Регулировать на благо

Источник материала:  
04.01.2010 — Новости Hi-Tech
Регулировать на благоГосударственное регулирование в телекоммуникационной сфере имеет свою историю.Если в большинстве стран шли к этому с позиций свободного рынка, то в странах бывшего СССР, наоборот, осуществляется переход от строжайшего законодательства к мерам либерального координирования отрасли. С конца 1980-х годов в мире начала прослеживаться тенденция к росту числа ведомственных органов, занимающихся регулированием в области электросвязи и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Это так называемая первая волна реформирования телекоммуникационного сектора. Если в 1990 г. во всем мире насчитывалось только 14 выделенных регуляторных органов в области электросвязи, то в 2009 г. их число выросло до 153.

За последние десять лет реформирование в сфере регулирования телекоммуникационной отрасли затронуло большинство стран СНГ. В Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове и Украине созданы отдельные учреждения по вопросам регулирования в области электросвязи. В Беларуси координацией и регулированием в телекоммуникациях занимается Министерство связи и информатизации.

Важными регуляторными шагами в телекоммуникационной отрасли являются учет влиятельных участников рынка, устранение барьеров для выхода на рынок и гарантия доступа к важнейшим объектам связи. Страны СНГ находятся на переходном этапе рыночной либерализации.

По данным Международного союза электросвязи (МСЭ) за 2008 год, в странах СНГ более 30% объема базовых услуг электросвязи монополизированы, чуть меньше доля монополизации в секторе аренды линий связи, услуги доступа в Интернет и подвижной связи предоставляются в полной конкурентной рыночной среде и на 40% существует монополия на услуги цифровых абонентских линий (ЦАЛ).

Страны СНГ по-разному двигаются к открытию национальных рынков электросвязи, выбирая различные принципы регуляторной системы. Многие государства СНГ начали процесс поэтапной либерализации телекоммуникационного рынка, ограничив число операторских компаний-участников, прежде чем применять принципы открытого вхождения в конкурентную среду.

Грузия и Молдова избрали путь, повторяющий модель либерализации телекоммуникационной отрасли в Евросоюзе. Другие страны выбрали стратегии от жесткого или мягкого регулирования с открытием для конкуренции некоторых сегментов своих рынков ИКТ до сохранения государственного контроля над базовыми услугами и регулированием.

Так как в СНГ либерализация в области подвижной связи гораздо выше разрешенного уровня конкуренции в базовых услугах фиксированной голосовой связи, то сегмент мобильной связи в регионе развивается намного более динамично. Между тем конкуренция ограничена не только в фиксированной связи, есть вопросы по перенесению телефонного номера абонента при смене мобильного оператора.

К настоящему времени из стран СНГ все сегменты рынка электросвязи либерализированы в Грузии, Кыргызстане и Молдове. Но наиболее развитыми в техническом отношении считаются сети в Азербайджане, где несколько операторов переходят на базовые инфраструктуры, основанные на IP-технологиях, и включают интегрированные решения телевидения IPTV, видеоконференц-связи и голоса VoIP. Своеобразным путем идет развитие телекоммуникационной сферы в Таджикистане. В этой стране наблюдаются потоки инвестиций от независимых операторов в новейшие IP-сети и мобильную связь 3G, но усилия по развитию телекоммуникаций строго ограничены крупными городами.

Либерализация, кстати, не избавляет телекоммуникационную отрасль от проблем. Судя по мировому опыту, даже после проведения либерализации в конкретных регионах может очень медленно идти смена устаревшей инфраструктуры, быть незначительным приток инвестиций в новые услуги связи и в развертывание новых сетей.

СНГ на международном фоне отличается жесткой регулирующей политикой к международной связи. Во всем мире большинство стран имеют свой полностью либерализированный международный шлюз и около трети разрешают в этом сегменте рынка частичную конкуренцию. В СНГ несколько стран открыли кабельные и спутниковые международные шлюзы в той или иной форме для конкуренции. Однако в подавляющем большинстве стран СНГ услуги международной связи по-прежнему относятся к исключительной области деятельности традиционных государственных операторов связи.

Исторически сложилось так, что выход на рынок электросвязи, телерадиовещания и некоторые другие рынки ИКТ подчиняется подробному индивидуальному лицензированию, позволяющему государственным структурам принимать решение о каждом участнике рынка. Однако такое положение дел часто приводит к созданию сложной и неповоротливой административной системы лицензирования. Изменения конкурентной среды, вызванные либерализацией отрасли, требуют пересмотра таких подходов. Между тем в СНГ, за исключением Грузии и Молдовы, пока сохраняется система жесткого лицензирования, при которой для каждой отдельной услуги электросвязи требуется отдельное разрешение для работы на рынке.
←Turkcell перечислила очередные $100 млн за акции ЗАО "БеСТ"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика