МНС прокомментировало вопросы декларирования электронных денег в Беларуси
12.03.2010 12:02
—
Новости Hi-Tech
В последнее время молодёжь и не только всё активнее использует электронные деньги как средство для торговли, платежей или получает доходы в WebMoney или ином виде электронных денег. Однако вопрос декларирования их до сих пор остаётся открытым.
Raskrutka.by получила ответы на вопросы по декларированию электронных денег в Беларуси у Министерства по налогам и сборам РБ.
– Какие электронные деньги (WebMoney, EasyPay, Яндекс.Деньги) подлежат обязательному декларированию в Республики Беларусь? Есть ли разница в процессах декларирования разных электронных денег?
– «WebMoney», «EasyPay», «Яндекс.Деньги» и др. являются системами расчетов с использованием электронных денег, которые регулируются правилами, установленными законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с постановлением Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 №201 (в ред. от 29.06.2009) «Об утверждении правил осуществления операций с электронными деньгами» к электронным деньгам относятся хранящиеся в электронном виде единицы стоимости, принимаемые в качестве платежа при осуществлении расчетов.
Владельцами электронного кошелька являются физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые приобрели электронные деньги у банка-эмитента, агента банка-эмитента, банка-агента и (или) открыли электронный кошелек в соответствии с правилами системы расчетов с использованием электронных денег.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 ст.153 Налогового кодекса Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. N 71-З объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь свыше 183 дней в календарном году).
Таким образом, вид системы расчетов с использованием электронных денег не имеет значения для целей налогообложения.
– Есть ли минимальная сумма, которую можно не декларировать?
– Не подлежат декларированию доходы, не являющиеся согласно пункту 2 статьи 153 Налогового кодекса объектом налогообложения, а также доходы, полностью освобождаемые от подоходного налога с физических лиц или освобождаемые от этого налога в пределах размеров, установленных пунктом 1 статьи 163 указанного кодекса, в том числе:
* доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах пятисот базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные в результате дарения;
* не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от:
а) организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), – в пределах ста пятидесяти базовых величин от каждого источника в течение налогового периода;
б) иных организаций и индивидуальных предпринимателей – в пределах десяти базовых величин от каждого источника в течение налогового периода;
* не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах тридцати базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода.
При получении физическим лицом дохода в виде электронных денег по перечисленным выше основаниям (как от источников в Республике Беларусь, так и за ее пределами) предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу не нужно.
– Как облагаются налогом электронные деньги, полученные из-за рубежа и в пределах Республики Беларусь? Что необходимо сделать, чтобы зарегистрировать свои электронные доходы, заплатить налоги и спать спокойно? Какие требуются документы? И как действовать в этом же случае индивидуальным предпринимателям?
– При получении доходов, подлежащих налогообложению, как от источников в Республике Беларусь, так и за ее пределами физическому лицу – налоговому резиденту Республики Беларусь необходимо подать в налоговый орган заявление о постановке на учет, в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный год), предоставить в налоговый орган по месту постановки на учет (месту жительства) налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу о суммах полученного дохода и не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом, уплатить налог в бюджет. То есть при получении дохода в 2010 г. налоговую декларацию необходимо представить не позднее 1 марта 2011 г. и уплатить сумму налога не позднее 15 мая 2011 г. Ставка подоходного налога с 2009 г. установлена в размере 12%.
При этом обязанность по представлению в налоговый орган документов, подтверждающих факт получения дохода, Налоговым кодексом не предусмотрена. Учет полученной суммы дохода, подлежащей налогообложению, ведется физическим лицом самостоятельно в произвольной форме. При этом физическим лицом могут быть представлены имеющиеся у него документы, подтверждающие размер полученных доходов.
Индивидуальные предприниматели ведут учет своих доходов в хронологической последовательности всех хозяйственных операций за отчетный период на основе первичных учетных документов, подтверждающих факт совершения хозяйственной операции, составленных в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенных для отражения результата хозяйственной деятельности.
Порядок ведения учета, формы регистров учета предусмотрены в:
постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 20.04.2006 № 50/45 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями»;
постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19.04.2007 № 55/60/59/38 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения»;
постановлении Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 апреля 2005 г. № 51/49 «Об утверждении формы книги учета движения товаров и Инструкции о порядке ведения книги учета движения товаров».
Декларирование доходов индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании данных учета путем предоставления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов).
Статьей 22 Налогового кодекса Республики Беларусь на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по предоставлению налоговых деклараций (расчетов).
В соответствии со статьей 13.4 КоАП за нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета):
– при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), если просрочка не превысила трех месяцев, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от двух десятых базовой величины до двух базовых величин;
– при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более трех месяцев, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее двух базовых величин.
В случае совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее трех базовых величин.
– Какими должны быть источники получения электронных денег, чтобы они обязательно облагались налогом? Имеет ли право один владелец е-кошелька сделать необлагаемый налогом подарок другому, и на какую сумму?
– В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. N 71-З объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь свыше 183 дней в календарном году).
Согласно подпункту 1.18 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах пятисот базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные в результате дарения. При этом предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу не нужно.
При ведении физическим лицом предпринимательской деятельности налогообложение доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, установленном налоговым законодательством.
– Какие области интернет-деятельности требуют обязательной лицензии и выплаты налогов как ИП? Может ли это относиться к:
– размещению рекламы на собственных ресурсах;
– продажи текстов, фотографий, иных видов контента;
– оказание услуг по разработке, продвижению сайтов;
– введению платной регистрации на собственных ресурсах.
– Правовое определение предпринимательской деятельности дано в статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь и подразумевает самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Таким образом, если деятельность физического лица осуществляется по реализации товаров, работ, услуг через Интернет и направлена на систематическое получение прибыли, то такая деятельность рассматривается как предпринимательская, и, соответственно, получаемые доходы от такой деятельности подлежат налогообложению.
Соответственно, оказание услуг по размещению рекламы на собственных ресурсах в сети Интернет, торговля текстами в сети Интернет, оказание услуг по разработке, продвижению сайтов, а также ведение платной регистрации на собственных ресурсах рассматривается как предпринимательская.
К предпринимательской деятельности физических лиц законодательство предусматривает следующие требования:
– государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке установленном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;
– в том случае, если такая деятельность подлежит в соответствии с законодательством лицензированию, то необходимо до момента ее осуществления получить в государственных органах (государственных организаций) уполномоченных осуществлять выдачу специальных разрешений (лицензий), специальное разрешение (лицензию).
Перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, определен в Декрете Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями).
За осуществление предпринимательской деятельности, без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, применяется административная ответственность;
– на индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность исчислять и уплачивать в бюджет налоги (сборы), предоставлять налоговую отчетность и вести учет своей деятельности.
В настоящее время в Республике Беларусь в отношении индивидуальных предпринимателей действуют следующие системы налогообложения:
1. Общеустановленный порядок.
Основные налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями:
подоходный налог с физических лиц (глава 16 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Нк);
налог на добавленную стоимость (глава 12 Нк);
сбор на развитие территории (глава 31 Нк);
2. Упрощенная система налогообложения (глава 34 Нк).
3. Система уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», глава 35 Нк).
– Как осуществляется проверка получения доходов в электронных деньгах инспекторами?
– Согласно статьи 64 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
Порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Сведения, полученные в результате налогового контроля, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа, определяемый законодательством.
Контроль за осуществлением индивидуальными предпринимателями деятельности, осуществляется налоговыми органами в форме проведения налоговых проверок.
Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового учета, а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства.
Порядок организации и проведения проверок налоговыми органами, осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами».
– Какое наказание грозит лицам, которые не задекларировали или скрыли часть доходов, полученных в электронном виде?
– Для физических лиц административная ответственность предусмотрена ст.ст. 13.1, 13.4, 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 №194-З (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 23.02.2009, далее – КоАП).
Согласно ст. 13.1 при нарушении установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более пяти рабочих дней при совершении административного правонарушения физическим лицом, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере пяти десятых базовой величины за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более пяти базовых величин.
В соответствии со ст.13.4 КоАП нарушение физическим лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога либо при просрочке более двенадцати месяцев влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин.
В тоже время статьей 13.6 КоАП предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату физическим лицом суммы налога, совершенные по неосторожности, если сумма налога превышает 1 базовую величину, в виде штрафа в размере 15% от неуплаченной суммы, но не менее 1 базовой величины, а за неуплату или неполную уплату физическим лицом суммы налога, совершенные умышленно, – в размере 20% от неуплаченной суммы, но не менее 5 базовых величин.
В случае неуплаты и несвоевременной уплаты физическим лицом подоходного налога в установленный законодательством срок согласно ст. 52 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь плательщику будут начисляться пени за каждый день просрочки, включая день уплаты (взыскания) налога.
На индивидуальных предпринимателей, допустивших, по результатам налоговых проверок, нарушения налогового законодательства:
– возлагается обязанность по уплате доначисленных налоговых платежей и пени, за несвоевременное исполнение налогового обязательства;
– налагается административная ответственность:
1. В соответствии со статьей 13.5 КоАП за нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, если эти деяния:
– не повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года), влекут наложение на индивидуальных предпринимателей штрафа в размере от двух до десяти базовых величин;
– повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года), влекут наложение на индивидуального предпринимателя штрафа от трех до двадцати базовых величин;
2. В соответствии со статьей 13.6 КоАП за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение на индивидуального предпринимателя штрафа в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин.
Кроме того, за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба:
– в крупном размере, – наказывается лишением права занимать заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
– в особо крупном размере, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать заниматься определенной деятельностью или без лишения.
От Raskrutka.by: несмотря на достаточно полный список ответов, мы можем с уверенностью сказать, что налоговая правовая база в области расчётов и расчётных средств в Интернете в Беларуси пока отсутствует; поэтому белорусским фрилансерам пока что по-прежнему придётся действовать на свой страх и риск.
Raskrutka.by получила ответы на вопросы по декларированию электронных денег в Беларуси у Министерства по налогам и сборам РБ.
– Какие электронные деньги (WebMoney, EasyPay, Яндекс.Деньги) подлежат обязательному декларированию в Республики Беларусь? Есть ли разница в процессах декларирования разных электронных денег?
– «WebMoney», «EasyPay», «Яндекс.Деньги» и др. являются системами расчетов с использованием электронных денег, которые регулируются правилами, установленными законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с постановлением Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 №201 (в ред. от 29.06.2009) «Об утверждении правил осуществления операций с электронными деньгами» к электронным деньгам относятся хранящиеся в электронном виде единицы стоимости, принимаемые в качестве платежа при осуществлении расчетов.
Владельцами электронного кошелька являются физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые приобрели электронные деньги у банка-эмитента, агента банка-эмитента, банка-агента и (или) открыли электронный кошелек в соответствии с правилами системы расчетов с использованием электронных денег.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 ст.153 Налогового кодекса Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. N 71-З объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь свыше 183 дней в календарном году).
Таким образом, вид системы расчетов с использованием электронных денег не имеет значения для целей налогообложения.
– Есть ли минимальная сумма, которую можно не декларировать?
– Не подлежат декларированию доходы, не являющиеся согласно пункту 2 статьи 153 Налогового кодекса объектом налогообложения, а также доходы, полностью освобождаемые от подоходного налога с физических лиц или освобождаемые от этого налога в пределах размеров, установленных пунктом 1 статьи 163 указанного кодекса, в том числе:
* доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах пятисот базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные в результате дарения;
* не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от:
а) организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), – в пределах ста пятидесяти базовых величин от каждого источника в течение налогового периода;
б) иных организаций и индивидуальных предпринимателей – в пределах десяти базовых величин от каждого источника в течение налогового периода;
* не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах тридцати базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода.
При получении физическим лицом дохода в виде электронных денег по перечисленным выше основаниям (как от источников в Республике Беларусь, так и за ее пределами) предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу не нужно.
– Как облагаются налогом электронные деньги, полученные из-за рубежа и в пределах Республики Беларусь? Что необходимо сделать, чтобы зарегистрировать свои электронные доходы, заплатить налоги и спать спокойно? Какие требуются документы? И как действовать в этом же случае индивидуальным предпринимателям?
– При получении доходов, подлежащих налогообложению, как от источников в Республике Беларусь, так и за ее пределами физическому лицу – налоговому резиденту Республики Беларусь необходимо подать в налоговый орган заявление о постановке на учет, в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный год), предоставить в налоговый орган по месту постановки на учет (месту жительства) налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу о суммах полученного дохода и не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом, уплатить налог в бюджет. То есть при получении дохода в 2010 г. налоговую декларацию необходимо представить не позднее 1 марта 2011 г. и уплатить сумму налога не позднее 15 мая 2011 г. Ставка подоходного налога с 2009 г. установлена в размере 12%.
При этом обязанность по представлению в налоговый орган документов, подтверждающих факт получения дохода, Налоговым кодексом не предусмотрена. Учет полученной суммы дохода, подлежащей налогообложению, ведется физическим лицом самостоятельно в произвольной форме. При этом физическим лицом могут быть представлены имеющиеся у него документы, подтверждающие размер полученных доходов.
Индивидуальные предприниматели ведут учет своих доходов в хронологической последовательности всех хозяйственных операций за отчетный период на основе первичных учетных документов, подтверждающих факт совершения хозяйственной операции, составленных в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенных для отражения результата хозяйственной деятельности.
Порядок ведения учета, формы регистров учета предусмотрены в:
постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 20.04.2006 № 50/45 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями»;
постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19.04.2007 № 55/60/59/38 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения»;
постановлении Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 апреля 2005 г. № 51/49 «Об утверждении формы книги учета движения товаров и Инструкции о порядке ведения книги учета движения товаров».
Декларирование доходов индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании данных учета путем предоставления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов).
Статьей 22 Налогового кодекса Республики Беларусь на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по предоставлению налоговых деклараций (расчетов).
В соответствии со статьей 13.4 КоАП за нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета):
– при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), если просрочка не превысила трех месяцев, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от двух десятых базовой величины до двух базовых величин;
– при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более трех месяцев, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее двух базовых величин.
В случае совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее трех базовых величин.
– Какими должны быть источники получения электронных денег, чтобы они обязательно облагались налогом? Имеет ли право один владелец е-кошелька сделать необлагаемый налогом подарок другому, и на какую сумму?
– В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. N 71-З объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь свыше 183 дней в календарном году).
Согласно подпункту 1.18 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах пятисот базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные в результате дарения. При этом предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу не нужно.
При ведении физическим лицом предпринимательской деятельности налогообложение доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, установленном налоговым законодательством.
– Какие области интернет-деятельности требуют обязательной лицензии и выплаты налогов как ИП? Может ли это относиться к:
– размещению рекламы на собственных ресурсах;
– продажи текстов, фотографий, иных видов контента;
– оказание услуг по разработке, продвижению сайтов;
– введению платной регистрации на собственных ресурсах.
– Правовое определение предпринимательской деятельности дано в статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь и подразумевает самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Таким образом, если деятельность физического лица осуществляется по реализации товаров, работ, услуг через Интернет и направлена на систематическое получение прибыли, то такая деятельность рассматривается как предпринимательская, и, соответственно, получаемые доходы от такой деятельности подлежат налогообложению.
Соответственно, оказание услуг по размещению рекламы на собственных ресурсах в сети Интернет, торговля текстами в сети Интернет, оказание услуг по разработке, продвижению сайтов, а также ведение платной регистрации на собственных ресурсах рассматривается как предпринимательская.
К предпринимательской деятельности физических лиц законодательство предусматривает следующие требования:
– государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке установленном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;
– в том случае, если такая деятельность подлежит в соответствии с законодательством лицензированию, то необходимо до момента ее осуществления получить в государственных органах (государственных организаций) уполномоченных осуществлять выдачу специальных разрешений (лицензий), специальное разрешение (лицензию).
Перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, определен в Декрете Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями).
За осуществление предпринимательской деятельности, без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, применяется административная ответственность;
– на индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность исчислять и уплачивать в бюджет налоги (сборы), предоставлять налоговую отчетность и вести учет своей деятельности.
В настоящее время в Республике Беларусь в отношении индивидуальных предпринимателей действуют следующие системы налогообложения:
1. Общеустановленный порядок.
Основные налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями:
подоходный налог с физических лиц (глава 16 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Нк);
налог на добавленную стоимость (глава 12 Нк);
сбор на развитие территории (глава 31 Нк);
2. Упрощенная система налогообложения (глава 34 Нк).
3. Система уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», глава 35 Нк).
– Как осуществляется проверка получения доходов в электронных деньгах инспекторами?
– Согласно статьи 64 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
Порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Сведения, полученные в результате налогового контроля, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа, определяемый законодательством.
Контроль за осуществлением индивидуальными предпринимателями деятельности, осуществляется налоговыми органами в форме проведения налоговых проверок.
Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового учета, а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства.
Порядок организации и проведения проверок налоговыми органами, осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами».
– Какое наказание грозит лицам, которые не задекларировали или скрыли часть доходов, полученных в электронном виде?
– Для физических лиц административная ответственность предусмотрена ст.ст. 13.1, 13.4, 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 №194-З (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 23.02.2009, далее – КоАП).
Согласно ст. 13.1 при нарушении установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более пяти рабочих дней при совершении административного правонарушения физическим лицом, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере пяти десятых базовой величины за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более пяти базовых величин.
В соответствии со ст.13.4 КоАП нарушение физическим лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога либо при просрочке более двенадцати месяцев влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин.
В тоже время статьей 13.6 КоАП предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату физическим лицом суммы налога, совершенные по неосторожности, если сумма налога превышает 1 базовую величину, в виде штрафа в размере 15% от неуплаченной суммы, но не менее 1 базовой величины, а за неуплату или неполную уплату физическим лицом суммы налога, совершенные умышленно, – в размере 20% от неуплаченной суммы, но не менее 5 базовых величин.
В случае неуплаты и несвоевременной уплаты физическим лицом подоходного налога в установленный законодательством срок согласно ст. 52 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь плательщику будут начисляться пени за каждый день просрочки, включая день уплаты (взыскания) налога.
На индивидуальных предпринимателей, допустивших, по результатам налоговых проверок, нарушения налогового законодательства:
– возлагается обязанность по уплате доначисленных налоговых платежей и пени, за несвоевременное исполнение налогового обязательства;
– налагается административная ответственность:
1. В соответствии со статьей 13.5 КоАП за нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, если эти деяния:
– не повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года), влекут наложение на индивидуальных предпринимателей штрафа в размере от двух до десяти базовых величин;
– повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года), влекут наложение на индивидуального предпринимателя штрафа от трех до двадцати базовых величин;
2. В соответствии со статьей 13.6 КоАП за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение на индивидуального предпринимателя штрафа в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин.
Кроме того, за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба:
– в крупном размере, – наказывается лишением права занимать заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
– в особо крупном размере, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать заниматься определенной деятельностью или без лишения.
От Raskrutka.by: несмотря на достаточно полный список ответов, мы можем с уверенностью сказать, что налоговая правовая база в области расчётов и расчётных средств в Интернете в Беларуси пока отсутствует; поэтому белорусским фрилансерам пока что по-прежнему придётся действовать на свой страх и риск.