Исчезнет ли почтовая связь?
Исчезнет ли почтовая связь?
Месяц назад почтовые службы всего мира отметили Всемирный день почты. В Беларуси работникам РУП "Белпочта" свои поздравления по случаю праздника направил Министр связи и информатизации Николай Пантелей.Несмотря на лавинообразный переход пользователей от услуг традиционной бумажной почтовой связи к обмену письмами по электронной почте, в Беларуси на "Белпочту" продолжают возлагать важные и значимые функции по коммуникациям между людьми.
Между тем, в день профессионального праздника почтовиков работники ведущих компаний, предлагающих интернет-пользователям сервисы электронной почты в Байнете, также отметили Всемирный день почты, обменявшись мнениями о будущем традиционной бумажной почтовой связи.
Несомненно, очень скоро во многих странах де-факто откажутся от бумаги, так как электронные письма намного удобнее. Услуги бесплатной и платной электронной почты продолжают приносить наибольший трафик, в сравнении с иными веб-проектами и сервисами, запущенными такими ведущими белорусскими порталами, как tut.by и open.by.
Затраты на отправку одного электронного письма несоизмеримо ниже, чем бумажного. Так, если взять совокупные затраты на поддержку сервиса электронной почты, то они составят сумму где-то в $500 в день, в то время как такая система обрабатывает миллион электронных писем в день. То есть, отправка одного электронного письма для крупной провайдерской компании обходится в доли цента или порядка одного белорусского рубля. Понятно, что отправить бумажное письмо традиционной почтой будет стоить намного дороже даже при максимальной производственной загрузке почтовых отделений по всему региону или континенту.
Уже сейчас многие деловые контакты с западными компаниями белорусские предприятия ведут через Интернет, отказываясь от бумажных технологий. По оценкам специалистов, частными лицами стало отправляться в десятки раз меньше бумажных писем, чем это было 10 лет назад.
Между тем, эксперты сходятся во мнении, что в Беларуси предприятия РУП "Белпочта" еще долго будут предлагать услуги по обмену информации через бумажные письма, стараясь сохранить статус популярного средства коммуникаций, в чем-то даже конкурируя с услугами электронной почты. Не потому, что в нашей стране плохо развиты информационно-коммуникационные технологии, а по причине недостаточного обращения внимания традиционной почтовой индустрии на возможности электронной почты, когда интернет только проникал в нашу жизнь. Предприятие почтовой связи могло бы гармонично занять свою нишу в сфере интернет-провайдинга или хотя бы начать предлагать услуги пересылки посланий по электронной почте для тех людей, которые продолжают писать письма на бумаге и слать поздравления на карточках своим друзьям и знакомым. Но сейчас момент для вхождения на рынок услуг электронной почты для РУП "Белпочта" уже потерян. В Беларуси уже сформировалась основная часть интернет-аудитории, которая выбрала для себя наиболее подходящие предложения от интернет-провайдеров и способы общения по электронным каналам связи. Грамотность пользователей Интернета достигла высокого уровня. Участники веб-бизнеса электронных почтовых интернет-служб, располагающихся на белорусских серверных площадках, к настоящему времени полностью поделили национальный рынок таких услуг.
По мнению Председателя совета директоров портала TUT.BY Юрия Зиссера, в сложившейся ситуации предприятие "Белпочта" вряд ли сможет занять значимое положение посредника, с высоким спросом на услуги и выгодой, между теми, кто продолжает писать письма на бумаге и электронным способом отправки таких посланий адресатам.
Традиционной почтовой службе остается сохранять за собой услуги бумажной почты и искать пути новых сервисов в этой сфере. При государственной поддержке, когда документооборот между организациями остается бумажным и разработка законов об электронном документообороте не форсируется, почтовая связь посредством бумаги в нашей стране будет еще долго себя уверенно чувствовать в коммуникационной отрасли.
Есть, кстати, примеры удачного нахождения РУП "Белпочта" прибыльных рыночных ниш для своих услуг в ситуации стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и переход людей на электронные способы общения. Один из примеров - доставка поздравительных открыток к праздникам. Если десять лет назад поздравительные праздничные открытки на 80% отправлялись гражданами, то сейчас частные лица, в связи с колоссальными мультимедийными возможностями интернет-сервисов и электронной почты, отправляют только 10% от всех пересылаемых бумажных открыток. При этом общий объем посылаемых по традиционной почте открыток не сильно изменился. Обусловлено это тем, что оставшиеся 90% сейчас заняли корпоративные отправления бумажных поздравлений предприятиями и организациями. Причем, это не только явление современного времени, но и достижение почтовой службы. Ведь именно РУП "Белпочта" во многом приложило собственные усилия по продвижению таких услуг коммерческим компаниям, увидев для себя выгодную рыночную нишу.