Что дадут белорусским абонентам долгожданные сети 3G?
Что дадут белорусским абонентам долгожданные сети 3G?
Что дадут белорусским абонентам долгожданные сети 3G? Беларусь стоит на пороге новой эры коммуникации. Со дня на день в стране начнется коммерческая эксплуатация услуг сотовой связи третьего поколения (3G).
Возбуждение отдельных абонентов понятно – технология предлагает невиданные доселе возможности, начиная от видеотелефонии и заканчивая широкополосной передачей данных. Мобильный телефон теперь фактически превращается в мультимедийный центр. Но это в теории, на практике пока не совсем понятно, для чего на сегодняшний момент белорусским операторам нужно внедрение 3G. Ведь эта технология в других странах не до конца оправдала возложенные на нее надежды. Телекоммуникационные компании по всему миру, накупившие лицензий, пока так и не смогли добиться окупаемости от «тройки».
В мире сегодня насчитывается около 4,5 млрд. пользователей сотовой связи. Это значит, что всего лишь четвертая часть землян пока не обзавелась мобильниками. Примерно 600 млн. абонентов уже используют услуги 3G, а число операторов, предлагающих их, недавно перевалило за 160. При этом, как ни странно это звучит, страны Западной Европы оказались в числе далеко не самых технически продвинутых — здесь проживает только 9 % от числа мировых пользователей 3G-стандарта. Доля держав Азии и Тихоокеанского региона составляет около 40 %, США и Канады – 10 %, Латинской Америки – 10 %, Среднего Востока – 5 %. А вот государства Восточной Европы – в числе мировых лидеров, здесь услугами сотовой связи нового поколения пользуется порядка 19 % мировых абонентов. Так что с появлением Беларуси в числе держав, на территории которых работают 3G-операторы, существенно улучшится статистика. В компании «БеСТ», которая, собственно, и стала первым в стране 3G-оператором, незадолго до старта проекта провели исследование, насколько будут востребованы новые услуги населением. Специалисты пришли к мнению: порядка 4 млн. белорусов уже к 2011 году сменят стареющий GSM-стандарт на передовые технологии.
Впрочем, существует точка зрения, что слишком уж оптимистичны эти оценки. Для начала стоит понять суть третьего поколения связи. Достаточно обратиться к вопросу эволюции коммуникаций. К первому поколению относится традиционная аналоговая телефонная связь – проводные аппараты, установленные в домах и квартирах большинства белорусов. 2G – это уже телефония цифровая. Ее олицетворение – мобильники, которыми сегодня, по данным Министерства связи и информатизации, пользуется 99,3 % жителей страны, или 9,077 млн. человек. А вот третье поколение — это связь с изначальной поддержкой коммутируемых каналов, используемых для общения, хотя главная ставка делается не на них. Иными словами, основная фишка 3G – это пакетная передача данных, или мобильный Интернет. И именно поэтому ситуацию с сетями третьего поколения сейчас сложно назвать однозначной. Запуск сети 3G не означает появления принципиально новых для абонента услуг. Львиная доля инновационных сервисов прекрасно действует в суще-ствующих мобильных сетях. А вот основное преимущество, которое дает внедрение сети 3G, — обеспечение более высоких скоростей при доступе во Всемирную сеть. Причем настолько высоких, что это подразумевает даже трансляцию телепрограмм на маленьком экране мобильного телефона. Однако, как показали исследования операторов сотовой связи, работающих на белорусском рынке, примерно 65 % абонентов – это люди, которым сотовый телефон нужен лишь для разговоров, и только 35 % пользуются дополнительными сервисами. Так что желающих сменить GSM на 3G может оказаться не так уж и много, как предполагают некоторые участники телекоммуникационного рынка.
Дата торжественного запуска нового стандарта связи в Беларуси все время откладывалась. О том, что лицензии на этот вид услуг будут выдавать, белорусские пользователи впервые узнали еще в 2005 году. В Минсвязи отмечали: полномасштабное развертывание сети третьего поколения является чрезвычайно сложной задачей, для решения которой в нашей стране требуется привлечение значительных инвестиций при условии длительного срока их окупаемости. А куда деваться? Даже последние модели сотовых телефонов создаются уже специально под сети 3G. С покупкой турецкой компанией «Turkcell» в 2008 году государственного оператора сотовой связи «БеСТ» у абонентов появилась новая надежда. Продажная стоимость компании была необычайно высока, что, по мнению большинства экспертов, могло свидетельствовать лишь о том, что вместе с компанией инвестор приобрел бонусный пакет, в который была включена 3G-лицензия. Так оно и оказалось. Сегодня компания «БеСТ» фактически на льготных условиях вступает в права монопольного оператора. Дело за малым: расставить везде базовые станции, объединить их в сеть, подключить интернет-канал, придумать новые тарифные планы и начать коммерческую эксплуатацию сети. Но специалисты не исключают, что время от времени будут возникать сбои. А недостаточно широкий диапазон частот, выделенных Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ), не позволит мобильному Интернету быть настолько шустрым, как заложено в технологии 3G.
Впрочем, это явление временное – первопроходцам всегда тяжело. Другой вопрос, когда рынок 3G -услуг столкнется с конкуренцией. Белорусские операторы velcom и МТС также подали заявки на получение частот в ГКРЧ. Но хватит ли свободного диапазона? Известно это станет только после выполнения графика мероприятий по конверсии полос радиочастот GSM-1800 и IMT-2000. В Минсвязи отмечают: законодательством не предусмотрена выдача лицензий на конкурсной основе. Похоже, решения о выдаче разрешений каждому конкретному оператору будут приниматься в индивидуальном порядке, и операторы вполне справедливо опасаются, что 3G им выльется кругленькую сумму.
Как показал опыт внедрения сотовых сетей третьего поколения в мире, в частности в Японии и Западной Европе, существуют разнообразные причины, тормозящие предсказанный бурный рост сетей 3G. Порой реальные цифры отличаются в этих случаях от прогнозов в меньшую сторону на порядок. Первый тревожный звоночек прозвенел еще в 2003 году, когда количество абонентов новой связи у японского оператора NTT DoCoMo оказалось в десять раз меньше, чем прогнозировалось. Рост мобильной базы у европейцев в 2005 году составил всего 150 %, а ведь в свое время только что появившийся GSM рос как на дрожжах, с уверенностью переступая за 200-процентный барьер. По всей видимости, Беларуси также светит резкий рывок. Сейчас доля новых услуг в ARPU Average Revenue per User (ARPU) - среднемесячный доход на абонента (средний доход на абонента) белорусских сотовых операторов составляет 15—20 %, в то время как в сетях 3G этот показатель через 3—5 лет работы сети должен составлять минимум 60 %. Так что при нынешней структуре потребления услуг будет трудно окупить инвестиции в 3G. Что же компании намерены предложить абонентам в сетях нового поколения? Пока специалисты точно уверены в одном: будет популярен скоростной доступ в Интернет. Кроме того, спросом будут пользоваться передача видеоконтента, он-лайновые игры, безналичные платежи за товары и услуги. А вот видеосвязь, на которую когда-то возлагали надежды операторы, в Европе не завоевала особой популярности.
Александр Бенько, «Рэспублiка»