальную приставку.
— А правда ли, что для подключения к IPTV нужна новая модель телевизора с так называемым тюльпаном?
— Нет, это не так. Можно подключиться и через «тюльпан», и через «скарт». Сегодня весь модельный ряд телевизоров, находящихся в пользовании, может быть подключен к услуге IPTV РУП «Белтелеком».
— Здравствуйте. Я, как пользователь byfly, знаю, что у меня в абонент скую плату уже включены аренда порта со стороны АТС, часть стоимости работ обслуживающего персонала, но IPTV для меня стоит такие же деньги, как и для нового абонента (т.е. «Белтелеком» еще раз включает в калькуляцию аренду ADSL-модема, аренду порта, стоимость работ по обслуживанию). Насколько это справедливо по отношению ко мне?
— Совместное пользование услугами byfly и IPTV предполагает использование одного порта и ADSL-модема. Поэтому в ближайшее время для абонентов, которые пользуются этими двумя услугами, «Белтелеком» предложит дополнительные скидки, пакетные предложения. Однако в стоимость аренды порта услуга по интерактивному телевидению не включается. Затраты по IPTV включаются в затраты по эксплуатации платформы.
— У меня нет телевизора, только компьютер. И для подписки на IPTV мне предлагают приобрести дополнительное оборудование, которое бы смогло получать выходящий аналоговый сигнал приставки и преобразовывать его в цифровой. Компьютер сам великолепно справился бы с задачей декодирования потока IPTV, нужна только программа. Появится ли возможность просматривать телеканалы без приставки и арендной платы на нее?
— Пока что не появится, поскольку между «Белтелекомом» и владельцами телеканалов заключены контракты. В частности, правособственники программного контента выдвигают определенные требования: каждый абонент, получающий доступ к услугам, подлежит обязательной регистрации с выделением уникальных пользовательских реквизитов доступа. Телеканалы транслируются с использованием системы шифрования, при этом абонентское устройство STB выступает в роли декодера, преобразующего сигнал в требуемый формат.
— Юнкевич Иван Александрович, Лунинецкий район, деревня Синкевичи. Год назад обращались к вам: у нас по-прежнему показывает только один телеканал — БТ. Из Пинского ТУСМ сообщили, что пока эта территория не будет покрыта цифровым ТВ, новые каналы не появятся. Нельзя провести и IPTV — в Лунинецком РУЭС говорят, что пока не поступило оборудование. Сколько нам еще ждать?
— Модернизация узла передачи данных в деревне Синкевичи планируется во II квартале 2010 года, после этого станет возможна подача IPTV. Конкретная информация вам будет предоставлена представителями Лунинецкого РУЭС. Также в III квартале 2010 года планируется установка более мощного цифрового передатчика.
— Рузова Юлия, Минск. Не первый год обращаемся к кабельным операторам, поскольку в нашем Партизанском районе на улице Кошевого в домах 29, 31, 33, 35 идет только 4 телеканала. Не может нам помочь и «Космос-ТВ», невозможно подключить IPTV, поскольку в «Белтелекоме» говорят, что в этом районе старые сети… Помогите, пожалуйста, решить вопрос.
— Меня зовут Сергей Ковзун. Несколько лет обращаемся с просьбой провести нам на улице Кнорина (в частности, дом 10) кабельное телевидение. Район старый, и операторы не хотят к нам идти, а у нас до сих пор идет только 4 канала.
— Во всех указанных вами домах по улице Кошевого и Кнорина услуги по доступу к сети интернет и интерактивного телевидения есть. Нужно обратиться в ближайший сервисный центр «Белтелекома», чтобы подключить услугу. Как я уже говорил, можно приобрести приставку и принимать 8 каналов цифрового ТВ.
К слову, на территории Минска обслуживанием приемных систем телевидения занимается УП «Минские телевизионные информационные сети» коммунальной формы собственности. Минсвязи неоднократно обращалось к руководству МТИС, ставя вопросы о необходимости развития и модернизации систем кабельного телевидения, восстановления систем приема эфирного телевидения, включая в первую очередь системы «антенна на подъезд». Реакция, к сожалению, близка к нулю.
— Здравствуйте, Николай Петрович. Это Копысь Оршанского района. Огромное вам спасибо от жителей поселка. Интерактивное телевидение нам подключили, благодарим. Я бываю у дочки в Минске, сравниваю кабельные каналы. У нас они такие же, как в Минске, так что мы теперь «кусочек столицы», несмотря на то что находимся в 250 километрах от нее.
— Я считаю, что в этом плане различий вообще не должно быть. Чем больше у нас информации от населения, тем быстрее мы принимаем решения.
— Малашкевич Юрий из Орши беспокоит. А у нас IPTV идет некачественно, постоянно зависают кадры, прерывается связь. Особенно в прайм-тайм.
— Мы постараемся решить ваш вопрос.
— Николай Петрович, скажите, пожалуйста, а будут ли на IPTV скидки для инвалидов или какой-нибудь социальный тариф?
— Пока что такой вопрос мы не прорабатываем. Как правило, инвалиды не проживают одни, поэтому разделить эту услугу на категории практически невозможно.
Подписаться на газету по интернету
— Добрый день, Оксана Демидова. Оформить подписку на «Белпочте» по интернету могут лишь клиенты нескольких банков. Между тем самая массовая категория пользуется услугами «Беларусбанка», «БПС-банка» — как раз тех финансовых учреждений, с которыми сервис не налажен…
— Сегодня можно оформить подписку с использованием пластиковых карточек MasterCard, эмитированных ОАО «Белгазпромбанк», а также VISA и MasterCard, эмитированных «Приорбанк» ОАО и ЗАО «Минский Транзитный Банк». С другими банками пока ведутся переговоры. Думаю, перечень будет расширяться.
— Добрый день, скажите, а какими новыми услугами в ближайшее время порадует нас «Белпочта»?
— Одним из приоритетных направлений продвижения услуг почтовой связи стало развитие их на базе информационных технологий. Наиболее широко применяются сегодня электронный денежный перевод, система слежения за регистрируемыми почтовыми отправлениями от момента их подачи до момента вручения адресату.
Расширение пунктов коллективного пользования (ПКП) в объектах почтовой связи позволит жителям сельских населенных пунктов воспользоваться интернетом. Кроме того, в комплекс услуг входят компьютерные услуги (распечатка текстов, сканирование, доступ к сетевым играм, продажа СД-дисков), информационные и образовательные услуги (консультации в области использования компьютерных и интернет-технологий, работа с электронными словарями и т.п.). Автоматизация отделений почтовой связи позволяет предоставлять ряд новых услуг, связанных с информационно-справочным обслуживанием населения: доступ к различным тематическим базам данных, архивам, информационно-справочным системам, электронным доскам объявлений и изданиям.