Глава UNET.BY: мобильные технологии не заменят Ethernet-доступ
04.03.2010 13:32
—
Новости Hi-Tech
В эфире TUT.BY руководитель ООО "Объединенные сети" поделился своим видением развития рынка Ethernet-провайдинга, а также рассказал, во что может вырасти одна простая домашняя сеть.
– Владимир, а вы были пользователем домашней сети?
– Да, конечно. Причем это была сеть, которую я начинал строить. Фактически я её построил для того, чтобы стать пользователем. Впоследствии эта сеть выросла в нашу компанию.
– И сколько в вашей сети сейчас пользователей?
– У нас несколько тысяч абонентов, мы сравнительно небольшой провайдер. Но здесь важно не то, сколько людей в сети, а то, какое количество внутренних ресурсов она предоставляет. По этому показателю мы лидеры в Беларуси: в нашей сети можно найти практически всё. Нам удалось найти такой механизм, который способствует этому.
– Есть закон "Об авторском праве и смежных правах", есть новый Указ № 60 о совершенствовании национального интернет-сегмента, где четко прописано, что нелегальный контент в сетях размещаться не должен. Какие же механизмы вы находите?
– Своих ресурсов мы не содержим, весь контент размещен у пользователей нашей сети. И если правообладатель обратится с запросом, что его контент нелегально распространяется, то мы без проблем можем такой контент заблокировать. Но преследование отдельных ресурсов пользователя — это стрельба из пушки по воробьям. Пример — на днях закрыли Torrents.ru, но они тут же переехали на другой домен.
Требуется довольно креативное решение, чтобы этот контент продавать. В принципе, у нас есть методы, чтобы обеспечить такие решения в сети, но пока что правообладатели в Беларуси очень слабо представлены.
– Чем доступ по Ethernet для пользователя лучше подключения, скажем, по ADSL?
– Основным отличием является высокая скорость: 100 Мбит/с. Ethernet позволяет в десятки раз быстрее передавать и скачивать данные, чем у любых других соединений. Например, чтобы скачать фильм через подключение ADSL, нужно ждать от нескольких часов до нескольких дней, а через Ethernet — пару минут.
– Какие сейчас районы охватывает ваша сеть и как она планирует развиваться?
– В данный момент мы представлены в Октябрьском, Партизанском и Московском районах столицы. В дальнейшем многое зависит от Мингорисполкома, пока что разрешения получены только на те районы, где мы работали раньше.
– Как ваша компания взаимодействует с сетями, построенными энтузиастами? Если в доме существует одна или несколько сетей, как вы с ними договариваетесь?
– Легализацией как услугой мы не занимаемся, но всячески стараемся содействовать приведению сетей в соответствие с законодательством. Мы сами когда-то были энтузиастами и всегда приветствуем инициативы, творческий подход людей. Мы никогда не ставим вопрос уничтожения сети. У нас очень мало случаев, когда бы мы пересекались с любительской локальной сетью, работающей параллельно с нами. Как правило, администраторы и пользователи сразу соглашаются перейти к нам.
– А насколько сложно вообще легализовать сеть?
– Для небольшой любительской сети – довольно сложно. Нужно получить лицензию и зарегистрировать юридическое лицо. Это требует и времени, и ресурсов. Небольшой сети сложно обеспечивать финансовую подпитку всего этого процесса, поэтому можно найти какой-то контакт с существующими и уже работающими провайдерами, они могут посодействовать в этом вопросе. Реконструировать сеть и отстроить ее заново в соответствии с законодательством.
– Известны ли вам какие-то примеры серьезных противостояний, столкновений между сетями энтузиастов и сетями провайдеров в Минске или регионах?
– Да, вся история минских сетей построена на конфликтах. Было такое противостояние всегда. Доходило даже до драк.
– Почему на вашем сайте нет прайсов со стоимостью услуг?
– Дело в том, что UNET.BY объединяет несколько сетей провайдеров под одной торговой маркой, которые работают в различных районах города. У них несколько отличаются тарифы и условия. Мы высылаем подробную информацию персонально каждому пользователю в зависимости от того, в каком районе он живет. Кроме того стараемся найти подходящее интернет-соединение даже для тех пользователей, которых не можем подключить самостоятельно: советуем даже конкурентов, даем контакты.
– Пользователь спрашивает, сколько у вас стоит "анлим"?
– У нас нет "анлимов", потому что весь тяжелый трафик можно скачать в сети за небольшие деньги и на очень высокой скорости. То есть в итоге получается, что по сравнению с типичными "анлимами" пользователь существенно экономит свои деньги и ему не приходится ждать часами, чтобы скачать фильм.
– Вы продаете только собственный интернет-канал или сотрудничаете с другими интернет-провайдерами?
– Мы продаем только собственный канал, связано это не столько с нашими желаниями, сколько с требованиями законодательства. Каждый оператор может взаимодействовать только с национальным оператором — "Белтелекомом". И даже прямое соединение между сетями провайдера может происходить только через национального оператора.
– Устарели ли те сети, которые построены на энтузиазме? Или всё-таки они будут существовать, несмотря ни на что?
– В принципе, если сеть хорошо сделана, то она по своему устройству мало чем отличается от сети частного провайдера. Такие сети могут найти свою нишу. Например, один человек может заплатить за дорогой и быстрый "анлим", а вся сеть начнет им пользоваться.
Угрозы существования таких сетей существуют, прежде всего, это исчезновение ценовой разницы между любительской домашней сетью и частным провайдером. Когда нет выгоды пользования домашней сетью, большая часть пользователей может уйти из нее, и сеть исчезнет из-за своей малочисленности. Кроме того, у провайдеров могут появиться соблазны эту сеть уничтожить, хотя в разрешениях, которые выдавал Мингорисполком, указано только проектирование, но не уничтожение.
Я живу в доме, где уже 5 провайдеров предлагают высокоскоростные предложения. Скорее всего, пройдет немного времени и в каждом доме будет точно так же. В этих условиях домашней сети очень трудно возникнуть и существовать.
– Как повлияет на вашу работу Указ № 60? Можно ли будет по желанию пользователя ограничить доступ к неприемлемому контенту?
– Говорить об этом рано, потому что Совету министров и другим государственным органам еще предстоит разработать порядок реализации норм этого указа. Это произойдет в ближайшие месяцы, после чего станет ясно, как этот указ будет действовать. Пока что обсуждаются технические возможности. На последнем заседании ассоциации "Белинфоком" говорили о том, что список таких нежелательных ресурсов — даже в сокращенном варианте — составляет около 60 миллионов адресов.
Чтобы обработать такой список, требуются существенные технические возможности. Это может быть реализовано только на уровне государства, потому что отдельному провайдеру будет сложно фильтровать такой массив. Более того биллинговые системы провайдеров, как правило, не приспособлены для того, чтобы выборочно кому-то закрывать доступ. То есть либо будет модернизирован биллинг, либо какие-то законодательные нормы будут предусмотрены.
Что касается нелегального контента, то я уже говорил, что по запросу правообладателя ограничить этот ресурс не является проблемой. Хотя, на самом деле, для того чтобы определить, кто является правообладателем и нарушены ли его права, требуется решение суда. Провайдер самостоятельно принимать такие решения не может. Мы очень надеемся на инициативы ассоциации "Белинфоком", на ее помощь в разработке законодательных норм, на то, как этот указ будет реализовываться.
– Как Указ № 60 может отразиться на работе домашних сетей?
– Любительские домашние сети согласно нормам указа отнесены к "пунктам коллективного пользования", где требуется регистрация паспортных данных пользователя. Технически это будет довольно сложно реализовать, поскольку в любительской сети вместе покупают модем, устанавливают его, и провайдер понятия не имеет о том, сколько пользователей им пользуется. Если у заинтересованных органов возникнут вопросы, то обращаться они будут к тому человеку, который этот модем установил, ну и, соответственно, к нему будут предъявлять претензии в случае чего.
– Вопрос от пользователей: как Unet.by относится к взаимодействию с региональными провайдерами?
– Мы готовы взаимодействовать. Сдерживают нас лишь огромные цены на каналы между районами и городами. Например, между областными центрами аренда стомегабитного канала обойдется в 28 миллионов рублей.
– Ваше видение будущего Ethernet-провайдинга в Беларуси? Есть ли у технологии конкуренты?
– Ethernet завоевал сердца и кошельки наших пользователей еще 10 лет назад, и, к сожалению, только сейчас мы начинаем приходить к его легализации. Если сравнивать с мобильными технологиями, то в любом случае из-за низких скоростей они не заменят Ethernet-доступ. Будущее — это пассивная оптика, она тоже к нам со временем придет. Тут уже вопрос цены и доступности технологий.
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
– Владимир, а вы были пользователем домашней сети?
– Да, конечно. Причем это была сеть, которую я начинал строить. Фактически я её построил для того, чтобы стать пользователем. Впоследствии эта сеть выросла в нашу компанию.
– И сколько в вашей сети сейчас пользователей?
– У нас несколько тысяч абонентов, мы сравнительно небольшой провайдер. Но здесь важно не то, сколько людей в сети, а то, какое количество внутренних ресурсов она предоставляет. По этому показателю мы лидеры в Беларуси: в нашей сети можно найти практически всё. Нам удалось найти такой механизм, который способствует этому.
– Есть закон "Об авторском праве и смежных правах", есть новый Указ № 60 о совершенствовании национального интернет-сегмента, где четко прописано, что нелегальный контент в сетях размещаться не должен. Какие же механизмы вы находите?
– Своих ресурсов мы не содержим, весь контент размещен у пользователей нашей сети. И если правообладатель обратится с запросом, что его контент нелегально распространяется, то мы без проблем можем такой контент заблокировать. Но преследование отдельных ресурсов пользователя — это стрельба из пушки по воробьям. Пример — на днях закрыли Torrents.ru, но они тут же переехали на другой домен.
Требуется довольно креативное решение, чтобы этот контент продавать. В принципе, у нас есть методы, чтобы обеспечить такие решения в сети, но пока что правообладатели в Беларуси очень слабо представлены.
– Чем доступ по Ethernet для пользователя лучше подключения, скажем, по ADSL?
– Основным отличием является высокая скорость: 100 Мбит/с. Ethernet позволяет в десятки раз быстрее передавать и скачивать данные, чем у любых других соединений. Например, чтобы скачать фильм через подключение ADSL, нужно ждать от нескольких часов до нескольких дней, а через Ethernet — пару минут.
– Какие сейчас районы охватывает ваша сеть и как она планирует развиваться?
– В данный момент мы представлены в Октябрьском, Партизанском и Московском районах столицы. В дальнейшем многое зависит от Мингорисполкома, пока что разрешения получены только на те районы, где мы работали раньше.
– Как ваша компания взаимодействует с сетями, построенными энтузиастами? Если в доме существует одна или несколько сетей, как вы с ними договариваетесь?
– Легализацией как услугой мы не занимаемся, но всячески стараемся содействовать приведению сетей в соответствие с законодательством. Мы сами когда-то были энтузиастами и всегда приветствуем инициативы, творческий подход людей. Мы никогда не ставим вопрос уничтожения сети. У нас очень мало случаев, когда бы мы пересекались с любительской локальной сетью, работающей параллельно с нами. Как правило, администраторы и пользователи сразу соглашаются перейти к нам.
– А насколько сложно вообще легализовать сеть?
– Для небольшой любительской сети – довольно сложно. Нужно получить лицензию и зарегистрировать юридическое лицо. Это требует и времени, и ресурсов. Небольшой сети сложно обеспечивать финансовую подпитку всего этого процесса, поэтому можно найти какой-то контакт с существующими и уже работающими провайдерами, они могут посодействовать в этом вопросе. Реконструировать сеть и отстроить ее заново в соответствии с законодательством.
– Известны ли вам какие-то примеры серьезных противостояний, столкновений между сетями энтузиастов и сетями провайдеров в Минске или регионах?
– Да, вся история минских сетей построена на конфликтах. Было такое противостояние всегда. Доходило даже до драк.
– Почему на вашем сайте нет прайсов со стоимостью услуг?
– Дело в том, что UNET.BY объединяет несколько сетей провайдеров под одной торговой маркой, которые работают в различных районах города. У них несколько отличаются тарифы и условия. Мы высылаем подробную информацию персонально каждому пользователю в зависимости от того, в каком районе он живет. Кроме того стараемся найти подходящее интернет-соединение даже для тех пользователей, которых не можем подключить самостоятельно: советуем даже конкурентов, даем контакты.
– Пользователь спрашивает, сколько у вас стоит "анлим"?
– У нас нет "анлимов", потому что весь тяжелый трафик можно скачать в сети за небольшие деньги и на очень высокой скорости. То есть в итоге получается, что по сравнению с типичными "анлимами" пользователь существенно экономит свои деньги и ему не приходится ждать часами, чтобы скачать фильм.
– Вы продаете только собственный интернет-канал или сотрудничаете с другими интернет-провайдерами?
– Мы продаем только собственный канал, связано это не столько с нашими желаниями, сколько с требованиями законодательства. Каждый оператор может взаимодействовать только с национальным оператором — "Белтелекомом". И даже прямое соединение между сетями провайдера может происходить только через национального оператора.
– Устарели ли те сети, которые построены на энтузиазме? Или всё-таки они будут существовать, несмотря ни на что?
– В принципе, если сеть хорошо сделана, то она по своему устройству мало чем отличается от сети частного провайдера. Такие сети могут найти свою нишу. Например, один человек может заплатить за дорогой и быстрый "анлим", а вся сеть начнет им пользоваться.
Угрозы существования таких сетей существуют, прежде всего, это исчезновение ценовой разницы между любительской домашней сетью и частным провайдером. Когда нет выгоды пользования домашней сетью, большая часть пользователей может уйти из нее, и сеть исчезнет из-за своей малочисленности. Кроме того, у провайдеров могут появиться соблазны эту сеть уничтожить, хотя в разрешениях, которые выдавал Мингорисполком, указано только проектирование, но не уничтожение.
Я живу в доме, где уже 5 провайдеров предлагают высокоскоростные предложения. Скорее всего, пройдет немного времени и в каждом доме будет точно так же. В этих условиях домашней сети очень трудно возникнуть и существовать.
– Как повлияет на вашу работу Указ № 60? Можно ли будет по желанию пользователя ограничить доступ к неприемлемому контенту?
– Говорить об этом рано, потому что Совету министров и другим государственным органам еще предстоит разработать порядок реализации норм этого указа. Это произойдет в ближайшие месяцы, после чего станет ясно, как этот указ будет действовать. Пока что обсуждаются технические возможности. На последнем заседании ассоциации "Белинфоком" говорили о том, что список таких нежелательных ресурсов — даже в сокращенном варианте — составляет около 60 миллионов адресов.
Чтобы обработать такой список, требуются существенные технические возможности. Это может быть реализовано только на уровне государства, потому что отдельному провайдеру будет сложно фильтровать такой массив. Более того биллинговые системы провайдеров, как правило, не приспособлены для того, чтобы выборочно кому-то закрывать доступ. То есть либо будет модернизирован биллинг, либо какие-то законодательные нормы будут предусмотрены.
Что касается нелегального контента, то я уже говорил, что по запросу правообладателя ограничить этот ресурс не является проблемой. Хотя, на самом деле, для того чтобы определить, кто является правообладателем и нарушены ли его права, требуется решение суда. Провайдер самостоятельно принимать такие решения не может. Мы очень надеемся на инициативы ассоциации "Белинфоком", на ее помощь в разработке законодательных норм, на то, как этот указ будет реализовываться.
– Как Указ № 60 может отразиться на работе домашних сетей?
– Любительские домашние сети согласно нормам указа отнесены к "пунктам коллективного пользования", где требуется регистрация паспортных данных пользователя. Технически это будет довольно сложно реализовать, поскольку в любительской сети вместе покупают модем, устанавливают его, и провайдер понятия не имеет о том, сколько пользователей им пользуется. Если у заинтересованных органов возникнут вопросы, то обращаться они будут к тому человеку, который этот модем установил, ну и, соответственно, к нему будут предъявлять претензии в случае чего.
– Вопрос от пользователей: как Unet.by относится к взаимодействию с региональными провайдерами?
– Мы готовы взаимодействовать. Сдерживают нас лишь огромные цены на каналы между районами и городами. Например, между областными центрами аренда стомегабитного канала обойдется в 28 миллионов рублей.
– Ваше видение будущего Ethernet-провайдинга в Беларуси? Есть ли у технологии конкуренты?
– Ethernet завоевал сердца и кошельки наших пользователей еще 10 лет назад, и, к сожалению, только сейчас мы начинаем приходить к его легализации. Если сравнивать с мобильными технологиями, то в любом случае из-за низких скоростей они не заменят Ethernet-доступ. Будущее — это пассивная оптика, она тоже к нам со временем придет. Тут уже вопрос цены и доступности технологий.