Продажи компьютеров и мобильников в Беларуси упали на треть
Продажи компьютеров и мобильников в Беларуси упали на треть
За январь-сентябрь продажи компьютеров в стране упали на 34,4%, а сотовых телефонов – на 31,9%.
За три квартала 2009 года, по оценке аналитиков компании «Евросеть», в Беларуси было продано всего 703,5 тыс. сотовых телефонов, что на 31,9 % меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Причины падения тривиальны — белорусы стали экономнее и расчетливее: новые аппараты берутся строго по необходимости, в ходу бюджетные телефоны с базовыми функциями, сообщает газета «Рэспублiка».
Впрочем, белорусские сотовые ритейлеры не теряют надежду на восстановление своих рыночных позиций. Отчасти их оптимизм связан с надеждами на постепенное выравнивание потребительского спроса за счет своей гибкой ценовой политики. Только за первый квартал этого года цены на мобильные цифровые устройства снизились в среднем на 6 %. Кроме того, игроки рынка сделали ставку на рост продаж бюджетных моделей ценой до $ 100 и моделей среднего ценового сегмента. Операторы переориентировались на низкие ценовые сегменты, а также на продажу дорогого товара со скидками, чтобы избавиться от быстро устаревающих складских запасов. Хотя положение мало радует: чтобы выйти на докризисный уровень продаж, необходим перезапуск систем потребительского кредитования, а к населению должна вернуться привычка менять мобильные телефоны чаще, чем в Европе. Но вряд ли это случится раньше, чем в конце 2010 года.
По итогам 3 кварталов 2009 года продажи компьютеров и ноутбуков упали на 34,4 % и 33,6 % по сравнению с первым кварталом 2008 года. Примерно такое же положение вещей царит и в сегменте телевизоров и мониторов с той лишь только разницей, что бюджетные модели большим спросом здесь пользоваться не стали. Как рассказывает менеджер по развитию бизнеса корпорации «ViewSonic» в странах СНГ Алексей Новик, покупатель такой техники неспособен в целях экономии перейти на более дешевый продукт — если он не может купить товар сейчас, лучше он вовсе отложит покупку до лучших времен. По итогам года рынок мониторов может потерять около 40 % своих прошлогодних объемов. «Если в минувшем году сообща белорусские импортеры продали около 226 тыс. мониторов, то в нынешнем продадут только 180 тыс. Но если призадуматься, это не так уж и плохо. Дело в том, что белорусский рынок сегодня стремительно теряет те торговые марки, доля которых составляла до 5 %. Но по окончании кризиса покупателям будут предложены действительно качественные и проверенные продукты», — говорит специалист.
Помимо снижения платежеспособности населения существуют и другие причины сокращения объемов продаж цифровой техники. Вывод новых линеек товара по всем брендам происходит с резким увеличением стоимости. Цена меняется из-за того, что большинство производителей понесли крупные убытки в конце 2008 года, и в цены на новые линейки товаров заложили все максимально возможные риски. В итоге многим пришлось резко сократить линейный ряд и сделать упор на продукцию начального и среднего сегментов. В то же время ряд экспертов отмечают, что основной причиной обвала рынка является его насыщенность. По словам специалистов, большие объемы продаж цифровой техники в последние два-три года позволили в значительной мере удовлетворить потенциальный спрос на эти товары в стране. По оценкам аналитиков, в 2008 году поставки цифровых фотокамер в Беларусь выросли по сравнению с 2007-м на 6 %, достигнув 940 тыс. шт., а цифровых видеокамер — снизились на 29 %, до 197 тыс. шт.
Эксперты считают, что в следующем году не стоит ждать восстановления рынка в докризисном объеме, но и дальнейшего падения они также не пророчат. По оптимистичному сценарию прирост продаж должен составить 10—15 % по сравнению с текущим годом. Пессимистичный прогноз предусматривает прирост на уровне всего 3—4 %. Причем некоторые сегменты оживут по совсем тривиальным причинам: средний срок службы цифрового устройства составляет 3 года. Именно в этот период наступит момент его замены, когда дешевле купить новое, нежели чинить старое.