Производитель памяти GOODRAM: Беларусь входит в пятерку наших приоритетных направлений
23.01.2010 13:02
—
Новости Hi-Tech
Беларуси не везет с высокотехнологическим производством. Есть много мнений, почему так происходит. Согласно одной из самых популярных точек зрения, производить компьютеры здесь не выгодно, потому что регион не тот и китайцы все равно сделают дешевле. А вот польской компании Wilk Elektronik – крупнейшему, к слову, производителю памяти в Центральной и Восточной Европе, географический фактор не мешает и, более того, является конкурентным преимуществом. На вопрос о том, как такое может быть, KOSHT.com ответил Веслав Вилк – исполнительный директор (CEO) компании.
– Как пришла идея создать высокотехнологичное производство в Польше? Почему именно в Польше?
– Почему в Польше? Потому что мы работали в Польше. Мы начинали в 1991 году как классические дистрибьюторы оперативной памяти. Продавали PQI, Samsung, Kingston и так далее. Наверное, продавали хорошо, потому что к концу 90-х занимали в Польше примерно 60 процентов рынка. Но, поскольку дальше расти было проблематично, возник логичный вопрос о расширении бизнеса. В Польше нам уже было тесно и вариант был только один – выходить за границы. Но делать это, оставаясь продавцом, было глупо. Какой смысл везти в Россию или Украину планки памяти от тех же PQI, Samsung и Kingston? В этих странах есть свои дилеры, они сами все прекрасно возят. Поэтому мы решили «завязывать» с зарубежными брендами и открывать свой собственный.
– Но все-таки есть разница между продажей готового продукта и у управлением фабрики по производству.
– Честно говоря, у нас было достаточно четкое представление, что и как следует делать. Пока занимались дистрибьюцией, мы часто ездили на производство в Китай и на Тайвань. Смотрели как работают фабрики, кто чем занимается, какие станки используются, какое оборудование.
– Кстати, у вас есть профильное образование?
– Нет. Я не электронщик. Я по образованию – инженер-металлург. Правда, я никогда не работал как металлург, но это уже другая история.
В общем, ознакомившись с тем, как организовано производство там, мы пришли к выводу, что вполне реально организовать его здесь.
– А как же зарплаты? Дешевая рабочая сила?
– Не такая уж она и дешевая. Уровень жизни и зарплат в Польше тогда был примерно равен тайваньскому. При этом никого не удивляет, что Тайвань – мировая кузница электроники, но как только речь заходит о производстве в Европе, все начинают цокать – Боже, это же так дорого! На самом деле это не непреодолимая проблема: зарплаты одинаковые, станки и комплектующие стоят одинаково – было бы желание. Я до сих пор считаю, что создание собственного бренда – это наша самая удачная идея. Благодаря ей мы увеличили бизнес, вышли за пределы Польши.
– Это было лично ваше решение?
– Да.
– Кризис сильно ударил по компании?
– Польша – до сих пор наш самый крупный рынок. По оперативной памяти мы здесь контролируем долю в 40 процентов. И я бы не сказал, что в прошлом году были какие-то сильные отличия в работе по сравнению с позапрошлым или позапозапрошлым годами. Конечно, когда все вокруг говорят и пишут о кризисе, ты тоже начинаешь думать о кризисе и чувствовать кризис. Я хочу сказать, что проблема в головах – условия для ведения бизнеса принципиально не изменились. Для Wilk Elektronik 2009 по деньгам стал чуть ли не самым удачным годом в истории.
– А на других рынках?
– Везде ситуация развивалась по-своему. Вот под боком есть Украина, где в январе-феврале у нас был полный провал по продажам. Потом ситуация стала очень вяло выправляться и выправлялась она примерно до конца лета, когда начался подъем. А закончили мы год очень бодро.
– Основная причина успешного завершения года?
– Просто когда на рынке внезапно появился спрос на память, многие бренды оказались не готовы – возник дефицит.
– Дефицит возник из-за кризиса?
– Да, но не совсем из-за того, о котором вы подумали. Дело в том, что несколько лет подряд цены на память снижались. Падали, падали, падали – пока не дошло до того, что производить чипы стало нерентабельно. На этом моменте очень неуютно себя почувствовали некоторые компании, которые просто не смогли расплатиться за полученную продукцию. Ну, а дальше все по классической схеме: память не производят, значит, возникает дефицит и цены снова ползут вверх. Мы за счет гибкой политики и близкого расположения завода сумели обернуть ситуацию в свою пользу. Собственно, «короткое плечо» – основное конкурентное преимущество компании перед азиатскими производителями. Если вы закажете на Тайване контейнер, то в лучшем случае он «приплывет» в Минск или Киев дней через десять, а машина с нашими чипами доедет за пару дней, а то и быстрее.
– Каковы были основные тенденции 2009 года?
– По оперативной памяти в Польше наши объемы уменьшились, зато сильно выросли флешки.
– За счет чего это произошло?
– За счет роста популярности ноутбуков и нетбуков. Wilk Elektronik производит различные виды оперативной памяти, в том числе и для ноутбуков, но больше всего той, которая предназначена для десктопов. Мы много лет плотно сотрудничаем с компаниями, выпускающими в Польше брендовые компьютеры. Однако в прошлом году у них примерно вдвое упали продажи – с 300 до 150 тысяч. Соответственно, меньше закупалось и памяти GOODRAM. В целом наши объемы сократились примерно на 30 процентов.
Но зато примерно на 35 процентов выросли продажи USB-флешек, мы их продали больше миллиона. Произошло это по той же причине – люди отдают предпочтение мобильным компьютерам.
– В Польше есть проблемы с серым рынком комплектующих?
– Знаете, серый рынок есть, а проблем – нет. Нелегальные поставки занимают примерно 2-3 процента от общего объема, в рамках погрешности, фактически. Все ж прекрасно понимают, что стопроцентно избавиться от этого нельзя. Вот лет пятнадцать назад и до конца девяностых ситуация была прямо противоположной.
– Как удалось ее переломить?
– Во-первых, государство полностью отменило пошлины на ввоз компьютерных комплектующих – остался только НДС. Этим начали активно пользоваться нечистые на руку предприниматели – товар ввозился вчерную, а продавался уже по нормальной стоимости. Обычно для этого использовались цепочки компаний: один ввез и продал второму, тот – третьему, этот – четвертому и так далее. Когда товар наконец попадал в розницу, концы уже было найти практически невозможно. Так вот, на втором этапе был введен жесткий контроль. Ответственность за подобные махинации несла уже не только компания, которая нелегально ввезла товар, но и вся цепочка посредников. Тогда закрыли очень много компаний, но те, кто остался, работают честно, сами контролируют качество своих поставщиков.
Кстати, оперативная память и процессоры за счет небольших размеров и высокой стоимости были самым черным сегментом.
– Насколько важен для Wilk Elektronik белорусский рынок?
– Беларусь входит в пятерку наших приоритетных направлений. Я знаю, вы можете сказать, что у вас небольшой рынок, но и наша компания не стремится к мировому господству. Нам вполне достаточно статуса регионального лидера.
Пока ближайшая наша цель – выйти в Беларуси на те же позиции, на которые мы уже вышли на Украине – 20 процентов белого рынка. Это не самая простая задача, учитывая отсутствие границы с Россией и объемы вашего серого рынка.
– Вы планируете открывать официально представительство?
– Нет, во-первых, мы близко расположены, а во-вторых, наши специалисты и так поддерживают постоянный контакт с местными дилерами. В ближайшие полтора года точно не планируем.
– Собираетесь ли вы расширять линейку продукции? Многие производители флешек, например, выпускают плееры.
– В общем, плеер – та же флешка, но нет, не планируем. Объясняю почему: года четыре назад такая идея была. Но потом мы посчитали – дисплей, качество звука, сенсорное управление. Если делать дешевые плееры, то получается слишком много моментов, на которых можно проколоться с качеством. Риск был недопустим, по понятным причинам. Если же делать качественный продукт, то надо под него отстраивать систему контроля. А тогда продукт должен оправдывать вложенные средства. Для производства памяти у нас такая система работает, а плееры – в любом случае – это был бы непрофильный продукт. В общем от плееров мы отказались по той же причине, по которой iRiver не печатает чипы – у нас другая специализация.
Зато мы уже сейчас наладили производство SSD. Пока не продаем, поскольку нет нужного нам объема рынка. Чтобы производство окупалось нужно продавать тысячи SSD, а покупают их хорошо если десятками. Поэтому ждем и я думаю еще года два будем ждать.
– Можете вспомнить самый необычный проект, в котором бы использовалась продукция Wilk Elektronik?
– В Газпроме есть заказ на робота, который перемещался бы внутри трубы с газом и снимал показания о давлении, скорости, состоянии трубы и так далее. Вот в нем, возможно, будет стоять наш винчестер.
– Как пришла идея создать высокотехнологичное производство в Польше? Почему именно в Польше?
– Почему в Польше? Потому что мы работали в Польше. Мы начинали в 1991 году как классические дистрибьюторы оперативной памяти. Продавали PQI, Samsung, Kingston и так далее. Наверное, продавали хорошо, потому что к концу 90-х занимали в Польше примерно 60 процентов рынка. Но, поскольку дальше расти было проблематично, возник логичный вопрос о расширении бизнеса. В Польше нам уже было тесно и вариант был только один – выходить за границы. Но делать это, оставаясь продавцом, было глупо. Какой смысл везти в Россию или Украину планки памяти от тех же PQI, Samsung и Kingston? В этих странах есть свои дилеры, они сами все прекрасно возят. Поэтому мы решили «завязывать» с зарубежными брендами и открывать свой собственный.
– Но все-таки есть разница между продажей готового продукта и у управлением фабрики по производству.
– Честно говоря, у нас было достаточно четкое представление, что и как следует делать. Пока занимались дистрибьюцией, мы часто ездили на производство в Китай и на Тайвань. Смотрели как работают фабрики, кто чем занимается, какие станки используются, какое оборудование.
– Кстати, у вас есть профильное образование?
– Нет. Я не электронщик. Я по образованию – инженер-металлург. Правда, я никогда не работал как металлург, но это уже другая история.
В общем, ознакомившись с тем, как организовано производство там, мы пришли к выводу, что вполне реально организовать его здесь.
– А как же зарплаты? Дешевая рабочая сила?
– Не такая уж она и дешевая. Уровень жизни и зарплат в Польше тогда был примерно равен тайваньскому. При этом никого не удивляет, что Тайвань – мировая кузница электроники, но как только речь заходит о производстве в Европе, все начинают цокать – Боже, это же так дорого! На самом деле это не непреодолимая проблема: зарплаты одинаковые, станки и комплектующие стоят одинаково – было бы желание. Я до сих пор считаю, что создание собственного бренда – это наша самая удачная идея. Благодаря ей мы увеличили бизнес, вышли за пределы Польши.
– Это было лично ваше решение?
– Да.
– Кризис сильно ударил по компании?
– Польша – до сих пор наш самый крупный рынок. По оперативной памяти мы здесь контролируем долю в 40 процентов. И я бы не сказал, что в прошлом году были какие-то сильные отличия в работе по сравнению с позапрошлым или позапозапрошлым годами. Конечно, когда все вокруг говорят и пишут о кризисе, ты тоже начинаешь думать о кризисе и чувствовать кризис. Я хочу сказать, что проблема в головах – условия для ведения бизнеса принципиально не изменились. Для Wilk Elektronik 2009 по деньгам стал чуть ли не самым удачным годом в истории.
– А на других рынках?
– Везде ситуация развивалась по-своему. Вот под боком есть Украина, где в январе-феврале у нас был полный провал по продажам. Потом ситуация стала очень вяло выправляться и выправлялась она примерно до конца лета, когда начался подъем. А закончили мы год очень бодро.
– Основная причина успешного завершения года?
– Просто когда на рынке внезапно появился спрос на память, многие бренды оказались не готовы – возник дефицит.
– Дефицит возник из-за кризиса?
– Да, но не совсем из-за того, о котором вы подумали. Дело в том, что несколько лет подряд цены на память снижались. Падали, падали, падали – пока не дошло до того, что производить чипы стало нерентабельно. На этом моменте очень неуютно себя почувствовали некоторые компании, которые просто не смогли расплатиться за полученную продукцию. Ну, а дальше все по классической схеме: память не производят, значит, возникает дефицит и цены снова ползут вверх. Мы за счет гибкой политики и близкого расположения завода сумели обернуть ситуацию в свою пользу. Собственно, «короткое плечо» – основное конкурентное преимущество компании перед азиатскими производителями. Если вы закажете на Тайване контейнер, то в лучшем случае он «приплывет» в Минск или Киев дней через десять, а машина с нашими чипами доедет за пару дней, а то и быстрее.
– Каковы были основные тенденции 2009 года?
– По оперативной памяти в Польше наши объемы уменьшились, зато сильно выросли флешки.
– За счет чего это произошло?
– За счет роста популярности ноутбуков и нетбуков. Wilk Elektronik производит различные виды оперативной памяти, в том числе и для ноутбуков, но больше всего той, которая предназначена для десктопов. Мы много лет плотно сотрудничаем с компаниями, выпускающими в Польше брендовые компьютеры. Однако в прошлом году у них примерно вдвое упали продажи – с 300 до 150 тысяч. Соответственно, меньше закупалось и памяти GOODRAM. В целом наши объемы сократились примерно на 30 процентов.
Но зато примерно на 35 процентов выросли продажи USB-флешек, мы их продали больше миллиона. Произошло это по той же причине – люди отдают предпочтение мобильным компьютерам.
– В Польше есть проблемы с серым рынком комплектующих?
– Знаете, серый рынок есть, а проблем – нет. Нелегальные поставки занимают примерно 2-3 процента от общего объема, в рамках погрешности, фактически. Все ж прекрасно понимают, что стопроцентно избавиться от этого нельзя. Вот лет пятнадцать назад и до конца девяностых ситуация была прямо противоположной.
– Как удалось ее переломить?
– Во-первых, государство полностью отменило пошлины на ввоз компьютерных комплектующих – остался только НДС. Этим начали активно пользоваться нечистые на руку предприниматели – товар ввозился вчерную, а продавался уже по нормальной стоимости. Обычно для этого использовались цепочки компаний: один ввез и продал второму, тот – третьему, этот – четвертому и так далее. Когда товар наконец попадал в розницу, концы уже было найти практически невозможно. Так вот, на втором этапе был введен жесткий контроль. Ответственность за подобные махинации несла уже не только компания, которая нелегально ввезла товар, но и вся цепочка посредников. Тогда закрыли очень много компаний, но те, кто остался, работают честно, сами контролируют качество своих поставщиков.
Кстати, оперативная память и процессоры за счет небольших размеров и высокой стоимости были самым черным сегментом.
– Насколько важен для Wilk Elektronik белорусский рынок?
– Беларусь входит в пятерку наших приоритетных направлений. Я знаю, вы можете сказать, что у вас небольшой рынок, но и наша компания не стремится к мировому господству. Нам вполне достаточно статуса регионального лидера.
Пока ближайшая наша цель – выйти в Беларуси на те же позиции, на которые мы уже вышли на Украине – 20 процентов белого рынка. Это не самая простая задача, учитывая отсутствие границы с Россией и объемы вашего серого рынка.
– Вы планируете открывать официально представительство?
– Нет, во-первых, мы близко расположены, а во-вторых, наши специалисты и так поддерживают постоянный контакт с местными дилерами. В ближайшие полтора года точно не планируем.
– Собираетесь ли вы расширять линейку продукции? Многие производители флешек, например, выпускают плееры.
– В общем, плеер – та же флешка, но нет, не планируем. Объясняю почему: года четыре назад такая идея была. Но потом мы посчитали – дисплей, качество звука, сенсорное управление. Если делать дешевые плееры, то получается слишком много моментов, на которых можно проколоться с качеством. Риск был недопустим, по понятным причинам. Если же делать качественный продукт, то надо под него отстраивать систему контроля. А тогда продукт должен оправдывать вложенные средства. Для производства памяти у нас такая система работает, а плееры – в любом случае – это был бы непрофильный продукт. В общем от плееров мы отказались по той же причине, по которой iRiver не печатает чипы – у нас другая специализация.
Зато мы уже сейчас наладили производство SSD. Пока не продаем, поскольку нет нужного нам объема рынка. Чтобы производство окупалось нужно продавать тысячи SSD, а покупают их хорошо если десятками. Поэтому ждем и я думаю еще года два будем ждать.
– Можете вспомнить самый необычный проект, в котором бы использовалась продукция Wilk Elektronik?
– В Газпроме есть заказ на робота, который перемещался бы внутри трубы с газом и снимал показания о давлении, скорости, состоянии трубы и так далее. Вот в нем, возможно, будет стоять наш винчестер.