Теория не обязательно суха
26.10.2009
—
Новости Hi-Tech
Белорусский Парк высоких технологий намерен продолжить начатую два года назад поддержку практики совместного открытия учебных лабораторий резидентами ПВТ и вузами. По словам заместителя директора ГУ "Администрация Парка высоких технологий" Александра Мартинкевича, в республиканских учебных заведениях уже создано 30-40 лабораторий и инвестировано около 1 млн. USD.
Студенты технических высших учебных заведений, с которыми общался корр. "БР", также поддерживают открытие компаниями - разработчиками программного обеспечения, являющимися резидентами ПВТ, специализированных лабораторий на территории университетов и институтов. Особенно такая ситуация радует студентов бесплатной формы обучения, которые подлежат обязательному распределению и боятся попасть на отечественные производственные высокотехнологичные предприятия со сложным экономическим положением и низким уровнем заработных плат инженерного персонала.
Во-первых, таким программистским фирмам - резидентам ПВТ дают право набирать себе молодых специалистов из числа выпускников вузов при официальном распределении, что считается у студентов старших курсов бесплатной формы обучения очень неплохим вариантом первого места работы.
Во-вторых, многие студенты программистских специальностей государственных вузов делятся мнением, что в этих лабораториях софтверных предприятий можно действительно получить полезные и ценные знания для будущей профессиональной деятельности. Ведь учебные планы на таких специальностях, как прикладная математика, пересматривают нечасто, и Министерство образования внедряет новые образовательные дисциплины не настолько динамично, как хотелось бы современной молодежи, живущей в мире быстро меняющихся технологий и постоянного устаревания актуальной информации.
Часто можно услышать, что даже в престижных университетах студентам приходится изучать предметы, которые им совсем не нужны при последующей работе по специальности. В то время как многие необходимые прикладные дисциплины не преподают, и их приходится осваивать непосредственно на рабочем месте предприятия или компании, куда приходит молодой специалист после вуза.
"Базовое образование у нас консервативно и должно оставаться таким", - сказала главный инспектор Министерства образования Ирина Киринович, отвечая на вопрос корр. "БР" о взгляде на развитие высшего технического образования в нашей стране.
По отношению к уровню знаний нынешних выпускников программистских специальностей вузов есть два разных мнения. Некоторые практики отмечают, что созданные резидентами ПВТ лаборатории очень узко специализируют талантливых студентов на современные высокоприбыльные интернет-разработки "под себя", что не дает выпускникам обширных знаний, позволяющих выполнять проекты по иным, например, научно-изыскательским или промышленным направлениям IT-приложений.
Авторитетные умы в IT-сфере довольно часто замечают, что путь повсеместного создания частными компаниями специализированных учебных лабораторий в вузах ведет к перераспределению человеческих ресурсов по коммерческим одноразовым разработкам текущего дня, но не дает базовых изменений основного образования, позволяющего готовить универсальных IT-специалистов с современным уровнем знаний.
Другие профессионалы, в основном из ПВТ, где более 50% компаний-резидентов созданы с участием зарубежного капитала, считают белорусских программистов не только очень талантливыми, но и высококвалифицированными. В подтверждение этому в ПВТ считают, что с 2005 года, когда зарождались идеи по развертыванию учебных лабораторий в вузах, белорусский экспорт услуг по созданию программного обеспечения вырос в 10 раз. Значит, белорусские выпускники программистских специальностей могут многое. Тем более что сейчас в Беларуси можно за 2-3 года сделать карьеру начиная с младшего программиста до руководителя проектов.
Заместитель директора ГУ "Администрация Парка высоких технологий" А. Мартинкевич, разъясняя ситуацию корр. "БР", сказал, что у отечественных предприятий и научно-исследовательских организаций есть возможность открывать собственные специальные лаборатории в вузах для подготовки специалистов для своих нужд еще на уровне формирования основных знаний у студентов. Но никто этого не делает.
А. Мартинкевич рассказал о показательном случае, когда одно белорусское производственное предприятие, с которым шли переговоры по созданию совместной лаборатории в вузе, попросило помочь продать в это учебное заведение свою техническую систему в качестве лабораторной базы, а затем уже начать организовывать совместные обучающие проекты.
Впрочем, на базовую систему образования ПВТ также старается воздействовать. К примеру, до конца года совместно с Министерством труда вводятся 7 новых должностей в области информационных технологий, гармонично интегрированных в современную экономику.
Это даст ориентацию на соответствующий рынок труда как раз при подготовке специалистов в образовательных учреждениях. Более того, на базовые программы в образовании повлияет будущая разбивка по различным видам таких специальностей в соответствии с требуемой квалификацией мирового уровня.
Влияние на общую образованность в сфере информационных технологий, без сомнения, также будут оказывать собственные учебные проекты Парка высоких технологий, такие как полностью специализированные центры IT-образования и региональная IT-академия по подготовке преподавателей.
Студенты технических высших учебных заведений, с которыми общался корр. "БР", также поддерживают открытие компаниями - разработчиками программного обеспечения, являющимися резидентами ПВТ, специализированных лабораторий на территории университетов и институтов. Особенно такая ситуация радует студентов бесплатной формы обучения, которые подлежат обязательному распределению и боятся попасть на отечественные производственные высокотехнологичные предприятия со сложным экономическим положением и низким уровнем заработных плат инженерного персонала.
Во-первых, таким программистским фирмам - резидентам ПВТ дают право набирать себе молодых специалистов из числа выпускников вузов при официальном распределении, что считается у студентов старших курсов бесплатной формы обучения очень неплохим вариантом первого места работы.
Во-вторых, многие студенты программистских специальностей государственных вузов делятся мнением, что в этих лабораториях софтверных предприятий можно действительно получить полезные и ценные знания для будущей профессиональной деятельности. Ведь учебные планы на таких специальностях, как прикладная математика, пересматривают нечасто, и Министерство образования внедряет новые образовательные дисциплины не настолько динамично, как хотелось бы современной молодежи, живущей в мире быстро меняющихся технологий и постоянного устаревания актуальной информации.
Часто можно услышать, что даже в престижных университетах студентам приходится изучать предметы, которые им совсем не нужны при последующей работе по специальности. В то время как многие необходимые прикладные дисциплины не преподают, и их приходится осваивать непосредственно на рабочем месте предприятия или компании, куда приходит молодой специалист после вуза.
"Базовое образование у нас консервативно и должно оставаться таким", - сказала главный инспектор Министерства образования Ирина Киринович, отвечая на вопрос корр. "БР" о взгляде на развитие высшего технического образования в нашей стране.
По отношению к уровню знаний нынешних выпускников программистских специальностей вузов есть два разных мнения. Некоторые практики отмечают, что созданные резидентами ПВТ лаборатории очень узко специализируют талантливых студентов на современные высокоприбыльные интернет-разработки "под себя", что не дает выпускникам обширных знаний, позволяющих выполнять проекты по иным, например, научно-изыскательским или промышленным направлениям IT-приложений.
Авторитетные умы в IT-сфере довольно часто замечают, что путь повсеместного создания частными компаниями специализированных учебных лабораторий в вузах ведет к перераспределению человеческих ресурсов по коммерческим одноразовым разработкам текущего дня, но не дает базовых изменений основного образования, позволяющего готовить универсальных IT-специалистов с современным уровнем знаний.
Другие профессионалы, в основном из ПВТ, где более 50% компаний-резидентов созданы с участием зарубежного капитала, считают белорусских программистов не только очень талантливыми, но и высококвалифицированными. В подтверждение этому в ПВТ считают, что с 2005 года, когда зарождались идеи по развертыванию учебных лабораторий в вузах, белорусский экспорт услуг по созданию программного обеспечения вырос в 10 раз. Значит, белорусские выпускники программистских специальностей могут многое. Тем более что сейчас в Беларуси можно за 2-3 года сделать карьеру начиная с младшего программиста до руководителя проектов.
Заместитель директора ГУ "Администрация Парка высоких технологий" А. Мартинкевич, разъясняя ситуацию корр. "БР", сказал, что у отечественных предприятий и научно-исследовательских организаций есть возможность открывать собственные специальные лаборатории в вузах для подготовки специалистов для своих нужд еще на уровне формирования основных знаний у студентов. Но никто этого не делает.
А. Мартинкевич рассказал о показательном случае, когда одно белорусское производственное предприятие, с которым шли переговоры по созданию совместной лаборатории в вузе, попросило помочь продать в это учебное заведение свою техническую систему в качестве лабораторной базы, а затем уже начать организовывать совместные обучающие проекты.
Впрочем, на базовую систему образования ПВТ также старается воздействовать. К примеру, до конца года совместно с Министерством труда вводятся 7 новых должностей в области информационных технологий, гармонично интегрированных в современную экономику.
Это даст ориентацию на соответствующий рынок труда как раз при подготовке специалистов в образовательных учреждениях. Более того, на базовые программы в образовании повлияет будущая разбивка по различным видам таких специальностей в соответствии с требуемой квалификацией мирового уровня.
Влияние на общую образованность в сфере информационных технологий, без сомнения, также будут оказывать собственные учебные проекты Парка высоких технологий, такие как полностью специализированные центры IT-образования и региональная IT-академия по подготовке преподавателей.