Николай Пантелей: Тарифы – ниже, а возможностей – больше
Николай Пантелей: Тарифы – ниже, а возможностей – больше
Сотовые операторы МТС и velcom, как предполагается, в первом квартале 2010 года введут услуги формата 3G в коммерческую эксплуатацию. В будущем году доступ в Интернет для жителей Беларуси еще больше подешевеет. В 2010-м может быть подписан указ об ограничении использования «серых» мобильных телефонов. Какие еще изменения в сфере связи и информатизации нас ожидают? На вопросы читателей "Народной газеты" ответил министр связи и информатизации Беларуси Николай Пантелей.
В первой половине 2009 года Генеральная прокуратура Беларуси предлагала отключать “серые” мобильники. Что планируется делать в этой сфере, когда решение вступит в силу?
На данный момент подготовлен проект указа, который проходит процедуру согласования. Как предполагается, будет создаваться база данных по всем IMEI-кодам сотовых телефонов, которые используются в Беларуси. Предполагается, что все мобильные телефоны, находящиеся в сети на момент вступления в силу указа, будут, так сказать, амнистированы, включены в общую базу. Владельцам таких телефонов платить за данную процедуру не придется. За определенную плату в базу данных будут включаться только те телефоны, которые уже после принятия указа будут ввозиться на территорию нашей страны физическими лицами без прохождения соответствующего таможенного оформления. Размер платежа будет несущественным. Я думаю, что такой указ может быть принят в 2010 году.
Добрый день! Как вы относитесь к инициативе life при определении тарифов на звонки с номера одного оператора сотовой связи абоненту другого оператора применять коэффициенты в зависимости от доли сотовой компании на рынке мобильной связи в Беларуси? Принцип предлагается такой: чем меньше абонентов, тем ниже коэффициент и, соответственно, тем меньше абонент платит за звонки в другие сети.
Компания life за интерконнект с “Белтелекомом” платит меньше, чем другие операторы. Какие-то то дополнительные условия создавать вряд ли целесообразно, так как тарифы операторов являются свободными, они государством не регулируются. Все должно решаться на уровне операторов. Они могут определять свои взаимоотношения самостоятельно.
Здравствуйте, Николай Петрович! Я абонент МТС и жду, когда смогу воспользоваться услугами 3G. В чем причина задержки с выделением для МТС необходимых частот? Хватит ли в Беларуси частотного ресурса в будущем для того, чтобы внедрять новые технологии, например не только 3G, но и 4G, а также Wi-Fi, WiMAX и другие?
Для предоставления услуг передачи данных по технологии WiMAX частоты в Беларуси выделены. Есть компания Yota, которая в следующем году начнет строить свою сеть в Гродно, а затем и в других регионах страны. Кроме того, частоты выделены “Белтелекому”. Первые базовые станции национальный оператор электросвязи запускает в эксплуатацию в Минске в текущем 2009 году.
Услуги по беспроводной технологии Wi-Fi также предоставляются. Точки доступа создаются в основном в местах массового нахождения людей: в гостиницах, кафе, на вокзалах и так далее. Необходимые для предоставления компаниями МТС и velcom частоты для услуг 3G высвобождены. Я думаю, что в первом квартале 2010 года эти два оператора введут услуги 3G в коммерческую эксплуатацию.
В дальнейшем, как я предполагаю, внедрение новых технологий связи в Беларуси и других странах в значительной степени будет происходить за счет высвобождения частотного ресурса при переходе от аналогового к цифровому телевещанию.
После того как у абонентов МТС и velcom появились одинаковые телефонные номера, но только с разными зональными кодами, стало сложнее запоминать, к какому оператору сотовой связи относится тот либо иной номер. Поэтому точно не знаешь, придется звонить в сети “родного” оператора или на номер “чужого”. А от этого зависит стоимость разговора. Почему бы при каждом звонке абоненту в автоматическом режиме не сообщать что-то вроде: “Вы позвонили на номер МТС”?
С технической точки зрения такую услугу по оповещению организовать, наверное, возможно. Но операторам это обойдется очень дорого, так как потребуется приобретать соответствующее оборудование, устанавливать автоответчики. Я могу предложить абонентам более простой вариант решения вопроса: записывать и набирать номер в полном формате. По зональному коду (29 или 33, 44, 25) и первой цифре семизначного номера абонента можно определить, у какого оператора он обслуживается. Поэтому я не вижу в этом особой проблемы.
Объясните, пожалуйста, почему доступ в интернет в Беларуси такой дорогой? Например, в России абоненты платят меньше. Может, пора уходить от монополии “Белтелекома”?
Дорогой или нет — все это относительно. Только за последние четыре года стоимость услуг по доступу в Интернет в нашей стране снизилась примерно в 30 раз. Думаю, что и в 2010 году произойдет снижение, причем, возможно, не один раз. Но нужно учитывать, что стоимость в значительной степени зависит от количества интернет-пользователей в нашей стране. Чем их больше будет, тем меньше у оператора будет приходиться затрат на каждого абонента. Поэтому наша задача — активно наращивать абонентскую базу. Есть и вторая причина, которая сдерживает снижение тарифов. Дело в том, что у нас слабо развит внутренний контент. В итоге основные обращения белорусских пользователей приходятся на интернет-ресурсы, размещенные за пределами Беларуси. Доля зарубежного трафика составляет около 85 процентов. И за него нам приходится дорого платить. Поэтому Министерство связи и информатизации стимулирует развитие национального контента. Для этого и строятся дата-центры, или центры обработки данных. Мы работаем над этой проблемой. И я думаю, что поэтапно стоимость интернет-доступа в Беларуси будет снижаться. Например, в следующем году традиции нарушать не будем, накануне выставки “Тибо”, как планируется, произойдет очередное снижение.
Как Министерство связи и информатизации может посодействовать более активному приходу провайдеров в регионы? Например, предприятиям, которые регистрируются и работают в малых городах и на селе, государство предоставляет льготы. Как Вы относитесь к тому, чтобы льготы дать и интернет-операторам?
Для малых городов и села существуют единые подходы к стимулированию. Поэтому если в таких населенных пунктах будут регистрироваться юридические лица, которые собираются предоставлять населению доступ в Интернет, то они будут пользоваться всеми теми льготами, на которые могут рассчитывать и другие субъекты хозяйствования, действующие в регионах. Я не думаю, что для интернет-провайдеров требуются какие-то дополнительные, особые условия. Если же говорить в целом о развитии интернет-услуг в регионах, то могу сообщить, что были внесены изменения в нормативные правовые акты. И на сегодня все операторы имеют равные права в строительстве своих сетей передачи данных. Мы ушли в этом вопросе от прежнего определенного доминирования “Белтелекома”.
Но остался важный сдерживающий фактор: чтобы предоставлять услуги в регионах, негосударственные операторы должны направить на развитие сети значительные инвестиции. “Белтелекому” работать в регионах значительно проще, так как у него уже есть инфраструктура по всей стране. Тем не менее я думаю, что, по крайней мере, крупные негосударственные операторы пойдут в регионы. Они уже продвигаются в областные центры. И в дальнейшем усиление конкуренции заставит их идти и в районные центры.
В нынешнем году отечественные провайдеры не смогли обеспечить в нашей стране прогнозируемый прирост количества пользователей широкополосным доступом в интернет. Какие дополнительные стимулы, на ваш взгляд, помогли бы активизировать их работу в 2010-м?
Это вопрос комплексный. Его решение зависит в первую очередь от разумной ценовой политики. Еще нужно учитывать востребованность данной услуги, ее наполнение полезным контентом. Когда люди поймут, что они смогут с помощью доступа в Интернет не только “сидеть” в “Одноклассниках”, но и, например, получать справки, оплачивать услуги, еще что-то жизненно необходимое осуществлять, тогда и спрос на интернет-доступ вырастет.
В 2010 году завершается большая программа “Электронная Беларусь”. Когда и какую именно практическую пользу смогут получить благодаря этой программе рядовые жители страны?
В 2010 году программа завершается, но это не означает, что останавливается работа. В дальнейшем мы планируем запустить в эксплуатацию большой интернет-портал, с помощью которого граждане смогут получать широкий комплекс государственных услуг. Такая работа ведется поэтапно. В первую очередь будут созданы условия для взаимодействия государственных органов. На следующем этапе доступ к порталу получит население. Граждане смогут, например, скачивать и распечатывать любые бланки для заполнения документов, предоставлять в электронном виде декларации в налоговые органы и многое другое. Для того чтобы таким порталом смог воспользоваться широкий круг людей, в этой сфере планируется задействовать сеть РУП “Белпочта”. Работники почты будут давать консультации и помогать гражданам. Если у кого-то нет компьютера и доступа в Интернет, то такой человек сможет воспользоваться пунктами коллективного пользования, созданными на базе подразделений “Белпочты” и “Белтелекома”.
Когда на рынок пришел третий мобильный GSM-оператор — life — и предложил низкие тарифы, МТС и velcom тоже пошли на их снижение. Не планирует ли Министерство связи и информатизации пригласить еще одного GSM-оператора, чтобы услуги сотовой связи еще больше подешевели?
Мы не планируем привлекать еще одного GSM-оператора. Объясняется это тем, что мы не можем выделить новому оператору такой же объем частот, который уже получили life, velcom и МТС. В настоящее время уровень конкуренции очень высокий. Поэтому приход в Беларусь еще одного оператора сотовой связи стандарта GSM на стоимость услуг существенно не повлияет.
В целом могу отметить, что тарифы в Беларуси сейчас ниже, чем у наших соседей. И возможности для дальнейшего снижения ограничены. Если необдуманно уменьшать стоимость услуг в дальнейшем, то это может привести к снижению доходов операторов сотовой связи, отрицательно скажется на их возможностях по развитию сетей, их техническом перевооружении, внедрении новых услуг.
В некоторых зарубежных странах абоненты сотовой связи могут переходить на обслуживание к другим мобильным компаниям и при этом сохранять свой номер телефона. Когда такая возможность появится и у жителей Беларуси?
Мы планируем решить этот вопрос в 2012 году. Сейчас не наблюдается значительной миграции абонентов между сетями разных операторов сотовой связи. Абоненты абоненты компаний сотовой и фиксированной связи, являющиеся основными конечными потребителями контента. На абонента нацелены рекламно-информационные усилия рекламных площадок, операторов и контент-провайдеров. Согласно цепочке создания ценности, полученные от абонентов средства разделяются между операторами, контент-провайдерами и правообладателями. не видят большой проблемы в отсутствии услуги переносимости номеров. Сегодня многие граждане являются абонентами нескольких сотовых операторов.